Научная статья на тему 'Непрерывное образование — главное условие трансформации систем подготовки квалифицированных рабочих в Украине'

Непрерывное образование — главное условие трансформации систем подготовки квалифицированных рабочих в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАНЫЙ РАБОЧИЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SYSTEM OF VOCATIONAL EDUCATION / QUALIFIED WORKER / GLOBALIZATION / EUROPEAN INTEGRATION / CONTINUING VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплун А. В.

В статье проанализирован фактор влияния непрерывного образования на подготовку квалифицированных рабочих в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing Education as a Main Condition for the Transformation of Systems for Training of Qualified Workers in Ukraine

The impact factor of continuing education for the training of qualified workers in the Ukraine is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование — главное условие трансформации систем подготовки квалифицированных рабочих в Украине»

ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ЮНИВОК

А.В. Каплун

Ключевые слова:

система

профессионального

образования,

квалифицированый

рабочий, глобализация,

евроинтеграция,

непрерывное

профессиональное

образование.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УКРАИНЕ

В статье проанализирован фактор влияния непрерывного образования на подготовку квалифицированных рабочих в Украине.

Глобальные социокультурные процессы активно влияют на трансформацию систем подготовки специалистов и способствуют необходимости перехода стран к активному внедрению концепции непрерывного профессионального образования. Обучение в течение жизни в рамках Европейской стратегии занятости подразумевает всестороннюю учебную деятельность, которая осуществляется на постоянной основе с целью углубления знаний, навыков и профессиональной компетенции.

Академик Н. Ничкало в монографии «Трансформация профессионально-технического образования Украины» подчеркивает,что «непрерывное образование дает возможность внести определенный порядок в последовательность различных ступеней обучения, обеспечить переход от одной ступени к другой, сделать более разнообразными каждую из них и повысить их значимость » [4].

Система образования - важный компонент трансформации духовной жизни общества.

Значение образования в жизни человека, в его становлении как специалиста постоянно растет, поэтому оно не может ограничиваться

только периодом обучения в учебных заведениях. Потребности в повышении уровня знаний, их мобильности, гибкости, адаптивности привели к появлению такого феномена в общественной жизни, как непрерывное образование. Концепция непрерывного образования впервые рассматривалась на международном уровне на конференции ЮНЕСКО в 1965 г., в обосновании П. Ленграда [4].

Как провозглашено в Меморандуме непрерывного образования Европейского Союза, человек является главной ценностью, центральным элементом любой политической деятельности, а образовательные системы должны приспособиться к новым реалиям XXI века, и непрерывное образование должно стать основным фактором трансформации гражданского общества, социального единства и занятости. Оно должно дать возможность человеку понять самого себя, окружающую среду и должно способствовать выполнению его социальной роли в обществе [3].

Большинство передовых стран мира сегодня трансформируют свои образовательные системы на основе концепции обучения в течение всей жизни. Этоо предполагает: возможность каждого человека учиться в течение всей жизни; доступность получения максимально широкого спектра умений и навыков. При этом некоторые страны дополняют концепцию образования на протяжении жизни концепцией непрерывной подготовки , ставя акцент на профессиональных навыках и подготовке взрослых. Нераздельность формального образования и подготовки с неформальной деятельностью становится предметом внимания и поддержки со стороны государства и частного сектора , особенно в части образования взрослых[4].

Подготовка к профессиональной деятельности побуждает к самореализации и способствует формированию активной гражданской позиции молодого человека. Образование играет важную роль в процессе создания гражданского общества, свободного от дискриминации, маргинализации, расизма, поддерживает толерантность.

Отметим, что изучение особенностей современного этапа развития страны способствует определению основных требований к трансформации системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. Их суть сводится к: подготовке конкурентоспособного на внутреннем и международном рынке труда и профессионально мобильного рабочего, техника, инженера; ориентации на требования мировой экономической системы и прогнозы развития науки и техники, расширение объема межотраслевой, межпрофессиональной подготовки и по интегрированным профессиям, изменения профессионально-квалификационной структуры ра-

бочих, повышение потребностей в профессиональных работниках сферы обслуживания с высоким уровнем образования; ликвидации ограничений для выявления потенциальных профессиональных возможностей личности в социальной и экономической сферах, а также в выборе образовательной системы; усилению социальной защиты личности и населения путем повышения его профессионализма; формированию информационной (компьютерной) грамотности, дополнительных знаний, умений и навыков в условиях расширения профессионального профиля; повышению уровня общей и профессиональной культуры. Темпы изменений характера и содержания труда ставят перед профессиональным образованием Украины дополнительную задачу - сформировать у молодежи мотивацию учиться в течение жизни, качество мобильности , необходимое на современном рынке труда. Для экономического роста стран, в том числе и Украины, большое значение имеет потенциал человеческого капитала, воплощенный в образовании и профессиональном обучении. Как отмечает И. Зязюн, «символом и целью любого образования является Человек в постоянном (в течение жизни) развитии, а конечным итогом образования является внутреннее состояние человека на уровне потребности познавать новое, приобретать знания, производить материальные и духовные ценности, помогать ближнему быть добротворцем »[2].

Наблюдаем, что рынок труда все больше выступает в роли регулятора механизма воспроизводства рабочей силы, определяет потребности в специалистах различного профиля. Повышение мобильности рабочей силы, уровня конкурентоспособности ставит перед образованием широкие задачи: подготовку профессиональных кадров, готовых качественно работать в рамках европейского пространства. Это предопределяет необходимость формирования высокообразованных, профессионально зрелых и конкурентоспособных специалистов по новым технологиям и стандартам. Такую ситуацию Сергей Яковлевич Батышев предвидел и выдвинул концепцию о том, что успех обучения рабочих зависит от того, используются ли при этом передовые достижения не только педагогики, но и психологии, а также других научных дисциплин[1].

Общественно-хозяйственные и научно-технические изменения, происходящие в современном украинском и мировом обществе, ведут к тому, что приобретенные в профессионально-техническом заведении знания, а также новые квалификации быстро становятся неактуальными. Возникает необходимость их постоянного пополнения, обновления в процессе профессиональной деятельности. Это обусловливает потребность модифика-

ции системы подготовки и профессионального усовершенствования рабочих Надлежащий уровень готовности к многопрофильной деятельности, возможности постоянного повышения квалификации может обеспечить интегрированный подход к процессу обучения в системе образовательных заведений определенного профиля.

Особенное место в процессе интеграции образовательных заведений принадлежит учебно-научно-производственным комплексам, где непрерывное профессиональное образование становится открытым, позволяет молодежи в профессионально-технических заведениях овладевать высокой рабочей квалификацией и знаниями фундаментальных и специальных дисциплин, которые составляют базовое высшее образование; а также предоставляет возможности для повышения и совершенствования профессионального уровня в пределах одного учебного заведения.

На реализацию новых интеграционных подходов в процессе подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных работников направлено наше сотрудничество с Тернопольским государственным техническим университетом имени Ивана Пулюя. С целью обеспечения координации совместной деятельности учебных заведений в реализации Закона Украины "Об образовании", внедрения системы ступеневой подготовки специалистов сквозными учебными планами и программами, эффективного использования учебно-лабораторной и производственной базы, социальной инфраструктуры, повышения квалификации преподавателей учебных заведений, выполнения заказов на подготовку специалистов на университетском уровне, повышения квалификации и переквалификации кадров, выполнения заказов на разработку научно-методического обеспечения учебного процесса, эффективного использования оборудования и новых технологий обучения нами создан учебный комплекс "Профориентация", заключается учредительный договор, в котором определяется структура комплекса, основные задания и функции каждого участника. Органом управления комплексом является Совет учебного комплекса, который осуществляет свою деятельность на коллегиальном основании.Создание комплекса обусловило необходимость пересмотра содержания образования, научно-методического обеспечения профессионального обучения, введение в учебный процесс новых технологий и методик обучения. Они разрабатываются на основании интеграции профессионально-технического и базового высшего образования, то есть учитывают требования к рабочей подготовке и отвечают образовательно-профессиональным программам высшего учебного заведения.

Эффективность профессиональной подготовки учеников зависит от взаимодействия многих компонентов: структуры и содержания учебного материала в программах, методики преподавания, учебной литературы и наглядных пособий. Поэтому необходимо рассматривать и практиковать комплексно-методическое обеспечение как систему.

В зависимости от содержания предмета или профессии в состав комплексно-методического обеспечения могут входить разные средства, однако, все они должны взаимно дополнять друг друга и отвечать следующим требованиям:

- учитывать дидактические, эргономичные, технические и экономические аспекты;

- соответствовать содержанию учебной программы;

- соответствовать уровню развития современной науки, техники и производства;

- включать оптимальную систему средств для передачи информации;

- организации самостоятельной работы учеников и контроля их знаний и навыков;

- следовать основным принципам дидактики и учитывать особенности теоретического и производственного обучения; обеспечивать связь теории с практикой, общеобразовательного и профессионального циклов обучения;

- стимулировать применение современных методов и форм обучения;

- способствовать формированию познавательной активности и технического мышления учеников, интереса к предмету (профессии);

- осуществлять индивидуальный подход к ученикам в процессе обучения;

- обеспечивать наглядность, доступность, систематичность, глубину усвоения учениками программного материала;

- гарантировать безопасность работы и отвечать эстетичным и гигиеническим требованиям;

- обеспечивать научную организацию труда преподавателя, мастера производственного обучения и учеников; максимальный педагогический эффект.

Первым шагом к интеграции в учебный комплекс был анализ структуры учебного материала, осуществление интеграции содержания, форм и методов обучения. В практике чаще интегрируются общетехнические и общетехнологические знания и умения. Они универсальны и могут переноситься из одной производственной деятельности в другую, обеспечивая ра-

бочему быструю адаптацию к измененным условиям производства. Таким образом полностью достигается цель интеграции - устранение дублирования учебного материала, разнобоя в обозначениях и трактовках основных категорий, сохранение логичности в обучении .

Особенное распространение получили интегрированные учебные курсы, которые являются качественно новой степенью организации учебного процесса в профессиональном учебно-воспитательном заведении. В то же время отметим, что создание и изучение интегрированных курсов имеет много преимуществ. Прежде всего при изучении интегрированного курса у учеников формируется целостная картина объекта, усваивается единственный общенаучный аппарат, согласовывается терминология определений понятий, категорий, которые употребляются в разных курсах. Интегрированные курсы отражают изменения в профессионально-квалификационной структуре рабочих, обеспечивают достаточно высокий уровень интеллектуального развития учеников, удовлетворяют их интересы в выбранной отрасли знаний, повышают качество профессиональной подготовки. Самое главное - это то, что через создание и изучение новых интегрированных курсов обеспечивается взаимосвязь и содержательное сочетание общеобразовательных, общетехнических, специальных предметов и производственного обучения.

Формирование профессиональной компетентности требует общеобразовательной, общетехнической и профессиональной подготовки. Применяя разнообразные формы организации производственного обучения, производительного труда учеников, педагогический коллектив нашего заведения обеспечивает высокий уровень знаний и практических навыков будущих рабочих соответственно требованиям современного производства.

По нашему мнению, широкопрофильная подготовка необходима для самостоятельного взаимодействия с динамическим миром профессионального труда. В современных условиях квалифицированный рабочий должен уметь выполнять работу из нескольких смежных специальностей, умело приспосабливаться к новым технологиям, быть способным овладевать новой квалификацией. Ведь растет потребность в квалифицированных рабочих с универсальной подготовкой.

Актуальной остается проблема сотрудничества работодателей и профессионально-технических учебных заведений в подготовке высококвалифицированных рабочих. Учебные заведения должны проявлять инициативу и искать пути взаимодействия. Заметим, что деятельность в структуре комплекса значительно расширяет эти возможности .

Выпускники училища, получившие профессии: пекарь, тестодел, машинист тестоотделочних машин, кондитер, повар, официант, бармен, электрогазосварщик, являются квалифицированными специалистами. Во время дипломной практики на предприятиях они проявляют профессиональное умения и большинство из них остаеются на этих предприятиях работать. Работодатели заинтересованы в выпускниках нашего заведения и берут их на работу в первую очередь.

Сотрудничаем с предприятиями, где работают наши выпускники, учитываем предложения базовых предприятий относительно подготовки высококвалифицированных специалистов. В частности, на профессии :пе-карь, тестодел, машинист тестоотделочных машин, кондитер - принимали девушек, но жизнь внесла коррективы: теперь на эту профессию принимаем и юношей. Видим, что руководители приватизированных пекарен именно им отдают предпочтение. Представители предприятий приходят к нам и сами отбирают специалистов.

Основным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в любом образовательном заведении является творческая деятельность педагога. Поэтому одна из задачй органов образования - постоянная забота о научном определении путей повышения квалификации педагогических кадров. Учитель должен не только владеть своим предметом, но и уметь ориентироваться в соответствующей отрасли знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин, разрабатывать учебные планы, формировать у учеников навыки самообразования, видеть личностный смысл всего, что происходит в процессе профессиональной деятельности.

Сегодня создаются существенные предпосылки для качественных изменений в деятельности образовательных учреждений. Формируются условия для перехода к профессионализации, основными из которых являются определение ведущих функций для образовательных учреждений разных уровней; появление альтернативных конкурентных образовательных учреждений. непредсказуемость развития социума, в котором функционируют эти учреждения; формируется рынок образовательных услуг; необходимость активных действий на рынке труда, финансов, товаров и услуг для поддержания стабильного функционирования системы образования и ее развития. В этих условиях недостатки существующих структур и механизмов руководства образованием стали особенно заметными. Децентрализация, модернизация образования требует изменения его цели, задач и функций.

Сравнительный анализ и обобщение результатов изучения научных источников разных стран позволили выделить ведущие идеи и принципы, которые являются методологической основой непрерывного профессионального обучения, в частности: гуманизация, демократизация, интеграция, интенсификация и кооперация в единую систему непрерывного образования. Их соблюдение поможет достигать компетентности, гуманности, ин-новационности в профессиональном образовании. Научно-методическое обеспечение развития непрерывного профессионального образования - это формирование новых механизмов, которые характеризуются приемствен-ностью содержания, разнообразием и вариативностью учебных программ, процессом поиска и разработки организационных, педагогических, управленческих и методических механизмов, доведение научных результатов до их практического применения в учебных заведениях Украины.

Таким образом, непрерывное образование выступает главным условием трансформации систем подготовки квалифицированных рабочих в Украине.

Литература

1. Батышев С. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации /Сергей Яковлевич Батышев. - М.: Высшая школа., 1987. - 342 с.

2. ЗязюнI. Концептуальш засади теорп осв™ в УкраМ / 1ван Андршович Зязюн. // Педагопка i психолопя. - 2000. - №1. - С. 11-24.

3. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. -Режим доступу: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html

4. Национална стратегия за учене през целия живот (УЦЖ) за периода 2008 - 2013 година - София, 2008. - 35 с.

5. Ничкало Н.Г. Трансформащя професшно-техшчно1 освгги Укра'ши: монографiя / Н.Г. Ничкало - К.: Педагопчна думка, 2008. - 200 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.