БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
чае утраты здоровья.
Праву граждан на медико-социальную помощь посвящена ст. 20, где перечисляются правовые ситуации и виды помощи, а также отмечается, что "медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения".
В действительности ситуация с социальной работой в здравоохранении сегодня сложилась в чрезвычайно урезанном виде, а именно только в наркологии и психиатрии. В остальных же сферах специалисты по социальной работе не востребованы, а социальная работа, касающаяся проведения в жизнь провозглашенных принципов охраны здоровья и прав граждан на медико-социальную помощь и поддержку, переадресована системе социальной защиты населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля 2006 г.).
2. Постановление Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 "О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе".
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В. И. Чумаков
Кафедра социальной работы ВолГМУ
Открытие гендерного измерения философской проблематики человека, осуществленное феминистскими авторами, позволило акцентировать внимание на маргинальной до сих пор теме пола в науке и общественном сознании. Активизация гендерных исследований в различных научных отраслях стимулирована следующими социальными процессами. Во-первых, в современных развитых странах происходит стремительный процесс достижения равенства прав мужчин и женщин в различных сферах общественной деятельности. Во-вторых, общество столкнулось с проявлениями глубинного кризиса межполовых отношений (девальвация семейных ценностей, нивелирование традиционных мужских и женских ролей, деформация института брака, кризис института материнства, падение рождаемости и т. д.).
В начале XXI в. позитивный, на первый взгляд, феномен гендерного равенства в социуме приобрел в работах некоторых авторов почти
4-20071
негативную оценку. Американский писатель П. Бьюкенен в работе "Смерть Запада" посчитал причинами демографического спада, наблюдаемого в США и западноевропейских странах, женскую эмансипацию, дехристианизацию западного общества, левые молодежные течения и возобладавшие в обществе феминистские настроения [1]. Таким образом, значительная часть зарубежных исследователей считает, что гендер-ное равенство несет не только благо, но и латентные негативные явления. В противовес приведенным выше мнениям феминистские авторы настаивают на необходимости достижения и сохранения гендерного равенства, множества вариаций гендерной идентичности, самодостаточности функционирования женщины в обществе и обоснования значимости достижения независимости женщин от мужского экономического, политического и социального влияний. Стагнацию роста населения феминисты связывают с особенностями развития постиндустриального общества, урбанистической цивилизации.
Перечисленные выше социальные процессы актуализируют необходимость разработки ген-дерных аспектов социальной работы. Однако необходимо отметить, что реализация гендерного подхода в социальной работе сопряжена с недостаточностью теоретических разработок отечественной науки в этой области.
Западная научная мысль развивает данное направление с конца XIX в. Появление нового направления социальной работы обусловлено, с одной стороны, влиянием достижений в психиатрии и психологии личности, а с другой - началом мирового феминистского движения и созданием в России женских групп общения и взаимодействия. Основателем так называемой "психосоциальной практики" в социальной работе и автором первого научного подхода в социальных исследованиях стала М. Ричмонд. Она выделила социальные и индивидуально-личностные ситуации клиентов в качестве приоритетных проблемных областей познания и определила социальную работу как искусство помощи, искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка. Начиная с 30-х гг. XX в. оформляется функциональная школа социальной работы, в которой используется теория О. Ранка о травме рождения, а также теории Л. Маслоу, В. Робинсона, Д. Тафта, К. Хор-ни; применяются практические методы активной терапии.
Как отмечает Н. А. Цветкова, понятие "психосоциальная работа с женщинами" является новым для отечественной науки и социальной практики [2]. Суть понятия составляет психологическая и психотерапевтическая помощь психически здоровой женщине с целью преодоления социально-психологического неблагополучия (биографический кризис, трудная жизненная ситуация, межличностный и внутриличностный конфликты, посттравматическое стрессовое расстройство и т. п.),
БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН
| 4-2007
которое, проявившись в системе ее профессиональных и/или семейно-бытовых отношений, может привести к различным формам социальной дезадаптации. При этом психосоциальная работа может носить как индивидуальный, так и групповой характер, включать психологическую коррекцию как личности самой клиентки, так и системы отношений ее ближайшего окружения.
Термин "психосоциальная работа с женщинами", обоснованный Н. А. Цветковой, используется для определения одного из направлений социальной работы, осуществляемой с позиции психосоциального подхода с целью оказания услуг клиентам-женщинам как представителям социально уязвимой категории населения, причем лишь по их индивидуальному или групповому запросу о помощи [Там же]. Гендерный подход в теории социальной работы с женщинами оперирует такими понятиями, как: женщина, женское тело, идентичность, индивидуальность, тендерные роли, материнство, возраст, личность, потребность, цель, развитие, зависимость, удовлетворенность, житейская проблема, кризис, насилие, дискриминация, консультирование, психотерапия и др. Ген-дерный подход в социальной работе с женщинами позволяет включать достижения отечественной социально-психологической теории и инновации зарубежных гендерных исследований в практику психологической и психотерапевтической помощи женщинам.
Гендерный подход в практике социальной работы включает в себя не только дифференциацию методов оказания помощи мужчинам и женщинам, вариативность способов общения с мужчинами и женщинами-клиентами, но и анализ типичных затруднительных жизненных ситуаций, характерных для женщин, рассмотрение фактов дискриминации женщин и путей ее преодоления.
Гендерный подход в социальной работе, попытка обоснования которого предпринята в данной статье, рассматривается в рамках дисциплины "Гендерология и феминология", которая преподается на отделении "Социальная работа" ВолГМУ.
Целью данного предмета является формирование у студентов целостного научного представления о гендерных особенностях профессиональной деятельности в сфере социальной работы. В задачи курса входит овладение понятийным аппаратом, описывающим гендерные проблемы социальной работы; выработка навыков работы, основанных на применении гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе; изучение социальных факторов, определяющих как общее, так и особенное в функцио-
нировании мужчин и женщин, анализ причин существующих противоречий между полами; ориентирование студентов в комплексе основных направлений тендерных исследований, ознакомление с феминизмом как идеологическим течением; ориентация студентов на профессиональную деятельность, предусматривающую дифференциацию социальной работы с мужчинами-клиентами и женщинами-клиентами, с целью содействия повышению социального статуса женщин и повышения качества социальной работы.
Таким образом, гендерный подход в сфере социальной работы как инновационный научный дискурс перспективен для дальнейшей теоретической и практической разработки. Он дает возможность специалисту по-новому оценить свои возможности и притязания, интерпретировать общественные и индивидуальные проблемы, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий своей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. - М.: АСТ, Terra Fantastica, 2003. - 448 с.
2. Цветкова Н. А. // Известия ВГПУ. - 2007. -С.157-162.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНТЕГРАЦИЮ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ (по данным корреляционного и факторного анализов)
В. К. Шаповалов, Н. В. Агеева
Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь
Для изучения влияния социальных представлений на процесс активного включения человека с инвалидностью в социальную жизнь общества было проведено анкетирование 73 человек с инвалидностью и 168 лиц, не имеющих инвалидности, что позволило выделить 12 интегративных факторов, влияющих на процесс интеграции людей с инвалидностью. Для каждого из 12 факторов выделено 4 индикатора, которые составили основу предложенных респондентам вопросов. На основе результатов проведенного исследования все интегративные факторы проранжирова-ны по количественным показателям в зависимости от их места по всей интегративной системе (см. табл.).
Ранжирование интегративных факторов в зависимости от их места в системе факторов интеграции
№ ранга Люди, не имеющие инвалидности Количественный показатель Люди, имеющие инвалидность Количественный показатель
I Законодательно-исполнительный 411 Законодательно-исполнительный 94
II Фактор социальных представлений 358 Фактор социальных представлений 70