Научная статья на тему 'О путях повышения качества профессионального образования'

О путях повышения качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1220
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаттахова Н. И., Балашов А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О путях повышения качества профессионального образования»

УДК 378

Н.И. Фаттахова, А.М. Балашов СГГ А, Новосибирск

О ПУТЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Успешное функционирование общества все в большей степени зависит от эффективности системы образования, от качества подготовки специалистов разных профессий и их квалификации, которые являются продуктом системы профессионального образования.

Долгие годы система образования в нашей стране была централизованной и носила плановый характер. Но в современных условиях система образования должна по своему укладу соответствовать трем основным принципам: необходимому профессионализму, динамичности и устремленности в будущее.

Проблема повышения качества профессионального образования в период перехода к рыночным отношениям и активной интеграции России в мировое хозяйство стала весьма актуальной и является, по сути, общенациональной задачей. Модернизация образования включает в системные и органичные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни, создание механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности личности, общества, производства, государства.

Основные направления модернизации образования - доступность, качество, эффективность. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года особо отмечена необходимость усиления прикладного характера преподавания предметов в учебных заведениях и повышения роли самостоятельной работы учащихся над учебным материалом. Поэтому особенно остро встают вопросы активизации познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, стимулирования самостоятельного «добывания» знаний, развития навыков самостоятельного мышления, умения обсуждать идеи и применять свои знания на практике. Учебное заведение выпускает человека в жизнь, он должен быть социально адекватен и мобилен, владеть жизненно важными навыками, умениями, знаниями (например, экологическими, экономическими, правовыми), учитывать и стремиться выполнять требования окружающего мира, быть терпимым, толерантным, уметь сотрудничать и общаться с другими, обладать навыками правовой культуры. Любой выпускник профессионального учебного заведения должен быть востребован на рынке труда, поэтому подготовка специалиста должна ориентироваться на быстроизменяющиеся потребности производства, работодателей, экономики, общества, личности, государства, быстрорастущий уровень развития техники и технологии. Выпускники должны быть способными обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг, быть компетентными и самостоятельными в реализации и обновлении своих знаний. Подтверждение этому - мировой опыт,

свидетельствующий о необходимости подготовки специалистов широкого профиля, что обеспечивает их более успешную социализацию, а, следовательно, повышает качество профессионального образования. Кроме этого, как отмечают зарубежные специалисты, необходимо развитие способностей к предпринимательству и индивидуальной профессиональной деятельности как требование рынка рабочей силы. Так, немецкие аналитики указывают на необходимость воспитания этих качеств у выпускников профессионально-технических училищ с целью предупреждения безработицы среди молодежи. Поэтому, можно сделать вывод, что в условиях рыночных преобразований необходима целенаправленная ориентация образовательных учреждений на спрос, причем как со стороны государства, так и со стороны личности, различных и профессиональных групп, рыночной экономики, потребностей производства. Таким образом, современные рыночные условия ставят перед образовательными учреждениями принципиально новые задачи и определяют приоритетные направления их деятельности. Четко выражена необходимость формирования у выпускников системного мышления, правовой, экономической, информационной и коммуникативной культуры, предпринимательской и творческой активности, самостоятельности и высокой ответственности, потребностей в постоянном обновлении полученных знаний.

Несмотря на то, что в нашей стране уже ведется работа по формированию информационной культуры учащихся образовательных учреждений, пока недостаточное внимание уделяется вопросам применения современных информационных технологий, прежде всего мультимедийных, так как в настоящее время, в эпоху глобализации, информационные технологии, особенно Интернет, приобретают все большее значение.

Кроме этого, на взгляд авторов, в программах образовательных учреждений России всех уровней слабо представлен и такой важный в рыночной экономике аспект знаний, как правовые основы современного законодательства. Его необходимо включать в содержание курсов общеобразовательных и специальных дисциплин. Все эти знания крайне необходимы в современной рыночной экономике.

Представляется необходимым сформулировать следующие методические подходы к проблемам функционирования структуры образовательных учреждений, обуславливающие повышение качества образования и эффективности образовательных учреждений:

1. Повышение надежности обучения. Это позволит существенно решить проблемы качества, результативности образования. Как отмечают исследователи, уже на уровне общеобразовательной школы, закладывающей базу для успешной профессиональной подготовки, качество образования катастрофически снижается: оканчивают с качественными знаниями

начальную школу в лучшем случае 70-80 %, а основную и среднюю школу примерно 25-35 %. Кроме того, в средних и старших классах

общеобразовательной школы наблюдается большой отсев, катастрофически снижается качество знаний. По данным экспертизы ЮНЕСКО

проводившейся в 65 странах мира, Россия по уровню образованности школьников поделила места с 50 по 55. В то же самое время существует множество критериев оценки успешности обучения. Однако, одни из них слишком мягкие, например успеваемость учеников, которая в большинстве школ близка к 100 %, другие слишком жесткие, например, процент отличников, который чаще всего оказывается весьма низким. В качестве критерия качества обучения часто используется процент хорошо успевающих учеников. С введением нормативного финансирования становится актуальной оценка «отсева» учеников, косвенно отражающего надежность обучения. Можно согласиться с мнением В. Зайцева, что наиболее объективный подход - оценка сохранения качества или надежности обучения. Критерий надежности обучения отражает динамику его качества, поскольку сравниваются изменения показателей качества в начале обучения и к определенному моменту (окончанию обучения).

2. Приведение в соответствии целей общества и целей образовательной системы. Реализация этого принципа будет способствовать снятию противоречий между результативностью и эффективностью образовательных учреждений.

3. Проектирование и внедрение системы управления качеством образовательного процесса. Системное управление качеством - новая парадигма управления в сфере профессионального образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования и развития профессионального образовательного учреждения. Управление качеством профессионального образования рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем образовательного учреждения в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития учебно-воспитательного процесса и его результатов соответствующим требованиям и стандартам профессионального образования.

4. Усиление профессиональной ориентации учебных дисциплин общеобразовательного и общетехнического циклов в профессиональных образовательных учреждениях. Учебный предмет должен иметь профессиональную направленность и стать средством формирования личности специалиста. Профессиональная ориентация общеобразовательных и общетехнических дисциплин предполагает конкретную формулировку целей обучения в виде заданий, взятых из конкретных производственных ситуаций и связанных с изучаемой дисциплиной. Содержание профессиональных задач определяется требованиями к специальности и на этом основании преподаватель конкретного предмета разрабатывает основные цели обучения своей дисциплине путем соотнесения профессиональных задач с предметными. Такие комплексные задачи не только формируют предметные знания, но и развивают мышление учащихся, навыки аналитической деятельности, формируют профессиональную мотивацию, способствуют

применению знаний из данного и других предметов на практике, учат принимать грамотные решения в конкретных производственных ситуациях.

5. Соединение обучения с практической трудовой деятельностью. Учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений могут производить и производят полезную для общества продукцию в процессе учебы за счет соединения обучения с производительным трудом. Это увеличивает педагогическую эффективность образовательного процесса, способствует повышению качества профессионального образования и экономической эффективности образовательного учреждения.

6. Постоянное совершенствование всех процессов деятельности образовательного учреждения, разработка нововведений, внедрение инновационных процессов, например, использование новых педагогических технологий, (развивающих, личностно-ориентированных, информационных и других), работа по авторским программам, адаптированным к требованиям конкретного региона, к контингенту учащихся и возможностям педагога и конкретного учебного заведения, внедрение методик на базе научнопрактических достижений, использование новых подходов к управлению образовательным учреждением и новых управленческих технологий, перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития т. е. качественного наращивания новых возможностей и их реализации.

7. Многоуровневость или многоступенчатость. В настоящее время в структуре образовательных учреждений появляются элементы многоступенчатой системы. В начальном профессиональном образовании созданы профессиональные лицеи, дающие образование повышенного уровня. На уровне среднего специального образования наряду с традиционными учебными заведениями (техникумами) появились колледжи, дающие образование более высокого уровня. В высшем профессиональном образовании наряду с действующей ранее системой со сроком обучения пять лет введены ступени 4-летней подготовки бакалавров и 6-летней - магистров. Все это обеспечивает более полное удовлетворение запросов личности и возможность выбора более адекватного образования.

8. Саморегулируемость. Система профессиональных образовательных учреждений должна быть постепенно преобразована в саморегулирующуюся систему, которая могла бы приспосабливаться к изменяющимся условиям «внешней» среды и этим самым повышать свою эффективность. Одним из направлений этого может быть создание региональных комплексов профессионального образования. Проводимые исследования показали повышение социальной и экономической эффективности результатов деятельности по сравнению с результатами деятельности отдельных учебных заведений, ранее не входивших в состав региональных образовательных комплексов. Как отмечают исследователи, повышение эффективности достигается за счет более полного совместного использования кадрового потенциала, материально-технической базы и поступающих финансовых средств регионального образовательного комплекса.

9. Взаимодополняемость базового и последипломного образования. Как отмечалось выше, условия современной цивилизации порождают необходимость непрерывного образования, когда каждый специалист должен всю жизнь расширять и совершенствовать свою профессиональную подготовленность и получать последипломное образование, которое должно сочетаться с базовым профессиональным образованием, дополнять и расширять его.

10. Мобильность профессиональных образовательных программ и широкая базовая подготовка выпускников. Система образования должна быть мобильной. Изначально дается базовое образование и навыки поиска и получения нового знания. Тем самым, обеспечивается необходимый уровень знаний, требуемый обществом и умение переучиваться, если случается такая необходимость, так как в современном обществе наблюдается все возрастающая тенденция к частым сменам профиля профессиональной деятельности в период трудоспособного возраста работника. В связи с этим необходимо обеспечение образовательными учреждениями широкой базовой подготовки и достаточной гибкости и подвижности образовательных программ. Кроме того, по мнению авторов, в современных условиях целесообразно создание возможности получения в профессиональном учебном заведении двух альтернативных специальностей для более успешной социализации выпускника. В условиях изменяющейся конъюнктуры выпускник профессионального образовательного учреждения в этом случае сможет самостоятельно искать варианты более выгодного использование полученного образования. Такая практика распространена в зарубежных странах, например в Германии, где учащиеся и студенты не только имеют возможность, но и обязаны получить вторую специальность.

В образовательном процессе существует множество факторов, влияющих на показатели качества образования и эффективность образовательных учреждений. Эффективность работы учреждений образования необходимо рассматривать как комплексное понятие, охватывающее как производительность, экономичность, результативность, так и целеполагание, качество обучения, являющиеся необходимыми показателями результативного функционирования системы образовательных учреждений. Причем, необходимо подчеркнуть, что инвестиции в образовательные учреждения, нацелены на их модернизацию, развитие, повышение качества образования и эффективности функционирования, станут инвестициями в социально-экономическое развитие страны в целом, а не только в образование. В связи с этим, задачи повышения качества образования и эффективности функционирования образовательных учреждений приобретают все возрастающее значение и выдвигаются в число первоочередных, особенно в современных условиях реформирования экономики России и интеграции в мировое сообщество.

© Н.И. Фаттахова, А.М. Балашов, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.