УДК 342.9
МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ОПТИМАЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ
С. В. Баженов
В статье рассмотрены критерии определения численности подразделений оперативно-розыскной информации, и приведена методика расчета оптимальной численности этих подразделений.
Ключевые слова: нормативы численности, подразделения оперативно-розыскной информации, формула, критерии оптимизации.
Определение штатной численности любого подразделения требует учета осуществляемых им функций, которые могут быть выделены на основе анализа его целей и задач. Исходя из этого должна разрабатываться система показателей и критериев оценки эффективности его деятельности.
Аналитическая работа неразрывно связана с оперативно-розыскной регистрацией и созданием собственной информационной базы. Кроме того, она должна быть нацелена на достижение прикладных задач в сфере борьбы с преступностью. Все эти аспекты в той или иной мере необходимо учитывать при разработке нормативов численности подразделений оперативно-розыскной информации (далее — ПОРИ).
Основанием для определения критериев оценки деятельности подразделений оперативно-розыскной информации служат требования, содержащиеся в приказах МВД России: от 26 декабря 2011 г. № 1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в редакции приказа МВД России от 2 октября 2012 г. № 907); от 3 февраля 2012 г. № 77 «Об основах организации ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации»; от 30 апреля 2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» (в редакции приказа МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167); от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» и др.
В статье приводится анализ данных ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» и аналитических справок УОРИ МВД России. Проводилось хронометрирование деятельности отдела оперативнорозыскной информации УМВД России по Омской области с дальнейшей апробацией полученных результатов указанных в других регионах подразделениях Российской Федерации. Для подстановки в формулу
количественных показателей использовались данные отчетности по форме «1-ОРИ». В связи с тем, что ряд показателей содержит сведения, составляющие служебную тайну, в расчетах, где они были использованы, приведены только конечные результаты.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что трудозатраты регионального подразделения оперативно-розыскной информации (РПОРИ) можно разделить по следующим направлениям:
1. Получение информации (Р ).
2. Обработка, ввод и корректировка информации (Рх).
3. Анализ информации (Ра).
4. Выдача информации (Р ).
5. Организационно-техническое обеспечение (Ри).
6. Непрофильная работа (Р Д
г т г 4 непроф/
РпОРИ = Рп + Рх + Ра + Рв + Ри + Рнепроф.
При этом нормативный годовой фонд рабочего времени (регламентируемый трудовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами), с учетом потерь рабочего времени по уважительным причинам (отпуск, болезнь), составляет 1840 часов.
Рассмотрим каждое направление в отдельности.
1. Получение информации складывается из изучения материалов, их первоначальной обработки и передачи необходимых сведений в ПОРИ по сетям связи или нарочным:
Кп — количество сотрудников, необходимое для изучения материалов, их первоначальной обработки и передачи необходимых сведений в ПОРИ по сетям связи или нарочным;
Рп — количество полученных документов оперативно-розыскной информации;
Нп — нагрузка по получению и обработке документов оперативно-розыскной информации на одного сотрудника.
В месяц на одного сотрудника должно приходиться примерно 650 документов, в год (12 месяцев минус 1 месяц отпуска) — 650 х 11 = 7150, отсюда:
Н = 7150 документов.
Таким образом,
КП = .
п 7150
2. Обработка, ввод и корректировка информации состоят из ее приведения в состояние, пригодное для использования соответствующей программой, и непосредственного ввода на хранение. Его можно подразделить на ввод в АБИОРИ объектов информации (Ро6), введение в банк данных фото-, видеоин-
формации (Рф), введение в информационный массив электронных документов (Рд), отсюда:
Рх = Роб + Рф + Рд .
Таким образом, количество сотрудников для
выполнения этой функции (Кх) в упрощенном виде можно выразить в виде формулы:
К.
Роб , Рф , Рд. ноб + Нф + нд ’ где
Н
требуется 40 минут: Н (
1840 х 60 / 40 = 2760.
К*
Роб лиц + Роб ОПФ +
11040
2760
+
110400 36800
Количество сотрудников для выполнения этой функции (К ) можно выразить в виде формулы:
Ка
р р р
г иап г ои г оаи
+ й- + й- ’ где
Н
Но6 — нагрузка на одного сотрудника по вводу объектов информации;
Нф — нагрузка на одного сотрудника по вводу фото-, видеоизображений;
нагрузка на одного сотрудника по вводу
электронных документов.
Ввод объектов информации можно подразделить на ввод физических и юридических лиц (Ро6 ) и на ввод ОПф (Рб ом).
Было прохронометрировано время, необходимое для ввода одного объекта информации в банк данных.
Т — время ввода информации, в него входит:
1) заведение электронной карточки (т1 = 3 мин.);
2) проверка информации по учетам ИЦ (т2 = 3-5 мин.);
3) сканирование документа (т3 = 3 мин.).
Т = т + т + т
12 3;
Тмт = 3 + 3 + 3 = 9 мин.;
Тмах = 3 + 5 + 3 = 11 мин.
Среднее время ввода одного объекта информации в банк данных составляет 10 минут.
Время на ввод в банк данных физического и юридического лица одинаково.
Таким образом, Н , = 1840 х 60 / 10 = 11040.
г об лиц
На 1 ОПФ приходится в среднем 40 человек.
На составление электронной карточки и отражение
в карточках связей сведений об их членстве в ОПФ
На введение одного электронного документа требуется одна минута, отсюда Нд = 1840 х 60 / 1 = 110400.
Ввод фото-, видеоизображения занимает в среднем 3 минуты. Таким образом, Нф = 1840 х 60 / 3 = 36800.
Суммируя сказанное,
3. Анализ информации осуществляется при получении заданий на проведение оперативноаналитических мероприятий (проведение информационно-аналитического поиска (Р ), оперативной идентификации по изображению лица (Р ), оперативно-аналитического исследования
(Р°Н ))•
' оаи''
Ниап — нагрузка на одного сотрудника по проведению информационно-аналитического поиска;
Нои — нагрузка на одного сотрудника по проведению оперативной идентификации по изображению лица;
Ноаи — нагрузка на одного сотрудника по проведению оперативно-аналитического исследования.
При хронометрировании информационно-аналитического поиска были получены следующие результаты:
Т — время выполнения задания. В него входит:
1) установление полных установочных данных, в том числе документов, удостоверяющих личность, и внесение информации в ответ (т1 = 7-10 мин.);
2) установление официально зарегистрированного движимого и недвижимого имущества и внесение информации в ответ (т2 = 3-10 мин);
3) установление адресов проживания, возможного появления (используются несколько БД) и внесение информации в ответ (т3 = 10-20 мин.);
4) установление родственных связей и внесение информации в ответ (т4 = 10-20 мин.);
5) установление иных связей объекта и внесение информации в ответ (т5 = 10-20 мин.);
6) проверка объекта по банку оперативной информации и внесение информации в ответ (т6 = 1020 мин.);
7) оформление документа (кому, от кого, рег. номер) (т7 = 5-10 мин.);
8) внесение информации в БД и внесение информации в ответ (т8 = 5-15 мин.);
9) в зависимости от полученной информации может потребоваться дополнительный аналитический поиск — работа с БД ИЦ других регионов (т9 = 15 мин.):
Т = т1 + т2 + т3 + т4 + т5 + тб + т7 + т8 + т9;
Тмт = 7 + 3 +10 + 10 + 10 + 10 + 5 + 5 = 60 мин.;
Тмах = 10 + 10 + 20 + 20 + 20 + 20 + 10 + 15 +
+ 15 = 140 мин.
В среднем на исполнение одного аналитического поиска тратится 100 мин. рабочего времени.
Однако следует отметить, что в учетах по этой графе проходит и проверка по какой-либо одной базе данных (ПТК «Розыск-магистраль», «Фэйсме-неджер» и т. п.), что включает до 90% запросов такого типа. На исполнение запроса уходит в среднем 20 мин. Таким образом, Ниап = 1840 х 60 / (100 х 0,1 + + 20 х 0,9) = 3943.
На проведение идентификации методом оперативного опознания по базе данных «Сова» требуется в среднем 40 мин. (50% заданий с опознающим лицом), если используются и другие базы данных, то — 100 мин. (50% заданий с опознающим лицом). В среднем — 70 мин.
Если идентификация проводится методом биометрической идентификации по фотоизображению без участия опознающего лица, то требуется 10 мин.
Учитывая, что количество заданий с опознающим лицом и без лица примерно одинаково, то среднее время составляет 40 мин. Таким образом, Нои = = 1840x60/40 = 2760.
Т — время исполнения исследования. В него включены:
1) поиск полных установочных данных, в том числе сведений о документах, удостоверяющих личность, и внесение информации в ответ (т1 = 3-5 мин.);
2) установление официально зарегистрированного движимого и недвижимого имущества и внесение информации в ответ (т2 = 3-7 мин.);
3) установление адресов проживания, возможного появления (используются несколько БД) и внесение информации в ответ (т3 = 10 мин.);
4) установление родственных связей и внесение информации в ответ (т4 = 10-14 мин.);
5) установление иных связей объекта и внесение информации в ответ (т5 = 10-20 мин.);
6) проверка объекта по банку оперативной информации и внесение информации в ответ (т6 = 10 мин.);
7) установление дополнительных связей (у установленных связей), проверка их на наличие оперативной информации в БД, анализ имеющейся информации (т7 = (т6 х кол. связей) + 34 мин.);
8) наглядное представление информации (т8ср = 45 мин.);
9) формулировка вывода (т9 = 30 мин.);
10) оформление документа (кому, от кого, рег. номер) (т = 5 мин.);
11) внесение информации в БД и внесение информации в ответ (т = 10 мин.);
Т = т1 + т2 + т3 + т4 + т5 + тб + т7 + т8 + т9 + т10 +
Т = 4 мин. + 5 мин. + 10 мин. + 12 мин. + 15 мин. + + 10 мин. + (10 мин. х кол. связей) + 34 мин. + 45 мин. + + 30 мин. + 5 мин. + 10 мин. = 180 мин. + (10 мин. х х кол. связей).
Время на проведение оперативно-аналитического исследования составляет 180 мин. + (10 мин. х количество связей).
Среднее количество связей по ОПФ — 300-500; по обычному исследованию — 15. С учетом их количественного соотношения в формулу вводится средний показатель в 30 человек. Таким образом, Н =
г оаи
= 1840 х 60/(180 + 10 х 30) = 230.
Суммируя изложенное, получаем:
Р Р Р
тг г иап г ои г оаи
К-а = ---- + ---- + ----.
3943 2760 230
4. Выдача информации осуществляется при ответе на все запросы, включая запросы на проведение оперативно-аналитических мероприятий и оперативного прогнозирования.
Количество сотрудников, необходимых для выполнения этой функции (К ), можно объединить с количеством лиц, проходящих по 5-му разделу и отвечающих за делопроизводство.
5. К сфере организационно-технического обеспечения можно отнести выполнение функций по руководству, сохранению режима секретности, техническому обслуживанию компьютеров, линий связи, серверов, иных устройств, обслуживанию и разработке методического и контрольно-планового обеспечения, составлению отчетов, а также работу дежурных частей и т. п.
Количество руководителей (Крук) высчитывается по формуле:
Крук Крук подр Крукцентр, где
К — количество руководителей в террито-
рук подр ^ Г Г
риальных подразделениях.
На основании п. 12 Приложения 2 к приказу МВД России № 333 от 30 апреля 2011 г. * в случае, если количество сотрудников в подразделении не менее 12 человек, то выделяется освобожденный заместитель.
К — количество руководителей, в том
рук центр г у ^
числе иных сотрудников, осуществляющих контрольно-управленческие функции, в центральном аппарате.
В регионах одно лицо отвечает и за делопроизводство, и за соблюдение режима секретности. При численности сотрудников от 6 до 11 человек 1 сотрудник отвечает и за делопроизводство, и за техническое сопровождение и администрирование ИС ОРИ. Как правило, отдельный сотрудник, отвечающий за делопроизводство и режим секретности, выделяется при численности подразделения не менее 12 человек. Путем экспертных оценок установлено, что при численности базового подразделения более 30 человек требуется еще 1 сотрудник для выполнения этой функции. В дальнейшем при увеличении штатной численности на 30 человек добавляется еще по 1 сотруднику, отвечающему за делопроизводство и режим секретности.
Количество сотрудников, отвечающих за эту линию работы (Кканц), высчитывается по формуле:
К-канц КкаНц подр К-канц центр, где
К — количество сотрудников, отвечающих
канц подр
за делопроизводство и за соблюдение режима секретности, в подчиненных подразделениях;
К — количество сотрудников, отвечаю-
канц центр
щих за делопроизводство и за соблюдение режима секретности, в центральном аппарате.
Количество сотрудников, необходимых для работы дежурных частей (Кдеж), высчитывается при численности подразделения не менее 12 человек по формуле:
Кдеж = 4 х Ндеж, где
Ндеж — количество дежурных частей.
В настоящее время решается вопрос о переводе всех базовых подразделений на круглосуточный режим работы.
Для выполнения функций методического обеспечения подразделений оперативно-розыскной информации, контроля, планирования и составления отчетов по итогам их деятельности (Кметод) в территориальных подразделениях при численности до 12 человек сотрудник, отвечающий за эту линию работы, не выделяется; при численности от 12 до 29 человек выделяется 1 сотрудник; при численности от 30 до 60 человек — 2 сотрудника; при численности от 60 до 100 человек — 3 сотрудника; при численности от 100 до 200 человек — 5 сотрудников, а свыше 200 — 10.
По нормативам, на 1 специалиста по обслуживанию компьютеров должно приходиться до 200 ПЭВМ. При численности сотрудников от 6 до 11 человек 1 сотрудник отвечает и за делопроизводство, и за техническое сопровождение, и администрирование ИС ОРИ. При численности свыше 11 человек выделяется 1 ответственный (К ). Более 1 челове-
комп
ка выделяется, если в подразделении имеется больше 200 компьютеров.
Практически более 1 человека будет выделено только в центральном аппарате и в Москве.
Таким образом, количество сотрудников, выполняющих административные и обеспечивающие функции, можно выразить формулой:
К-и Крук + КкаНц + Кмет0д + Ккомп + Кдеж.
6. Количество сотрудников, требующихся для выполнения непрофильной работы (дежурство по вышестоящему подразделению, командировка, охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, совещания, дежурство в приемной, физическая и боевая подготовка и т. п. (Кнепроф)) выразить через нагрузку одной формулой затруднительно, но можно подсчитать долю непрофильной работы от всей выполняемой работы (Д ).
г чг^непроф/
В настоящее время ее оценивают исходя из минимального показателя, т. е. из 10%. Для крупных подразделений с численностью более 80 человек этот показатель необходимо увеличить до 20%, а при численности свыше 150 человек — до 25%.
Таким образом, Днепроф находится в промежутке от 0,1 до 0,25.
Учитывая все вышеизложенное, численность сотрудников подразделения оперативно-розыскной информации можно выразить формулой:
Кпори = Кп + Кх + Ка + Ки + КнеПр0ф =
= кп + кх + ка + ки
1 Днепроф
В настоящее время разработанная нами методика проходит утверждение в МВД России и, надеемся, в ближайшее время будет утверждена и сможет способствовать определению оптимальной численности подразделений оперативно-розыскной информации на региональном уровне.
* О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России : приказ МВД России от 30 апреля 2011 г. № 333 : в ред. приказа МВД России от 24 ноября 2011 г. № 1167 (опубликован не был).