I_
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ
обеспечение деятельности правоохранительных органов
Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,
ведущий научный сотрудник отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра,
доктор юридических наук, доцент
Т.Н. САВОСЬКИНА,
старший научный сотрудник отдела по изучению социальных процессов и разработке комплексных проблем обеспечения правопорядка научного центра,
кандидат юридических наук
Д.С. ДИДЕНКО-ЧИНТИМУР,
научный сотрудник отдела по исследованию отраслевых проблем управления научного центра,
кандидат юридических наук (Академия управления МВД России)
E.V. EMELYANOVA,
Leading Researcher of the Research Department of Branch Problems of Science Centre Management,
Doctor of Juridical Sciences, Associate Professor
T.N. SAVOSKINA,
Leading Researcher of the Research Department of Social Processes and Complex Problems Development
of Law Enforcement in the Science Centre, Candidate of Juridical Sciences
D.S. DIDENKO-CHINTIMUR, Researcher of the Research Department of Branch Problems of Science Centre Management,
Candidate of Juridical Sciences (the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)
УДК 351.83
Апробация методики расчета нормативов численности (практические рекомендации)
Approbation of a method of computing standards of number (practical recommendations)
В статье изучаются проблемы штатной численности подразделений делопроизводства, режима и работы с обращениями граждан организаций МВД России и их структурных подразделений, анализируются подходы к определению норм их штатной численности. Авторы предлагают формулу расчета штатной числен-
The article describes the calculation procedure for record management division staffing level, regime and monitoring of citizens appeals used in the offices of the Ministry of Internal Affairs of Russia and its structural units. The article also analyzes the approaches to defining the norms of staffing levels of these units. The authors suggest
ности указанных подразделении, которая прошла успешную апробацию на базе различных подразделении МВД России: ГУ МВД России по Краснодарскому краю, а также в ГУ МВД России по г. Москве, ГУ МВД России по Московской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, УМВД России по Амурской, Курганской, Тульской и Ярославской областям, УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Нормирование численности, норма времени, штатное расписание, нормативная оценка, затраты рабочего времени, трудозатраты, методика нормирования.
a calculation formula of staffing levels, which was successfully tested on the base of Krasnodar Krai Department of the Russian Ministry of Interior, as well as Moscow Department of the Russian Ministry of Interior, Moscow Region, Saratov Region, Sverdlovsk Region, Tyumen Region, Amur Region, Kurgan Region, Tula Region and Yaroslav Region Departments of the Russian Ministry of Interior, Regional Office of the Ministry of Internal Affairs of Khanty-Mansi Autonomous Okrug (Yugra) and Regional Office of the Ministry of Internal Affairs of Yamalo-Nenets Autonomous Okrug.
Quantity valuation, time allowance, manning schedule, normative evaluation, work time expenditures, labour inputs, valuation technique.
Вопрос о том, сколько чиновников должно быть в государстве, актуален на протяжении всей истории государственного управления и не утратил злободневности в свете преобразований, происходящих в правоохранительных органах, в частности, органах внутренних дел.
Острая потребность определения численности сотрудников (работников) органов внутренних дел связана с мероприятиями, проводимыми МВД России в рамках реализации Указа Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» от 24 декабря 2009 г. № 1468 [1], Указа Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 18 февраля 2010 г. № 208 [2]. Одной из основных задач, обозначенных Президентом Российской Федерации, является максимальная оптимизация деятельности органов и учреждений внутренних дел в целях повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств, кадрового и трудового потенциала отдельных служб и подразделений.
Важную роль в оптимизации служебной деятельности играет научное обоснование нормирования труда, что выступает реальным механизмом обеспечения рационального использования трудовых и материальных ресурсов. Еще в начале 20-х гг. XX в. первый директор Центрального института труда (ЦИТа) А.К. Гастев писал: «Нормировать — значит искать наиболее выгодную организацию труда» [4, с. 275]. Это в свою очередь предполагает анализ организационно-технических условий выполнения работы, методов и приемов труда и разработку мер для внедрения наиболее рационального порядка с последующим установлением норм затрат труда.
Согласно отечественной и зарубежной практике внедрение специальных программ по нормированию труда позволяет существенно повысить социально-экономический результат деятельности. Важно то, что с нормированием труда непосредственно связана его оплата, которая является залогом создания эффективных стимулов развития правоохранительных органов.
Между тем следует отметить, что применительно к современному этапу наблюдается занижение роли нормирования труда как в отношении народно-хозяйственного комплекса страны в целом, так и конкретным государственным структурам. Это приводит к тому, что применяемые нормы и нормативы не имеют достаточного экономического и психофизиологического обоснования: на практике нередко наблюдается полное прекращение работ по анализу и пересмотру норм трудовых затрат.
В большинстве случаев применяемые нормы труда не соответствуют производственным (служебным) и организационно-техническим условиям труда и «подгоняются» под сложившуюся заработную плату. Однако именно в решении вопросов совершенствования нормирования труда кроются резервы повышения его эффективности.
Работа подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел уже давно вышла далеко за рамки обращения со служебными документами. Указанные подразделения не только организуют данную деятельность, но и осуществляют инспекторские и контрольные функции по вопросам делопроизводства, обращения граждан и обеспечения режима секретности и конспирации, а также анализируют сведения по документационному обеспечению управления, организации рассмотрения обра-
73
03
о
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
О *£
s с
и О bS
и и
У S
I—
о
I—
ы о оа о
3
И
с:
о
и
О <
О
S и и ш с О
74
щении граждан и защите государственной тайны, направляют в другие службы отраслевую информацию, участвуют в реализации управленческих решений, и это является неотъемлемой частью нормотворческой и правоприменительной функции. Вместе с тем работы на всех стадиях делопроизводственных процессов значительно увеличивается в связи с постоянным ростом социальной информации и возложением дополнительных функций по защите государственной тайны, что свидетельствует о необходимости совершенствовать организацию труда названных подразделений.
Расчет нормирования труда сотрудников (работников) подразделений делопроизводства и режима является сложной исследовательской задачей. Предварительный анализ существующих методик расчета численности персонала и практики их использования различными учреждениями показывает, что имеющиеся модели расчета производственно необходимых затрат времени не ориентированы на специфику деятельности органов внутренних дел и требуют корректировки с учетом специфики выполняемых работ, степени повторяемости отдельных их элементов, неравномерности нагрузки в течение рабочего дня. В основу разработки комплексной, научно обоснованной методики определения штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел целесообразно заложить трехзвенный концептуальный алгоритм: «полномочия — функции (виды работ) — трудозатраты». В этом случае может быть предложена следующая последовательность действий по определению штатной численности сотрудников управленческих структур.
Первый этап предполагает изучение законодательства с целью формирования перечня полномочий соответствующего подразделения [3]. Деятельность сотрудников подразделений делопроизводства и режима регламентируется законодательством РФ, должностными инструкциями и положениями о структурных подразделениях. При распределении работ между сотрудниками указанных подразделений следует учитывать их квалификацию, специализацию, что должно способствовать качественному и быстрому выполнению ими своих функций и задач. Штатная численность сотрудников устанавливается по структурным подразделениям (раздельно для руководителей, специалистов и других служащих).
На втором этапе каждый из видов работ подвергается системному анализу с целью описания функций, т. е. управленческих процедур или видов работ, достаточных для полной реализации соответствующего полномочия, составляются специальные расчетные таблицы.
Третий этап предполагает определение нормативов времени, затрачиваемого на выполнение каждого вида работ (средних трудозатрат). В основе данной разработки могут находиться экспертные оценки, фотографии (самофотографии) рабочего дня, хронометражные наблюдения.
На четвертом этапе определяется количество повторений управленческой процедуры (вида работ) в рассматриваемый период (как правило, один год). Это можно осуществить, изучив плановые показатели деятельности органа власти за очередной год, а также средние показатели деятельности органа за два предшествующих года.
Расчет нормы времени на отдельные операции по документационному обслуживанию производится по формуле:
нв=м0|
1Ш
где Моп — среднее расчетное время, К — сумма времени, затраченного на подготовительную и заключительную работу, отдых и личные надобности, рассчитывается в процентах от оперативного времени.
Нормы времени установлены в часах, и соотносятся с принятыми для каждого конкретного вида работы единицами измерения объема.
По отдельным видам работ в качестве единицы измерения нормы времени может быть принята не условная единица, а 10 или 100. Это необходимо учитывать при расчете величины трудозатрат по установленным объемам работ. С использованием норм времени определяется трудоемкость работ по документационному обеспечению деятельности органов внутренних дел за год и отдельно рассчитывается нормативная численность сотрудников (аттестованный состав) и работников (неаттестованный состав), выполняющих эти виды работ. Расчеты необходимой численности проводятся по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться в подразделениях делопроизводства и режима органов внутренних дел. Общая годовая трудоемкость нормируемых работ рассчитывается по формуле:
Тн = 1НвхУ1,
где Нв — затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы; V. — объем конкретного вида работы, выполняемой за год.
При расчете численности сотрудников к общей годовой трудоемкости прибавляется время, необходимое для выполнения несвойственных видов работ или операций (заданий руководства, замещения сотрудников, курьерской работы и т. д.), которое принимается за 5—10 % от общей годовой трудоемкости.
На пятом этапе определяется необходимая штатная численность сотрудников, расчеты которой по основным видам деятельности производятся по формуле:
Т
Ч,=
Ф - В б - В
тт сб о
-X К
где То — общие трудозатраты, распределяемые на объем работы в часах, исчисляемые в соответствии с данными, определяемые суммированием нормированных и внеплановых работ, Фн — нормативный фонд рабочего времени за год, заданного в расчете на одного специали-
ста1; Всб — время, затрачиваемое на служебно-боевую подготовку в течение года одним специалистом (230 час. в 2010 г., 250 час. в 2011 г.) [3]; Вот — время, затрачиваемое на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых и личные надобности в течение года одним специалистом (158,96 час. — 8 % согласно нормативам по труду в 2010 г., 158,48 час. — 8 % в 2011 г.); Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством, основные (очередные) и дополнительные отпуска, включая отпуска для работников с ненормиро-
Таблица
Пример расчета штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел Российской Федерации (для аттестованного состава)
Наименование работы Содержание работы Единица измерения объема работ Расчетное время Нв (ч.) Объем работы за год Vi Трудозатраты
Получение пакета, проверка правильности его доставки и целостности упаковки (пакета, конверта), запись прописью количества принятых пакетов, даты и времени приема, подтверждение своей подписи соответствующей печатью или штампом в реестре отправителя (фельдъегеря) 10 пакетов 0,27 5000 136,31
Внесение соответствующей записи в пакетный журнал 10 документов 0,25 3000 74,65
Вскрытие пакетов и конвертов. Проверка соответствия вложения подписям на пакетах, сверка реквизитов на пакетах с номерами, указанными в документе 10 пакетов 0,31 10 000 311,64
Прием, регистрация, обработка, распределение, исполнение поступающих документов Систематизация документов на секретные и несекретные, регистрируемые и нерегистрируемые в соответствии с примерным перечнем нерегистрируемых документов 10 документов 0,23 20 000 465,70
Регистрация документов в соответствующих учетных формах с простановкой штампа, регистрационного (входящего) номера, даты регистрации, количества листов основного документа и приложений к нему 10 документов 0,52 4000 209,99
Занесение документов в журнал учета документов, переданных на доклад начальнику, предварительное рассмотрение документов 10 документов 0,36 9000 320,47
Распределение докладываемых документов по потокам 10 документов 0,23 7000 159,14
Доклад руководителю о полученных документах 10 документов 0,25 6000 152,25
Запись резолюции руководителя в журнал учета входящих документов после доклада 10 документов 0,31 6000 184,37
Отметка в учетных формах о движении документов 10 документов 0,23 9000 204,77
Передача документов для исполнения 1 документ 0,20 8000 1606,50
1 Нормативный фонд рабочего времени ежегодно рассчитывается в производственном календаре. В 2010 г. он составлял 1 987 час., в 2011 г. - 1 981 час. Производственный календарь ежегодно публикуется в СПС КонсультантПлюс.
75
03
о
X
<
U
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
О *£
s с
и О bS
и и
У S
I—
о
I—
ы о оа о
3
И
с:
о
и
О <
О
S и и ш С О
S н и
0
1
л
<
и н
К
И ^
И S I
и
У
и с
ванным рабочим днем, отпуска по временной нетрудоспособности, отпуска для учащихся, отпуска без сохранения содержания для ветеранов и пенсионеров и т. п. Данный коэффициент определяется по формуле:
Кн = 1 + (процент планируемых невыходов 100 %) [5].
Минимальный процент планируемых невыходов, применяемый для бюджетных организаций, обычно составляет 10 % рабочего времени [5]. Таким образом, Кн = 1 + (10 % : 100 %) = 1,1.
Время, затрачиваемое для выполнения несвойственных видов работ или операций, составляет 191,2897 человеко-часов (5 % от годовой трудоемкости). Общая годовая трудоемкость рассчитывается следующим образом: (То) = = 3825,794 + 191,2897 = 4017,0837 человеко-часов.
Следовательно, штатная численность аттестованных сотрудников рассматриваемых подразделений имеет следующее значение:
Ч, =
4017,0837
1987 - 230 -158,96
х1,1 = 3
Список литературы
1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Рос. газ. 2009. 28 дек.
2. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 // Рос. газ. 2010. 19 февр.
3. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 // Рос. газ. 2009. 27 авг.
Предлагаемая методика расчета штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел РФ может быть использована при установлении штатной численности подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел; выявлении резервов эффективного использования рабочего времени и установлении оптимальной нагрузки сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам подразделений делопроизводства и режима органов внутренних дел; выявлении возможностей перераспределения штатной численности и функциональных обязанностей между структурными подразделениями, а также должностными лицами в подразделениях делопроизводства и режима органов внутренних дел; при подготовке должностных инструкций (регламентов) и штатных расписаний; изменениях структуры подразделений органов внутренних дел; фактическом или прогнозируемом росте объемов видов работ.
4. Гастев А.К.. Как надо работать. 2-е изд. М., 1972.
5. Рекомендации по определению штатной численности бюджетных организаций на основе нормативов по труду Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. М., 2002.
E-mail: [email protected] [email protected] [email protected]
76