Научная статья на тему 'О подходах к повышению качества образования и социально-экономической эффективности образовательных учреждений'

О подходах к повышению качества образования и социально-экономической эффективности образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1568
334
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Балашов А. М., Фаттахова Н. И.

Данная статья посвящена проблемам повышения качества образования и эффективности образовательных учреждений. В статье рассмотрено содержание категорий качество, качество образования, эффективность, сформулированы основные подходы и рекомендации, направленные на повышение качества образования и социально-экономической эффективности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE IMPROVEMENT OF EDUCATION QUALITY AND SOCIAL-AND-ECONOMIC EFFICIENCY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The problems of the improvement of education quality and social-andeconomic efficiency of educational establishments are discussed. The contents of the categories quality, quality of education and efficiency are considered. Main approaches and recommendations concerning the improvement of the education quality and social-and-economic efficiency of educational establishments are stated.

Текст научной работы на тему «О подходах к повышению качества образования и социально-экономической эффективности образовательных учреждений»

УДК 159.9:37

А.М. Балашов, Н.И. Фаттахова МБОУ СОШ № 182, Новосибирск

О ПОДХОДАХ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Данная статья посвящена проблемам повышения качества образования и эффективности образовательных учреждений. В статье рассмотрено содержание категорий “качество”, “качество образования”, “эффективность”, сформулированы основные подходы и рекомендации, направленные на повышение качества образования и социально-экономической эффективности образовательных учреждений.

A.M. Balashov, N.I. Fattakhova

Municipal educational establishment general secondary school # 182, Novosibirsk

APPROACHES TO THE IMPROVEMENT OF EDUCATION QUALITY AND SOCIAL-AND-ECONOMIC EFFICIENCY OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The problems of the improvement of education quality and social-and- economic efficiency of educational establishments are discussed. The contents of the categories “quality”, “quality of education” and “efficiency” are considered. Main approaches and recommendations concerning the improvement of the education quality and social-and-economic efficiency of educational establishments are stated.

Решение проблемы повышения качества образования является главным условием успешности модернизации российского образования. С целью определения возможных подходов к повышению качества образования и направлений повышения эффективности работы образовательных учреждений вначале необходимо обратиться к анализу содержания категорий “качество”, “качество образования”, “эффективность”.

Качество пронизывает все стороны мироздания и является ключевым фактором социального устройства и деятельности людей, которым обусловлена целостность природного и социального мира и его многообразие.

Качество есть определенность предмета, явления, процесса, состояния на основе которой они приобретают свое специфическое бытие и выделяются из многообразия других предметов, явлений, процессов и состояний. Качество - это, общенаучная категория, которая используется в различных областях. В самом общем виде под качеством понимается соответствие предмета как результата труда заданному стандарту. Качество - это не проблема, качество - это решение ваших проблем [1].

Таким образом, качество есть внешняя и внутренняя определенность предмета (явления, процесса), фундаментальная характеристика его целостности.

Качество образования - это понятие многомерное. В словаре терминов по законодательству Российской Федерации [2, с. 20] “Качество образования выпускников трактуется как определенный уровень знаний и умений,

умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания”. Качество образования увязано с планируемыми задачами и является соотношением цели и результата, как меры достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционно и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучающихся.

При определении понятия “качество образования” [3, 4] обычно рассматривают три составляющих:

- Качество содержания образования;

- Значение результатов образования (образованность личности);

- Качество образовательных технологий.

Образование определяется не только количеством и качеством знаний, умений и навыков, но и показателями личностного, творческого, духовного и гражданского развития подрастающих поколений. Качество образования, это не просто уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, это обязательно и духовное развитие, общая культура, уровень интеллекта, ценностные ориентации физическое здоровье и многое другое. Именно это является главной общественной ценностью образования, т. к. определяет, в конечном счете, экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал страны.

Термин “эффективность” в самой общей форме означает степень приближения к оптимальному (наиболее желательному) или максимальному результату при минимуме издержек или негативных последствий [5, с. 29]. Очень часто используется подход к определению эффективности как отношению результатов (полученного эффекта) к формирующим их затратам [6]. Но многие авторы, в частности Ожерельев О.И. выделяют не только экономическую, но и социальную эффективность [7]. На это указывает и М.Н. Андрющенко, что “эффективность есть мера возможности с точки зрения ее близости к наиболее целесообразному, необходимому (нужному) результату. Тем более, имеется в виду близость цели в ее оптимальном выражении” [8, с. 47].

В литературе предпринималось достаточно много попыток оценки эффективности работы образовательных учреждений в течение большого интервала времени, в частности, начиная с работ В. Петти 1664 года [9]. В настоящее время наиболее объективной, по мнению авторов данной работы является комплексная обобщающая оценка эффективности образовательных учреждений, включающая в себя как экономическую составляющую, так и социальную, которые неразрывно связаны между собой. Этот подход подробно рассмотрен в работах Вифлеемского [10, 11]. При этом

Вифлеемский обращает особое внимание на социальную составляющую эффективности, рассматривая ее в качестве обобщенной характеристики системы образовательных учреждений, которая определяет движение данной системы в ценностно-целевом пространстве.

На основе анализа литературных источников, проведенных исследований и собственного опыта работы авторами данной статьи

сформулированы ряд подходов и рекомендаций, направленных на повышение качества образования и социально-экономической эффективности образовательных учреждений:

1. Повышение надежности обучения [10]. Это позволит существенно

повысить качество и результативность образования. Как отмечают многие исследователи, уже на уровне общеобразовательной школы, закладывающей базу для успешного обучения в дальнейшем, качество образования катастрофически снижается: оканчивают с качественными знаниями

начальную школу в лучшем случае 70-80 %, а основную и среднюю школу примерно 25-35 %. По данным экспертизы ЮНЕСКО проводившейся в 65 странах мира, Россия по уровню образованности школьников поделила места с 50 по 55 [10]. Можно согласиться с мнением В. Зайцева, что наиболее объективный подход - оценка сохранения качества или надежности обучения [12]. Критерий надежности обучения отражает динамику его качества, поскольку сравниваются изменения показателей качества в начале обучения и к определенному моменту (окончанию обучения).

2. Приведение в соответствии целей общества и целей образовательной системы [10]. Реализация этого принципа будет способствовать снятию противоречий между результативностью и эффективностью образовательных учреждений. Существуют образовательные учреждения, добивающиеся высоких результатов в выработке определенных навыков, умений и знаний у обучаемых, что и является их целью, но эти знания, умение и навыки не соответствуют требованиям экономики, общества, государства, работодателей и других социальных заказчиков. Поэтому, для получения образования высокого качества, для управления этим качеством, образовательные цели всегда должны учитывать, что профессиональное учебное заведение готовит учащегося к будущей взрослой жизни, к деятельности в области выбранной профессии. Улучшение уровня образования, как общешкольного, так и профессионального, неизбежно предполагает постановку новых, обязательно спрогнозированных на будущее целей, являющихся обязательным атрибутом любой программы развития, исследовательского или инновационного проекта.

3. Проектирование и внедрение системы управления качеством

образовательного процесса. Системное управление качеством - новая парадигма управления в сфере профессионального образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования и развития образовательного учреждения. Управление качеством образования рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем образовательного учреждения в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития учебно-воспитательного процесса и его результатов соответствующим требованиям и стандартам профессионального образования. Данный вопрос может быть определен как

междисциплинарный, требующий активного синтеза наук, теорий и методик, прежде всего педагогики, квалитологии, системологии образования, квалиметрии, теории управления, концепции всеобщего управления качеством (Три), международных стандартов качества ТБО серии 9001:2000

(российский аналог - стандарты серии ГОСТ Р ИСО 9001-2000). Данные документы представляют важное значение для теории и практики управления качеством профессионального образования, так как предусматривают всестороннее, целенаправленное и скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности. Стандарты не содержат специальных требований к образовательной организации, но определяют основные подходы и требования, которые должны использоваться при формировании системы управления качеством в профессиональном учебном заведении.

4. Увеличение практической и профессиональной ориентации учебных дисциплин в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. Учебный предмет должен иметь практическую значимость и профессиональную направленность, становясь средством формирования личности специалиста. Это предполагает конкретную формулировку целей обучения в виде заданий, взятых из конкретных производственных ситуаций и связанных с изучаемой дисциплиной. Содержание практических или профессиональных задач определяется профилем обучения для учреждений общего образования или требованиями к специальности для профессиональных образовательных учреждений и на этом основании преподаватель конкретного предмета разрабатывает основные цели обучения своей дисциплине путем соотнесения практико-профессиональных задач с предметными. Такие комплексные задачи не только формируют предметные знания, но и развивают мышление обучающихся, навыки аналитической деятельности, формируют методологию познания, увеличивают профессиональную мотивацию, способствуют применению знаний и умений из данного и других предметов на практике, учат принимать грамотные решения в конкретных производственных ситуациях.

5. Соединение обучения с практической трудовой деятельностью [10]. Учащиеся и студенты образовательных учреждений могут производить и производят полезную для общества продукцию в процессе учебы за счет соединения обучения с производительным трудом. Это увеличивает педагогическую эффективность образовательного процесса, способствует повышению качества общего и профессионального образования и социально -экономической эффективности образовательного учреждения.

6. Систематические контакты с работодателями, общественностью и другими социальными заказчиками, развитие институтов социального диалога и социального партнерства. В условиях рыночной экономики социальный диалог и партнерские связи могут стать действенными факторами модернизации как профессионального, так и общего образования. Развитие таких институтов позволит максимально сблизить предложение и спрос на конкретные образовательные услуги, оперативно реагировать на изменения на рынке труда, что позволит избежать нерационального использования ресурсов и повысить социально-экономическую эффективность учреждений образования.

7. Постоянное совершенствование всех процессов деятельности образовательного учреждения, разработка нововведений, внедрение инновационных процессов, например, использование новых педагогических

технологий (развивающих, личностно-ориентированных, информационных, модульного обучения и других), работа по авторским программам, адаптированным к требованиям конкретного региона, к контингенту учащихся и возможностям педагога и конкретного учебного заведения, внедрение методик на базе научно-практических достижений, использование новых подходов к управлению образовательным учреждением и новых управленческих технологий, перевод образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития т.е. качественного наращивания новых возможностей и их реализации.

8. Многоуровневость или многоступенчатость [10, 11]. В настоящее время в структуре образовательных учреждений появляются элементы многоступенчатой системы, в частности, в общешкольном образовании это гимназии и лицеи, дающие образование более высокого уровня. В начальном профессиональном образовании созданы профессиональные лицеи, дающие образование повышенного уровня. На уровне среднего специального образования наряду с традиционными учебными заведениями (техникумами) появились колледжи, дающие образование более высокого уровня. В высшем профессиональном образовании наряду с действующей ранее системой со сроком обучения пять лет введены ступени 4-летней подготовки бакалавров и 6-летней - магистров. Все это обеспечивает более полное удовлетворение запросов личности и возможность выбора более адекватного образования.

9. Саморегулируемость [10, 11]. Система образовательных учреждений должна быть постепенно преобразована в саморегулирующуюся систему, которая могла бы приспосабливаться к изменяющимся условиям «внешней» среды и этим самым повышать свою эффективность. Одним из направлений этого может быть создание региональных комплексов профессионального образования. Проводимые исследования показали повышение социальной и экономической эффективности результатов деятельности по сравнению с результатами деятельности отдельных учебных заведений, ранее не входивших в состав региональных образовательных комплексов. Как отмечают исследователи, повышение эффективности достигается за счет более полного совместного использования кадрового потенциала, материально-технической базы и поступающих финансовых средств регионального образовательного комплекса.

10. Взаимодополняемость общешкольного, базового профессионального и последипломного образования [10]. Условия современной цивилизации порождают необходимость непрерывного образования, когда каждый специалист должен всю жизнь расширять и совершенствовать свою профессиональную подготовленность и получать последипломное образование, которое должно сочетаться с базовым профессиональным образованием, дополнять и расширять его.

11. Расширенная базовая подготовка выпускников и овладение обучающимися методологией познания. Система образования должна быть мобильной. Изначально дается базовое образование и навыки поиска и получения нового знания. Тем самым, обеспечивается необходимый уровень знаний, требуемый обществом и умение переучиваться, если случается такая необходимость, т. к. в настоящее время наблюдается все возрастающая

тенденция к частым сменам профиля профессиональной деятельности в период трудоспособного возраста работника. Кроме того, по мнению авторов, в современных условиях целесообразно создание возможности получения в профессиональном учебном заведении двух альтернативных специальностей для более успешной социализации выпускника. В условиях изменяющейся конъюнктуры выпускник образовательного учреждения в этом случае сможет самостоятельно искать варианты более выгодного использование полученного образования. Такая практика распространена в зарубежных странах, например в Германии, где учащиеся и студенты не только имеют возможность, но и обязаны получить вторую специальность.

Использовании данных подходов и рекомендаций обеспечит рост качества образовательных услуг при снижении затрат по основным и вспомогательным процессам, повысит эффективность функционирования учреждений, позволит предоставлять образовательные услуги, отвечающие потребностям заинтересованных сторон в такой форме, которая будет гарантировать их удовлетворение. Качество образовательных услуг -стратегический показатель конкурентоспособности образовательного учреждения. Успешно приспособиться к жестким требованиям социальноэкономической обстановки сегодня могут лишь учебные заведения, работающие в режиме развития, способные определить ближнюю и дальнюю перспективы, сосредоточить внимание на построении программы действий, направленной на повышение качества образования, соответствие рынку труда и запросам социальных заказчиков. Именно качество подготовки выпускников определяет в конечном счете лицо образовательного учреждения, его конкурентоспособность, имидж и рейтинг, что очень важно в условиях рыночной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кросби Ф. Теоретические основы качества управления образовательным процессом // Журнал лидеров системы образования. Управление развитием образования. -№ 2. - 2003. - С. 24-26.

2. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании. - М., 1995. - 201 с.

3. Система качества в образовании. Вып. 1. Ч. 1, 2. Сборник, перевод с английского / под общей ред. Ю.П. Адлера. - М., Миссис, 2000. - 51 с.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Алабамский университет. - М.: Инфа-М., 2000. - 410 с.

5. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования. -М., 1991. - 272 с.

6. Моисеев А.В., Петросян К.Ц. Хозяйственный механизм: 100 вопросов и ответов. - М., 1981. - 271 с.

7. Политическая экономия: Словарь / Под. ред. О.И. Ожерельева и др., М., 1990. -

607 с.

8. Андрющенко М.Н. Понятие эффективности и его философский смысл. Учен. зап. кафедр общественных наук вузов, г. Ленинград. Философия. - Л., 1971. - Вып. XII.

9. Петти В. Экономические и статистические работы. - М., 1984. - 574 с.

10. Вифлеемский А.Б. Совершенствование социально-экономического механизма образовательных учреждений в условиях рыночных преобразований. Диссертация кандидата экономических наук. - Н. Новгород, 2000. - 181 с.

11. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 книгах. Книга 1. - М.: Народное образование, 2003. - 368 с.

12. Бестужев-Лада И.В. Идеальные представления о системе народного образования // Педагогика. - 1998. - № 6. - С. 15-22.

© А.М. Балашов, Н.И. Фаттахова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.