Научная статья на тему 'Методика разработки оптимальных нормативов численности подразделений оперативно-розыскной информации'

Методика разработки оптимальных нормативов численности подразделений оперативно-розыскной информации Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
506
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ / ФОРМУЛА / КРИТЕРИИ ОПТИМИЗАЦИИ / STANDARDS OF STAFF FIGURES / CRIMINAL INTELLIGENCE UNITS / FORMULA / OPTIMIZATION CRITERIA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Баженов Сергей Викторович

В статье рассмотрены критерии определения численности подразделений оперативно-розыскной информации, и приведена методика расчета оптимальной численности этих подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Баженов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methods of Developing Effective Standards of Criminal Intelligence Unit’s Staff Figures

The article enumerates criteria used to define the criminal intelligence unit’s staff figures and presents the methods of calculating the optimal figures.

Текст научной работы на тему «Методика разработки оптимальных нормативов численности подразделений оперативно-розыскной информации»

УДК 342.9

МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ

С. В. Баженов

В статье рассмотрены критерии определения численности подразделений оперативно-розыскной информации, и приведена методика расчета оптимальной численности этих подразделений.

Ключевые слова: нормативы численности, подразделения оперативно-розыскной информации, формула, критерии оптимизации.

Определение штатной численности любого подразделения требует учета осуществляемых им функций, которые могут быть выделены на основе анализа его целей и задач. Исходя из этого должна разрабатываться система показателей и критериев оценки эффективности его деятельности.

Аналитическая работа неразрывно связана с оперативно-розыскной регистрацией и созданием собственной информационной базы. Кроме того, она должна быть нацелена на достижение прикладных задач в сфере борьбы с преступностью. Все эти аспекты в той или иной мере необходимо учитывать при разработке нормативов численности подразделений оперативно-розыскной информации (далее — ПОРИ).

Основанием для определения критериев оценки деятельности подразделений оперативно-розыскной информации служат требования, содержащиеся в приказах МВД России: от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции приказа МВД России от 2 октября 2012 г. № 907); от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации»; от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» (в редакции приказа МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167); от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» и др.

В статье приводится анализ данных ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» и аналитических справок УОРИ МВД России. Проводилось хронометрирование деятельности отдела оперативнорозыскной информации УМВД России по Омской области с дальнейшей апробацией полученных результатов указанных в других регионах подразделениях Российской Федерации. Для подстановки в формулу

количественных показателей использовались данные отчетности по форме «1-ОРИ». В связи с тем, что ряд показателей содержит сведения, составляющие служебную тайну, в расчетах, где они были использованы, приведены только конечные результаты.

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что трудозатраты регионального подразделения оперативно-розыскной информации (РПОРИ) можно разделить по следующим направлениям:

1. Получение информации (Р ).

2. Обработка, ввод и корректировка информации (Рх).

3. Анализ информации (Ра).

4. Выдача информации (Р ).

5. Организационно-техническое обеспечение (Ри).

6. Непрофильная работа (Р Д

г т г 4 непроф/

РпОРИ = Рп + Рх + Ра + Рв + Ри + Рнепроф.

При этом нормативный годовой фонд рабочего времени (регламентируемый трудовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами), с учетом потерь рабочего времени по уважительным причинам (отпуск, болезнь), составляет 1840 часов.

Рассмотрим каждое направление в отдельности.

1. Получение информации складывается из изучения материалов, их первоначальной обработки и передачи необходимых сведений в ПОРИ по сетям связи или нарочным:

Кп — количество сотрудников, необходимое для изучения материалов, их первоначальной обработки и передачи необходимых сведений в ПОРИ по сетям связи или нарочным;

Рп — количество полученных документов оперативно-розыскной информации;

Нп — нагрузка по получению и обработке документов оперативно-розыскной информации на одного сотрудника.

В месяц на одного сотрудника должно приходиться примерно 650 документов, в год (12 месяцев минус 1 месяц отпуска) — 650 х 11 = 7150, отсюда:

Н = 7150 документов.

Таким образом,

КП = .

п 7150

2. Обработка, ввод и корректировка информации состоят из ее приведения в состояние, пригодное для использования соответствующей программой, и непосредственного ввода на хранение. Его можно подразделить на ввод в АБИОРИ объектов информации (Ро6), введение в банк данных фото-, видеоин-

формации (Рф), введение в информационный массив электронных документов (Рд), отсюда:

Рх = Роб + Рф + Рд .

Таким образом, количество сотрудников для

выполнения этой функции (Кх) в упрощенном виде можно выразить в виде формулы:

К.

Роб , Рф , Рд. ноб + Нф + нд ’ где

Н

требуется 40 минут: Н (

1840 х 60 / 40 = 2760.

К*

Роб лиц + Роб ОПФ +

11040

2760

+

110400 36800

Количество сотрудников для выполнения этой функции (К ) можно выразить в виде формулы:

Ка

р р р

г иап г ои г оаи

+ й- + й- ’ где

Н

Но6 — нагрузка на одного сотрудника по вводу объектов информации;

Нф — нагрузка на одного сотрудника по вводу фото-, видеоизображений;

нагрузка на одного сотрудника по вводу

электронных документов.

Ввод объектов информации можно подразделить на ввод физических и юридических лиц (Ро6 ) и на ввод ОПф (Рб ом).

Было прохронометрировано время, необходимое для ввода одного объекта информации в банк данных.

Т — время ввода информации, в него входит:

1) заведение электронной карточки (т1 = 3 мин.);

2) проверка информации по учетам ИЦ (т2 = 3-5 мин.);

3) сканирование документа (т3 = 3 мин.).

Т = т + т + т

12 3;

Тмт = 3 + 3 + 3 = 9 мин.;

Тмах = 3 + 5 + 3 = 11 мин.

Среднее время ввода одного объекта информации в банк данных составляет 10 минут.

Время на ввод в банк данных физического и юридического лица одинаково.

Таким образом, Н , = 1840 х 60 / 10 = 11040.

г об лиц

На 1 ОПФ приходится в среднем 40 человек.

На составление электронной карточки и отражение

в карточках связей сведений об их членстве в ОПФ

На введение одного электронного документа требуется одна минута, отсюда Нд = 1840 х 60 / 1 = 110400.

Ввод фото-, видеоизображения занимает в среднем 3 минуты. Таким образом, Нф = 1840 х 60 / 3 = 36800.

Суммируя сказанное,

3. Анализ информации осуществляется при получении заданий на проведение оперативноаналитических мероприятий (проведение информационно-аналитического поиска (Р ), оперативной идентификации по изображению лица (Р ), оперативно-аналитического исследования

(Р°Н ))•

' оаи''

Ниап — нагрузка на одного сотрудника по проведению информационно-аналитического поиска;

Нои — нагрузка на одного сотрудника по проведению оперативной идентификации по изображению лица;

Ноаи — нагрузка на одного сотрудника по проведению оперативно-аналитического исследования.

При хронометрировании информационно-аналитического поиска были получены следующие результаты:

Т — время выполнения задания. В него входит:

1) установление полных установочных данных, в том числе документов, удостоверяющих личность, и внесение информации в ответ (т1 = 7-10 мин.);

2) установление официально зарегистрированного движимого и недвижимого имущества и внесение информации в ответ (т2 = 3-10 мин);

3) установление адресов проживания, возможного появления (используются несколько БД) и внесение информации в ответ (т3 = 10-20 мин.);

4) установление родственных связей и внесение информации в ответ (т4 = 10-20 мин.);

5) установление иных связей объекта и внесение информации в ответ (т5 = 10-20 мин.);

6) проверка объекта по банку оперативной информации и внесение информации в ответ (т6 = 1020 мин.);

7) оформление документа (кому, от кого, рег. номер) (т7 = 5-10 мин.);

8) внесение информации в БД и внесение информации в ответ (т8 = 5-15 мин.);

9) в зависимости от полученной информации может потребоваться дополнительный аналитический поиск — работа с БД ИЦ других регионов (т9 = 15 мин.):

Т = т1 + т2 + т3 + т4 + т5 + тб + т7 + т8 + т9;

Тмт = 7 + 3 +10 + 10 + 10 + 10 + 5 + 5 = 60 мин.;

Тмах = 10 + 10 + 20 + 20 + 20 + 20 + 10 + 15 +

+ 15 = 140 мин.

В среднем на исполнение одного аналитического поиска тратится 100 мин. рабочего времени.

Однако следует отметить, что в учетах по этой графе проходит и проверка по какой-либо одной базе данных (ПТК «Розыск-магистраль», «Фэйсме-неджер» и т. п.), что включает до 90% запросов такого типа. На исполнение запроса уходит в среднем 20 мин. Таким образом, Ниап = 1840 х 60 / (100 х 0,1 + + 20 х 0,9) = 3943.

На проведение идентификации методом оперативного опознания по базе данных «Сова» требуется в среднем 40 мин. (50% заданий с опознающим лицом), если используются и другие базы данных, то — 100 мин. (50% заданий с опознающим лицом). В среднем — 70 мин.

Если идентификация проводится методом биометрической идентификации по фотоизображению без участия опознающего лица, то требуется 10 мин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая, что количество заданий с опознающим лицом и без лица примерно одинаково, то среднее время составляет 40 мин. Таким образом, Нои = = 1840x60/40 = 2760.

Т — время исполнения исследования. В него включены:

1) поиск полных установочных данных, в том числе сведений о документах, удостоверяющих личность, и внесение информации в ответ (т1 = 3-5 мин.);

2) установление официально зарегистрированного движимого и недвижимого имущества и внесение информации в ответ (т2 = 3-7 мин.);

3) установление адресов проживания, возможного появления (используются несколько БД) и внесение информации в ответ (т3 = 10 мин.);

4) установление родственных связей и внесение информации в ответ (т4 = 10-14 мин.);

5) установление иных связей объекта и внесение информации в ответ (т5 = 10-20 мин.);

6) проверка объекта по банку оперативной информации и внесение информации в ответ (т6 = 10 мин.);

7) установление дополнительных связей (у установленных связей), проверка их на наличие оперативной информации в БД, анализ имеющейся информации (т7 = (т6 х кол. связей) + 34 мин.);

8) наглядное представление информации (т8ср = 45 мин.);

9) формулировка вывода (т9 = 30 мин.);

10) оформление документа (кому, от кого, рег. номер) (т = 5 мин.);

11) внесение информации в БД и внесение информации в ответ (т = 10 мин.);

Т = т1 + т2 + т3 + т4 + т5 + тб + т7 + т8 + т9 + т10 +

Т = 4 мин. + 5 мин. + 10 мин. + 12 мин. + 15 мин. + + 10 мин. + (10 мин. х кол. связей) + 34 мин. + 45 мин. + + 30 мин. + 5 мин. + 10 мин. = 180 мин. + (10 мин. х х кол. связей).

Время на проведение оперативно-аналитического исследования составляет 180 мин. + (10 мин. х количество связей).

Среднее количество связей по ОПФ — 300-500; по обычному исследованию — 15. С учетом их количественного соотношения в формулу вводится средний показатель в 30 человек. Таким образом, Н =

г оаи

= 1840 х 60/(180 + 10 х 30) = 230.

Суммируя изложенное, получаем:

Р Р Р

тг г иап г ои г оаи

К-а = ---- + ---- + ----.

3943 2760 230

4. Выдача информации осуществляется при ответе на все запросы, включая запросы на проведение оперативно-аналитических мероприятий и оперативного прогнозирования.

Количество сотрудников, необходимых для выполнения этой функции (К ), можно объединить с количеством лиц, проходящих по 5-му разделу и отвечающих за делопроизводство.

5. К сфере организационно-технического обеспечения можно отнести выполнение функций по руководству, сохранению режима секретности, техническому обслуживанию компьютеров, линий связи, серверов, иных устройств, обслуживанию и разработке методического и контрольно-планового обеспечения, составлению отчетов, а также работу дежурных частей и т. п.

Количество руководителей (Крук) высчитывается по формуле:

Крук Крук подр Крукцентр, где

К — количество руководителей в террито-

рук подр ^ Г Г

риальных подразделениях.

На основании п. 12 Приложения 2 к приказу МВД России № 333 от 30 апреля 2011 г. * в случае, если количество сотрудников в подразделении не менее 12 человек, то выделяется освобожденный заместитель.

К — количество руководителей, в том

рук центр г у ^

числе иных сотрудников, осуществляющих контрольно-управленческие функции, в центральном аппарате.

В регионах одно лицо отвечает и за делопроизводство, и за соблюдение режима секретности. При численности сотрудников от 6 до 11 человек 1 сотрудник отвечает и за делопроизводство, и за техническое сопровождение и администрирование ИС ОРИ. Как правило, отдельный сотрудник, отвечающий за делопроизводство и режим секретности, выделяется при численности подразделения не менее 12 человек. Путем экспертных оценок установлено, что при численности базового подразделения более 30 человек требуется еще 1 сотрудник для выполнения этой функции. В дальнейшем при увеличении штатной численности на 30 человек добавляется еще по 1 сотруднику, отвечающему за делопроизводство и режим секретности.

Количество сотрудников, отвечающих за эту линию работы (Кканц), высчитывается по формуле:

К-канц КкаНц подр К-канц центр, где

К — количество сотрудников, отвечающих

канц подр

за делопроизводство и за соблюдение режима секретности, в подчиненных подразделениях;

К — количество сотрудников, отвечаю-

канц центр

щих за делопроизводство и за соблюдение режима секретности, в центральном аппарате.

Количество сотрудников, необходимых для работы дежурных частей (Кдеж), высчитывается при численности подразделения не менее 12 человек по формуле:

Кдеж = 4 х Ндеж, где

Ндеж — количество дежурных частей.

В настоящее время решается вопрос о переводе всех базовых подразделений на круглосуточный режим работы.

Для выполнения функций методического обеспечения подразделений оперативно-розыскной информации, контроля, планирования и составления отчетов по итогам их деятельности (Кметод) в территориальных подразделениях при численности до 12 человек сотрудник, отвечающий за эту линию работы, не выделяется; при численности от 12 до 29 человек выделяется 1 сотрудник; при численности от 30 до 60 человек — 2 сотрудника; при численности от 60 до 100 человек — 3 сотрудника; при численности от 100 до 200 человек — 5 сотрудников, а свыше 200 — 10.

По нормативам, на 1 специалиста по обслуживанию компьютеров должно приходиться до 200 ПЭВМ. При численности сотрудников от 6 до 11 человек 1 сотрудник отвечает и за делопроизводство, и за техническое сопровождение, и администрирование ИС ОРИ. При численности свыше 11 человек выделяется 1 ответственный (К ). Более 1 челове-

комп

ка выделяется, если в подразделении имеется больше 200 компьютеров.

Практически более 1 человека будет выделено только в центральном аппарате и в Москве.

Таким образом, количество сотрудников, выполняющих административные и обеспечивающие функции, можно выразить формулой:

К-и Крук + КкаНц + Кмет0д + Ккомп + Кдеж.

6. Количество сотрудников, требующихся для выполнения непрофильной работы (дежурство по вышестоящему подразделению, командировка, охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, совещания, дежурство в приемной, физическая и боевая подготовка и т. п. (Кнепроф)) выразить через нагрузку одной формулой затруднительно, но можно подсчитать долю непрофильной работы от всей выполняемой работы (Д ).

г чг^непроф/

В настоящее время ее оценивают исходя из минимального показателя, т. е. из 10%. Для крупных подразделений с численностью более 80 человек этот показатель необходимо увеличить до 20%, а при численности свыше 150 человек — до 25%.

Таким образом, Днепроф находится в промежутке от 0,1 до 0,25.

Учитывая все вышеизложенное, численность сотрудников подразделения оперативно-розыскной информации можно выразить формулой:

Кпори = Кп + Кх + Ка + Ки + КнеПр0ф =

= кп + кх + ка + ки

1 Днепроф

В настоящее время разработанная нами методика проходит утверждение в МВД России и, надеемся, в ближайшее время будет утверждена и сможет способствовать определению оптимальной численности подразделений оперативно-розыскной информации на региональном уровне.

* О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 : в ред. приказа МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167 (опубликован не был).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.