Научная статья на тему 'Особенности содержания общетехнических дисциплин в подготовке техников-строителей'

Особенности содержания общетехнических дисциплин в подготовке техников-строителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ОСОБЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / A PROFESSIONAL ORIENTATION / PREPARATION OF EXPERTS OF AN AVERAGE LINK OF A TECHNICAL PROFILE / FEATURE OF THE MAINTENANCE OF THE GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Т. А.

В статье рассмотрены вопросы дидактики профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена технического профиля, современные концептуальные подходы к воспитанию квалифицированных работников. Выявлены основные недостатки преподавания общетехнических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MAINTENANCE OF THE GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES IN PREPARATION

In article questions of didactics of vocational training of the future experts of an average link of a technical profile, modern conceptual approaches to education of qualified employees are considered. The basic lacks of teaching of the general technical disciplines are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания общетехнических дисциплин в подготовке техников-строителей»

Bibliography

1. Lenin, V.I. Konspekt knigi Gegelya "Nauka logiki" // Poln. sobr. soch. - M., 1973. - T. 29.

2. Ananjev, B.G. O preemstvennosti v obuchenii. - M., 1953. - № 2.

3. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 2009.

4. Sovetskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj. - M., 1981.

5. Boljshaya sovetskaya ehnciklopediya. - M., 1975.

6. Serikov, G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka. - M., 2002.

7. Belikov, V.A. Lichnostnaya orientaciya uchebno-poznavateljnoyj deyateljnosti (didakticheskaya koncepciya): monografiya. -Chelyabinsk, 1995.

8. Legenchuk, D.V. Preemstvennostj v sisteme mnogourovnevogo professionaljnogo obrazovaniya: monografiya. - Kurgan, 2011.

Статья поступила в редакцию 18.11.11

УДК 371: 373.63

Malakhova T.A. FEATURES OF THE MAINTENANCE OF THE GENERAL TECHNICAL DISCIPLINES IN PREPARATION

OF TECHNICIANS-BUILDERS. In article questions of didactics of vocational training of the future experts of an average link of a technical profile, modern conceptual approaches to education of qualified employees are considered. The basic lacks of teaching of the general technical disciplines are revealed.

Key words: a professional orientation, preparation of experts of an average link of a technical profile, feature of the maintenance of the general technical disciplines.

Т.А. Малахова, преп. БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж»; E-mail: Larina-tanya@list.ru

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ПОДГОТОВКЕ ТЕХНИКОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

В статье рассмотрены вопросы дидактики профессиональной подготовки будущих специалистов среднего звена технического профиля, современные концептуальные подходы к воспитанию квалифицированных работников. Выявлены основные недостатки преподавания общетехнических дисциплин.

Ключевые слова: профессиональная направленность, подготовка специалистов среднего звена технического профиля, особенность содержания общетехнических дисциплин.

Выпускникам средних профессиональных учебных заведений предъявляются высокие требования в сфере профессиональной деятельности. Современный специалист должен обладать определенным уровнем профессиональной компетентности в своей будущей работе, от которой зависит его востребованность на рынке труда. Основой изучения специальных учебных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к профессиональной деятельности, является цикл общепрофессиональной подготовки, в состав которой входит общетехническая подготовка. Она, относясь одновременно как к общему, так и к специальному образованию, должна создавать условия для формирования таких важных качеств специалиста как профессиональное мышление, профессиональная компетентность [1]. Конкретные знания и умения, формирующиеся в процессе общетехнической подготовки, создают реальную основу для переноса умений в профессиональную деятельность, а решение воспитательных и образовательных задач обеспечивает развитие и воспитание человека, что само по себе является инвариантной частью образования в целом [2; 3].

В средних профессиональных учебных заведениях строительного профиля в общетехническую подготовку входят такие учебные дисциплины, как инженерная графика, техническая механика, электротехника и другие, освоение положений которых должно формировать необходимую теоретическую основу для изучения специальных предметов. Цель преподавания дисциплин общепрофессионального цикла в техникумах и колледжах — изучение и объяснение общих закономерностей, присущих разнообразным объектам, что помогает успешно осваивать их конструкцию и работу, создает базу для последующего изучения спецдисциплин и способствует расширению технического кругозора, абстрактно-обобщающего мышления, формирует профессионально-мобильных, компетентных и сравнительно легко адаптирующихся к производственным условиям специалистов.

Проведенный анализ подготовки техников-строителей при изучении общетехнических дисциплин позволил выявить ряд их недостатков. Так, отбор информации в учебниках, учебных и методических пособиях не редко носит случайный характер. В результате этого студенты тратят время на изучение второстепенного материала и не успевают освоить материал, действительно нужный для профессиональной подготовки. Это подтверждает Л.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко. Причиной ошибок, связанных с формированием содержания образования, является эмпирический, недостаточно обоснованный способ отбора учебной информации, состава и содержания практических задач и заданий.

В результате не достигается целостность общетехнической и профессиональной подготовки, возникает дублирование, нарушаются межпредметные связи [4]. Наблюдается несоответствие требований к специфике специальности и общетехнической подготовке будущих специалистов среднего звена технического профиля и уровнем осуществления ее в средних профессиональных учебных заведениях.

Для формирования содержания профессионального образования возникают противоречия между предметным характером обучения и целостным, интегрированным межпредметным характером профессиональной деятельности, специалиста, каторая носит интегрированный, межпредметный характер. Вместе с тем в учебном процессе все, что должен знать специалист, изучается дифференцированно, разложено по отдельным дисциплинам таким образом, что самая существенная часть учебного процесса — объединение знаний и умений в определенную целостность в соответствии с требованиями профессиональной деятельности — осуществляется достаточно фрагментарно, ограниченно. Как показывает практика, студенты затрудняются перенести объективно достаточные знания, полученные в результате изучения общетехнических дисциплин, на материал специальных учебных дисциплин для решения профессиональных задач. Это говорит о фрагментарности и непоследовательности в знаниях и умениях обучающихся, неосознанном изучении учебных дисциплин, что значительно снижает как качество общетехнической подготовки в целом, так и всего процесса формирования квалифицированных техников.

Из этого следует, что необходим научно обоснованный подход к отбору содержания дисциплин общетехнической подготовки для формирования необходимой теоретической основы изучения специальных дисциплин. Возникает потребность совершенствования содержания общетехнической подготовки студентов средних профессиональных учебных заведений. При этом в качестве основных задач можно выделить такие как обеспечение формирования профессиональной культуры специалиста на основе теоретических знаний, связь содержания образования с усилением профессиональной подготовки и личностного роста будущих специалистов.

По мнению автора, профиль общетехнической подготовки, при которой иллюстрации основных положений теории подобраны из области будущей деятельности техника, способствует повышению интереса обучающихся и создает основу для положи-

тельной мотивации к изучению специальных дисциплин. Более того, о качестве подготовки специалиста среднего звена следует вести речь на уровне конкретной специальности. От того, насколько качественно спроектирован и реализован образовательный процесс, во многом зависит его результат.

Крайне важную роль играет реализация общедидактического принципа связи теории с практикой. Теоретические положения общетехнических дисциплин, безусловно, должны трактоваться как обобщение человеческого опыта, однако обязательно следует показывать, как эти обобщенные законы, модели, формулы применяются на практике, в непосредственной деятельности специалиста, иначе отдельные элементы приобретенных знаний, показанные схематично, в сознании обучающихся так и останутся схемами.

Содержание учебных дисциплин должно соответствовать содержанию деятельности будущего специалиста и ее структурным компонентам. Мастер производства имеет двойной предмет труда. С одной стороны, его составляют взаимоотношения с людьми, а с другой - специальные знания, умения и навыки в определенной профессиональной области. Мастер - это главный учитель профессии. Педагогическое воздействие в процессе обучения будущего профессионала заключается, прежде всего, во влиянии на профессиональное становление личности, развитие ее готовности к профессиональному и личностному росту. Крайне важным является осуществление межпредметных связей общеобразовательными, специальными и дисциплинами общепрофессионального цикла. Нарушение межпредметных и межцикловых связей заметно снижает качество образования. Между тем качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны, ее технологической, экономической, информационной и нравственной безопасности. Проектирование содержания учебных дисциплин с учетом межпредметных связей тесно связано с теорией педагогической практики, с прогнозированием, организацией, планированием, моделированием, управлением. С методологической точки зрения в содержании должна присутствовать интеграция междисциплинарных знаний [5]. Не рассматривая все возможные межпредметные связи

Библиографический список

общетехнических дисциплин с некоторыми другими дисциплинами, следует остановиться на самых интересных, профессионально окрашенных.

Очень интересны межпредметные связи, например, между технической механикой и историей. Более того, по истории развития механики можно изучать историю человечества и наоборот. Существует множество ярких примеров, фактов, относящихся к истории развития механики, неразрывно связанных с изучаемым содержанием дисциплин. По мнению И.В. Бестужева-Лады, на сегодняшний день крайне остро стоит проблема культуры нашего общества, особенно молодежной. Отсюда - «...социальный заказ: помочь молодежи полнее приобщиться к сокровищнице отечественной и мировой культуры. От успеха выполнения этого заказа во многом зависит, переживет ли человечество XXI век» [6, с. 10]. Но ведь вся история строительства и архитектуры в целом — это часть мировой культуры, а механика и многие другие общетехнические дисциплины как наука и ученье, чьи имена им принадлежат, представляют также часть мировой культуры. Культура как ценность воспитания предстает, прежде всего, в своем объективном содержании, которое необходимо сохранять и передавать новым поколениям, а также в ее личном значении — как процесс отношения к ней человека, сфера ее культурного творчества, эстетических переживаний, духовного саморазвития, культурного роста.

На основе анализа содержания конкретной учебной дисциплины, содержания дисциплин циклов, использования уже имеющихся и установления возможных межпредметных связей могут быть внесены коррективы как в содержание и организацию учебного процесса, так и в реальную подготовку конкретного студента.

Общетехническая подготовка играет крайне важную роль в процесс обучения специалиста, создавая базу для изучения специальных дисциплин. Обучение будет эффективным, если содержание общетехнической подготовки будет характеризоваться функциональной полнотой сведений, соответствующих специфике специальности, на основе интегрального межпредметного характера профессиональной деятельности.

1. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы: уч. пособие. - М., 1991.

2. Кубрушко, П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования: монография. - М., 2006.

3. Кубрушко, П.Ф. Новые аспекты анализа содержания образования // Образование и наука. - 2010. - № 3 (71).

4. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: уч. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М., 2001.

5. Гершунский, Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах: науч. издание. - М., 1980.

6. Бестужев-Лада, И.В. Цели образования: идеал, оптимум, норма // Гуманизация образования. - 2000. - № 1.

Bibliography

1. Lednev, V.S. Soderzhanie obrazovaniya: suthnostj, struktura, perspektivih: uch. posobie. - M., 1991.

2. Kubrushko, P.F. Soderzhanie professionaljno-pedagogicheskogo obrazovaniya: monografiya. - M., 2006.

3. Kubrushko, P.F. Novihe aspektih analiza soderzhaniya obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. - 2010. - № 3 (71).

4. Semushina, L.G. Soderzhanie i tekhnologii obucheniya v srednikh specialjnihkh uchebnihkh zavedeniyakh: uch. posobie dlya prep. uchrezhdeniyj sred. prof. obrazovaniya / L.G. Semushina, N.G. Yaroshenko. - M., 2001.

5. Gershunskiyj, B.S. Prognozirovanie soderzhaniya obucheniya v tekhnikumakh: nauch. izdanie. - M., 1980.

6. Bestuzhev-Lada, I.V. Celi obrazovaniya: ideal, optimum, norma // Gumanizaciya obrazovaniya. - 2000. - № 1.

Статья поступила в редакцию 18.11.11

УДК 371: 373.63

Malakhove T.A. FEATURES OF PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF THE AVERAGE LINK OF

THE TECHNICAL PROFILE. In article features of process of vocational training of experts of an average link of a technical profile and as necessity of development in them is shown the pedagogical orientation rendering effective orientation to education of qualified personnel are described.

Key words: Professional orientation, pedagogical orientation, preparation of experts of an average link of a technical profile.

Т.А. Малахова, преп. спец. дисциплин БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж», E-mail: Larina-tanya@list.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

В статье описаны особенности процесса профессиональной подготовки специалистов среднего звена технического профиля, а так же показана необходимость развития у них педагогической направленности, оказывающей действенную ориентацию на воспитание квалифицированных кадров.

Ключевые слова: профессиональная направленность, педагогическая направленность, подготовка специалистов среднего звена технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.