I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,
ученый секретарь, доктор юридических наук, доцент
Т.Н. САВОСЬКИНА,
заместитель начальника отдела научного центра, кандидат юридических наук
Д.С. ДИДЕНКО-ЧИНТИМУР,
старший научный сотрудник научного центра, кандидат юридических наук
(Академия управления МВД России)
E.V. EMELYANOVA,
scientific secretary, doctor of jurisprudence, associate professor
T.N. SAVOSKINA,
deputy chief of department of scientific center, candidate of jurisprudence
D.S. DIDENKO-CHINTIMUR,
senior research associate of scientific center, candidate of jurisprudence (Academy of management of the Interior Ministry of Russia)
УДК 351.83
Применение нормативов штатной численности в деятельности территориальных органов МВД России
Application of standards of regular number in activity of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia
В статье приводятся практические рекоменда- Practical recommendations about approbation
ции по апробации методик расчета нормативов of methods of computing standards of number of
численности подразделений территориальных divisions of territorial bodies of the Ministry of In-
органов МВД России, разработанные на основе ternal Affairs of Russia are provided in article, de-
исследований, проведенных сотрудниками науч- veloped on the basis of the researches conducted
ного центра Академии управления МВД России by staff of scientific center of Academy of mana-
в период с 2010 по 2013 гг. gement of the Ministry of Internal Affairs of Russia
during the period from 2010 to 2013.
Нормирование численности, норма времени, Number rationing, norm of time, staff list, working
штатное расписание, рабочее время, трудоза- hours, labor costs, rationing technique, approbation. траты, методика нормирования, апробация.
80
Очередным этапом реформирования органов внутренних дел является разработка проекта Дорожной карты дальнейшего реформирования органов [4]. В указанном документе выделены приоритетные направления, а именно:
— повышение кадрового профессионализма и очищение от коррупции;
— открытость и доверие общества;
— доступность правоохранительной помощи;
— профилактика преступности и адекватный ответ новым вызовам и угрозам. Особое внимание уделено совершенствованию системы управления и оптимизации деятельности органов внутренних дел. Отметим, что оптимизация структуры подразделений МВД России должна осуществляться только на основе «установления нормативов, позволяющих определить необходимое количество штатных единиц работников как по отдельным структурным под-
разделениям, так и по организации в целом с учетом использования опыта, техники, специфики предоставляемых органом исполнительной власти услуг и выполняемых ими функций» [5, с. 15].
В соответствии с распоряжениями МВД России [2, 3] подразделениями центрального аппарата МВД России совместно с образовательными учреждениями МВД России проводились научные исследования по разработке нормативов штатной численности. Одним из этапов данной работы стала апробация полученных результатов с целью изучения опыта практического использования в территориальном органе МВД России разработанного нормативного сборника1.
В ходе апробации устанавливалась полнота охвата нормами и нормативами распространенных и характерных видов работ, функций; степень простоты и удобства пользования нормативами; соответствие норм, рассчитанных по нормативам, фактическим затратам труда сотрудников (работников) органов внутренних дел.
В соответствии с Положением о выявлении, применении и распространении положительного опыта в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, апробация — нормативно и организационно оформленные мероприятия по практической проверке возможности реализации наиболее эффективных (в том числе новых) форм и методов оперативно-служебной (служебно-бое-вой) деятельности в конкретном органе, организации и подразделении системы МВД России, проводимые в целях принятия решения о признании их положительным опытом; базовые органы — определенные в установленном порядке органы, организации и подразделения системы МВД России, в которых, наряду с выполнением основных функций, проводится апробация наиболее эффективных (в том числе новых) форм и методов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России [1, прил. № 10].
В нашем исследовании под апробацией разработанных проектов нормативных сборников понимается проведение комплекса нормативно оформленных мероприятий (в рамках деятельности конкретного подразделения (учреждения) системы МВД России) в целях проверки возможности практического использования разработанного нормативного сборника и принятия решения об его распространении в деятельности других подразделений (учреждений).
Апробация проектов нормативов времени в территориальных органах МВД России организуется подразделениями центрального аппарата МВД России2 и выполняется в три этапа.
1 Под нормативными сборниками понимаются методики расчета нормативов штатной численности и расчетные материалы к ним.
2 При необходимости могут привлекаться научно-исследователь-
ские, образовательные учреждения системы МВД России.
1. Подготовка к проведению апробации.
2. Проведение апробации нормативного сборника в подразделениях территориальных органов МВД России.
3. Обобщение результатов апробации и подготовка окончательного варианта нормативного сборника.
Подготовка к проведению апробации (первый этап) предполагает выбор базового органа; разработку инструктивных материалов.
Выбор базового органа для проведения апробации осуществляется подразделением центрального аппарата МВД России и должен отвечать следующим условиям:
— иметь стабильно высокие результаты в оперативно-служебной деятельности;
— эффективно использовать и внедрять передовые формы и методы работы;
— отличаться наличием стабильного и высококвалифицированного кадрового состава в исследуемом направлении деятельности. Конкретные территориальные органы МВД
России для апробации нормативных сборников подразделениями центрального аппарата МВД России (далее — ведущая организация) определяются, исходя из реальных возможностей того или иного органа качественно и своевременно провести эту работу. Желательно, чтобы в число этих подразделений вошли территориальные органы МВД России, на базе которых проводилась разработка нормативного сборника.
Согласно практике, в целях получения результатов высокой степени репрезентативности необходимо проводить исследование в 20—25 и более территориальных органах МВД России.
Количество организаций, в которых будет проводиться апробация, рекомендуется оформить в виде таблицы (табл. 1).
В период подготовки к апробации разрабатываются конкретные инструктивные материалы, которые должны содержать следующую информацию3:
— виды работ, которые необходимо выполнить в территориальном органе МВД России при проведении апробации сборника;
— последовательность выполнения работ;
— порядок установления ответственных исполнителей за выполнение каждого вида работы;
— формы таблиц, а также образцы их заполнения. В разработанных материалах обязательно
должны быть указаны контактные данные лиц, проводящих апробацию.
Необходимое количество экземпляров инструктивных материалов рассылается территориальным органам МВД России (базовым
3 При проведении апробации путем самообследования рекомендуется подготовить подробную презентацию или обучающие видеоролики, в которых должен быть подробно описан алгоритм проведения исследования.
81
Таблица 1
Наименование территориального органа Наименование подразделения, в котором будет проведена апробация Субъекты исследования Сроки апробации
- - - -
82
органам), участвующим в апробации, для чего рекомендуется использовать электронные формы рассылки и сбора документов.
Второй этап проведения апробации нормативного сборника включает несколько стадий.
На первой стадии должны быть определены сроки проведения и предоставления результатов работы ведущей организации.
После получения территориальным органом МВД России материалов для проведения апробации сборника рекомендуется провести совещание руководителей и ведущих специалистов структурных подразделений с целью общего ознакомления с проектом нормативного сборника и инструктивных материалов. На этом совещании необходимо определить состав рабочей группы; назначить руководителя рабочей группы и ответственных исполнителей работ; распределить обязанности между членами рабочей группы; наметить общий порядок работы и сроки подготовки материалов по результатам апробации проекта сборника.
При осуществлении апробации проекта сборника нормативов в территориальном органе МВД России нужно провести анализ содержания нормативного сборника и уточнить запроектированный состав работ в нормативных картах4; привести в соответствие с разработанными нормами и нормативами наиболее типичные работы, выполняющиеся в организации в течение месяца и более, если это связано с необходимостью охватить больше видов работ. Если в ходе разработки сборника полученные данные имели значительные расхождения или были обнаружены несоответствия между условиями, предусмотренными в проекте на стадии разработки, и существующими в данном территориальном органе МВД России, необходимо привести в соответствие с разработанными нормами и нормативами все виды работ. При этом должны быть проанализированы полнота охвата факторов продолжительности и вариантов выполнения работ и правильность указанных в проекте нормативного сборника принятых единиц измерения, а также степень укрупнения, точность и другие характеристики нормативных материалов и предъявляемых к ним требований; уточнена степень диапазонов факторов, влияющих на затраты времени по ви-
4 Под нормативными картами понимаются листы экспертного опроса, хронометражные карты, листы самофотографии и иные формы сбора информации.
дам работ; подготовлено заключение о результатах апробации нормативного сборника.
Вторая стадия предполагает проведение непосредственно самой апробации норм времени путем использования двух методов: экспертных оценок и хронометража.
Выбор метода зависит от особенностей нормирования трудовой деятельности, так как сфера использования ряда методов является узкой и специфичной, применимой лишь к определенным видам деятельности. Так, например, основной целью хронометража трудовых процессов является измерение затрат времени на выполнение повторяющихся трудовых приемов в процессе оперативной работы. Однако данный способ получения данных не может применяться при изучении трудовой деятельности аналитического или творческого характера. В этом случае необходимо применять метод экспертных оценок.
Третья стадия работы по проведению апробации завершается отправлением в адрес ведущей организации: заполненных расчетных таблиц; краткого отзыва о сборнике норм и нормативов в целом и о возможности его использования в организации; общих замечаний и предложений по проекту сборника (в первой редакции), где могут быть изложены пожелания по дополнению его необходимыми нормативными материалами и разработке нормативных карт на работы, выполняемые в организации, но отсутствующие в сборнике.
Замечания и предложения могут быть оформлены в виде приложения (табл. 2).
Можно приложить краткую пояснительную записку к материалам апробации проекта нормативного сборника, в которой необходимо отразить следующее: описать общее состояние и характерные особенности применения проекта нормативного сборника в территориальном органе МВД России; неправильный выбор факторов (коэффициентов), влияющих на уровень выполнения норм и нормативов; несоответствие принятой степени укрупнения нормативов фактическим условиям; неполнота запроектированного состава работ по отдельным нормативам; конкретные причины невозможности применения в территориальных органах МВД России разработанных норм и нормативов на отдельные виды работ.
Обобщение результатов апробации проекта нормативного сборника — третий этап — выполняется ведущей организацией.
Таблица 2
Общие замечания и предложения по проекту сборника (первая редакция)
(наименование сборника) (наименование организации)
Наименование раздела сборника нормативов Сущность замечания (недостатка) Предложения по устранению замечания (недостатка) Обоснование целесообразности предложения, ссылка на обосновывающие материалы и конкретные данные, необходимые для его реализации
- - - -
При обобщении материалов апробации нормативного сборника необходимо определить полноту охвата видов работ и запроектированного состава по элементам трудовых процессов; правильность выбора и учета факторов (коэффициентов), влияющих на величину затрат труда; правильность указанных в проекте нормативного сборника принятых единиц измерения, а также степени укрупнения, точности и других характеристик нормативных материалов и предъявляемым к ним требованиям; рациональность структуры разработанного сборника и удобство его применения в работе.
Результаты апробации в фактических условиях деятельности территориального органа МВД России проекта нормативного сборника систематизируются и компонуются в записке в следующей последовательности: — количество территориальных органов МВД России, которым разослан проект нормативного сборника;
— количество территориальных органов МВД России, которые представили материалы по результатам проведения апробации (в частности, полные, неполные, т. е. указать, что получено);
— количество полученных замечаний и предложений;
— количество замечаний, предложений, принятых к использованию при разработке окончательного варианта сборника, в том числе полностью/частично;
— количество замечаний, которые отклонены;
— средний ожидаемый процент выполнения норм, рассчитанных по нормативному сборнику, и процент отклонения нормативной численности от штатной и фактической.
По принятым замечаниям, предложениям и другим данным апробации сборника в фактических условиях деятельности ведущая организация вносит в проект необходимые изменения и дополнения и подготавливает проект сборника в окончательном варианте.
Список литературы
1. Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России: приказ МВД России от 18 марта 2013 г. № 150.
2. О разработке нормативов численности: приказ МВД России от 15 июня 2011 г. № 1/4814.
3. О разработке нормативов численности по основным направлениям деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 27 сентября 2011 г. № 1/8238.
4. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской
Федерации: материалы расширенной рабочей группы при Министерстве внутренних дел Российской Федерации по дальнейшему реформированию органов внутренних дел. URL: http: // www.prof-police.ru/index. php/2008-10-06-10-08-47/1087-2013-02-04-16-38-33.html (дата обращения: 30.04.2014).
5. Костюков А. Диагностика профессионального потенциала кадров системы регионального управления // Государственная служба. 2005. № 1 (33).
E-mail: [email protected], [email protected], [email protected].
Пояснение редакции: название вышедшей статьи изменить на: «Определение штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан и организаций МВД России».
83