Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на интеграцию в современное общество людей с инвалидностью (по данным корреляционного и факторного анализов)'

Факторы, влияющие на интеграцию в современное общество людей с инвалидностью (по данным корреляционного и факторного анализов) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
223
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на интеграцию в современное общество людей с инвалидностью (по данным корреляционного и факторного анализов)»

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

| 4-2007

которое, проявившись в системе ее профессиональных и/или семейно-бытовых отношений, может привести к различным формам социальной дезадаптации. При этом психосоциальная работа может носить как индивидуальный, так и групповой характер, включать психологическую коррекцию как личности самой клиентки, так и системы отношений ее ближайшего окружения.

Термин "психосоциальная работа с женщинами", обоснованный Н. А. Цветковой, используется для определения одного из направлений социальной работы, осуществляемой с позиции психосоциального подхода с целью оказания услуг клиентам-женщинам как представителям социально уязвимой категории населения, причем лишь по их индивидуальному или групповому запросу о помощи [Там же]. Гендерный подход в теории социальной работы с женщинами оперирует такими понятиями, как: женщина, женское тело, идентичность, индивидуальность, тендерные роли, материнство, возраст, личность, потребность, цель, развитие, зависимость, удовлетворенность, житейская проблема, кризис, насилие, дискриминация, консультирование, психотерапия и др. Ген-дерный подход в социальной работе с женщинами позволяет включать достижения отечественной социально-психологической теории и инновации зарубежных гендерных исследований в практику психологической и психотерапевтической помощи женщинам.

Гендерный подход в практике социальной работы включает в себя не только дифференциацию методов оказания помощи мужчинам и женщинам, вариативность способов общения с мужчинами и женщинами-клиентами, но и анализ типичных затруднительных жизненных ситуаций, характерных для женщин, рассмотрение фактов дискриминации женщин и путей ее преодоления.

Гендерный подход в социальной работе, попытка обоснования которого предпринята в данной статье, рассматривается в рамках дисциплины "Гендерология и феминология", которая преподается на отделении "Социальная работа" ВолГМУ.

Целью данного предмета является формирование у студентов целостного научного представления о гендерных особенностях профессиональной деятельности в сфере социальной работы. В задачи курса входит овладение понятийным аппаратом, описывающим гендерные проблемы социальной работы; выработка навыков работы, основанных на применении гендерного подхода при решении практических задач в социальной работе; изучение социальных факторов, определяющих как общее, так и особенное в функцио-

нировании мужчин и женщин, анализ причин существующих противоречий между полами; ориентирование студентов в комплексе основных направлений тендерных исследований, ознакомление с феминизмом как идеологическим течением; ориентация студентов на профессиональную деятельность, предусматривающую дифференциацию социальной работы с мужчинами-клиентами и женщинами-клиентами, с целью содействия повышению социального статуса женщин и повышения качества социальной работы.

Таким образом, гендерный подход в сфере социальной работы как инновационный научный дискурс перспективен для дальнейшей теоретической и практической разработки. Он дает возможность специалисту по-новому оценить свои возможности и притязания, интерпретировать общественные и индивидуальные проблемы, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. - М.: АСТ, Terra Fantastica, 2003. - 448 с.

2. Цветкова Н. А. // Известия ВГПУ. - 2007. -С.157-162.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНТЕГРАЦИЮ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ (по данным корреляционного и факторного анализов)

В. К. Шаповалов, Н. В. Агеева

Северо-Кавказский государственный технический университет, г. Ставрополь

Для изучения влияния социальных представлений на процесс активного включения человека с инвалидностью в социальную жизнь общества было проведено анкетирование 73 человек с инвалидностью и 168 лиц, не имеющих инвалидности, что позволило выделить 12 интегративных факторов, влияющих на процесс интеграции людей с инвалидностью. Для каждого из 12 факторов выделено 4 индикатора, которые составили основу предложенных респондентам вопросов. На основе результатов проведенного исследования все интегративные факторы проранжирова-ны по количественным показателям в зависимости от их места по всей интегративной системе (см. табл.).

Ранжирование интегративных факторов в зависимости от их места в системе факторов интеграции

№ ранга Люди, не имеющие инвалидности Количественный показатель Люди, имеющие инвалидность Количественный показатель

I Законодательно-исполнительный 411 Законодательно-исполнительный 94

II Фактор социальных представлений 358 Фактор социальных представлений 70

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

4-2007

III Профессионально-трудовой 258 Фактор индивидуальных особенностей личности человека с инвалидностью 65

IV Фактор индивидуальных особенностей личности человека с инвалидностью 198 Профессионально-трудовой 61

V Фактор ближайшего окружения человека с инвалидностью 158 Фактор ближайшего окружения человека с инвалидностью 52

VI Спортивно-оздоровительный 152 Спортивно-оздоровительный 50

VII Социально-средовой 149 Фактор общественного движения людей с инвалидностью 50

VIII Культурно-досуговый 144 Культурно-досуговый 44

IX Фактор общественного движения людей с инвалидностью 142 Фактор семьи 44

X Профессионально-образовательный 128 Социально-средовой 38

XI Фактор семьи 102 Профессионально-образовательный 36

XII Фактор средств массовой информации 57 Фактор средств массовой информации 34

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о том, что респонденты считают важнейшими факторами, влияющими на процесс активного включения людей с инвалидностью в современное общество, законодательно-исполнительный и фактор социальных представлений регионального сообщества о людях с инвалидностью.

Исходя из положения, что все факторы, влияющие на процесс интеграции людей с инвалидностью в современное общество, представляют собой интегративную систему, было изучено, как взаимодействуют между собой выделенные факторы. Для этого был применен математический метод анализа полученных данных - вычисление парного коэффициента корреляции. Данный коэффициент является показателем тесной связи двух признаков. Затем на основе выявленных коэффициентов корреляций была составлена матрица интеркорреляций 12 переменных. На основе корреляционных значений, входящих в данную матрицу, проведен факторный анализ, в процессе которого определялись, согласно факторной нагрузке, генеральные, общие и единичные факторы. Данный анализ показал, что корреляционные значения всех переменных отличаются от нуля, что свидетельствует о том, что взаимодействие между ними существует. Сила взаимодействия между переменными отражает их факторную нагрузку и в зависимости от факторной нагрузки

все факторы были разделены на генеральные и общие.

Проведенный корреляционный и факторный анализы позволил сделать вывод о том, что такие факторы, как законодательно-исполнительный, фактор социальных представлений, профессионально-трудовой, фактор общественного движения являются генеральными (ведущими) факторами, которые имеют тесную связь между собой, а также с остальными факторами, входящими в инте-гративную систему (факторные нагрузки указанных четырех факторов расположились в числовом интервале от 0,61 до 1,0). Общими факторами явились профессионально-образовательный, культурно-досуговый, фактор индивидуальных особенностей, фактор ближайшего окружения человека с инвалидностью, фактор средств массовой информации, фактор семьи, спортивно-оздоровительный, социально-средовой. Единичных факторов, у которых только одна из нагрузок существенно отличается от нуля, не выявлено, так как практически все переменные имеют достаточное количество факторных нагрузок, отличных от нуля.

Выделенные ведущие факторы, влияющие на интеграцию людей с инвалидностью в региональное общество, целесообразно учитывать при определении приоритетов социальной помощи населению на уровне, по крайней мере, субъекта РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.