позиции эксперта. Если это требование проигнорировать, то игровая процедура превратится в житейский разговор, потеряет свою эффективность и приведет к подмене целей и задач.
Примерный перечень вопросов для обсуждения может включать в себя следующие:
1. Насколько вам близок деловой подход к рождению ребенка: сроки зачатия, условия появления его на свет (материальные, статусные, служебные, личностные)?
2. Как вы смотрите на то, чтобы перед зачатием ребенка провести медицинское обследование? Какие именно процедуры медицинского обследования помогут вам решить вопрос о возможности завести ребенка?
3. Какова, по вашему мнению, наиболее частая причина бесплодия?
4. Если существует угроза потери невыно-шенного ребенка (возможно повторная), то насколько вы готовы доверять лечащему врачу (многим врачам, знакомому врачу, друзьям, специальным источникам информации)?
5. Чем чревата потеря будущего ребенка и как это пережить?
6. Что для вас означает невозможность иметь детей с вашим партнером? Как быть, если ваш партнер не разделяет вашего взгляда на данную проблему?
7. Насколько мужчина и женщина в паре готовы столкнуться с физиологическими и психологическими трудностями протекания беременности?
8. Какие факторы определяют количество детей в семье? Какое количество детей для вас приемлемо в настоящее время? Как быть, если партнеры имеют разные взгляды на рассмотрение этого вопроса?
9. Как вы относитесь к случаям использования ребенка как средства достижения практических целей: выйти замуж за нужного человека, удержать уходящего мужчину, шантажировать партнера, добиться коммунальных льгот и др.?
Только в конце игры ведущий может сформулировать для слушателей собственную точку зрения на проблему перехода от семьи без ребенка к семье с ребенком. Например, она может состоять в идее создания условий и места для третьего задолго до его появления. Это может произойти при наличии у партнеров способности безвозмездно тратиться ради другого (в личностном, временном, пространственном плане и др.), которая проявляется каждодневно в жизни супружеской диады.
Основными результатами игры могут считаться следующие:
умение вести цивилизованный открытый диалог, в ходе которого, обсуждая общие и общественные проблемы, человек расширяет информационное поле и разрешает свои собственные сомнения;
определение круга возможных проблем семьи, собирающейся завести ребенка;
4-20071
сформированная ответственность за свою жизнь и здоровье как условие благополучия другого человека - брачного партнера, ребенка и его окружения [2].
В течение одного года были проведены игры со старшеклассниками Центрального района г. Волгограда в рамках международного проекта по организации просветительской работы с молодежью на базе Центра планирования семьи "Здоровье". Игры проводились в различных школах района около ста раз, в них приняли участие более 1,5 тыс. учащихся 10-11 классов. Результаты анализа статистических данных по районам города за этот период показали, что среди девушек 14-17 лет в это время в два раза уменьшилось количество абортов. При этом прежние данные остались по другим районам и по Центральному в другие периоды. Специалисты проекта объясняют такое явление эффективностью проведенных игр.
ЛИТЕРАТУРА
1. Камышанова И. В., Черникова Т. В. Тренинг выбора спутника жизни. - Волгоград: Издатель, 2000. -72 с.
2. Черникова Т. В., Камышанова И. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2002. - № 2. - С. 58-66.
3. Черникова Т. В., Камышанова И. В. // Там же. -2001. - № 3. - С. 57-66.
4. Черникова Т. В., Камышанова И. В. Возраст первой любви: воспитание чувств. - М.: Глобус, 2006. -183 с.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
В. М. Чижова
Кафедра социальной работы ВолГМУ
Социальная работа в здравоохранении - новая профессия, возникающая в результате изменений в медицине и обществе. В традициях российского врачевания помощь пациенту не ограничивается лишь чисто медицинскими действиями. Раньше для достижения лечебного эффекта врачу нужно было знать бытовые, семейные, материальные, профессиональные и другие особенности жизни пациента. Он не только это знал, но и участвовал в организации помощи для решения тех проблем, которые провоцировали болезнь и мешали человеку выздоравливать. Сегодня это тоже необходимо, без этого знания и участия работа врача становится мало эффективной. Но современный врач уже не может этим заниматься самостоятельно. Здесь можно отметить причины двух порядков: медицинского и социального:
1) резко и многократно возросшая сложность медицины привела к тому, что специализация врачей становится все более детализированной, вмешательство в человеческий организм становится все более глубоким (медики говорят: "Возрастание инвазивности"), повышается ответствен-
| 4-2007
ность и в силу этого - необходимость постоянного самообразования врача;
2) усложнение общества, в том числе и изменения, связанные с новым для России способом включения медицины в социальную систему, -медицинское страхование. Кроме того, в обществе существуют и появляются новые различные организации и государственные структуры, которые созданы для решения различных жизненных проблем человека. Врач не может, да и не должен их все знать - это не его профессия.
Следовательно, нужен профессиональный медиатор в системе здравоохранения, который, во-первых, освободит врача от дополнительных, однако необходимых для лечения немедицинских действий, во-вторых, организует включение пациента в систему социальной помощи. Поэтому в общем деле оздоровления становится чрезвычайно важной профессия специалиста по социальной работе.
Каков же в настоящее время статус этой профессии и реальная востребованность специалистов данного профиля учреждениями здравоохранения? Для ответа на этот вопрос следует прежде всего обратиться к законодательству. В постановлении Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих дополнен квалификационной характеристикой "Специалист по социальной работе", которая, согласно Постановлению, "применяется во всех отраслях народного хозяйства" [2]. Хочется особо подчеркнуть последний момент, хотя и обозначенный в языковом стиле документов советского периода, однако важна намеченная широта сфер деятельности специалиста по социальной работе.
Какие же должностные обязанности вменялись данному специалисту указанным Постановлением?
1. Он выявляет на предприятии, в курируемом микрорайоне семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья, и осуществляет их патронаж.
2. Устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту.
3. Содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению.
4. Проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм.
5. Оказывает помощь в семейном воспитании лицам, испытывающим негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы.
6. Проводит психолого-педагогические и юри-
дические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними с асоциальным поведением.
7. Выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и лечебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи.
8. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде.
9. Участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. п.
Как видно, в перечислении общих должностных обязанностей специалиста по социальной работе есть прямое указание на медико-социальную проблематику. Кроме того, в социально-педагогической, правовой, социально-психологической сферах имплицитно содержится установка на деятельность профессионала социальной работы, подготовленного специально для труда в области здравоохранения. Но на практике реализация столь общих указаний оказалась редуцированной и не отвечающей в полной мере объективным потребностям цивилизованного общества.
Существенным фактором, тормозящим активное развитие социальной работы в здравоохранении, является несогласованность правовых норм, действующих сегодня в Российской Федерации. Если проанализировать "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан...", в котором ст. 1 фиксирует, что "охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья" [1], то становится ясным, что феномен здоровья не является исключительно медицинской прерогативой. Однако совершенно бесспорно, что для специалистов, работающих в этом направлении, необходима особая профессиональная подготовка.
Согласно ст. 2, основными принципами охраны здоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в слу-
чае утраты здоровья.
Праву граждан на медико-социальную помощь посвящена ст. 20, где перечисляются правовые ситуации и виды помощи, а также отмечается, что "медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения".
В действительности ситуация с социальной работой в здравоохранении сегодня сложилась в чрезвычайно урезанном виде, а именно только в наркологии и психиатрии. В остальных же сферах специалисты по социальной работе не востребованы, а социальная работа, касающаяся проведения в жизнь провозглашенных принципов охраны здоровья и прав граждан на медико-социальную помощь и поддержку, переадресована системе социальной защиты населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля 2006 г.).
2. Постановление Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 "О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе".
РЕАЛИЗАЦИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В. И. Чумаков
Кафедра социальной работы ВолГМУ
Открытие гендерного измерения философской проблематики человека, осуществленное феминистскими авторами, позволило акцентировать внимание на маргинальной до сих пор теме пола в науке и общественном сознании. Активизация гендерных исследований в различных научных отраслях стимулирована следующими социальными процессами. Во-первых, в современных развитых странах происходит стремительный процесс достижения равенства прав мужчин и женщин в различных сферах общественной деятельности. Во-вторых, общество столкнулось с проявлениями глубинного кризиса межполовых отношений (девальвация семейных ценностей, нивелирование традиционных мужских и женских ролей, деформация института брака, кризис института материнства, падение рождаемости и т. д.).
В начале XXI в. позитивный, на первый взгляд, феномен гендерного равенства в социуме приобрел в работах некоторых авторов почти
4-2007~1
негативную оценку. Американский писатель П. Бьюкенен в работе "Смерть Запада" посчитал причинами демографического спада, наблюдаемого в США и западноевропейских странах, женскую эмансипацию, дехристианизацию западного общества, левые молодежные течения и возобладавшие в обществе феминистские настроения [1]. Таким образом, значительная часть зарубежных исследователей считает, что гендер-ное равенство несет не только благо, но и латентные негативные явления. В противовес приведенным выше мнениям феминистские авторы настаивают на необходимости достижения и сохранения гендерного равенства, множества вариаций гендерной идентичности, самодостаточности функционирования женщины в обществе и обоснования значимости достижения независимости женщин от мужского экономического, политического и социального влияний. Стагнацию роста населения феминисты связывают с особенностями развития постиндустриального общества, урбанистической цивилизации.
Перечисленные выше социальные процессы актуализируют необходимость разработки ген-дерных аспектов социальной работы. Однако необходимо отметить, что реализация гендерного подхода в социальной работе сопряжена с недостаточностью теоретических разработок отечественной науки в этой области.
Западная научная мысль развивает данное направление с конца XIX в. Появление нового направления социальной работы обусловлено, с одной стороны, влиянием достижений в психиатрии и психологии личности, а с другой - началом мирового феминистского движения и созданием в России женских групп общения и взаимодействия. Основателем так называемой "психосоциальной практики" в социальной работе и автором первого научного подхода в социальных исследованиях стала М. Ричмонд. Она выделила социальные и индивидуально-личностные ситуации клиентов в качестве приоритетных проблемных областей познания и определила социальную работу как искусство помощи, искусство лучшего регулирования социальных отношений, индивидуальности мужчины, женщины, ребенка. Начиная с 30-х гг. XX в. оформляется функциональная школа социальной работы, в которой используется теория О. Ранка о травме рождения, а также теории Л. Маслоу, В. Робинсона, Д. Тафта, К. Хор-ни; применяются практические методы активной терапии.
Как отмечает Н. А. Цветкова, понятие "психосоциальная работа с женщинами" является новым для отечественной науки и социальной практики [2]. Суть понятия составляет психологическая и психотерапевтическая помощь психически здоровой женщине с целью преодоления социально-психологического неблагополучия (биографический кризис, трудная жизненная ситуация, межличностный и внутриличностный конфликты, посттравматическое стрессовое расстройство и т. п.),