Научная статья на тему 'Особенности процесса профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля'

Особенности процесса профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PREPARATION OF EXPERTS OF AN AVERAGE LINK OF A TECHNICAL PROFILE. / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / PEDAGOGICAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Т. А.

В статье описаны особенности процесса профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля, а так же показана необходимость развития у них педагогической направленности, оказывающей действенную ориентацию на воспитание квалифицированных кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF THE AVERAGE LINK OF THE TECHNICAL PROFILE

In article features of process of vocational training of experts of an average link of a technical profile and as necessity of development in them is shown the pedagogical orientation rendering effective orientation to education of qualified personnel are described.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля»

тельной мотивации к изучению специальных дисциплин. Более того, о качестве подготовки специалиста среднего звена следует вести речь на уровне конкретной специальности. От того, насколько качественно спроектирован и реализован образовательный процесс, во многом зависит его результат.

Крайне важную роль играет реализация общедидактического принципа связи теории с практикой. Теоретические положения общетехнических дисциплин, безусловно, должны трактоваться как обобщение человеческого опыта, однако обязательно следует показывать, как эти обобщенные законы, модели, формулы применяются на практике, в непосредственной деятельности специалиста, иначе отдельные элементы приобретенных знаний, показанные схематично, в сознании обучающихся так и останутся схемами.

Содержание учебных дисциплин должно соответствовать содержанию деятельности будущего специалиста и ее структурным компонентам. Мастер производства имеет двойной предмет труда. С одной стороны, его составляют взаимоотношения с людьми, а с другой - специальные знания, умения и навыки в определенной профессиональной области. Мастер - это главный учитель профессии. Педагогическое воздействие в процессе обучения будущего профессионала заключается, прежде всего, во влиянии на профессиональное становление личности, развитие ее готовности к профессиональному и личностному росту. Крайне важным является осуществление межпредметных связей общеобразовательными, специальными и дисциплинами общепрофессионального цикла. Нарушение межпредметных и межцикловых связей заметно снижает качество образования. Между тем качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны, ее технологической, экономической, информационной и нравственной безопасности. Проектирование содержания учебных дисциплин с учетом межпредметных связей тесно связано с теорией педагогической практики, с прогнозированием, организацией, планированием, моделированием, управлением. С методологической точки зрения в содержании должна присутствовать интеграция междисциплинарных знаний [5]. Не рассматривая все возможные межпредметные связи

Библиографический список

общетехнических дисциплин с некоторыми другими дисциплинами, следует остановиться на самых интересных, профессионально окрашенных.

Очень интересны межпредметные связи, например, между технической механикой и историей. Более того, по истории развития механики можно изучать историю человечества и наоборот. Существует множество ярких примеров, фактов, относящихся к истории развития механики, неразрывно связанных с изучаемым содержанием дисциплин. По мнению И.В. Бестужева-Лады, на сегодняшний день крайне остро стоит проблема культуры нашего общества, особенно молодежной. Отсюда - «...социальный заказ: помочь молодежи полнее приобщиться к сокровищнице отечественной и мировой культуры. От успеха выполнения этого заказа во многом зависит, переживет ли человечество XXI век» [6, с. 10]. Но ведь вся история строительства и архитектуры в целом — это часть мировой культуры, а механика и многие другие общетехнические дисциплины как наука и ученье, чьи имена им принадлежат, представляют также часть мировой культуры. Культура как ценность воспитания предстает, прежде всего, в своем объективном содержании, которое необходимо сохранять и передавать новым поколениям, а также в ее личном значении — как процесс отношения к ней человека, сфера ее культурного творчества, эстетических переживаний, духовного саморазвития, культурного роста.

На основе анализа содержания конкретной учебной дисциплины, содержания дисциплин циклов, использования уже имеющихся и установления возможных межпредметных связей могут быть внесены коррективы как в содержание и организацию учебного процесса, так и в реальную подготовку конкретного студента.

Общетехническая подготовка играет крайне важную роль в процесс обучения специалиста, создавая базу для изучения специальных дисциплин. Обучение будет эффективным, если содержание общетехнической подготовки будет характеризоваться функциональной полнотой сведений, соответствующих специфике специальности, на основе интегрального межпредметного характера профессиональной деятельности.

1. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: уч. пособие. - М., 1991.

2. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: монография. - М., 2006.

3. Кубрушко, П.Ф. Новые аспекты анализа содержания образования // Образование и наука. - 2010. - № 3 (71).

4. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: уч. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М., 2001.

5. Гершунский, Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах: науч. издание. - М., 1980.

6. Бестужев-Лада, И.В. Цели образования: идеал, оптимум, норма // Гуманизация образования. - 2000. - № 1.

Bibliography

1. Lednev, V.S. Soderzhanie obrazovaniya: suthnostj, struktura, perspektivih: uch. posobie. - M., 1991.

2. Kubrushko, P.F. Soderzhanie professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. - M., 2006.

3. Kubrushko, P.F. Novihe aspektih analiza soderzhaniya obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. - 2010. - № 3 (71).

4. Semushina, L.G. Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyakh: uch. posobie dlya prep. uchrezhdeniyj sred. prof. obrazovaniya / L.G. Semushina, N.G. Yaroshenko. - M., 2001.

5. Gershunskiyj, B.S. Prognozirovanie soderzhaniya obucheniya v tekhnikumakh: nauch. izdanie. - M., 1980.

6. Bestuzhev-Lada, I.V. Celi obrazovaniya: ideal, optimum, norma // Gumanizaciya obrazovaniya. - 2000. - № 1.

Статья поступила в редакцию 18.11.11

УДК 371: 373.63

Malakhove T.A. FEATURES OF PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF THE AVERAGE LINK OF

THE TECHNICAL PROFILE. In article features of process of vocational training of experts of an average link of a technical profile and as necessity of development in them is shown the pedagogical orientation rendering effective orientation to education of qualified personnel are described.

Key words: Professional orientation, pedagogical orientation, preparation of experts of an average link of a technical profile.

Т.А. Малахова, преп. спец. дисциплин БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж», E-mail: Larina-tanya@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье описаны особенности процесса профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля, а так же показана необходимость развития у них педагогической направленности, оказывающей действенную ориентацию на воспитание квалифицированных кадров.

Ключевые слова: профессиональная направленность, педагогическая направленность, подготовка специалистов среднего звена технического профиля.

Система среднего профессионального образования — социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.

Вместе с тем существующий уровень социально-экономической адаптации к рынку труда выпускников профессиональных учебных заведений, прежде всего, среднего образования, не в должной степени отвечает его потребностям. Система подготовки работников на производстве оказалась практически разрушенной.

Структурные изменения в системах начального и среднего профессионального образования, также как и структурные изменения в экономике, осуществлялись в нашей стране достаточно редко. Новые работодатели ищут рабочую силу, соответствующую их непосредственным потребностям. Система среднего профессионального обучения столкнулась с огромными трудностями процесса адаптации к новым требованиям экономики.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вологодский строительный колледж является образовательным учреждением среднего профессионального образования, реализующим основные и дополнительные профессиональные образовательные программы. Готовя специалистов среднего звена технического профиля, одной из приоритетных задач ставится подробное ознакомление будущих выпускников со спецификой выбранной ими профессии.

Специфика профессии такова, что будущим специалистам среднего звена технического профиля необходимо обладать рядом профессионально значимых качеств. Так для качественного выполнения своих обязанностей необходима физическая выносливость, острое зрение, развитые глазомер, цветовосприя-тие, слух; техническое мышление, пространственное воображение, оперативная память; умение ориентироваться в критических ситуациях, собранность, ответственность, организаторские способности. Данная работа не рекомендуется людям с заболеваниями, сопровождающиеся обмороком и потерей сознания, заболевания опорно-двигательного аппарата, нервно-психические заболевания.

Кроме того, сам процесс профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля обладает рядом особенностей. Нами выделены следующие: содержательное наполнение и методологические особенности; возрастные особенности; коллективная деятельность; процесс обучения приближен к условиям труда; способность приспосабливаться к трудным условиям; преемственность в разработке программ и в методах обучения по техническим, общетехническим и общеобразовательным дисциплинам; связь теоретического обучения с производственной практикой.

Подробно рассмотрим выделенные нами особенности процесса профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля. Прежде всего, процесс профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля характеризуется содержательным наполнением. Профессия относится к сложной группе профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах и их модификациях: «человек - человек» и «человек - техника». В связи с этим деятельность мастера складывается из двух видов: профессиональной (отраслевой, то есть соответствующей определенной отрасли народного хозяйства) и педагогической, в целом определяемых как профессионально-педагогическая деятельность. Таким образом, в процессе профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля преследуется цель -подготовить специалистов, способных обучать профессиональным знаниям и умениям непосредственно на производстве [1].

С этой целью нами был разработан и внедрен спецкурс «Педагогика для специалистов среднего звена технического профиля», который направлен на развитие у студентов профессионально значимых педагогических качеств. Являясь дисциплиной по выбору в рамках психолого-педагогического блока, данный спецкурс рассчитан на 42 академических часа и при его проведении применялись различные формы и методы работы, такие как лек-

ция, дискуссия, беседа и другие. Целями и задачами данного спецкурса являются: повышение педагогической культуры студентов в целях подготовки к профессиональной деятельности; углубление знаний студентов в области общей педагогики; развитие навыков самоанализа личностных качеств и поведения; развитие навыков самоанализа деловых и личностных качеств, а так же карьерных ориентаций, в целях гармонизации карьерной и личной сфер жизни, а кроме того педагогическая подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности в плане реализации дифференцированного подхода, учитывающего специфику карьерных ориентации.

Говоря об особенностях процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля нельзя не упомянуть о возрастных особенностях. Студенчество - отдельная возрастная категория, имеющая свою специфику. Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Психологическое содержание юности связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, развивается общественная активность, утверждается самостоятельность личности, осуществляется выбор жизненного пути. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство и именно в молодости завершается профессиональная подготовка, а, следовательно, и студенческая пора [2].

Кроме того, процесс подготовки специалистов среднего звена технического профиля является коллективным трудом. Здесь можно рассматривать как коллективную работу педагогического состава, так и совместную, коллективную работу студентов. Функционирование этих двух коллективов — взаимообусловленный процесс: ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, а педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае — сплочению учащихся [3].

Еще одна особенностью процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля заключается в том, что сам процесс обучения приближен к реальным условиям труда. Во время обучения студенты часто выезжают на строящиеся объекты, где им читают лекции практические работники - мастера производства, прорабы, главные инженеры, объясняя и показывая на практике каким образом выполняется та или иная технологическая операция, каким образом следует составлять проектные документы и другое [4; 5]. Кроме того, в колледже имеется ряд специальных профессиональных программ, которые применяются на занятиях по таким учебным дисциплинам как «Изыскание и проектирование», «Экономика отрасли» и др.

Способность приспосабливаться к трудным условиям является еще одной характерной особенностью процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля. В связи с тем, что учебные занятия зачастую проходят в поле или на производстве учащимся необходимо воспринимать и фиксировать передаваемые им знания в неприспособленных для этого условиях.

Преемственность в разработке программ и в методах обучения по техническим, общетехническим дисциплинам и по основам наук (к основам наук обычно относят такие предметы общеобразовательного цикла, как математика, физика, химия) так же является особенностью процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля. В процессе преподавания технических и общетехнических дисциплин преподаватели должны знать объем знаний учащихся, полученный ими при изучении основ наук в школе, ПУ (со средним образованием).

Еще одной особенностью процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля является связь теоретического обучения с производственной практикой. Изучая технические и общетехнические дисциплины, учащиеся видят, какое влияние оказывает на развитие науки практическая потребность общества, развитие производительных сил; то огромное влияние, которое оказывает развитие науки на технический прогресс, на развитие отдельных отраслей производства, на появление новых технических отраслей. Изучая практическое использование теоретических знаний в технических дисциплинах, учащиеся убеждаются в их правильности, объективности и, главное, в силе влияния теории на развитие техники, производства [6].

Таким образом, выделенные и описанные нами особенности процесса подготовки специалистов среднего звена технического профиля: содержательное наполнение и методологические осо-

бенности; возрастные особенности; коллективная деятельность; процесс обучения приближен к условиям труда; способность приспосабливаться к трудным условиям; преемственность в разработке программ и в методах обучения по техническим, общетехни-

Библиографический список

ческим дисциплинам и по основам наук; связь теоретического обучения с производственной практикой, наиболее полно характеризуют необходимость усиления педагогической направленности в подготовке специалистов среднего звена технического профиля.

1. Жуков, Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: уч. пособие / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплин. - М., 2005.

2. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М., 1996.

3. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковскпго, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М., 1999.

4. Резник, С.Д. Мастер - руководитель и организатор трудового коллектива строителей. - М., 1987.

5. Резник, С. Д. Основы личной конкурентоспособности: учебное пособие / С. Д. Резник, А. А. Сочилова; под ред. С. Д. Резника. - М., 2009.

6. Щепотин, А.Ф. Современные технологии обучения в профессиональном образовании / А.Ф. Щепотин, В.Д. Федоров. - М., 2005.

Bibliography

1. Zhukov, G.N. Osnovih obtheyj i professionaljnoyj pedagogiki: uch. posobie / G.N. Zhukov, P.G. Matrosov, S.L. Kaplin. - M., 2005.

2. Ananjev, B.G. Psikhologiya i problemih chelovekoznaniya. - M., 1996.

3. Upravlenie vospitateljnoyj sistemoyj shkolih: problemih i resheniya / pod red. V.A. Karakovskpgo, L.I. Novikovoyj, N.L. Selivanovoyj, E.I. Sokolovoyj. - M., 1999.

4. Reznik, S.D. Master - rukovoditelj i organizator trudovogo kollektiva stroiteleyj. - M., 1987.

5. Reznik, S. D. Osnovih lichnoyj konkurentosposobnosti: uchebnoe posobie / S. D. Reznik, A. A. Sochilova; pod red. S. D. Reznika. - M., 2009.

6. Thepotin, A.F. Sovremennihe tekhnologii obucheniya v professionaljnom obrazovanii / A.F. Thepotin, V.D. Fedorov. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 18.11.11

УДК 37.011

Repeta L.M. COMPETENCE AND COMPETENTNESS: DIFFERENT APPROACHES AND INTERPRETATIONS. THE

WAYS OF EVALUTION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF RESEARCH COMPETENCE OF PUPILS. This article is devoted to the concepts of competence and competentness. Different ways of evaluation of the level of research competence are presented as well.

Key words: competence, research competence, competentness, competence approach, the level of development of research competence.

Л.М. Репета, аспирант каф. общей педагогики Челябинского гос. пед. ун-та, г. Челябинск, E-mail: lar-repeta@yandex.ru

КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ: РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ. СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

В статье рассматриваются понятия компетенция и компетентность. Также представлены разные способы оценивания уровня сформированности исследовательской компетенции.

Ключевые слова: компетенция, исследовательская компетенция, компетентность, компетентностный подход, уровень сформированности исследовательской компетенции.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - Стандарт) основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных для реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию [1].

Стандарт среднего (полного) общего образования делает акцент на проектно-исследовательской деятельности, которую определяет как формирование следующих проектно-исследователь-ских умений:

• исследование несложных реальных связей и зависимостей;

• определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

• самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

• выдвижение гипотез, осуществление их проверки;

• самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

• формулирование вывода о полученных результатах [2].

В основе проектно-исследовательских умений лежит исследовательская компетенция. Компетенциям, компетентностям и компетентностному подходу в целом посвящены работы В.М. Байденко, А.С. Белкина, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, В.Д. Шадрикова.

Остановимся на этапах формирования понятий компетенция и компетентность. Так в 1960-1970 г.г. вводятся понятия компетенция и компетентность и создаются предпосылки для их разграничений. В 1970 - 1990 г.г. данные понятия используются

в теории и практике обучения языку, менеджменту, общению. В это же период выделяются компетенции и компетентности для различных видов деятельности.

1990 - 2001 гг. - время, когда понятия компетентность, компетенция активно используются в образовании, Совет Европы (1996 г., Берн) выделяет пять ключевых компетенций современных выпускников. В настоящее время эти компетенции включены в Стандарт и отражены в «портрете выпускника основной школы».

Основные положения компетентностного подхода в отечественном образовании были сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегии модернизации общего образования». «Целью применения компетентностного подхода является «приоритетная ориентация на цели - векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактулизация, социализация и развитие индивидуальности».

Основными критериями оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. При этом понятие компетентность рассматривается «шире, чем понятие знания, умения и навыки и включает их в себя. Понятие компетентность включает не только когнитивную и операционально - технологическую составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую» [3].

В научной литературе понятие компетентность интерпретируется как степень сформированности общественно - практического опыта субъекта (Ю.Н. Емельянов); адекватность реализации должностных требований (Л.И. Анцыферова); уровень обучаемости специальным и индивидуальным формам активности (Л.П. Урванцев, Н.В. Яковлев).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.