Научная статья на тему 'О психосоциальном проблемно-ориентированном подходе в работе с женщинами'

О психосоциальном проблемно-ориентированном подходе в работе с женщинами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1005
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Надежда Александровна

Освещается проблема выбора позиции социального работника по отношению к женщине-клиенту. В качестве главного основания для этого предлагается концепция гендера, представляющая культурную форму поиска женских типов переживания и преодоления трудностей и учета их в практической работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О психосоциальном проблемно-ориентированном подходе в работе с женщинами»

Н.А.ЦВЕТКОВА

(Псков)

О ПСИХОСОЦИАЛЬНОМ ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ В РАБОТЕ С ЖЕНЩИНАМИ

Освещается проблема выбора позиции социального работника по отношению к женщине-клиенту. В качестве главного основания для этого предлагается концепция гендера, представляющая культурную форму поиска женских типов переживания и преодоления трудностей и учета их в практической работе.

Понятие «психосоциальная работа с женщинами» является новым для отечественной науки и социальной практики. Оно входит в сферу социальной работы вслед за понятием «психосоциальная работа», которое разработано С.А. Беличевой [1]. Суть понятия составляет психологическая и психотерапевтическая помощь психически здоровой женщине с целью преодоления социально -психологического неблагополучия (биографический кризис, трудная жизненная ситуация, межличностный и внутриличностный конфликты, посттравматическое стрессовое расстройство и т. п.), которое, проявившись в системе ее профессиональных и/или семей-но-бытовых отношений, может привести к различным формам социальной дезадаптации. При этом психосоциальная работа может носить как индивидуальный, так и групповой характер, включать психологическую коррекцию как личности самой клиентки, так и системы отношений ее ближайшего окружения.

Понятие «психосоциальная работа с женщинами» связано с близким ему по значению понятием «феминистская социальная работа» [5]: содержание того и другого включает то, что способствует процессу эмансипации женщин и, в конечном счете, разрешению глобального гендерного конфликта.

Термин «психосоциальная работа с женщинами» используется для определения одного из направлений социальной работы, осуществляемой с позиции психосоциального подхода с целью оказания услуг клиентам-женщинам как представителям социально уязвимой категории населения, причем лишь по их индивидуальному или групповому запросу о помощи.

Термин «феминистская социальная работа» обозначает преднамеренную активизацию ресурсов женского сообщества для осуществления преобразований многоуровневой гендерной системы с целью устранения гендерного неравенства и является более политизированным, в отличие от первого. Понятие «психосоциальная работа с женщинами» может употребляться для обозначения социальной деятельности внутри феминистской социальной работы.

В ином варианте, когда принципы и подходы феминистской социальной работы используются в психосоциальной работе с женщинами, последняя получает гендерочувствительный характер. Тогда можно говорить о психосоциальной гендерочувствительной работе с женщинами, что в большей степени отвечает идее построения гражданского общества.

С точки зрения Ф. Тернер, «психосоциальный подход является неотъемлемой частью практической социальной работы и объясняется необходимостью понимать личность клиента и его взаимоотношения с миром, который его окружает... Это открытый подход, основанный на обширных знаниях, накопленных годами. Цель его адептов - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем» [10: 414]. Две существенные особенности психосоциального подхода позволяют считать его эффективным для целей психологической и психотерапевтической помощи женщинам. Это, во-первых, приверженность традиционным знаниям и приемам в обеспечении клиентов непосредственными услугами; во-вторых, готовность к переменам по мере появления новых идей, знаний, приемов и методов.

Психосоциальная работа с женщинами оперирует такими понятиями, как женщина, женское тело, идентичность, индивидуальность, гендерные роли, материнство, возраст, личность, потребность, цель, развитие, зависимость, удовлетворенность, житейская проблема, кризис, насилие, дискриминация, консультирование, психотерапия и др. Психосоциальный подход в социальной работе с женщинами позволяет включать новейшие достижения отечественной социально-психологической теории в практику психологической и пси-

© Цветкова Н.А., 2007

хотерапевтической помощи женщинам в преодолении сексистских, расистских и прочих дискриминационных гендерных стереотипов. В силу своей открытости этот подход дает возможность клиенткам и специалистам по-новому интерпретировать общественные и личные проблемы, связывать процесс психосоциальной помощи с поиском идентичности, включая сексуальную идентификацию.

История становления психосоциальной работы с женщинами берет свое начало за рубежом в конце XIX в. Ее появление обусловлено, с одной стороны, влиянием достижений в психиатрии и психологии личности, а с другой - началом мирового феминистского движения и созданием в России женских групп общения и взаимодействия [4]. Основателем психосоциальной практики в социальной работе и автором первого научного подхода в социальных исследованиях стала М. Ричмонд (1861 - 1928). Она выделила социальные и индивидуально-личностные ситуации клиентов в качестве приоритетных проблемных областей познания и определила социальную работу как искусство помощи, искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка [18]. Последующее развитие научной основы психосоциальной практики связано с именем Г. Гамильтон и понятием «диагноз», составившим основу метода, побуждающего к действию. Психосоциальная работа переосмысливается и начинает восприниматься как модель встречи человека с ситуацией. Ситуационный подход в диагностической школе позволял развивать предвидение у клиентов и оказывать им психологическую поддержку. Применяя элементы психоанализа, социальные работники использовали возможности памяти и конфликта, чтобы переводить бессознательные импульсы в сферу сознания клиентов. Начиная с 30-х годов XX в. оформляется функциональная школа социальной работы, в которой используется теория О. Ранка о «травме рождения», а также теории А. Маслоу, В. Робинсона, Д. Тафта, К. Хорни; применяются практические методы активной терапии.

В 60 - 80-е годы XX в. развитие теории психосоциальной работы шло уже по трем направлениям. Первое направление продолжало теоретическое развитие традиционных методов. Второе направление было

сфокусировано на теоретическом обосновании практики работы со специфическими группами клиентов. Исследователи третьего направления пытались объединить теорию и практику в единую парадигму и разработать на этой основе комплексные подходы. Г. Конопка, X. Перлман, М. Росс и др. искали единые подходы, позволяющие целостно осмыслить практику индивидуальной и групповой работы. X. Перлман вводит понятие «social casework» и дает описание его содержания. Это процесс, инициируемый социальными агентствами, чтобы помочь индивидам эффективно справляться с их проблемами в социальном функционировании [20]. Научные дискуссии того времени позволили сделать общепринятыми, кроме терминов «диагноз» и «лечение», такие понятия, как «оценка» и «интервенция». С их помощью стало легче описывать сущность помогающего процесса.

Концепции диагностического и функционального подходов получили новое понимание в разработках Ф. Холлис, издавшей книгу о психосоциальной терапии [17]. За основу психосоциальной работы в ее модели взята теория психоанализа, а процесс помощи включает изучение причин девиантного или дезадаптивного поведения клиента, своеобразной «истории его болезни», значительная роль в которой отводится социальному окружению. Эта модель применялась для разрешения проблем, связанных с нарушением здоровья (онкология, шизофрения и др.). С начала 1980-х годов. Ф. Холлис работала над совершенствованием своего метода путем включения в него теории систем. Автор предложила новый подход, ключевым понятием в котором стал «человек-в-ситуации» [16]. В настоящее время этот подход на Западе рассматривают в контексте деятельности профессиональных социальных работников, основанной на психосоциальных, поведенческих, системных концепциях и имеющей системные ценности, помогающей индивидам и семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими проблемами развития, осуществляющейся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу [21].

Таким образом, индивидуальная психосоциальная работа проводилась в рамках одного случая (case). Начало истории групповой психосоциальной работы отно-

сят к 1844 г., когда Дж. Вильямс основал в Лондоне Молодежную мужскую христианскую ассоциацию. В 1851 г. подобная организация появилась в Балтиморе. В 1866 г. создана Молодежная женская христианская организация в Бостоне. Они открывали специальные школы, летние лагеря, организовывали рациональный досуг молодежи.

Постепенно проблемы отдельных социальных групп стали включаться в сферу интересов благотворительных и конфессиональных организаций, реализующих свои программы помощи. Содержание программ предполагало социальную поддержку безработных, лечение больных, избавление от нищеты и бедности. Наиболее распространенной формой групповой деятельности этого времени была работа клубов. Групповая психосоциальная работа в зарубежной практике долгое время рассматривалась как демократический путь развития общества в целом через его структурные элементы. С 1920 г. группа начала восприниматься как метод лечения. М. Ричмонд исследовала поведение группы и обнаружила новые возможности для оказания помощи клиентам в разрешении их индивидуальных проблем. Малая психологическая группа выступила выразителем коллективной точки зрения на индивидуальную проблему клиента [18].

Женские группы активно создавались за рубежом в 60-е годы XX в. на волне неофеминизма. Они организовывались в студенческой среде с целью развития самосознания. В них, наряду с проблемами борьбы за равноправие мужчин и женщин, обсуждались и чисто женские проблемы [3].

Становление психосоциальной работы с женщинами в России во многом было обусловлено инициативами мирового сообщества, в первую очередь ООН. На ее становление, в частности, повлияли принятие Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Конвенции о политических правах женщин (1954г.), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), всемирные конференции по положению женщин. На последней из них, в 1995 г. в Пекине, была обоснована необходимость перенесения внимания с проблем женщин на концепцию гендера.

Одновременно с официальным признанием в 1991 г. в России социальной рабо-

ты как профессии и сферы деятельности начала активно развиваться сеть центров социальной помощи, которые действуют преимущественно в системе учреждений здравоохранения и социальной защиты. Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения различного уровня (регионального, муниципального и локального), а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, набор их функций могут варьироваться в зависимости от местных условий [3]. Кроме государственной системы социальных служб, заявляют о своем существовании учреждения социальной помощи, которые создаются на вневедомственной основе, например, кризисные центры для женщин с телефонами доверия, частными и общественными организациями. При этих службах работают женские клубы, школы женского совершенствования, школы для будущих матерей, женские группы. Их функционирование обеспечивает возможность оказания женщине необходимой психологической помощи в процессе индивидуального консультирования или группового взаимодействия. Деятельность этих служб строится с ориентацией на международную практику и с акцентом на концепцию самозащиты женщины. В целом психосоциальная работа с женщинами в России организуется с целью оказания им помощи в разрешении целого ряда житейских проблем. В частности, психосоциальная работа с женщинами, основанная на концепции самозащиты, как и феминистская социальная работа, предполагает решение следующих задач: а) спасение женщины и обучение ее навыкам самозащиты; б) поддержание эффективного социального функционирования; в) развитие самосознания.

Отечественная теория психосоциальной работы с женщинами оформляется под влиянием основных зарубежных психологических подходов в русле принятых там научных направлений.

Психодинамический подход. Основателями данного подхода считают 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, К. Левина, К. Хорни. Позже к ним примкнули Э. Фромм и

Э. Эриксон, в период неофрейдизма и эгопсихологии к данной модели обратились Ф. Холлис, X. Перлман и др. Психосоциальный работник, используя психодина-

мические модели, должен понять систему индивидуальной психологической защиты клиента, исследовать природу его осознанного и неосознанного конфликта. На основании этого делается анализ жизненного стиля, отношений между клиентом и психотерапевтом. Оцениваются система и стратегия помощи, определяются стадии и практические средства ее оказания.

Поведенческий подход. Его идеологами стали Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер, более поздним последователем выступил А. Бандура. В основе деятельности специалиста-практика лежат бихевиористская психология и поведенческая психотерапия. Человек рассматривается как индивид, имеющий проблемы с поведением. Преодолению этих проблем помогают модели социальной адаптации, социализации, изменения поведения. В России известным приверженцем поведенческого научения был И. П. Павлов.

Экзистенциально-гуманистический подход. Он заявлен в работах А. Маслоу, К. и

Н. Роджерс, В. Франкла, Р. Мэя и др. В них человек рассматривается как уникальная самореализующаяся личность с собственной «Я-концепцией». Помощь психосоциального работника необходима тогда, когда в процессе реализации жизненного сценария человек ощущает экзистенциальную вину, социальное отвержение. В этих условиях человек само-отчуждается, затрудняется сделать очередной выбор, утрачивает смысл жизни и не в состоянии защитить собственные жизненные ценности. Социальный работник здесь выступает в роли друга, советчика, компаньона, реального помощника.

Эклектический подход. Основные теоретические основания этого подхода описали Л. Бьютлер, Дж. Виткус, С. Гарфилд, Р. Корзини, А. Лацарус, Дж. Франк. Специалист по психосоциальной работе использует ту или иную теорию, методологию и соответствующие им методы профессионального взаимодействия в зависимости от типа заявленной клиенткой проблемы. Эклектический подход позволяет сочетать приемы и методы различных психосоциальных практик для успешного разрешения проблем отдельного человека и малой группы (семьи).

Проблемно-ориентированный подход. Он описан У. Рид в виде концепции житейской проблемы [9] и представлен как переживаемая деятельность по преодоле-

нию критической жизненной ситуации в работе Ф.Е. Василюка «Психология переживания» [2]. К числу типичных житейских трудностей женщин, разрешаемых с помощью про блемно - ориентированного подхода в психосоциальной работе, относятся проблемы [14; 15]:

- отношения к своему телу и обращения с ним (психосоматика, лишний вес, секс-эксплуатация, физическое насилие);

- отношения с другими людьми (родителями, мужчинами, супругом, детьми, свекровью);

- самореализации в сфере труда;

- внутриличностные конфликты при дефиците ресурсов для их преодоления;

-жестокое обращение в семье;

- личностные особенности как проблема (в том числе одиночество).

При разработке этого подхода учитываются результаты научных исследований, применяются феминистские теории развития женской личности, концепция социального конструкционизма и принципы гендерного подхода, который также служит в качестве научной теории. В процессе психологического консультирования и в условиях групповой работы специалист предоставляет возможность женщинам получать и обсуждать информацию о последствиях выбора женщиной определенного возраста того или иного варианта жизненного стиля и/или способа разрешения житейской проблемы, опираясь при этом на теории развития, гендерную и возрастную психологию.

С методологической точки зрения, психосоциальная работа с женщинами опирается на достижения в психологии и психотерапии. В качестве основных используются проверенные временем положения бихевиоризма и психоанализа, а также практики [5; 6; 7; 8; 9; 10; 16]:

• когнитивные и когнитивно-поведен-ческие - рационально-эмотивное поведенческое консультирование, когнитивное консультирование;

• аффективные - образная терапия, переоценочное консультирование, биоэнергетика;

• гуманистические - личностно-центри-рованное консультирование, гештальт-кон-сультирование, трансактный анализ, терапия реальностью;

• экзистенциальные - экзистенциальное консультирование, логотерапия;

• эклектические и интегративные -мультимодальное консультирование, эклектическая терапия, консультирование по жизненным умениям (т.е. помощь психически здоровой женщине, переживающей при разрешении актуальной житейской проблемы эмоционально-психологическое состояние дезадаптивного типа).

В основу групповой психосоциальной работы с женщинами может быть положена социально-психологическая модель С. РарреИ и В. ЯоЫтап [19]. Она сочетает в себе эго-психологию, когнитивные теории, теории социального научения, теории ролей и теорию коммуникации, объясняющие внутреннюю самоорганизацию индивида и его отношения с внешним миром. Эти концепции дают возможность специалисту (психологу, психосоциальному работнику, психотерапевту) понять поведение клиентки как отдельного индивида и как члена группы, проследив, как происходит индивидуальное приспособление женщины к действительности и к другим членам сообщества, как она воспринимает внешнее давление, как формирует собственное внутреннее беспокойство. Присоединившись к себе подобным, женщина получает возможность обогатить свой опыт распознавания, упреждения и разрешения собственных житейских проблем.

Методика психосоциальной работы с женщинами включает совокупность методов индивидуального и группового консультирования и индивидуальной и групповой, преимущественно социоцентричес-кой, психотерапии. Отдельные технологии психосоциальной работы с женщинами могут включать различные виды социально-психологических тренингов. К их числу относят [3; 4; 5; 13]:

• групповые дискуссии, тренировка точности восприятия социальных объектов;

• деловые игры и игротерапевтические приемы, нацеленные на коррекцию эмоционально-волевых и коммуникативных качеств;

• тренинг коммуникативных умений и ассертивного поведения;

• методы социодрамы и психодрамы, позволяющие женщинам осознать различные социальные роли и эмоциональные состояния.

Психосоциальная работа с женщинами предусматривает процедуру оформле-

ния «социальной истории» клиентки, т.е. требует сбора информации об особенностях личности женщины и ее образа жизни, социальных ролях, ценностях и стереотипах поведения, о типе запроса и возможных вариантах помощи. Иными словами, в индивидуальной психосоциальной работе с женщиной особое значение придается ее индивидуальности [12]. В функции консультанта, оказывающего психосоциальную помощь женщине, входит: 1) составление индивидуального портрета (диагностическая функция); 2) определение возможностей и средств психологической помощи (психотерапевтическая функция); 3) переадресация клиентки нужному специалисту (диспетчерская функция); 4) сообщение клиентке нужных ей знаний о ее проблеме и путях ее разрешения (информационная функция).

В случаях, когда у женщины обнаруживают характерные признаки кризиса, в «социальной истории» клиентки указывается наличие события, вызывающего стресс; способа переживания горя; чувства потери, опасности или унижения; контроля происходящего; изменений в первичном ходе жизни; показателей определенности будущего; длительного страдания (от 2 до 6 недель). При таком наборе показателей наиболее эффективны телесно- ориентированные методы психотерапии (К.И. Секацкий, И.Б. Канифольский), телесно-фокусированная визуализация (Ю. Джендлин, А. Ермошин), эмоциональ-но-образная терапия (Н.Д. Линде), кризисная интервенция (Дж. Митчел, Е.В. Емельянова), мнемореабилитация (А. Ефимов).

Процесс разрешения житейской проблемы идет успешнее, если специалист помогает клиентке документально (с использованием документов и фотографий) восстанавливать ее подлинную биографию. В практике психосоциальной помощи пожилым женщинам используется метод значимых событий. Для женщин с развитым самосознанием, активно заявляющих о своем желании измениться и сталкивающихся с затруднениями по поводу того, как это сделать, адекватной помощью могут стать коуч-консультирование и другие методы, позволяющие клиентке встать на путь саморазвития. Особое внимание уделяется женщинам в случаях совершения над ними насилия, в т.ч. домашнего. В этом случае помощь им должны оказывать только женщины [11].

Содержательное развитие проблемно ориентированного подхода в психосоциальной работе с женщинами может происходить, по меньшей мере, в двух направлениях. В рамках первого предстоит найти способы интеграции отечественных и зарубежных разработок, в рамках второго -скорректировать методы практической работы с учетом гендерных отличий женщин.

Литература

1. Беличева, С.А. Проблемы становления отечественной психосоциальной работы / С.А. Беличева // Рос. журн. социальной работы. 1995. № 1. С. 53-61.

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М., 1984.

3. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. М., 2003.

4. Котельникова, Н.И. Психосоциальная работа с женщинами в условиях группового взаимодействия / Н.И. Котельникова, Н.А. Рыбакова (Цветкова). Псков, 2003.

5. Лееннер-Аксельсон, Б. Психосоциальная помощь населению / Б. Лееннер-Аксель-сон, И. Тюлефорс. М., 1995.

6. Либина, А. Чтобы не осталась женщина одинокой: психология совладания с кризисами и сложными жизненными ситуациями / А. Либина. М., 1995.

7. Линде, Н.Д. Эмоционально-образная терапия: теория и практика / Н.Д. Линде. М., 2004.

8. Психотерапия женщин / под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. СПб., 2003.

9. Рид, У. Проблемно-ориентированный подход / У. Рид. // Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / под ред. Л.Э. Купельского, М.С. Мацковского. М., 1994. Т. 2. С.239-334.

10. Тернер, Ф. Психосоциальный подход / Ф. Тернер [и др.]. // Энциклопедия социальной работы: в 3 т. под ред. Л.Э. Купельского, М.С. Мацковского. М., 1994.Т 2. С.414-416.

11. Фролова, С. В. Типы переживания ситуации насилия и стратегии оказания соци-ально-психологической помощи / С.В. Фролова //Толерант. Саратов, 2002. Вып. 2. С.69.

12.Фирсов, М.В. Феномен пола и психосоциальные проблемы клиента. Возраст как фактор дискриминации человека / М.В. Фир-сов, Е.Г. Студёнова //Теория социальной работы. М., 1999. С.338 - 355.

13.Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. М., 2002.

14. Цветкова, Н.А. Психосоциальная работа с женщинами / Н.А. Цветкова. Псков, 2005.

15.Ярская-Смирнова, Е.Р. Феминистская социальная работа/ Е.Р. Ярская-Смирнова [и др.] // Словарь гендерных терминов; под ред. А.А. Денисовой. М., 2002. С. 234-236.

16.Hollis, F. Antropology of casework treatment / F. Hollis. N.Y., 1968.

17.Hollis, F. Casework and Psychosocial therapy / F. Hollis, M Woods. N.Y., 1981.

18.Richmond, M. Social diagnosis. / M. Richmond. N.Y., 1965.

19.Pappell, C. Social group work models: possession and heritage / C. Pappell, B.Rohtman. N.Y., 1966.

20.Perlman, H. Social casework / H. Perlman. London, 1957.

21.Social work dictionary / ed. by R. Barker. NASW Press, 1991.

К.М.РОМАНОВ, И.С. ОСИПОВА ( Саранск)

ПОТРЕБНОСТЬ В ВЫРАЖЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО (ДУШЕВНОГО) СОСТОЯНИЯ И ТРУДНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Подчеркивается значимость проблемы выражения психического (душевного) состояния для развивающейся личности, рассматриваются основные трудности реализации потребности в выражении; представлены основные условия эффективного самовыражения, подчеркивается важность формирования навыков выражения душевного состояния как одного из компонентов психологической культуры личности.

Человек-это социальное существо. Вся его жизнь от рождения и до смерти проходит среди людей. Наличие других-необходимое условие развития и существования человека как субъекта и как личности. Это положение является основополагающим в культурно-исторической теории Л.С. Выготского: «... через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функ-

© Романов К.М., Осипова И.С., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.