УДК 337.12
А.А. Листвин
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
В статье рассматриваются актуальные проблемы среднего профессионального образования в России в связи с принятием нового закона об образовании, возникающими противоречиями в его реализации.
Профессионализация молодежи, этапы проектирования, принципы и критерии отбора содержания среднего профессионального образования и обучения.
Actual problems of the secondary professional education in Russia in connection with adoption of the new Law of the Russian Federation on Education, arising contradictions in its realization are considered in the article.
Youth professionalization, design stages, principles and selection criteria of the content of the secondary professional education and training.
Процесс оптимизации сети учреждений начального профессионального образования в России практически завершен. Большинство из них, перейдя в статус учреждений среднего профессионального образования, столкнулись с проблемами его реализации. Конституция РФ (статья 43 п. 2) гарантирует общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. С одной стороны, это можно расценивать как возврат государства к принципу профессионализации молодежи, провозглашенному в конце 1980-х годов ХХ в. и благополучно забытому в середине 1990-х. С другой стороны, если посмотреть на современную практику деятельности учреждений среднего профессионального образования, а так же принимаемые Правительством РФ нормативные документы, регламентирующие эту деятельность, то видны явные противоречия. Взять, к примеру, постановление от 17 апреля 2013 года № 350 «Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета». Его тут же начали применять регионы, и устанавливать свои контрольные цифры приема, забыв про конституционные гарантии гражданам. В «Законе об образовании в РФ» для среднего профессионального образования определено решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовка квалифицированных рабочих и (или) служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования [3]. Общеизвестно, что получение среднего профессионального образования и профессиональное
обучение граждан ограничены медицинскими противопоказаниями. Упомянутое выше постановление Правительства также ограничивает и не только общедоступность, но и бесплатность этого уровня образования. Понятно, что контрольные цифры приема граждан на бюджетные места устанавливаются исходя из потребностей воспроизводства кадров для отраслей экономики. После вступления в действие «Закона об образовании в РФ» министерство образования и науки активно разрабатывает проекты нормативных документов, регламентирующих этот уровень образования, в которых присутствует достаточно противоречий, взаимоисключающих положений, обусловленных, как стереотипами прежних систем начального и среднего профессионального (специального) образования, так и особенностями профессионализации молодежи в процессе обучения. Именно поэтому важно на этапе разработки государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования разобраться с его понятием.
Исходя из задач среднего профессионального образования, определенных законом об образовании, понятно его социально-экономическое толкование и назначение - подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Под квалифицированным рабочим надо понимать рабочего, владеющего сложной конкурентоспособной профессией, требующей специальной профессиональной подготовки, необходимого уровня общеобразовательных и общетехнических знаний, навыков и умений для проведения работ средней и высокой степени сложности предусмотренных в профессиональных характеристиках [7]. Служащие - работники нефизического, а умственного труда, получающие заработную плату и подразделяемые на ряд крупных профессиональных групп: административно-управленческие, инженерно-технические, торговые, медицинские, банковские и т.д., что связано с ростом сферы услуг [7]. Специалист - лицо, обладающее компетентностью в определенной области профессиональных занятий или в каком-то отдельно взятом вопросе
[7]. Очевидно, что понятие «специалист среднего звена» надо связывать с существующим разделением труда по категориям, классам и т.п. на предприятиях и организациях.
В последнее время все острее обозначается проблема эквивалентности современного среднего профессионального образования и среднего специального образования советского периода, особенно на фоне развития прикладного бакалавриата в высшем образовании и формировании системы непрерывного профессионального образования в свете реализации концепции «образование через всю жизнь». Логично предположить, что многие противоречия среднего профессионального образования решаются посредством формирования его содержания, организацией образовательного процесса и введением процедуры сертификации профессиональных квалификаций на основе компетентностного подхода в системе подготовки «рабочий - техник - инженер» и переходом к схеме «профессиональный стандарт - государственный образовательный стандарт - образовательная программа».
В действующих учреждениях среднего профессионального образования (техникумах и колледжах) фактически сохранилась система обучения советского периода. Многие колледжи пошли по пути создания отделений для подготовки по рабочим профессиям и подготовки специалистов. Это еще не худший вариант при условии преемственности образовательных программ. Но некоторые колледжи, свернув подготовку по рабочим профессиям, ориентируются только на подготовку по специальностям среднего профессионального образования. К этому их подтолкнуло Министерство образования и науки своим положением о «Порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования». В данный момент Министерством образования и науки подготовлен проект приказа о перечне профессий и специальностей среднего профессионального образования, в котором заложено рациональное зерно, предусматривающее уровневую организацию образовательного процесса по схеме «рабочий - специалист (техник, технолог)» [6]. Из него следует, что среднее профессиональное образование должно быть уровневым: базовый уровень, предусматривающий подготовку квалифицированного рабочего (служащего); повышенный уровень - направленный на подготовку специалиста среднего звена на основе базового уровня, а его содержание иметь инвариантную и вариативную части. Исходя из компе-тентностного подхода, это и логично, а кроме того, не противоречит и принципам дидактики профессионального образования.
Очевидно, что начинать надо с уровня профессионального обучения, рассматривая его как первую ступень среднего профессионального образования. Соответственно, организация образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования должна строиться на ступенчатой, уров-невой основе, позволяющей последовательно осваи-
вать в процессе обучения иерархические учебные задачи (стереотипные, диагностические, творческие) и соответствующие компетенции: общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные. Все это реализуется через содержание обучения. В работах С.Я. Батышева, А.П. Беляевой, А.Н. Лейбовича и других. раскрываются подходы к отбору и формированию содержания профессионального образования и обучения, основанные на схеме «государственный образовательный стандарт - образовательная программа - учебно-программная документация - производство» осуществляемые на двух уровнях: макро-и микроуровне.
Согласно С.Я. Батышеву, нормативной основой для отбора содержания профессионального образования на макроуровне являются документы государственного стандарта: перечень профессий и специальностей начального профессионального образования и классификаторы среднего профессионального и высшего профессионального образования [1]. Анализ отобранного в конкретном направлении содержания образования проводится по слоям «сверху -вниз». Верхний слой соответствует отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производства или видам деятельности. Средний слой соответствует группам родственных профессий, нижний - отдельным профессиям. В ходе анализа отбирается сначала общее содержание образования (для профессий и специальностей данного направления или данной группы), а затем частное содержание, специфичное для конкретных профессий, специальностей.
Данный блочно-модульный подход позволяет подойти к решению проблемы создания учебно-программной документации для профессионального обучения не на уровне одной профессии или специальности, а на основе целостной структуры содержания непрерывного профессионального образования в рамках конкретного направления (отрасли, подотрасли, производства или вида деятельности). При построении содержания образования принята двухуровневая технология проектирования, отражающая разделение содержания на федеральный и региональный компоненты в соответствии с разделением полномочий субъектов профессионального образования в части разработки его содержания. Региональный компонент - это разработка содержания образования на микроуровне путем последовательного дополнения и уточнения федерального компонента на всех уровнях его структуры (блоки, модули, модульные единицы) [1], [4].
По мнению А.П. Беляевой, интегрированное представление о профессиональной деятельности имеет системообразующее значение по отношению к модели профессионального обучения, поэтому при разработке системы профессионального образования описание целостной профессиональной деятельности квалифицированного рабочего является важнейшей составной частью [2]. Она выделяет в решении проблем содержания профессионального образования так же два уровня: первый предполагает интеграцию целей, профессий на общенаучном уровне не зави-
симо от групп профессий и воплощенный в профессионально-педагогическую модель на группу профессий; второй - учитывает профессиональный профиль. С этих позиций содержание профессионального образования должно выступать как упорядоченное описание посредством развивающихся научных понятий сферы материального производства как иерархической системы от высшего уровня к низшему: общепроизводственный, общеотраслевой, общепрофессиональный и частно-профессиональный и представлять собой систему знаний, умений, навыков, норм и ценностей [2]. Данные подходы были реализованы в государственных образовательных стандартах предшествующих поколений в системе начального профессионального образования, особенно в практике деятельности профессиональных лицеев. Они заслуживают внимания и могут быть применены с некоторыми уточнениями при разработке новых государственных образовательных стандартов и формировании содержания среднего профессионального образования.
В общем смысле содержание образования рассматривается как основной элемент образовательного процесса, составляющий основу, на которой достигаются социальные цели, и обозначается совокупность достижений в различных сферах жизнедеятельности человеческого общества, которые необходимо сделать достоянием лиц, вовлеченных в образовательный процесс [7]. Содержание образования определенного уровня осваивается через содержание обучения, под которым понимается совокупность подлежащих изучению учебных предметов, междисциплинарных курсов, модулей, составляющих основу учебной программы образовательного учреждения [1].
Учитывая системообразующее значение профессиональной деятельности по отношению к содержанию образования, целесообразно выделить следующие уровни интеграции профессий: межотраслевой, общеотраслевой, общепроизводственный, общепрофессиональный, частнопрофессиональный. При этом следует исходить из масштабности экономического объекта «рабочее место - участок - цех - производство - отрасль - группа отраслей» и складывающейся профессионально-квалификационной структуры кадров [5].
Очевидно, что в перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования должны входить учебные профессии рабочих (служащих) интегрированные на межотраслевом и общеотраслевом уровнях и сопрягаемые с профессиональной деятельностью специалиста среднего звена. Следовательно, при формировании содержания среднего профессионального образования необходимо основываться на компетенциях, знаниях и умениях, соответствующих заложенным уровням профессиональной квалификации и обеспечивающие как общий уровень интеллектуального и культурного развития человека, так и профессиональный. Исходя из концептуального подхода в формировании содержания профессионального образования, «профессио-
нальный стандарт - государственный образовательный стандарт - образовательная программа - учебно-программная документация», процесс проектирования содержания образования должен быть трех уровневым: федеральный, региональный и учреждения профессионального образования. На федеральном уровне на основе профессионального стандарта осуществляется разработка федерального государственного образовательного стандарта, включающего в себя: характеристику подготовки по направлению профессиональной деятельности базового и повышенного уровней; примерный учебный план для базового и повышенного уровней; требования к структуре и реализации основной образовательной программы, к оцениванию качества ее освоения. На региональном уровне - формирование регионального (вариативного) компонента, отражающего особенности региональной экономики и утверждение образовательных программ, непосредственная организация центров сертификации профессиональных квалификаций на основе государственно-частного партнерства. На уровне учреждения профессионального образования - разработка образовательной программы, рабочей учебно-программной документации по профессиям и специальностям, профессиональных и специальных модулей, отражающих профессиональную дифференциацию в содержании профессионального обучения и учитывающую потребности работодателя.
Профессиональное образование как феномен более высокого порядка по отношению к общему образованию и в большей степени зависящий от требований социального и естественно-технического прогресса обуславливает формирование определенного, конкретно-исторического типа личности [2]. Стоящие перед ним цели и задачи имеют решающее значение для осуществления и совершенствования процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. Это определяет основные принципы отбора его содержания:
- соответствие утвержденной концепции образования и социальному заказу;
- обеспечение научной и практической значимости;
- интеграции и дифференциации содержания обучения;
- учет реальных возможностей организации образовательного процесса;
- обеспечения единства содержания образования с позиций всех блоков (циклов) учебных предметов (дисциплин, модулей);
- гуманизация содержания профессионального образования.
Отсюда можно сформулировать следующие критерии отбора содержания профессионального образования:
- целостное отражение основных компонентов социального опыта, перспектив его развития, задач развития личности;
- соответствие профессиональному стандарту;
- структуризация содержания обучения по стадиям (этапам) и уровням;
- соответствие возрастным возможностям обучающихся;
- соответствие выделенному на изучение данного содержания времени;
- учет отечественного и международного опыта формирования содержания профессионального обучения;
- преемственность профессиональных образовательных программ базового и повышенного уровней;
- соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической, материальной и учебно-производственной базе.
Таким образом, рассматривая среднее профессиональное образование как профильное направление в системе непрерывного образования граждан, а его содержание уровневым, каждый из которых включает в себя инвариантную и вариативную части, мы, тем самым, повышаем эффективность процесса профессионализации подрастающего поколения, обеспе-
чивая при этом их конституционное право на среднее профессиональное образование.
Литература
1. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. - М., 1997.
2. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А.П. Беляева. - СПб., 1997.
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» / пост. Прав-ва РФ от 29.12. 2012 г., № 273 - ФЗ. - URL: www.mon.gov.ru.
4. Лейбович, А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / А.Н. Лейбович. - М., 1996.
5. Листвин, А.А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля / А.А. Листвин. - Череповец, 2009.
6. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования / проект пр. минобрнауки РФ 20.03.13 г. - URL: минобрнауки.рф/документы/3179.
7. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. - М., 1998.
УДК 37.013
И.Л. Мирошниченко
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ К ОТБОРУ И СТРУКТУРИРОВАНИЮ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ПРИОРИТЕТАМ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматриваются теоретические положения отбора и структурирования учебного материала на основе учета образовательных потребностей и интересов обучающихся методом групповых экспертных оценок.
Содержание образования, принципы отбора, образовательные потребности, квалиметрический подход.
The article considers theoretical concepts of selection and structuring of training material based on the accounting of educational requirements and interests of people, trained by the method of the group expert estimates.
Content of education, principles of selection, educational requirements, qualimetrical approach.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. говорится о свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям обучающегося. Организация образовательной деятельности по образовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) [9]. В качестве основания для отбора содержания школьного образования служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию. В однозначном виде перечень таких принципов на сегодняшний день в педагогической науке не постулирован. Многочисленные вари-
анты формулировок этих принципов сведены в работе [8] в следующие три основных принципа:
1. Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества.
2. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.
3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школь-