Научная статья на тему 'Интеграция профессий и содержания среднего профессионального образования: методологический аспект'

Интеграция профессий и содержания среднего профессионального образования: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
358
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИЙ / УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ / ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / PROFESSIONS'' INTEGRATION / INTEGRATION LEVELS / EDUCATION CONTENT SELECTION CRITERIA AND PRINCIPLES / EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Листвин Александр Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы методологии интеграции профессий и специальностей среднего профессионального образования, принципы и критерии формирования его содержания, организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of professions and content of secondary professional education: methodological aspect

Issues of methodology of integration of professions and specialties of secondary professional education, the principles and criteria of formation of its contents, the organization of educational process in modern social and economic conditions have been considered in the article.

Текст научной работы на тему «Интеграция профессий и содержания среднего профессионального образования: методологический аспект»

УДК 337

Листвин Александр Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент Череповецкий государственный университет

Listvin54@mail.ru

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИЙ И СОДЕРЖАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются вопросы методологии интеграции профессий и специальностей среднего профессионального образования, принципы и критерии формирования его содержания, организации образовательного процесса.

Ключевые слова: интеграция профессий, уровни интеграции, принципы и критерии отбора содержания образования, модели организации образовательного процесса.

Струкгурные изменения в отечественной экономике существенно влияют на систему воспроизводства квалифицированных кадров. Системные изменения в профессиональном образовании, инициированные законом «Об образовании в РФ», набирают обороты, в том числе и в среднем профессиональном образовании [3]. Всё острее обозначается проблема эквивалентности современного среднего профессионального образования и среднего специального образования советского периода, особенно на фоне развития прикладного бакалавриата в высшем образовании.

Можно предположить, что многие противоречия в среднем профессиональном образовании решатся посредством конкретизации его статуса в системе непрерывного образования, формирования его содержания, организацией образовательного процесса и введением процедуры независимой сертификации профессиональных квалификаций на основе компетентностного подхода в системе подготовки «рабочий - техник - инженер» и переходом к схеме «профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт - образовательная программа». Это обуславливает необходимость обозначить некоторые методологические подходы в формировании содержания среднего профессионального образования по интегрированным профессиям и их группам.

В трудах С.Я. Батыщева, А.П. Беляевой и др. рассматриваются теоретические аспекты этой проблемы, формулируются основные принципы группировки рабочих профессий, являющиеся актуальными и в настоящее время [1; 2]. При этом под группой родственных профессий понимают совокупность ряда близких друг другу профессий, объединенных общностью содержания, орудий и предметов труда, сходством технологических процессов, а также общностью научно-технических, трудовых и организационных основ производства [4].

Совмещенными группами рабочих профессий называются профессии, созданные производственной необходимостью и целесообразностью, например, для расширения зоны обслуживания, маневра рабочими кадрами. При этом объединяются ос-

новные и вспомогательные профессии. Под группой профессий широкого профиля понимается вид трудовой деятельности, сформировавшийся под влиянием научно-технического прогресса, инвариантом которого является совокупность множества элементов общности производства и труда, образующая материальную, экономическую и социальную основу для интеграции узких профессий, всестороннего развития личности и подвижности трудовых функций рабочего, способного к перемене труда [4].

Таким образом, научное обоснование процесса интеграции профессий и связанного с ним содержания профессионального образования базируется на объективных интеграционных процессах, происходящих в экономике и определяющих развитие новых тенденций в профессиональном разделении труда. В качестве основных источников формирования интегрированных профессий выделяют следующие [4]:

- научно-индустриальный тип производства;

- новые виды деятельности;

- знания двойственной природы изучаемого объекта;

- закономерности усвоения знаний, формирования профессионального мастерства.

При этом в основе интеграции профессий выделяются общности: социально-экономическая, научно-техническая, дидактическая и психофизиологическая. Сегодня утвердилась следующая иерархия уровней интеграции профессий: межотраслевая, общеотраслевая, общепроизводственная, общепрофессиональная и частнопрофессиональная [4].

Тенденция расширения профессионального поля деятельности квалифицированного рабочего и специалиста, является методологической основой дальнейшего углубления интеграционных процессов в образовании в целом. Процесс оптимизации учреждений профессионального образования и создание региональных систем образования, подтверждают правильность этого положения и позволяют сделать вывод о целесообразности дальнейшей интеграции профессий и специальностей на основе их группировки по видам экономической дея-

© Листвин А.А., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

107

тельности. Интегрированное представление о профессиональной деятельности в этом случае имеет системообразующее значение по отношению к профессиональному образованию. При этом методологической основой отбора содержания общетехнических (отраслевых) дисциплин являются проявления закона соответствия рабочей силы характеру применяемых средств производства, а при отборе содержания профессиональных дисциплин - закон общественного разделения труда. С этих позиций, содержание профессионального образования должно выступать в виде упорядоченного описания посредством развивающихся научных понятий сферы материального производства как иерархической системы. При этом выделяются следующие уровни этой системы [4]:

- межотраслевой, представляющий знания, умения, нормы и ценности, необходимые для формирования личности рабочего любой профессии, независимо от отрасли экономики;

- общеотраслевой, раскрывающий специфику определенной отрасли, ее общие технико-технологические основы и закономерности (например, металлургическая отрасль), который может быть представлен циклом общетехнических (общеотраслевых) предметов;

- общепроизводственный, представляющий знания, умения и навыки, обеспечивающие внутрипроизводственную мобильность рабочего и раскрывающие особенности организации и осуществления технологических процессов производства;

- общепрофессиональный, отражающий наиболее устойчивые, закономерные моменты собственно профессиональной деятельности;

- частнопрофессиональный, отражающий узкую специализацию, определяемую на основе дифференциации профессиональной деятельности, и представляющий собой конкретные знания, умения и навыки, которые обеспечивают квалифицированную трудовую деятельность на конкретном рабочем месте или группе мест (рабочей зоне), отличаются шириной и глубиной диапазона, прочностью, действенностью, что обеспечивает дифференциацию по уровням квалификации.

Процесс интеграции одиночных профессий в одну группообразующую или интегрированную не может быть бесконечным, а определяется уровнем развития научно-технического прогресса в данной отрасли. Сегодня такими уровнями следует считать общепроизводственный и общеотраслевой, открывающими возможности для более широкой и динамичной группировки профессий. При этом под группообразующей надо понимать учебную профессию, позволяющую, на основе технико-технологической общности, объединение ряда родственных и смежных профессий с целью организации обучения и дающей группе общее наименование. Широко интегрированная профессия - это

учебная профессия, интегрированная на общеотраслевом уровне и включающая в себя совокупность интегрированных профессий нижестоящих уровней (общепроизводственного, общепрофессионального) конкретной отрасли производства. В рамках такой профессии или их группы возможны различные комбинации интеграции профессий в зависимости от потребностей рынка труда, работодателя, а, следовательно, и процесса профессионального обучения. Отсюда следует, что организация среднего профессионального образования должна строиться на многоуровневой, ступенчатой основе. Методологическими принципами при проектировании содержания среднего профессионального образования являются:

- принцип «возрастания масштабности экономического объекта», который предполагает их последовательное освоение в процессе профессионального обучения и образования личности, «рабочее место» ^ «участок» ^ «цех» ^ «производство» ^ «группа производств» ^ «предприятие» ^ «отрасль»;

- принцип «соответствия и достаточности уровня содержания профессионального образования степени сложности труда для экономического объекта», который определяет соотношение теоретического и практического обучения в содержании образования в зависимости от уровня стереотипности трудовых функций.

Вместе с этим, исходя из целей и задач, сформулированных в законе «Об образовании в РФ» для среднего общего и среднего профессионального образования, можно заметить, что общепринятое понимание образования, как усвоение обучающимися социального опыта прошлого, накопленного человечеством, вступает сегодня в противоречие с их потребностью в самореализации, в достижении собственных целей [3].

Известные в педагогике теории отбора содержания образования рассматривают в основном отбор содержания общего образования с элементами политехнизма, либо как принципа, либо в качестве компонента [6]. В области профессионального образования известны подходы блочно-модульный (С.Я. Батышев) и интегративно-модульный (А.П. Беляева), разработанные для начального профессионального образования в 90-х годах 20 века, положения и принципы которых актуальны и с некоторыми уточнениями применимы в современной практике среднего профессионального образования, необходимо учитывать:

- конституционные гарантии среднего профессионального образования;

- задачи, определённые законом «Об образовании в РФ» [3].

Исходя из концептуального подхода в формировании содержания профессионального образования, процесс моделирования содержания образо-

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

вания должен быть трёх уровневым: федеральный, региональный и учреждения профессионального образования. На федеральном уровне осуществляется разработка федерального государственного образовательного стандарта на основе профессионального стандарта. На региональном уровне -формирование регионального (вариативного) компонента содержания, отражающего особенности региональной экономики. На уровне учреждения профессионального образования - разработка образовательной программы, рабочей учебно-программной документации по профессиям и специальностям. В качестве основных принципов отбора содержания образования рассматриваем следующие:

- соответствие утвержденной концепции образования социальному заказу;

- обеспечение научной и практической значимости;

- учет реальных возможностей образовательного процесса;

- обеспечения единства содержания образования с позиций всех блоков (циклов) учебных предметов (дисциплин, модулей);

- гуманизация содержания профессионального образования;

- фундаментализации содержания образования;

- интеграции и дифференциации содержания обучения;

- дисциплинарно- (предметно)-компетентност-ной обусловленности;

- рефлексивного адаптирования.

Из выделенных принципов можно сформулировать следующие критерии отбора содержания образования:

- целостное отражение основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач развития личности;

- соответствие профессиональному стандарту;

- структуризация содержания обучения по стадиям (этапам) и уровням;

- соответствие возрастным возможностям обучающихся;

- соответствие выделенному на изучение данного содержания времени;

- учет отечественного и международного опыта формирования содержания профессионального обучения;

- преемственность профессиональных образовательных программ базового и повышенного уровней;

- соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической, материальной и учебно-производственной базе.

Предметное построение содержания среднего профессионального образования, следует рассматривать доминирующим, как отражающим основы современного научного знания, при формировании общеобразовательной подготовки, естественно-на-

учного, социально-гуманитарного, общеотраслевого циклов (блоков) предметов, являющихся инвариантом содержания образования. Общепроизводственный, общепрофессиональный и профессиональный уровни содержания обучения, являющиеся вариативными, целесообразно формировать с применением модульной технологии, смысл которой заключается в способе реализации людьми сложного процесса путем разделения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур, действий и операций, выполняемых относительно однозначно с достижением запланированных результатов [2; 7]. Всё это в совокупности определяет условия организации процесса среднего профессионального образования, который должен строиться на ступенчатой, уровневой основе, включающей в себя профессиональное обучение, среднее профессиональное образование основного (базового) и повышенного уровней.

В организации образовательного процесса целесообразнее следовать дидактическим принципам профессионального обучения и закономерностям профессионализации молодёжи [2]. Только при соблюдении этих условий возможно эффективное функционирование системы среднего профессионального образования, действенность которой можно усилить посредством создания и развития пред-профессиональной подготовки в системе общего образования через реализацию принципа в построении содержания профильного обучения по схеме «от технологии - к профессии».

Очевидно, что становление системы непрерывного профессионального образования связано с изменением устоявшихся стереотипов. С точки зрения решения учебных задач, традиционно закрепляемых за уровнями профессионального образования, мы видим, что прежняя их иерархия «размывается». Стереотипные, диагностические и творческие задачи сегодня характерны и присущи многим видам профессиональной деятельности. Именно поэтому в качестве основных задач перед средним профессиональным образованием поставлены интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие человека, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [3]. Это предполагает последовательное освоение решаемых учебных задач в процессе профессионального обучения, в направлении возрастания их сложности и разнообразия. Это, в свою очередь, определяет особенности организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. При этом этапы профессионального самоопределения, вхождения в профессию и становления должны последовательно сменять друг друга, эволюционируя по мере формирования образовательных потребностей личности.

Отметим, что применяемая в настоящее время в учебных заведениях среднего профессионально-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

109

го образования монопрофессиональная модель организации процесса обучения, не отвечает выше изложенным требованиям, так как ориентирована на частнопрофессиональный уровень. Многоуровневая модель процесса профессионального обучения может быть представлена в следующих вариантах: неразветвлённая, разветвлённая и комбинированная [4].

1. Многоуровневая неразветвлённая модель, предусматривает последо-вательное, стадийное изучение нескольких профессий. По этой модели обучения каждая стадия завершается итоговой аттестацией по профессии. Переход на следующую ступень обучения для овладения другой профессией в рамках интегрированной возможен только при условии успешного освоения предыдущей.

2. Многоуровневая разветвлённая модель предусматривает приобретение на первой стадии общеотраслевых знаний, умений и навыков. На следующей стадии обучения происходит профессиональная дифференциация по направлениям подготовки. На третьей стадии обучения осуществляется профессиональная дифференциация.

3. Многоуровневая комбинированная модель представляет собой комбинацию двух первых моделей.

Рассмотренные подходы к проектированию содержания и моделированию процесса профессионального образования, основанные на сочетании принципов предметности, модульности, интегра-

ции и дифференциации, позволяют организовать процесс профессионального обучения на принципиально новых положениях, сделать его оптимальным, гибким и в большей степени соответствующим сформулированным задачам профессионального самоопределения и становления молодёжи.

Библиографический список

1. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. -М.: 1997. - 258 с.

2. Беляева А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. - СПб: Ин-т профтехобразования РАО, 2002. - 240 с.

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / Пост. правительства РФ от 29.12. 2012 г., № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.mon.gov.ru.

4. Листвин А.А. Профессионально-интегратив-ная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля. -Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. - 214 с.

5. Экономика труда: теоретический и практический анализ / под ред. А.А. Федченко. - М.: Изд-во «Экзамен», 2007. - 510 с.

6. Okon W. Nowy stownik pedagogiczny . -Warszawa, 1996. - 336 s.

7. Schelten A. Einfuhrung in die Berufspedagogik.- Stuttgart: Stainer, 1991. - 289 s.

УДК 378

Галиахметова Альбина Тагировна

кандидат педагогических наук, доцент Казанский государственный энергетический университет

alta261 @rambler. ш

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматриваются сущность, критерии и условия реализации комплексного мониторинга конкурентоспособности выпускника профессиональной школы как средства повышения качества высшего образования.

Ключевые слова: педагогический мониторинг, конкурентоспособность, бинарно-рефлексивный мониторинг, выпускник профессиональной школы.

Развитие социально-экономических отношений в стране требует кардинального повышения качества и эффективности деятельности образовательных организаций. Инновационное развитие отечественного образования, модернизация образования обуславливают особую актуальность проблемы повышения реального качества педагогического процесса в профессиональных образовательных организациях. Становится очевидным, что эффективность социализации личности определяется далеко не только качеством знаний выпускника образовательной организации. Одним из ключевых критериев успешности адаптации личности в современное общество в условиях рыночной экономики становятся ее конкурентоспособность, т.е. способность выпускника профес-

сионального учебного заведения выдержать конкуренцию (соперничество) в процессе профессиональной деятельности.

Эффективная организация учебного процесса, повышение качества учебного труда не могут протекать без соответствующего систематического контроля и анализа процесса и результатов этой деятельности, оценки и самооценки труда студентов и педагогических работников. Проверенный способ оценки качества педагогического процесса, качества подготовки студентов - педагогический мониторинг [2, с. 4-16]. Однако на практике педагогический мониторинг часто сводится лишь к отслеживанию конечных результатов учебного процесса (качества знаний, уровня обученности обучаемых), либо к отслеживанию отдельных аспектов педаго-

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Галиахметова А.Т., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.