Научная статья на тему 'Методика расчета штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан и организаций МВД России и их структурных подразделений на основе нормативов по труду'

Методика расчета штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан и организаций МВД России и их структурных подразделений на основе нормативов по труду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2491
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ / НОРМА ВРЕМЕНИ / ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ / НОРМАТИВНАЯ ОЦЕНКА / REGULATORY ASSESSMENT / ЗАТРАТЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / THE STAFF QUANTITY REGULATION / ТРУДОЗАТРАТЫ / МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ / THE METHOD OF RATIONING / TIME NORMS / STAFFING SHEET / WORKING TIME OUTLAYS / LABOUR COSTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Е. В., Савоськина Т. Н., Диденко-чинтимур Д. С.

В статье изучаются проблемы штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан организаций МВД России и их структурных подразделений, анализируются подходы к определению норм их штатной численности. Авторы предлагают формулу расчета штатной численности указанных подразделений, которая прошла успешную апробацию на базе подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а также в ГУВД г. Москвы, ГУ МВД по Московской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, ГУ МВД по Амурской, Курганской, Тульской и Ярославской областям, УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре, УМВД по Ямало-Ненецкому автономному округу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Емельянова Е. В., Савоськина Т. Н., Диденко-чинтимур Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of calculating the staff of the divisions on documentation, registering and work with citizens and organizations of the Ministry of the Interior of Russia and their structural subdivisions on the basis of the labour regulations

The problem of calculating the staff of the divisions on documentation, registering and work with citizens and organizations of the Ministry of the Interior of Russia and their structural subdivisions is considered, the approaches to the determination of the staff normative quantity are analyzed. The authors propose the formula for calculating the staff quantity of the units, which was successfully proved on the basis of the units of the Administration of the Ministry of the Interior of Russia in Krasnodar territory, as well as in the city of Moscow, the Administrations of the Ministry of the Interior of Russia in Moscow, Saratov, Sverdlovsk, Tyumen, the Amur Region, and Kurgan, Tula and Yaroslavl Regions, at Khanty-Mansijsky Autonomous Region-Yugra, and Yamal-Nenetsk Autonomous Region.

Текст научной работы на тему «Методика расчета штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан и организаций МВД России и их структурных подразделений на основе нормативов по труду»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

И КАДРОВОЕ

обеспечение деятельности правоохранительных органов

Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,

ведущий научный сотрудник отдела по исследованию отраслевых проблем управления

научного центра, доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Т.Н. САВОСЬКИНА,

старший научный сотрудник отдела по изучению социальных процессов и разработке комплексных проблем обеспечения правопорядка научного центра, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Д.С. ДИДЕНКО-ЧИНТИМУР,

научный сотрудник отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра,

кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)

Методика расчета штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан и организаций МВД России и их структурных подразделений на основе нормативов по труду

В статье изучаются проблемы штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан организаций МВД России и их структурных подразделений, анализируются подходы к определению норм их штатной численности. Авторы предлагают формулу расчета штатной численности указанных подразделений, которая прошла успешную апробацию на базе подразделений ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а также в ГУВД г. Москвы, ГУ МВД по Московской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Амурской, Курганской, Тульской и Ярославской областям, УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре, УМВД по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Нормирование численности, норма времени, штатное расписание, нормативная оценка, за-

траты рабочего времени, трудозатраты, методика нормирования.

В опрос о том, сколько чиновников должно быть в государстве, был актуален на протяжении всей истории государственного управления и не утратил своей актуальности, особенно в свете преобразований, происходящих в правоохранительных органах, в частности, органах внутренних дел.

Острая потребность определения численности сотрудников (работников) органов внутренних дел связана с проводимыми МВД России мероприятиями в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [1], Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах

по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» [2]. Одной из основных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации, заявлена максимальная оптимизация деятельности органов и учреждений внутренних дел в целях повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств, кадрового и трудового потенциала отдельных служб и подразделений.

Важную роль в оптимизации служебного процесса играет научно обоснованное нормирование труда, которое выступает реальным механизмом обеспечения рационального использования трудовых и материальных ресурсов. Еще в начале 20-х гг. первый директор Центрального института труда (ЦИТа) А.К. Гастев писал: «Нормировать — значит искать наиболее выгодную организацию труда» [4, с. 275]. Это, в свою очередь, предполагает анализ организационно-технических условий выполнения работы, методов и приемов труда и разработку мер для внедрения наиболее рационального порядка выполнения нормируемой работы с последующим установлением норм затрат труда.

Согласно отечественной и зарубежной практике внедрение специальных программ по нормированию труда позволяет существенно повысить социально-экономический результат деятельности. Принципиально, что с нормированием труда непосредственно связана организация его оплаты, совершенствование которой является залогом создания эффективных стимулов развития правоохранительных органов.

Между тем следует отметить, что применительно к текущему периоду имеет место занижение роли нормирования труда как в отношении народно-хозяйственного комплекса страны в целом, так и конкретным государственным структурам. Это привело к тому, что применяемые нормы и нормативы не имеют достаточного экономического и психофизиологического обоснования. На практике не редко наблюдается полное прекращение работ по анализу и пересмотру норм трудовых затрат. В большинстве случаев применяемые нормы труда не соответствуют производственным (служебным) и организационно-техническим условиям труда и «подгоняются» под сложившуюся заработную плату. Однако именно в решении вопросов совершенствования нормирования труда кроются резервы повышения его эффективности.

Работа подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел уже вышла далеко за рамки обращения со служебными документами. Указанные подразделения не

только организуют данную деятельность, но и осуществляют инспекторские и контрольные функции по вопросам делопроизводства, обращения граждан и обеспечения режима секретности и конспирации, анализируют сведения по документационному обеспечению управления, организации рассмотрения обращений граждан и защите государственной тайны, направляют в другие службы отраслевую информацию, участвуют в реализации управленческих решений, что является неотъемлемой частью нормотворческой и правоприменительной функции. При этом объем работы на всех стадиях делопроизводственных процессов значительно увеличивается в связи с постоянным ростом социальной информации и возложением дополнительных функций по защите государственной тайны, что свидетельствует о необходимости совершенствовать организацию труда названных подразделений.

Расчет нормирования труда сотрудников (работников) подразделений делопроизводства и режима является сложной исследовательской задачей. Предварительный анализ существующих методик расчета численности персонала и практики их использования различными учреждениями показывает, что имеющиеся модели расчета производственно необходимых затрат времени не ориентированы на специфику деятельности органов внутренних дел и требуют корректировки с учетом специфики выполняемых работ, степени повторяемости отдельных их элементов, неравномерности нагрузки в течение рабочего дня.

В основу разработки комплексной, научно обоснованной методики определения штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел целесообразно положить трехзвенный концептуальный алгоритм «полномочия-функции (виды работ)-трудозатраты». В этом случае может быть предложена следующая последовательность действия по определению штатной численности сотрудников управленческих структур.

Первый этап предполагает изучение законодательства с целью формирования перечня полномочий соответствующего подразделения.

Деятельность сотрудников подразделений делопроизводства и режима регламентируется законодательством Российской Федерации, должностными инструкциями и положениями о структурных подразделениях. При распределении работ между сотрудниками указанных подразделений следует учитывать их квалификацию, специализацию, что должно способствовать качественному и быстро-

IISSN 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22)

му выполнению ими своих функций и задач. Штатная численность сотрудников устанавливается по структурным подразделениям (раздельно для руководителей, специалистов и других служащих).

На втором этапе каждый из видов работ подвергается системному анализу с целью описания функций, т. е. управленческих процедур или видов работ, достаточных для полной реализации соответствующего полномочия, составляются специальные расчетные таблицы.

Третий этап предполагает определение нормативов времени, затрачиваемого на выполнение каждого вида работ (средних трудозатрат). В основу данной разработки могут быть положены экспертные оценки, фотографии (самофотографии) рабочего дня, хронометражные наблюдения.

На четвертом этапе определяется количество повторений управленческой процедуры (вида работ) в рассматриваемый период (как правило, за один год). Это можно осуществить, изучив плановые показатели деятельности органа власти очередного года, а также средние показатели деятельности органа за два предшествующих года.

Расчет нормы времени (НВ) на отдельные операции по документационному обслуживанию производится по формуле

Н - Моп

(1 + тж >

Общая годовая трудоемкость нормируемых работ (Тп) рассчитывается по формуле

Т = Е ив X V ,

где Нв — затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы; ¥1 — объем конкретного вида работы, выполняемой за год.

При расчете численности сотрудников к общей годовой трудоемкости прибавляется время, необходимое для выполнения несвойственных видов работ или операций (заданий руководства, замещения сотрудников, курьерской работы и т. д.), которое принимается за 5—10 % от общей годовой трудоемкости.

На пятом этапе определяется необходимая штатная численность (Чш) сотрудников, расчеты которой по основным видам деятельности производятся по формуле

Чш

То

■ X К

где Моп — среднее расчетное время, К — сумма времени, затраченного на подготовительную и заключительную работу, отдых и личные надобности, дается в процентах от оперативного времени.

Нормы времени установлены в часах на принятую единицу измерения объема каждого конкретного вида работы.

По отдельным видам работ в качестве единицы измерения нормы времени может быть принята не 1, а 10 или 100. Это необходимо учитывать при расчете величины трудозатрат по установленным объемам работ.

С использованием норм времени определяется трудоемкость работ по документаци-онному обеспечению деятельности органов внутренних дел за год и рассчитывается отдельно нормативная численность сотрудников (аттестованный состав) и работников (не аттестованный состав), выполняющих эти виды работ.

Расчеты необходимой численности проводятся по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться в подразделениях делопроизводства и режима органов внутренних дел.

(Фн - Всб - Вот )

где То — общие трудозатраты, распределяемые на объем работы в часах, исчисляемые в соответствии с данными, определяемые суммированием нормированных и внеплановых работ, Фн — нормативный фонд рабочего времени за год, заданного в расчете на одного специалиста1; Всб — время, затрачиваемое на служебно-боевую подготовку в течение года одним специалистом (230 ч в 2010 г., 250 ч в 2011 г.) [3]; Вот — время, затрачиваемое на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности в течение года одним специалистом (158,96 — 8 % согласно нормативам по труду в 2010 г., 158,48 ч - 8 % в 2011 г.); Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством, основные (очередные) и дополнительные отпуска, включая отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся, отпуска без сохранения содержания для ветеранов и пенсионеров и т. п. Данный коэффициент определяется по формуле

Кн = 1 + (процент планируемых невыходов от 100 %) [5].

Минимальный процент планируемых невыходов, применяемый для бюджетных организаций, обычно составляет 10 % рабочего времени [5]. Таким образом, Кн = 1 + (10 % : 100 %) = 1,1.

1 Нормативный фонд рабочего времени ежегодно рассчитывается в производственном календаре, в 2010 г. он составлял 1987 ч, в 2011 г. — 1981 ч. Производственный календарь ежегодно публикуется в СПС «КонсультантПлюс».

Пример расчета штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел Российской Федерации (для аттестованного состава)

Таблица

Наименование работы Содержание работы Единица измерения объема работ Расчетное время Нв (ч) Объем работы за год VI Трудозатраты

Прием, регистрация, обработка, распределение, исполнение поступающих документов Получение пакета, проверка правильности его доставки и целостности упаковки (пакета, конверта), запись прописью количества принятых пакетов, даты и времени приема, подтверждение своей подписи соответствующей печатью или штампом в реестре отправителя (фельдъегеря) 10 пакетов 0,27 5000 136,31

Внесение соответствующей записи в пакетный журнал 10 документов 0,25 3000 74,65

Вскрытие пакетов и конвертов. Проверка соответствия вложения подписям на пакетах, сверка реквизитов на пакетах с номерами, указанными в документе 10 пакетов 0,31 10 000 311,64

Систематизация документов на секретные и несекретные, регистрируемые и нерегистрируемые в соответствии с примерным перечнем нерегистрируемых документов 10 документов 0,23 20 000 465,70

Регистрация документов в соответствующих учетных формах с простановкой штампа, регистрационного (входящего) номера, даты регистрации, количества листов основного документа и приложений к нему 10 документов 0,52 4000 209,99

Занесение документов в журнал учета документов, переданных на доклад начальнику, предварительное рассмотрение документов 10 документов 0,36 9000 320,47

Распределение докладываемых документов по потокам 10 документов 0,23 7000 159,14

Доклад документов начальнику 10 документов 0,25 6000 152,25

Запись резолюции руководителя в журнал учета входящих документов после доклада 10 документов 0,31 6000 184,37

Отметка в учетных формах о движении документов 10 документов 0,23 9000 204,77

Передача документов для исполнения 1 документ 0,20 8000 1606,50

Время, затрачиваемое для выполнения несвойственных видов работ или операций составляет 191,2897 человеко-часов (5 % от годовой трудоемкости). Общая годовая трудоемкость (Г0) = 3825,794 + 191,2897 = 4017,0837 человеко-часов.

Таким образом, штатная численность аттестованных сотрудников рассматриваемых подразделений рассчитывается следующим образом:

ч

4017,0837

Ч х 1,1 = 3 человека.

ш (1987 - 230 - 158,96)

Предлагаемая методика расчета штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел Российской Федерации может быть использована при установлении штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел; для выявления резервов эффективного использования рабочего времени и установления оптимальной нагрузки сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел; для выявления возможностей перераспределения штатной чис-

ленности и функциональных обязанностей между структурными подразделениями, а также должностными лицами в структурных подразделениях подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел; при подготовке должностных инструкций (регламентов) и штатных расписаний; при изменениях структуры подразделений органов внутренних дел; при фактическом либо прогнозируемом росте объемов видов работ.

Список литературы

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента России от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Рос. газ. 2009. 28 дек.

2. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента России от 18 февраля 2010 г. № 208 // Рос. газ. 2010. 19 февр.

3. Об утверждении постановления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 29 июля 2009 г. № 490 // Рос. газ. 2009. 27 авг.

83

4. Гастев А.К. Как надо работать. 2-е изд. М., E-mail: [email protected] 1972. [email protected]

5. Рекомендации по определению штатной чис- [email protected] ленности бюджетных организаций на основе

нормативов по труду. М., 2002.

84

Н.В. СЕРДЮК,

заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Техника вербального обозначения специальных юридических понятий

В статье рассматривается техника словесного обозначения специальных юридических понятий в правотворчестве.

Словообразование, переосмысление, заимствование, словообразовательная модель.

Разработка правовых норм обязательно сопровождается конструированием и вербальным обозначением специальных юридических понятий. Важно учитывать, что «закон есть собрание знаков» [1, с. 222], и связь между словами и понятиями в тексте правовой нормы весьма условна. В целом с помощью языковой формы можно зафиксировать абсолютно все и объявить правовым нормативом любое произвольно взятое утверждение. Не исключена также возможность придания иного смысла какому-либо предписанию, при сохранении его внешнего словесного облика.

Например, в общем правовом языке человечества (в западной традиции права) всегда существовал закон, стоящий даже превыше верховной политической власти. Этот закон называли когда-то божественным правом, потом — естественным правом, а сейчас — правами человека. Формулировки данного закона, восходящие к ХУП—ХУШ вв., обладают высочайшим гуманистическим потенциалом и никогда не будут считаться устаревшими.

Тем не менее право на жизнь, собственность, личную неприкосновенность и другие неотчуждаемые права человека на рубеже ХХ—ХХ1 вв. уже не являются абсолютными. В современных международных и внутригосударственных документах под правами человека нормативно понимаются не только условия и способы его жизнедеятельности, но и границы его свободы, которые позволяют

индивидуализировать свои права, не ущемляя прав и интересов других людей. Признается возможным ограничение личных прав в целях обеспечения общественного порядка, публичной морали, здоровья населения и т. п. Таким образом, слова в нормативных формулировках прав человека остаются неизменными, но им придается несколько иное значение под влиянием общественно значимых ценностей [3, с. 8].

В силу особой социально-нормативной значимости правовых норм любая идея, принятая и словесно оформленная законодателем, автоматически приобретает больший потенциал влияния на мнение и поведение общества.

Нетрудно представить последствия, к которым могут привести юридические иллюзии, ложные посылки и псевдоправовые взгляды в случае, если они закреплены авторитетным словом законодателя и несправедливый закон направляет общественное развитие.

При разрешении конкретных споров о соответствии тех или иных нормативных правовых актов Конституции РФ используются методы лингвистического анализа, выявляющие, в частности, способы различного словесного воплощения конституционных идей и принципов.

Чтобы обеспечить реальное верховенство Конституции, а также исключить бессистемное построение нормативного материала, языковое оформление нормативных правовых актов, целесообразно начинать с опорных понятий. На основе научной концепции проекта нормативного правового акта необходимо определить содержание и объем проектируемых нормативных понятий, их соподчиненность, соотношение с конституционными понятиями, в некоторых случа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.