ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ЮНИВОК
А.В. Каплун
Ключевые слова:
система
профессионального
образования,
квалифицированый
рабочий, глобализация,
евроинтеграция,
непрерывное
профессиональное
образование.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УКРАИНЕ
В статье проанализирован фактор влияния непрерывного образования на подготовку квалифицированных рабочих в Украине.
Глобальные социокультурные процессы активно влияют на трансформацию систем подготовки специалистов и способствуют необходимости перехода стран к активному внедрению концепции непрерывного профессионального образования. Обучение в течение жизни в рамках Европейской стратегии занятости подразумевает всестороннюю учебную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе с целью углубления знаний, навыков и профессиональной компетенции.
Академик Н. Ничкало в монографии «Трансформация профессионально-технического образования Украины» подчеркивает,что «непрерывное образование дает возможность внести определенный порядок в последовательность различных ступеней обучения, обеспечить переход от одной ступени к другой, сделать более разнообразными каждую из них и повысить их значимость » [4].
Система образования - важный компонент трансформации духовной жизни общества.
Значение образования в жизни человека, в его становлении как специалиста постоянно растет, поэтому оно не может ограничиваться
только периодом обучения в учебных заведениях. Потребности в повышении уровня знаний, их мобильности, гибкости, адаптивности привели к появлению такого феномена в общественной жизни, как непрерывное образование. Концепция непрерывного образования впервые рассматривалась на международном уровне на конференции ЮНЕСКО в 1965 г., в обосновании П. Ленграда [4].
Как провозглашено в Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза, человек является главной ценностью, центральным элементом любой политической деятельности, а образовательные системы должны приспособиться к новым реалиям XXI века, и непрерывное образование должно стать основным фактором трансформации гражданского общества, социального единства и занятости. Оно должно дать возможность человеку понять самого себя, окружающую среду и должно способствовать выполнению его социальной роли в обществе [3].
Большинство передовых стран мира сегодня трансформируют свои образовательные системы на основе концепции обучения в течение всей жизни. Этоо предполагает: возможность каждого человека учиться в течение всей жизни; доступность получения максимально широкого спектра умений и навыков. При этом некоторые страны дополняют концепцию образования на протяжении жизни концепцией непрерывной подготовки , ставя акцент на профессиональных навыках и подготовке взрослых. Нераздельность формального образования и подготовки с неформальной деятельностью становится предметом внимания и поддержки со стороны государства и частного сектора , особенно в части образования взрослых[4].
Подготовка к профессиональной деятельности побуждает к самореализации и способствует формированию активной гражданской позиции молодого человека. Образование играет важную роль в процессе создания гражданского общества, свободного от дискриминации, маргинализации, расизма, поддерживает толерантность.
Отметим, что изучение особенностей современного этапа развития страны способствует определению основных требований к трансформации системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. Их суть сводится к: подготовке конкурентоспособного на внутреннем и международном рынке труда и профессионально мобильного рабочего, техника, инженера; ориентации на требования мировой экономической системы и прогнозы развития науки и техники, расширение объема межотраслевой, межпрофессиональной подготовки и по интегрированным профессиям, изменения профессионально-квалификационной структуры ра-
бочих, повышение потребностей в профессиональных работниках сферы обслуживания с высоким уровнем образования; ликвидации ограничений для выявления потенциальных профессиональных возможностей личности в социальной и экономической сферах, а также в выборе образовательной системы; усилению социальной защиты личности и населения путем повышения его профессионализма; формированию информационной (компьютерной) грамотности, дополнительных знаний, умений и навыков в условиях расширения профессионального профиля; повышению уровня общей и профессиональной культуры. Темпы изменений характера и содержания труда ставят перед профессиональным образованием Украины дополнительную задачу - сформировать у молодежи мотивацию учиться в течение жизни, качество мобильности , необходимое на современном рынке труда. Для экономического роста стран, в том числе и Украины, большое значение имеет потенциал человеческого капитала, воплощенный в образовании и профессиональном обучении. Как отмечает И. Зязюн, «символом и целью любого образования является Человек в постоянном (в течение жизни) развитии, а конечным итогом образования является внутреннее состояние человека на уровне потребности познавать новое, приобретать знания, производить материальные и духовные ценности, помогать ближнему быть добротворцем »[2].
Наблюдаем, что рынок труда все больше выступает в роли регулятора механизма воспроизводства рабочей силы, определяет потребности в специалистах различного профиля. Повышение мобильности рабочей силы, уровня конкурентоспособности ставит перед образованием широкие задачи: подготовку профессиональных кадров, готовых качественно работать в рамках европейского пространства. Это предопределяет необходимость формирования высокообразованных, профессионально зрелых и конкурентоспособных специалистов по новым технологиям и стандартам. Такую ситуацию Сергей Яковлевич Батышев предвидел и выдвинул концепцию о том, что успех обучения рабочих зависит от того, используются ли при этом передовые достижения не только педагогики, но и психологии, а также других научных дисциплин[1].
Общественно-хозяйственные и научно-технические изменения, происходящие в современном украинском и мировом обществе, ведут к тому, что приобретенные в профессионально-техническом заведении знания, а также новые квалификации быстро становятся неактуальными. Возникает необходимость их постоянного пополнения, обновления в процессе профессиональной деятельности. Это обусловливает потребность модифика-
ции системы подготовки и профессионального усовершенствования рабочих Надлежащий уровень готовности к многопрофильной деятельности, возможности постоянного повышения квалификации может обеспечить интегрированный подход к процессу обучения в системе образовательных заведений определенного профиля.
Особенное место в процессе интеграции образовательных заведений принадлежит учебно-научно-производственным комплексам, где непрерывное профессиональное образование становится открытым, позволяет молодежи в профессионально-технических заведениях овладевать высокой рабочей квалификацией и знаниями фундаментальных и специальных дисциплин, которые составляют базовое высшее образование; а также предоставляет возможности для повышения и совершенствования профессионального уровня в пределах одного учебного заведения.
На реализацию новых интеграционных подходов в процессе подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных работников направлено наше сотрудничество с Тернопольским государственным техническим университетом имени Ивана Пулюя. С целью обеспечения координации совместной деятельности учебных заведений в реализации Закона Украины "Об образовании", внедрения системы ступеневой подготовки специалистов сквозными учебными планами и программами, эффективного использования учебно-лабораторной и производственной базы, социальной инфраструктуры, повышения квалификации преподавателей учебных заведений, выполнения заказов на подготовку специалистов на университетском уровне, повышения квалификации и переквалификации кадров, выполнения заказов на разработку научно-методического обеспечения учебного процесса, эффективного использования оборудования и новых технологий обучения нами создан учебный комплекс "Профориентация", заключается учредительный договор, в котором определяется структура комплекса, основные задания и функции каждого участника. Органом управления комплексом является Совет учебного комплекса, который осуществляет свою деятельность на коллегиальном основании.Создание комплекса обусловило необходимость пересмотра содержания образования, научно-методического обеспечения профессионального обучения, введение в учебный процесс новых технологий и методик обучения. Они разрабатываются на основании интеграции профессионально-технического и базового высшего образования, то есть учитывают требования к рабочей подготовке и отвечают образовательно-профессиональным программам высшего учебного заведения.
Эффективность профессиональной подготовки учеников зависит от взаимодействия многих компонентов: структуры и содержания учебного материала в программах, методики преподавания, учебной литературы и наглядных пособий. Поэтому необходимо рассматривать и практиковать комплексно-методическое обеспечение как систему.
В зависимости от содержания предмета или профессии в состав комплексно-методического обеспечения могут входить разные средства, однако, все они должны взаимно дополнять друг друга и отвечать следующим требованиям:
- учитывать дидактические, эргономичные, технические и экономические аспекты;
- соответствовать содержанию учебной программы;
- соответствовать уровню развития современной науки, техники и производства;
- включать оптимальную систему средств для передачи информации;
- организации самостоятельной работы учеников и контроля их знаний и навыков;
- следовать основным принципам дидактики и учитывать особенности теоретического и производственного обучения; обеспечивать связь теории с практикой, общеобразовательного и профессионального циклов обучения;
- стимулировать применение современных методов и форм обучения;
- способствовать формированию познавательной активности и технического мышления учеников, интереса к предмету (профессии);
- осуществлять индивидуальный подход к ученикам в процессе обучения;
- обеспечивать наглядность, доступность, систематичность, глубину усвоения учениками программного материала;
- гарантировать безопасность работы и отвечать эстетичным и гигиеническим требованиям;
- обеспечивать научную организацию труда преподавателя, мастера производственного обучения и учеников; максимальный педагогический эффект.
Первым шагом к интеграции в учебный комплекс был анализ структуры учебного материала, осуществление интеграции содержания, форм и методов обучения. В практике чаще интегрируются общетехнические и общетехнологические знания и умения. Они универсальны и могут переноситься из одной производственной деятельности в другую, обеспечивая ра-
бочему быструю адаптацию к измененным условиям производства. Таким образом полностью достигается цель интеграции - устранение дублирования учебного материала, разнобоя в обозначениях и трактовках основных категорий, сохранение логичности в обучении .
Особенное распространение получили интегрированные учебные курсы, которые являются качественно новой степенью организации учебного процесса в профессиональном учебно-воспитательном заведении. В то же время отметим, что создание и изучение интегрированных курсов имеет много преимуществ. Прежде всего при изучении интегрированного курса у учеников формируется целостная картина объекта, усваивается единственный общенаучный аппарат, согласовывается терминология определений понятий, категорий, которые употребляются в разных курсах. Интегрированные курсы отражают изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих, обеспечивают достаточно высокий уровень интеллектуального развития учеников, удовлетворяют их интересы в выбранной отрасли знаний, повышают качество профессиональной подготовки. Самое главное - это то, что через создание и изучение новых интегрированных курсов обеспечивается взаимосвязь и содержательное сочетание общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и производственного обучения.
Формирование профессиональной компетентности требует общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки. Применяя разнообразные формы организации производственного обучения, производительного труда учеников, педагогический коллектив нашего заведения обеспечивает высокий уровень знаний и практических навыков будущих рабочих соответственно требованиям современного производства.
По нашему мнению, широкопрофильная подготовка необходима для самостоятельного взаимодействия с динамическим миром профессионального труда. В современных условиях квалифицированный рабочий должен уметь выполнять работу из нескольких смежных специальностей, умело приспосабливаться к новым технологиям, быть способным овладевать новой квалификацией. Ведь растет потребность в квалифицированных рабочих с универсальной подготовкой.
Актуальной остается проблема сотрудничества работодателей и профессионально-технических учебных заведений в подготовке высококвалифицированных рабочих. Учебные заведения должны проявлять инициативу и искать пути взаимодействия. Заметим, что деятельность в структуре комплекса значительно расширяет эти возможности .
Выпускники училища, получившие профессии: пекарь, тестодел, машинист тестоотделочних машин, кондитер, повар, официант, бармен, электрогазосварщик, являются квалифицированными специалистами. Во время дипломной практики на предприятиях они проявляют профессиональное умения и большинство из них остаеются на этих предприятиях работать. Работодатели заинтересованы в выпускниках нашего заведения и берут их на работу в первую очередь.
Сотрудничаем с предприятиями, где работают наши выпускники, учитываем предложения базовых предприятий относительно подготовки высококвалифицированных специалистов. В частности, на профессии :пе-карь, тестодел, машинист тестоотделочных машин, кондитер - принимали девушек, но жизнь внесла коррективы: теперь на эту профессию принимаем и юношей. Видим, что руководители приватизированных пекарен именно им отдают предпочтение. Представители предприятий приходят к нам и сами отбирают специалистов.
Основным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в любом образовательном заведении является творческая деятельность педагога. Поэтому одна из задачй органов образования - постоянная забота о научном определении путей повышения квалификации педагогических кадров. Учитель должен не только владеть своим предметом, но и уметь ориентироваться в соответствующей отрасли знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин, разрабатывать учебные планы, формировать у учеников навыки самообразования, видеть личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности.
Сегодня создаются существенные предпосылки для качественных изменений в деятельности образовательных учреждений. Формируются условия для перехода к профессионализации, основными из которых являются определение ведущих функций для образовательных учреждений разных уровней; появление альтернативных конкурентных образовательных учреждений. непредсказуемость развития социума, в котором функционируют эти учреждения; формируется рынок образовательных услуг; необходимость активных действий на рынке труда, финансов, товаров и услуг для поддержания стабильного функционирования системы образования и ее развития. В этих условиях недостатки существующих структур и механизмов руководства образованием стали особенно заметными. Децентрализация, модернизация образования требует изменения его цели, задач и функций.
Сравнительный анализ и обобщение результатов изучения научных источников разных стран позволили выделить ведущие идеи и принципы, которые являются методологической основой непрерывного профессионального обучения, в частности: гуманизация, демократизация, интеграция, интенсификация и кооперация в единую систему непрерывного образования. Их соблюдение поможет достигать компетентности, гуманности, ин-новационности в профессиональном образовании. Научно-методическое обеспечение развития непрерывного профессионального образования - это формирование новых механизмов, которые характеризуются приемствен-ностью содержания, разнообразием и вариативностью учебных программ, процессом поиска и разработки организационных, педагогических, управленческих и методических механизмов, доведение научных результатов до их практического применения в учебных заведениях Украины.
Таким образом, непрерывное образование выступает главным условием трансформации систем подготовки квалифицированных рабочих в Украине.
Литература
1. Батышев С. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации /Сергей Яковлевич Батышев. - М.: Высшая школа., 1987. - 342 с.
2. ЗязюнI. Концептуальш засади теорп осв™ в УкраМ / 1ван Андршович Зязюн. // Педагопка i психолопя. - 2000. - №1. - С. 11-24.
3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. -Режим доступу: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html
4. Национална стратегия за учене през целия живот (УЦЖ) за периода 2008 - 2013 година - София, 2008. - 35 с.
5. Ничкало Н.Г. Трансформащя професшно-техшчно1 освгги Укра'ши: монографiя / Н.Г. Ничкало - К.: Педагопчна думка, 2008. - 200 с.