Научная статья на тему 'Этапы становления профессионально-педагогического образования в России'

Этапы становления профессионально-педагогического образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2640
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНЖЕНЕР-ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

В статье рассмотрены характерные особенности основных этапов становления профессионально-педагогического образования в России, выявлены противоречия его развития и способы их снятия, выделены тенденции, которые определили нынешнее состояние профессионально-педагогического образования и перспективные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайбулаев Магомед Хайбулаевич, Гаджикурбанова Габибат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы становления профессионально-педагогического образования в России»

94

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

б) обучение математике должно быть ориентиром для детей при решении практических задач из любых отраслей знаний;

в) обучение математике должно быть развивающим в полном смысле этого слова.

Таким образом, с одной стороны, несомненно, что решения задач химического содержания при обучении математике будет способствовать повышению уровня интеллектуального развития школьников и расширению их кругозора, поскольку им предстоит выбор любой профессии, требующей глубоких знаний по предметам естественнонаучного цикла. С другой стороны, учителя математики основной школы будут иметь возможность без особой перегрузки для учащихся более эффективно построить процесс обучения, используя задачи с химическим содержанием. В этом плане мы поставили перед собой задачу: поискать возможности реализовать связь с химией при обучении математике в 5-9 классах и на базе решения практических задач отражать в них

химическое содержание, поскольку такие задачи очень важны для повышения интереса школьников к математике и их познавательной деятельности. Для этого нужно было только познакомить учащихся с системой построения таблицы химических элементов Д. И. Менделеева и с некоторыми формулами химических веществ, а также ознакомить учащихся с понятиями «атомные и молекулярные массы веществ».

Часто обнаруживается в практике обучения математике то, что результаты обучения желают лучшего, наблюдается отсутствие системности в знаниях учащихся. Такие факты, встречаемые в школьной практике, устраняются, если разработать подходы к обучению математике в основной общеобразовательной школе, реализуя межпредметные связи и опираясь на принцип перехода от актуального уровня знаний к ближайшему уровню [1].

Литература

1. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Сборник сочинений. Том. 1. Ч. 1. М. : Педагогика, 1982, 480 с. 2. Лозановская М. Е. и др. Теория и практика использования органических удобрений. М. : Агроиздаг, 1987. 3. Шихалиев Х. Ш. Об альтернативном подходе к разработке школьных курсов

математики. Учебное пособие. Махачкала: ДГПУ. 2010, 192 с.

References

1. Vygotsky L. S. Problems of General Psychology // Collected Worksю Vol. 1. P. 1. M. : Pedagogika, 1982, 480 p. 2. Lozanovskaya M. E. The theory and practice of the use of organic fertilizers. M. : Agroizdag, 1987. 3. Shikhaliev Kh. Sh. The alternative approach to the development of school mathematics courses. Manual. Makhachkala: DSPU. 2010, 192 p.

Literatura

1. Vygotskij L. S. Problemy obshhej psihologii. Sbornik sochinenij. Tom.1. С1п. 1. M. : Pedagogika, 1982, 480 s. 2. Lozanovskaja M. E. i dr. Teorija i praktika ispol'zovanija organicheskih udobrenij. M. : Agroizdag, 1987 s. 3. Shihaliev H. Sh. Ob al'ternativnom podhode k razrabotke shkol'nyh kursov matematiki. Ycheb-noe posobie. Mahachkala: DGPU. 2010, 192 s.

Статья поступила в редакцию 22.09.2014 г.

УДК 378

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

STAGES OF FORMING THE PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION IN RUSSIA

©2014 Хайбулаев М. Х., Гаджикурбанова Г. М.

Дагестанский государственный педагогический университет ©2014 Khaybulaev M. Kh., Gadzhikurbanova G. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье рассмотрены характерные особенности основных этапов становления профессионально-педагогического образования в России, выявлены противоречия его развития и способы их

Психолого-педагогические науки •••

95

снятия, выделены тенденции, которые определили нынешнее состояние профессиональнопедагогического образования и перспективные направления его совершенствования.

Abstract. This article describes the main characteristics of formative stages of professional pedagogical education in Russia, reveals the contradictions of its development and methods for their removal, highlights trends that have defined the current state of professional pedagogical education and future directions for its development.

Rezjume. V stat’e rassmotreny harakternye osobennosti osnovnyh jetapov stanovlenija professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija v Rossii, vyjavleny protivorechija ego razvitija i sposoby ih snja-tija, vydeleny tendencii, kotorye opredelili nyneshnee sostojanie professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija i perspektiv-nye napravlenija ego sovershenstvovanija.

Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование; инженер-педагог; педагог профессионального обучения; производственное обучение; профессиональное образование; мастер производственного обучения.

Keywords: professional pedagogical education, engineer teacher, professional training teacher, industrial training, professional education, industrial training master.

Kljuchevye slova: professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie; inzhener-pedagog; pedagog profession-al'nogo obuchenija; proizvodstvennoe obuchenie; professional'noe obrazovanie; master proizvodstvennogo obu-chenija.

Профессионально-педагогическое образование в России от его зарождения до признания самостоятельной отраслью развивалось долго и сложно. Основные этапы развития профессионально-педагогического образования и характерные им особенности приведены в таблице.

Вплоть до начала 20-х годов ХХ столетия не существовала организованная специальная подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения для системы профессионального образования России. Незначительная по масштабам подготовка преподавателей и воспитателей осуществлялась, к примеру, для военных учебных заведений на одно и двухгодичных курсах во 2-ой Военной гимназии (1865 г.), Петербургского училища дальнего плавания (1905 г.). Выпускники этих курсов, уже имевшие высшее образование, получали педагогическую подготовку и работали как преподаватели. Основная масса педагогических работников профессионального образования на этом этапе (1860-1920 гг.) составляли высококвалифицированные опытные рабочие или мастера производственники, а также специалисты с профессиональным образованием, соответствующего уровня и профиля, которые при наставничестве опытных преподавателей на рабочих местах осваивали профессию педагога. Достоинством этого подхода к подготовке профессионально-педагогических кадров являлось пополнение педагогических штатов людьми, хорошо знающими производство и преподаваемые технологии. Именно это обстоятельство обусловило привлечение до настоящего времени к профессиональнопедагогической деятельности квалифицированных специалистов-производственников в порядке временного совместительства или на постоянной основе.

Вместе с тем, наряду с обозначенным достоинством, этот вариант подготовки профессионально-педагогических кадров имеет существенные недостатки. Первый из них связан с тем, что

преподавателям-производственникам фундаментальные основы педагогики приходится приобретать методом проб и ошибок на рабочем месте, растягивая такое самообразование на весь педагогический стаж, иногда и не достигая вершин психолого-педагогической теории. Второй недостаток этой формы подготовки профессионально-педагогических кадров стал обостряться с возрастанием массовости профессионального образования, в связи, с чем ощутимо стало не хватать преподавателей разных профессий.

Возросшее противоречие между потребностями системы профессионального образования в педагогических кадрах и их отсутствием привело к снижению качества подготовки специалистов и педагогического потенциала профессиональных учебных заведений. Поэтому с 1920 года в России стала создаваться государственная система специализированной подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения. Второй этап становления в России профессионально-педагогического образования начался с декрета Совнаркома РСФСР от 29.01.1920 г. В декрете были намечены следующие решения:

- создать высшие технико-педагогические учебные заведения;

- создать педагогические отделения при вузах и техникумах для дополнительной подготовки части студентов, заканчивающих эти учебные заведения;

- организовать «повторительные» курсы для переподготовки работающих преподавателей;

- организовать курсы инструкторов (мастеров) по профтехническому образованию [6].

Исполняя эти решения, в 1920 году в Петрограде было открыто первое профессиональнопедагогическое учебное заведение - техникопедагогический институт, в Москве в 1921 году -первый индустриально-педагогический техникум, создавались профессионально педагогические институты и факультеты в структуре педа-

96

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

гогических институтов [1]. Поступательное развитие системы профессионально-

педагогического образования было прекращено в 1930 году в связи со следующими экономическими, политическими и социально-педагогическими обстоятельствами:

- изменения государственной политики в сфере профессионального образования, связанные с расширением сети и увеличением контингента профессиональных учебных заведений, сокращения сроков обучения в них, организации в течение года нескольких приемов в учебное заведение;

- недостаточная организационная и программно-методическая база профессиональнопедагогического образования (отсутствие научно обоснованных квалификационных характеристик

специалистов; нестабильность организационных форм учебных заведений профессиональнопедагогического образования, учебных планов и программ; недостаток учебно-методической литературы);

- недостаточность научного обеспечения развития профессионально-педагогического образования, что было связано с дефицитом квалифицированных научно-педагогических кадров;

- противоречивость позиций и оценок в центральном и региональных структурах управления образования по вопросу о путях развития профессионально-педагогического образования в России.

Этапы становления системы профессионально-педагогического образования указаны в следующей таблице.

Психолого-педагогические науки •••

97

Таблица

Этапы становления системы профессионально-педагогического образования

№ этапов Период Характеристика этапа Субъекты профессионально-педагогической деятельности Системы подготовки педагогов профессионального обучения

I. 1860- 1920 Г.Г. Индустриальнопедагогическая подготовка на рабочем месте Производственники, привлекаемые к профессионально-педагогической деятельности Незначительная подготовка и переподготовка (одно- и двухгодичная) специалистов, имеющих высшее образование

ii. 19201930 г.г. Специализированная педагогическая подготовка преподавателей и мастеров производственного обучения в высших и средних учебных заведениях Специалисты-педагоги трех направлений: преподаватели технических дисциплин; преподаватели общетехнических дисциплин; мастера производственного обучения Открытие высших технолого-педагогических учебных заведений, педагогических отделений в вузах и техникумах, курсов переподготовки преподавателей и инженеров; открытие индустриально-педагогического техникума и прообраза современной педагогической подготовки -агропедагогического института (1922 г.).

III. 19301943 г.г. Разрушение складывающейся государствен-ной системы профессиональ-но-педагогичес-кого об-разова-ния Производственники, прошедшие краткосрочную педагогическую подготовку Закрытие всех специализированных высших педагогических учебных заведений (1937 г.); создание краткосрочных форм переподготовки педагогов профессионального обучения (1-6 мес.)

IV. 19431960 г.г. Специализированная педагогическая подготовка мастеров производственного обучения и преподавателей специальных и общетехничес-ких дисциплин Мастер производственного обучения со средним специальным образованием Открытие индустриально-педагогических техникумов (к 1945 г. открыто 16 техникумов по 22-м специальностям); открытие педагогических отделений при отраслевых институтах; создание структур повышения квалификации работников учебных заведений профессионального образования

V. 19601992 г.г. Создание организационно-педагогической основы подготовки профессионально- педагогических кадров с высшим образованием Мастер производственного обучения; инженер-педагог; преподаватель труда и общетехнических дисциплин Открытие новых факультетов в педагогических и отраслевых институтах (к 1962 в 123 вузах); создание индустриально-педагогических и общетехнических факультетов в педвузах; открытие Свердловского инженерно-педагогического института

VI. 19922012 г.г. Становление многоуровневого высшего профессионально- педагогического образования Бакалавр и магистр профессионального образования Создание Уральского государственного профессионально-педагогического университета и на его базе Учебнометодического объединения по профессиональнопедагогическому образованию; открытие новой научной специальности 13.00.08. - теория и методика профессионального образования; трансформация инженерно-педагогического образования в профессионально-педагогическое; введение специальности «Профессиональное обучение»; введение многоуровневого образования «бакалавр -дипломированный специалист - магистр»; утверждение обобщенного наименования квалификации «Педагог профессионального обучения» для лиц, получивших высшее образование; утверждены государственные стандарты второго и третьего поколений

VII. 2013- н/в Компетентностно-ориентированная многоуровневая подготовка бакалавров и магистров профессиональнопедагогического образования Компетентностные специалисты «бакалавр» и «магистр» Реорганизация начального профессионального образования в начальный уровень подготовки специалиста в СПО; введение прикладных рабочих квалификаций; переход на новые стандарты (III-го поколения) среднего и высшего профессионально-педагогического образования; реализация компетентностной многоуровневой модели подготовки бакалавров и магистров профессиональнопедагогического образования

Идея специализированной подготовки профессионально-педагогических кадров активно оспаривалась, отдавая предпочтение обучению на рабочем месте и выдвигая в качестве главного

аргумента о приоритетности знания преподавае мого предмета, а психолого-педагогическую со ставляющую, считая вторичной, менее существенной.

98

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Точка зрения о приоритетности знания преподаваемых предметов активно насаждалась и вкупе с выше перечисленными обстоятельствами привело в 1930-х годах к разрушению складывающейся государственной системы профессионально-педагогического образования. Были закрыты все специализированные высшие и средние учебные заведения. До 1943 года основной формой подготовки и переподготовки профессионально-педагогических кадров стала краткосрочные курсы продолжительностью от одного до шести месяцев.

Начало следующего этапа становления профессионально-педагогического образования приходится на 1943 год. К этому году данные статистики свидетельствуют: около 50 % мастеров и преподавателей профессиональных училищ не имели образования, соответствующего занимаемой должности; 82 % мастеров производственного обучения и около 50 % старших мастеров не имели даже среднего специального образования; высшее техническое образование имели около 3 % мастеров, педагогическое - от 3 до 5 %; штаты мастеров и преподавателей были недоукомплектованы на 15-20% [6].

В связи с этим с 1943 года начинается открытие индустриально-педагогических техникумов, в задачи которых входила подготовка мастеров производственного обучения, имеющих среднее техническое образование, педагогические познания и высокую производственную квалификацию. К 1945 году функционировало 16 техникумов, где шла подготовка мастеров производственного обучения по 22-м специальностям. В отраслевых институтах были открыты педагогические отделения, которые рассматривались ведущей формой подготовки преподавателей специальных и общетехнических дисциплин. В 1950 годах были созданы структуры повышения квалификации педагогических работников учебных заведений профессионального образования.

Начало следующего этапа (1960-1990 гг.) становления профессионально-педагогичес-кого образования связано с возникшей потребностью промышленности в рабочих, имеющих законченное среднее образование. Существовавшая система начального профессионального образования на базе семилетнего образования осуществляла только профессиональную подготовку и такую задачу не решала. На решение этой и других проблем образования был ориентирован закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» (1958 г.). В соответствии с законом все учебные заведения системы профессиональнотехнического образования были преобразованы в дневные и вечерние, городские и сельские профессионально-технические училища с продолжительностью обучения от одного до трех лет и от одного до двух лет соответственно. Для организации производственного и теоретического обучения требовалось значительное количество

преподавателей и мастеров производственного обучения с высшим образованием. Поэтому для подготовки профессионально-педагогических кадров начались открываться в педагогических институтах индустриально-педагогические факультеты и в отраслевых институтах педагогические факультеты. К 1962 году в систему высших учебных заведений, осуществляющих подготовку профессионально-педагогических кадров, вошли 123 вуза. Значительно расширилась сеть индустриально-педагогических техникумов. К 1965 году их стало 56. В 1966 году был создан Всесоюзный институт повышения квалификации инженерно-педагогических кадров со многими филиалами в регионах. С 1976 года факультеты повышения квалификации педагогов профессионального обучения стали создаваться при отраслевых вузах [5].

В эти же годы общетехнические и индустриально-педагогические факультеты педвузов решали задачу подготовки учителей труда для общеобразовательной школы. Система их обучения имела много общего с инженернопедагогической подготовкой в отраслевых вузах. При этом большинство отраслевых вузов не имело педагогического потенциала, присущего педвузам, которые, в свою очередь, не обладали ресурсом, способным обеспечить высокий уровень общеотраслевой и специальной подготовки, а также в силу сложившихся традиций и имеющейся материальной базы не могли осуществлять качественное обучение рабочим профессиям. Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью подготовки профессионально-педагогических кадров, сочетающих инженерное, педагогическое мастерство с высокой рабочей квалификацией и невозможностью обеспечить такую подготовку в существующей системе профессионально-педагогического образования.

Разрешение этого противоречия связывалось с открытием специализированного вуза. В 1979 году такой вуз «Свердловский инженернопедагогический институт» был создан [1]. Он рассматривался как наиболее целостная и органичная организационная форма педагогической подготовки инженерно-педагогических кадров.

Таким образом, к 1990 году система профессионально-педагогического образования состояла из следующих организационных форм:

- 2-х инженерно-педагогических институтов;

- 38-ми инженерно-педагогических факультетов отраслевых вузов;

- индустриально-педагогических и общетехнических факультетов педагогических институтов;

- 68-ми индустриально-педагогических техникумов;

- сети институтов повышения квалификации.

Психолого-педагогические науки •••

В тоже время этого оказалось недостаточно для полного удовлетворения потребностей профессионального образования в педагогических кадрах. К 1990 году только каждый пятый из мастеров производственного обучения имел высшее образование, всего - 20 % мастеров закончили индустриально-педагогические техникумы, 9,8 % преподавателей общетехнических и специальных дисциплин имели высшее образование [3].

Следующий этап развития профессиональнопедагогического образования начался в 1992 году и связан с реализацией принятых на государственном уровне решений о развитии системы профессионального образования и подготовки профессионально педагогических кадров [1].

Реализация этих решений осуществлялась по следующим направлениям:

- инженерно-педагогическое образование трансформировано в профессиональнопедагогическое;

- в рамках высшего педагогического образования открыта специальность «Профессиональное обучение» (по отраслям) и введена для выпускников учреждений высшего профессионально-педагогического образования квалификация «Педагог профессионального обучения»;

- разработаны стандарты высшего профессионально-педагогического образования (3-го поколения);

- введена многоуровневая система подготовки «бакалавр-магистр»;

- открыта новая научная специальность «Теория и методика профессионального образования»;

- создано на базе Уральского государственного профессионально- педагогического университета Учебно-методическое объединение по профессионально-педагогическому образованию;

- индустриально-педагогические техникумы в большинстве своем реорганизованы в профессионально-педагогические колледжи.

Современный этап становления и развития профессионально-педагогического образования в России можно считать начавшимся с принятия на государственном уровне стандартов высшего и среднего профессионально-педагогического образования (2010 г.) и Закона «Об образовании в РФ» (2012 г.). Реализация Закона «Об образовании» предусматривает ликвидацию начального профессионального образования как одного из звеньев системы образования России. Начальная профессиональная подготовка предполагается осуществлять на базе учреждений среднего профессионального образования как одна из ступеней обучения специалиста или в центрах прикладных квалификаций (со сроками обучения от 6 месяцев до полутора лет.). В настоящее время трудно определить, насколько успешной будет реформа начального и среднего профессионального образования. В процессе обсуждения про-

99

екта Закона «Об образовании РФ» против ликвидации начального профессионального образования были высказаны следующие доводы:

- предлагаемая в законопроекте форма «ускоренного» обучения взамен начального профессионального образования приведет к обвальному снижению качества рабочих кадров;

- поскольку профессиональное обучение осуществляется без наличия государственного стандарта по произвольным программам, государственный контроль подготовки рабочих кадров становится невозможным;

- если начальное профессиональное образование отсутствует в законопроекте как самостоятельный уровень, то как оно может «Приравниваться» к чему-либо?;

- «ускоренная подготовка» рабочих создает новый для России рынок детского труда, что уже проявляется в широком привлечении детей к торговле, сфере услуг;

- «ускоренная подготовка» приведет к тому, что около 1,5-2 млн. выпускников вместо полноценного профессионального образования будут получать примитивные умения и навыки по узкому направлению деятельности. Профессиональная мобильность таких кадров будет нулевой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- законопроект противоречит ведущим тенденциям мирового развития профессионального образования, снижает и без того невысокий индекс человеческого капитала;

- в стране исчезнет полноценная государственная система массовой подготовки квалификационных рабочих кадров;

- утере социальной функции образования, которая была для подросткового возраста сосредоточена в системе НПО.

С утверждения Федерального государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования по направлению «Профессионально-педагогическое образование» и его реализации в профессиональнопедагогическом образовании начались изменения в следующих направлениях:

- начата подготовка компетентностно-ориентированной многоуровневой подготовки бакалавров и магистров профессионального обучения;

- в стандарты вошли общекультурные и профессиональные компетенции, которые определяют содержание, процесс и результаты становления педагогов профессионального обучения;

- создание научно-педагогической и нормативной базы профессионального и профессионально-педагогического образования;

- переориентация системы профессионально-педагогического образования на подготовку педагогов для среднего профессионального образования.

100

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Анализ истории становления профессионально-педагогического образования позволяет выделить в этом процессе следующие тенденции:

- основное направление его развития - это установление соответствия требованиям начального и среднего профессионального образования и производства;

- оно развивалось в соответствии с изменениями и потребностями в цепи «государство -производство - профессиональное образование -профессионально-педагогическое образование»;

- его развитие шло с отставанием от потребностей начального и среднего профессионального образования в педагогическом персонале;

- его становление обусловлено социальноэкономическими и технико-технологическими факторами;

- система профессионально-

педагогического образования функционирует на основе собственных закономерностей и принципов, стремиться к стабилизации и дальнейшему развитию;

- становление профессионально-педагогического образования и его дальнейшее развитие связано с преодолением внешних противоречий между:

- потребностью начального, среднего профессионального образования в высококвалифицированных педагогах и недостаточным масштабом такой подготовки в существующей системе профессионально педагогического образования;

- необходимостью обеспечить подготовку педагогов профессионального обучения в сложных социально-экономических условиях и возможностями профессионально-педагогического образования динамично реагировать на воздействия внешних факторов;

- возросшими требованиями к квалифика-

ции педагогов профессионального обучения и реализуемыми в профессионально-

педагогическом образовании автономными, несистемными мерами, направленными на повышение качества образовательных процессов;

- условиями функционирования образовательных учреждений профессиональнопедагогического образования, характеризуемых расширением экономических, образовательных, хозяйственных свобод, и традиционной организацией их деятельности;

- условием развития материальной базы промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания и материально-техническим, учебно-методическим обеспечением образовательного процесса в учебных заведениях;

- потребностями в осуществлении научно обоснованного управления развитием профессионально-педагогического образования, перехода к демократическим, правовым формам управления и устоявшимся, устаревшими методами управления, правовыми нормами;

- внешние противоречия явились причиной возникновения внутренних противоречий между:

- требованиями, предъявляемыми к качеству подготовки педагогов профессионального обучения и ее реальным уровнем в образовательных учреждениях;

- воздействием различных факторов на формирование личности педагогов профессионального обучения и недостаточной координацией деятельности социальных групп, их воспитательных усилий;

- необходимостью демократизации, гуманизации образовательного процесса и авторитарными методами его осуществления, управления;

- достижениями педагогической теории, практики и инертностью образовательных учреждений, педагогического персонала осваивать педагогические инновации;

- потребностями, интересами личности обучаемого, его развития и их реализацией в системе отношений, связей, устанавливаемых в процессе реализации образовательных задач.

На различных этапах становления профессионально-педагогического образования преодоление его внутренних и внешних противоречий, следовательно, переход на новый уровень образования происходило за счет разработки его организационно-педагогических основ.

Дальнейшее развитие профессиональнопедагогического образования связано с решением следующих проблем:

- формирование новой системы профессиональной подготовки рабочих и специалистов, ее организационных основ, содержания, методов, форм и средств его реализации;

- преодоление несоответствия уровня профессионализма современных педагогов профессионального обучения требованиям государства, общества, производства, экономики, образовательных и квалификационных стандартов;

- недостаточность масштабов подготовки педагогов профессионального обучения для удовлетворения потребностей системы профессионального образования;

- установление соответствия профессионально-педагогических специализаций профессиям ключевых отраслей экономики;

- разработка системы управления качеством профессионального и профессиональнопедагогического образования;

- адаптация профессионально-

педагогического образования к рыночным способам и формам деятельности, маркетинговым исследованиям рынка труда и образовательных услуг, функционированию в конкурентной среде;

- развитие обучающей и воспитывающей инфраструктуры образовательных учреждений;

- обоснование соотношения между психолого-педагогической, производственно-

технической, отраслевой и рабочей составляющими подготовки педагога профессионального

Психолого-педагогические науки •••

101

обучения и методами их реализации в образова- | тельном процессе.

Литература

1. Жученко А. А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Организация и содержание. Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 2. Кубрушко

П. Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М. : Гордарики, 2006. 3. Маленко А. Т. Подготовка инженерно-педагогических кадров для системы профессионально-технического образования. Минск: Высшая школа, 1980. 4. Ткаченко Е. В. Подготовка инженерно-педагогических кадров / Профтехобразование России: Итоги XX в и прогнозы. М. : Из-во ИРПО, 1999. 5. Федоров В. А.

Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург, 2001.

6. Тенгурина Л. З. История профессионально-педагогического образования. М. : Педагогика-Пресс, 1998. 7. Профессионально-педагогические кадры России / под ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: Из-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

References

1. Zhuchenko A. A., Romantsev G. M., Tkachenko E. V. Professional Education in Russia. Organization and content. Ekaterinburg: Publishing House of Ural State Prof. Ped. University, 1999. 2. Kubrushko P. F. Content of professional pedagogical education. M. : Gardariki 2006. 3. Malenko A. T. Training of engineering teachers for vocational education. Minsk: Vysshaya Shkola, 1980. 4. Tkachenko E. V. Training of engineering pedagogical personnel / Professinal education in Russia: Results of the 20th century and forecasts. M. : Publishing House of IRPO, 1999. 5. Fedorov V. A. Proffesional pedagogical education: theory, empiricism practice. Ekaterinburg, 2001. 6. Tengurina L. Z. History of professional pedagogical education. M. : Peda-gogika-Press, 1998. 7. Professional pedagogical personnel of Russia / еd. E. V. Tkachenko. Ekaterinburg: Publishing House of Ural State Prof. Ped. University, 1998.

Literatura

1. Zhuchenko A. A., Romancev G. M., Tkachenko E. V. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie Rossii. Organizacija i soderzhanie. Ekaterinburg: Iz-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1999. 2. Kubrushko P. F. So-

derzhanie professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija. M. : Gordariki, 2006. 3. Malenko A. T. Podgo-

tovka inzhenerno-pedagogicheskih kadrov dlja sistemy professional'no-tehnicheskogo obrazovanija. Minsk: Vysshaja shkola, 1980. 4. Tkachenko E. V. Podgotovka inzhenerno-pedagogicheskih kadrov / Prof-

tehobrazovanie Rossii: Itogi XX v i prognozy. M. : Iz-vo IRPO, 1999. 5. Fedorov V. A. Professional'no-

pedagogicheskoe obrazovanie: teorija, jempirika, praktika. Ekaterinburg, 2001. 6. Tengurina L. Z. Istorija

professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija. M. : Pedagogika-Press, 1998. 7. Professional'no-

pedagogicheskie kadry Rossii / pod red. E. V. Tkachenko. Ekaterinburg: Iz-vo Ural. gos. prof.-ped. un-ta, 1998.

Статья поступила в редакцию 03.10.2014 г.

УДК 591.5

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

THE EECOLOGICAL EDUCATION IS A FACTOR OF THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE SOCIETY

©2°i4 Шахмарданов З. А., Разаханова В. П.

Дагестанский государственный педагогический университет ©2014 Shahmardanov Z. А., Razakhanova V. P.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Экологическое образование и воспитание являются основой экологического благополучия общества. Одним из условий достижения гармонии с природой является экологическая грамотность населения. Экологическое образование должно осуществляться в течение всей жизни человека. В Дагестане много проблем, которые связаны, в частности, с низкой экологической культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.