Научная статья на тему 'Нормирование трудовой деятельности в обеспечивающих подразделениях органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации: основные характеристики, тенденции, проблемы и пути их преодоления'

Нормирование трудовой деятельности в обеспечивающих подразделениях органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации: основные характеристики, тенденции, проблемы и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
852
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НОРМИРОВАНИЕ / НОРМА ТРУДА / LABOUR NORMS / НОРМА ВРЕМЕНИ / LABOR TIME NORMS / МЕТОДЫ НОРМИРОВАНИЯ / THE METHODS OF NORMATIVE REGULATION / ПРИНЦИПЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА / THE PRINCIPLES OF LABOUR MEASUREMENT / ЗАДАЧИ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА / THE TASKS OF LABOUR MEASUREMENT / МЕТОДИКА НОРМИРОВАНИЯ / NORMATIVE REGULATION / THE NORMATIVE REGULATION METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зубков В.Ю., Червонных Елена Валерьевна, Савоськина Татьяна Николаевна

В предлагаемой статье авторами рассмотрен ряд основных вопросов нормирования трудовой деятельности, дано понятие «нормирование трудовой деятельности», обозначены основные задачи, функции и принципы нормирования труда. Выявив основные проблемы, возникающие в области нормирования труда органах внутренних дел, авторы предлагают основные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The normative work in the sphere of labour activity at ensuring departments and agencies of the Ministry of the Interior of Russia: basic characteristics, trends, challenges and the ways to overcome them

A number of key questions concerning normative work in the sphere of labour activity are considered, the concept of labour activity normative work is given, the key tasks, functions and principles of labour activity measurement are outlined. Having identified the main problems in the field of regulation of labour in law-enforcement bodies, the authors offer the basic solutions of the problem.

Текст научной работы на тему «Нормирование трудовой деятельности в обеспечивающих подразделениях органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации: основные характеристики, тенденции, проблемы и пути их преодоления»

_I

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

правоохранительной деятельностью

Т.Н. САВОСЬКИНА,

старший научный сотрудник Научного центра, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Е.В. ЧЕРВОННЫХ,

научный сотрудник Научного центра, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

В.Ю. ЗУБКОВ,

слушатель вечернего отделения I факультета (Академия управления МВД России)

Нормирование трудовой деятельности в обеспечивающих подразделениях органов и учреждений Министерства внутренних дел Российской Федерации: основные характеристики, тенденции, проблемы и пути их преодоления

В предлагаемой статье авторами рассмотрен ряд основных вопросов нормирования трудовой деятельности, дано понятие «нормирование трудовой деятельности», обозначены основные задачи, функции и принципы нормирования труда. Выявив основные проблемы, возникающие в области нормирования труда в органах внутренних дел, авторы предлагают основные пути их решения.

нормирование, норма труда, норма времени, методы нормирования, принципы нормирования труда, задачи нормирования труда, методика нормирования.

Одним из наиболее прогрессивных способов достижения оптимальной выгоды от трудовой деятельности работников различных сфер деятельности, включая органы и учреждения Министерства внутренних дел, является ее нормирование. Актуальность исследования данной темы подтверждена Указом Президента РФ от 25 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», согласно которому штатная численность сотрудников органов и учреждений внутренних дел должна быть сокращена не менее чем на 20 %[1].

Думается, сокращение штатной численности требует серьезной и обоснованной программы действий, которая должна базироваться на разработке и применении научно обоснованных норм времени, соответствующих уровню развития техники, технологии и организации трудовой деятельности [8].

Современная политика трансформирования органов внутренних дел основана на выделении несвойственных для милиции функций, что в большей степени характерно для функций обеспечения, свойственных деятельности таких подразделений органов внутренних дел, как правовое, тыловое, финансово-экономическое, а также делопроизводства и режима.

Процесс нормирования труда сотрудников органов внутренних дел должен осуществляться исходя из анализа условий его выполнения, рационализации и определения необходимых затрат труда научно обоснованными нормами и нормативами, разработанными на основании данных технических, экономических, психофизиологических и социологических исследований. Это позволит адекватно оценить вклад каждого сотрудника в конечные результаты деятельности любой организации или учреждения, в частности и системы органов и учреждений Министерства внутренних дел.

л н и

0

1

л

<

ы н к

ы ^

0

1

л

<

ы н к

I

X о о вэ

с

I

ы <

ва

г?

С

ы <

ш о а С

14

Строгой регламентации должны подвергнуться все существующие технологические и организационные связи, что послужит основой расчета длительности трудового цикла, установит его начало и окончание [13]. Следует отметить, что в организации и нормировании труда сотрудников органов внутренних дел обозначенных подразделений рабочее время отражает количество и качество затрат труда, а его количество характеризует эффективность использования всех экономических ресурсов.

Среди важнейших задач по нормированию труда сотрудников обеспечивающих подразделений органов внутренних дел следует обозначить разработку и внедрение научно обоснованных норм и нормативов по труду; выявление резервов повышения эффективности трудовой деятельности, потерь рабочего времени, недостатков в организации труда; разработку на основе полученных данных организационно-технических мероприятий по ее совершенствованию трудовой деятельности; внедрение норм труда; контроль над их освоением и накопление материалов для их пересмотра.

В качестве основных функций нормирования трудовой деятельности сотрудников органов внутренних дел выделяются распределение труда и его научная организация; планирование рабочего процесса; оценка трудовой деятельности отдельных сотрудников и коллективов, служащая основанием для их морального и материального поощрения.

Организация и нормирование труда неразрывно связаны между собой: основой нормирования труда является его рациональная организация. Вместе с тем экономически и социально обоснованная организация труда выступает необходимым условием научной разработки норм трудовых затрат. Под организацией труда следует понимать применяемые формы и методы соединения, координации и управления рабочей силой, предметами труда и средствами производства в едином процессе труда [6].

Для сотрудников (работников) обеспечивающих подразделений органов внутренних дел главной целью является обеспечение высококачественного и эффективного выполнения работы в определенные сроки на основе полного использования рабочего времени, с применением рациональных приемов и методов, а также создание комфортных (обеспечивающих длительное сохранение работоспособности) условий труда каждому сотруднику. Качество и эффективность трудовой деятельности сотрудников во многом зависят от ее условий.

Как явление сложное, организация труда требует подробного рассмотрения и анализа, что делает ее предметом самостоятельного научного исследования.

История развития отечественной теории нормирования труда связана с именами ряда видных ученых, среди которых профессор Я.М. Пунский, опубликовавший в 1927 г. работу, где впервые была предпринята попытка устранения разрыва между теорией и практикой нормирования труда, а также изложена авторская методика установления его норм [9]. В 1930 г. в книге «Новые идеи в техническом нормировании» профессор В.М. Иоффе изложил рекомендации по расчету норм рабочего времени с помощью систем микроэлементов [8]. Существенный вклад в развитие теории нормирования труда внес профессор П.Ф. Пе-троченко, который в 1964 г. первым доказал необходимость обеспечения единства норм на одинаковые работы, выполняемые в аналогичных условиях, независимо от ведомственной принадлежности организации [9]. Он также обосновал единую методологию нормирования труда, позволяющую устанавливать нормы на основе изучения условий, в которых протекает нормируемая работа, диагностировать, классифицировать и по возможности устранять различные отклонения от нормальных условий труда и пересматривать нормы в зависимости от изменений условий, на которые они ранее были рассчитаны. П.Ф. Петроченко полагал, что нормы труда должны быть перспективными, и передовая организация труда должна носить обязательный характер.

Последние фундаментальные работы в области нормирования труда подразделений обеспечения деятельности органов и учреждений Министерства внутренних дел (С.Е. Вицина, Л.Ш. Берекашвилли, Г. Г. Зуйкова и других) датируются 70-ми гг. XX в. ив большей степени касаются не разработки конкретных норм (времени, нагрузки, численности), а механизма осуществления подготовительных работ к проведению нормирования. В частности, в работе Л.Ш. Берекашвилли «Основы нормирования штатной численности в органах внутренних дел» акцент сделан на модели сложного многофакторного математического анализа и расчете численности персонала, основанного на ряде хронометражных замеров. На сегодняшний день при нормировании штатной численности сотрудники оргштатно-го управления их не используют, потому что для работы с ними необходима специальная подготовка.

Установление индивидуальной нормы для каждого сотрудника органов внутренних

дел является весьма непростой задачей, поскольку определенную сложность при нормировании трудовой деятельности представляет сам человек. Ведь по своей сути норма затрат труда служит неким мерилом для оценки его труда и тем идеалом, к которому нужно стремиться [16].

В практике нормирования нерешенными остаются проблемы, наиболее серьезными из которых являются работа по устаревшим нормативным материалам по труду и отсутствие современных исследований. Одно из последних исследований по вопросам анализа состояния нормирования труда проведено Центральным бюро нормативов по труду (далее — ЦБНТ) в 1998 г. на базе 281 учреждения различных форм собственности и организационно-правовых форм управления в 68 регионах России. Полученные результаты свидетельствуют о значительном снижении охвата работников нормированием труда, ухудшении работ по подготовке новых и пересмотру действующих норм и нормативов, снижении качества, обоснованности и прогрессивности применяемых трудовых норм и т.п. По результатам исследования 96 % нормативов по труду, изданных в 1980-е гг., не отвечают складывающемуся технологическому и организационному уровню производства, что практически исключает их использование в работе по нормированию труда [15].

По сравнению с 1998 г. ситуация в данной области существенно не улучшилась и проблема пересмотра и корректировки норм времени и численности штата остается открытой, проводившаяся ранее в централизованном порядке планомерная работа по постоянному обновлению и поддержанию уровня прогрессивности нормативных материалов для нормирования труда практически свернута на всех уровнях их разработки. Межотраслевые нормативы по труду практически пересматривались с 1992 г. (с указанного момента разработано и пересмотрено всего 47 сборников межотраслевых норм и нормативов для нормирования труда). При таких темпах совершенствования действующей межотраслевой нормативной базы (примерно шесть сборников в год) для полного ее обновления потребуется как минимум пятьдесят лет [11]. Отметим, что за рубежом отклонение процента выполнения установленных норм труда в ту или иную сторону только на 4—6 % незамедлительно приводит к их пересмотру [10].

В системе МВД такие разработки не ведутся. В нормативных правовых актах, касающихся организационно-штатной работы, структурного построения органов внутренних дел, в частности, в Инструкции по орга-

низации организационно-штатной работы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 26 августа 2009 г. № 666 [3] конкретных нормы (времени, нагрузки, численности штата) не прописаны и нет указания на нормативные правовые акты, в которых закреплены эти нормы. В приказе МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1220 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации» [4] указаны нормативы штатной численности органов внутренних дел и их структурных подразделений, рассчитанные в зависимости от количества населения, проживающего на обслуживаемой территории. Однако политика оптимизации штатной численности сотрудников органов внутренних дел нуждается в новых подходах.

Нужно измерить оценку трудовых затрат всех видов деятельности и разновидностей выполняемых работ, ограничить оптимальную интенсивность и обеспечить нормальные условия труда; повысить качество устанавливаемых норм труда, максимально приблизив их к необходимым затратам; научно обосновать их на основе более полного учета как организационно-технических, экономических, психофизиологических, так и социальных факторов [1].

Реализация указанных требований вызывает необходимость усиления роли органов управления на всех уровнях в обеспечении единых методических принципов при нормировании труда, а также в принятии решений, касающихся централизованно разрабатываемых нормативных материалов для обеспечивающих подразделений органов внутренних дел.

Мировой опыт решения этих вопросов свидетельствует о постоянном расширении сферы применения нормирования труда как в материальном, так и в нематериальном производстве. Как правило, лишь небольшие организации и учреждения с численностью работающих до 50 человек не применяют норм труда, ограничиваясь соблюдением элементарных мер по его организации1.

1 Отметим, что часто вопросы нормирования труда регламентируются только условиями коллективного договора, поэтому важную роль в контроле за интенсивностью труда играет позиция профсоюзной организации при заключении коллективного договора или иных отраслевых трудовых соглашений. Так, в договорах трудового найма предусматривается возможность изменения норм лишь при соответствующих изменениях организационно-технических условий работы и запрещение их ужесточения без соответствующего улучшения условий труда. Кроме того, ими устанавливается минимальный уровень выполнения норм труда и темпа работы.

2 л н и о X

л

<

и н к

и ^

о X

л

<

и н к

X

£ X о о

03

с

X

и <

03

с

и <

ш о а С

15

л н и

0

1

л

<

и н к

и ^

0

1

л

<

и н к

I

£ X о о

03

с

I

и <

оа С

и <

ш о а С

16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В развитых странах в вопросах нормирования деятельности полиции большое значение придается подготовке специалистов в области нормирования труда. В целях их обучения Международная организация труда периодически выпускает учебники и методические пособия по нормированию труда. Кроме того, большую работу по подготовке и повышению уровня квалификации специалистов данного профиля проводят профессиональные организации, в частности Институт инженеров по организации труда и управления производством (США) и аналогичные организации в странах Европы. В Великобритании получили широкое распространение курсы повышения квалификации нормировщиков-практиков, где с использованием новейших технологических средств в течение одного-двух дней нормировщик может не только подтвердить свою квалификацию, но и повысить ее. Эти меры дают возможность поддерживать определенный уровень требований к жесткости норм в промышленности страны.

В связи с реформированием МВД России наиболее остро встал вопрос о применение межотраслевых и отраслевых нормативов расчета численности персонала подразделений обеспечения деятельности органов и учреждений внутренних дел. Тем не менее опора на устаревшие нормативные материалы представляется бесперспективной. Отметим, что специфика органов внутренних дел не позволяет применять многие нормативы расчета численности для подразделений обеспечения деятельности органов и учреждений Министерства внутренних дел, в частности, не существует нормативов расчета численности для подразделений по материально-техническому и военному снабжению, связи, специальной техники и автоматизации и др. Применение нормативов численности работников юридической службы 1990 г. для расчета численности правовых подразделений органов и учреждений Министерства внутренних дел невозможно вследствие специфики их деятельности и особенностей финансирования, которое оказывает существенное влияние на виды (подвиды) выполняемых работ и их продолжительность. Следовательно, для системы МВД России необходимо разработать такие нормативы времени, которые отвечали бы специфике деятельности подразделений и позволили рассчитать необходимую штатную численность сотрудников с учетом выполнения конкретных объемов работ.

Тем не менее деятельность подразделений обеспечивающего характера в системе МВД России (кадровое, правовое, материально-техническое, финансово-экономическое,

делопроизводства и режима) по основным функциям и характеристикам мало чем отличается от деятельности таких же учреждений вне системы МВД. Таким образом, возможно использовать хорошо зарекомендовавшие себя современные методики нормирования (в частности методики расчета численности персонала на основе норм времени) с учетом специфики деятельности рассматриваемых подразделений.

В качестве метода нормирования в данном случае целесообразно использовать метод фо-тохронометражных замеров затрат рабочего времени, который представляет собой симбиоз фотографии рабочего времени и хронометража. Посредством фотографии рабочего времени — измерения всех его затрат в течение определенного периода работы (например, часа или полного рабочего дня) одного исполнителя или группы выявляются фактические причины невыполнения какой-либо работы, появляются возможности устранения недостатков организации трудового процесса. Хронометраж трудовых процессов предназначен для измерения затрат времени на выполнение периодически (многократно) повторяющихся видов трудовых действий (операций, приемов, движений) в процессе работы. Данные методы также позволяют выявить функции, не свойственные для конкретных подразделений органов внутренних дел, и определить процент потерь времени от основной работы, что позволит скорректировать и оптимизировать трудовую деятельность, повысить ее качество [4].

Выделим ряд предложений, направленных на совершенствование нормирования в подразделениях обеспечения органов и учреждений Министерства внутренних дел.

1. В качестве основы разработки методики расчета штатной численности сотрудников подразделений обеспечения деятельности органов и учреждений Министерства внутренних дел, таких как кадровое, правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, хозяйственное обеспечение, делопроизводства и режима, могут быть использованы «Рекомендации по нормированию штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду».

2. Расчеты необходимой численности штата сотрудников подразделений обеспечения деятельности органов и учреждений внутренних дел важно проводить по всем видам работ, которые осуществляются или должны осуществляться в указанных подразделениях, с использованием следующих формул.

Чш = (Ти: Фн) х Кн, где Чш — штатная численность сотрудников, Ти — итоговые трудозатраты

на объем работы в днях или часах, определяемые суммированием нормированных, ненормированных и внеплановых работ, Фн — нормативный фонд рабочего времени одного специалиста за год, Кн — коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников, регламентируемые трудовым законодательством (основные (очередные) и дополнительные отпуска, включая отпуска для работников с ненормированным рабочим днем, по временной нетрудоспособности, для учащихся, без сохранения содержания для ветеранов и пенсионеров и т.п.). Данный коэффициент определяется по формуле

Кн = 1 + (процент планируемых невыходов : 100 %) [14].

Минимальный процент планируемых невыходов, обычно применяемый для бюджетных организаций, составляет 10 % рабочего времени2. Таким образом, в данном случае и в последующих примерах Кн = 1 + (10 % : 100 %) = 1,1.

При расчетах штатной численности конкретного подразделения процент невыходов следует выводить из данных учета отдельно взятого подразделения, в отношении которого проводятся расчеты численности персонала.

Приведенная методика адаптирована к применению для расчета штатной численности различных подразделений обеспечения деятельности органов и учреждений Министерства внутренних дел, таких как правовое, кадровое, финансово-экономическое, тыловое, делопроизводства и режима, объединенных общей функцией обеспечения.

3. Важнейшей тенденцией в управлении нормированием труда является расширение связей с консультативными фирмами, занимающимися этой проблемой, а также владеющими программным обеспечением решаемых вопросов при использовании высокоэффективной вычислительной техники и т.п.

Программой нормирования должен предусматриваться контроль за выполнением хода данных работ, что в первую очередь связано со стремлением к повышению эффективности использования трудового потенциала работников, изысканию незадействованных резервов, а также — обучению сотрудников рациональным методам труда, установленным в ходе нормативно-исследовательских работ.

4. В органах внутренних дел должны быть разработаны научно обоснованные рекомендации и методики по нормированию штатной численности подразделений системы МВД

2 Данная формула предложена в рекомендациях по определению штатной численности бюджетных организаций на основе нормативов по труду [14].

России и расширена практика самостоятельного проведения организационно-штатными подразделениями всесторонних фотохро-нометражных и иных эмпирических работ в целях разработки специализированных нормативных материалов. Для этого в органах внутренних дел необходимо заниматься профессиональной подготовкой и повышением квалификации нормировщиков.

Список литературы

1. О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 // Рос. газ. 2009. 28 дек.

2. О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208// Рос. газ. 2010.19 окт.

3. Об утверждении Инструкции по организации организационно-штатной работы в органах внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 26 августа 2009 г. № 666.

4. О некоторых организационных вопросах и структурном построении органов внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 30 декабря 2007 г. № 1220.

5. Об утверждении рекомендаций по организации нормирования труда в отраслях экономики: Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 33. URL:http://pravo.levonevsky.org/bazaby/org376/ basic/text0047.htm

6. Бухалков М.И. Организация и нормирова-

ние труда: учеб. для вузов. — 3-е изд., испр. и доп. - М., 2009.

7. Зарубежный опыт нормирования труда. Рекомендации по использованию в отечественной практике. URL: http:// www.jobgrade.ru.

8. Иоффе В.М. Новый метод нормирования ручных приемов и работ // Предприятие. 1930. № 11-12.

9. Нормирование труда: учебник / под ред.

Б.Т. Генкина. - М., 1985.

10. Нормирование труда. URL:http://laboureco-nomics.ru/glava6/p62

11. Нормирование труда. URL:http://www. jobgrade.ru/modules/Articles/article. php?storyid=22.

12. Опыт организации нормирования труда в странах с развитой рыночной экономикой. URL: http://mtd-club.ru/23.html.

13. Организация и нормирование труда / под ред. В.В. Адамчука. - М., 1999.

2 J3

н и о X

л

<

И

н «

И

о X

л

<

И

н S X

£ X о о

оэ %

С

X

И <

03 С

И <

ш о а С

17

л н u о X

л

<

ы н к

ы ^

:|S

0

1

л

<

ы н S I

X о о вэ

с

I

ы <

со с

ы <

ш о а с

18

14. Рекомендации по определению штатной численности бюджетных организаций на основе нормативов по труду / Центральное бюро нормативов по труду. — М., 2002.

15. Состояние и концепция совершенствования нормирования труда в современных условиях. ИКЬЛйр: //www.jobgrade.ru/modules/Ar-ИсЬБ/ article.php?storyid=22

16. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление — это наука и искусство. — М., 1992.

17. Ясакова Н.В. Опыт развитых стран с рыночной экономикой по совершенствованию нормирования труда. — М., 1991.

E-mail: rioakmvd-1@yandex.ru

А.Д. УЛЬЯНОВ,

доцент кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Оценка профессиональных знаний руководителей органов внутренних дел с использованием компьютерного тестирования

В статье анализируются проблемы внедрения инновационных технологий в процесс контроля и оценки знаний руководящего состава органов внутренних дел с использованием компьютерного тестирования как одного из приоритетных направлений современного обучения.

правовая культура руководителя, диагностика знаний, компьютерное тестирование, профессиональные тесты, типы компьютерных заданий (вопросов).

Приоритетными направлениями деятельности системы МВД России определены следующие: повышение уровня требований к критериям отбора кадров для прохождения службы в органах внутренних дел, совершенствование профессионально-нравственного и культурно-эстетического воспитания личного состава, повышение правовой грамотности и правовой культуры [1, п. 6]. Указанные меры призваны ликвидировать пробелы в теоретических знаниях управленческой деятельности, правовой культуры, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность аппаратов, служб и подразделений системы МВД России.

Организованный и целенаправленный процесс овладения профессиональными знаниями, постоянное совершенствование умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, становятся важнейшими условиями защиты прав и законных интересов граждан, общества, государства. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специа-

листов, освоение новых методов решения профессиональных задач [1, п. 57].

Оценка профессионального уровня и деловых качеств руководящего состава — один из важнейших элементов квалификационных требований любой организации, в частности МВД России. Она позволяет связать воедино все элементы системы управления, а результаты этой оценки служат информационной базой для принятия решений в сфере управления сотрудниками органов внутренних дел.

В практике управления персоналом часто используется термин «аттестация работников». Процесс аттестации проходит с определенной периодичностью и регламентируется локальными нормативными актами, например Приказом МВД России от 13 июля 2007 г. № 629 «Об утверждении Положения о порядке формирования резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел Российской Федерации». Однако аттестация не является единственной разновидностью оценки профессиональных качеств сотрудников.

Одной из значимых тенденций совершенствования профессионального образования руководящего состава органов внутренних дел является поиск инновационных методов проверки и оценки знаний, отвечающих требованиям объективности, надежности, технологичности при небольших затратах. Таким может считаться широко распространяемое компьютерное тестирование, смысл которого заключается в возможности внедрения новых компьютерных технологий для развития преимуществ тестирования как объективного, надежного, технологичного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.