Содержательное развитие проблемно ориентированного подхода в психосоциальной работе с женщинами может происходить, по меньшей мере, в двух направлениях. В рамках первого предстоит найти способы интеграции отечественных и зарубежных разработок, в рамках второго -скорректировать методы практической работы с учетом гендерных отличий женщин.
Литература
1. Беличева, С.А. Проблемы становления отечественной психосоциальной работы / С.А. Беличева // Рос. журн. социальной работы. 1995. № 1. С. 53-61.
2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. М., 1984.
3. Зубкова, Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова, Н.В. Тимошина. М., 2003.
4. Котельникова, Н.И. Психосоциальная работа с женщинами в условиях группового взаимодействия / Н.И. Котельникова, Н.А. Рыбакова (Цветкова). Псков, 2003.
5. Лееннер-Аксельсон, Б. Психосоциальная помощь населению / Б. Лееннер-Аксель-сон, И. Тюлефорс. М., 1995.
6. Либина, А. Чтобы не осталась женщина одинокой: психология совладания с кризисами и сложными жизненными ситуациями / А. Либина. М., 1995.
7. Линде, Н.Д. Эмоционально-образная терапия: теория и практика / Н.Д. Линде. М., 2004.
8. Психотерапия женщин / под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. СПб., 2003.
9. Рид, У. Проблемно-ориентированный подход / У. Рид. // Энциклопедия социальной работы: в 3 т. / под ред. Л.Э. Купельского, М.С. Мацковского. М., 1994. Т. 2. С.239-334.
10. Тернер, Ф. Психосоциальный подход / Ф. Тернер [и др.]. // Энциклопедия социальной работы: в 3 т. под ред. Л.Э. Купельского, М.С. Мацковского. М., 1994.Т 2. С.414-416.
11. Фролова, С. В. Типы переживания ситуации насилия и стратегии оказания соци-ально-психологической помощи / С.В. Фролова //Толерант. Саратов, 2002. Вып. 2. С.69.
12.Фирсов, М.В. Феномен пола и психосоциальные проблемы клиента. Возраст как фактор дискриминации человека / М.В. Фир-сов, Е.Г. Студёнова //Теория социальной работы. М., 1999. С.338 - 355.
13.Фирсов, М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. М., 2002.
14. Цветкова, Н.А. Психосоциальная работа с женщинами / Н.А. Цветкова. Псков, 2005.
15.Ярская-Смирнова, Е.Р. Феминистская социальная работа/ Е.Р. Ярская-Смирнова [и др.] // Словарь гендерных терминов; под ред. А.А. Денисовой. М., 2002. С. 234-236.
16.Hollis, F. Antropology of casework treatment / F. Hollis. N.Y., 1968.
17.Hollis, F. Casework and Psychosocial therapy / F. Hollis, M Woods. N.Y., 1981.
18.Richmond, M. Social diagnosis. / M. Richmond. N.Y., 1965.
19.Pappell, C. Social group work models: possession and heritage / C. Pappell, B.Rohtman. N.Y., 1966.
20.Perlman, H. Social casework / H. Perlman. London, 1957.
21.Social work dictionary / ed. by R. Barker. NASW Press, 1991.
К.М.РОМАНОВ, И.С. ОСИПОВА ( Саранск)
ПОТРЕБНОСТЬ В ВЫРАЖЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО (ДУШЕВНОГО) СОСТОЯНИЯ И ТРУДНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Подчеркивается значимость проблемы выражения психического (душевного) состояния для развивающейся личности, рассматриваются основные трудности реализации потребности в выражении; представлены основные условия эффективного самовыражения, подчеркивается важность формирования навыков выражения душевного состояния как одного из компонентов психологической культуры личности.
Человек-это социальное существо. Вся его жизнь от рождения и до смерти проходит среди людей. Наличие других-необходимое условие развития и существования человека как субъекта и как личности. Это положение является основополагающим в культурно-исторической теории Л.С. Выготского: «... через других мы становимся самими собой, и это правило относится не только к личности в целом, но и к истории каждой отдельной функ-
© Романов К.М., Осипова И.С., 2007
ции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других. Это и есть процесс становления личности» [1].
Внутренний мир нормально развивающейся личности по своему характеру диалогичен. Основа этой характеристики видится учеными в постепенной исторической и онтогенетической интериоризации процессов общения и протекания их в преобразованном и перестроенном по типу общения внутреннем мире личности (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, М.И. Бобнева, K.M. Романов). По сути дела внутренний мир - это и есть интериоризированная форма личностного общения. А.У. Хараш, изучая функции Другого в развитии Я, подчеркивает: «Желая убедиться в своем существовании, человек вопреки Декарту и его ergo sum ищет и находит точку отсчета, меру своей посюсторонней достоверности, невыдуманности, весомости и телесности в другом человеке, который служит для него высшей, решающей инстанцией утверждения реальности его Я-существования, его бытийной определенности» [2].
Общественная и диалогическая сущность человека проявляется в факте существования у него потребности в выражении психического (душевного) состояния. Она очень ярко представлена в художественной литературе. Вот как описывает потребностное состояние своих героев
А.П. Чехов в произведениях «Тоска», «Палата №6», «Три сестры». «Как молодому хотелось пить, так ему хочется говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да мало ли о чем он может теперь поговорить...»[3], «...на душу его пластами ложилась накипь, и после каждого посещения друга он чувствовал, что накипь эта становится все выше и словно подходит к горлу...»[4], «Мне хочется каяться, милые сестры. Томится душа моя... Это моя тайна, но вы все должны знать... Не могу молчать...»
[5]. Не менее ярко оно представлено в современных произведениях, например, в повести Г.Н. Щербаковой «Год Алены»: «Слова, которые она собиралась ей высказать, распирали горло, просто можно было задохнуться, так они теснились...» [6].
Обострение потребности в выражении актуального психического состояния происходит, на наш взгляд, в личностно значимых жизненных ситуациях. Ф.Е. Василюк называет их критическими ситуациями и подразделяет на две группы: ситуации невозможности («невозможности жить, реализовывать внутренние необходимости своей жизни» [7] и ситуации сверхвозможности («в ней избыток возможностей, избыток осмысленности, переполняющий душу героя и не могущий уместиться в конкретной цели и излиться в конкретном действии» [8: 19]).А.О. Прохоров, основываясь на идеях И.Р. Приго-жина, называет состояния, рождающиеся в таких ситуациях, неравновесными, возникающими в особых условиях жизнедеятельности: «...в критические, напряженные, сложные или трудные периоды жиз-ни»[9]. Главная задача человека, находящегося в таком состоянии, - это возвращение к нормальному, привычному состоянию. Один из путей возвращения -это его выражение другому человеку.
Предметом потребности в выражении психического (душевного) состояния, на наш взгляд, выступает факт подтверждения и принятия со стороны Другого через утешение, помощь, поддержку, изменение поведения и т. д. Это так называемые акты сопереживания, соучастия, сочувствия.
B.C. Мухина, исследующая такую экстремальную ситуацию в жизни человека, как пожизненное заключение в тюрьме, цитирует письма заключенных, в одном из которых подчеркивается важность подтверждения в процессе общения: «Не судите строго, но писать в пустоту неприятно. Более того, остается осадок, который сказывается при следующей предпринятой попытке... Думаю, понятно, что опускаются руки и блекнет желание. Это равносильно тому, как рыба бьется об лед... Все-таки надеюсь на положительный результат» [10]. «Человеческое переживание - диалогично, адресовано, оно внутренне обращено к кому-то, и всегда можно с той или другой степенью точности обнаружить и
адресат переживания и его жанр...», - отмечает Ф.Е. Василюк [8: 49].
Однако удовлетворение потребности в выражении душевного состояния далеко не всегда может происходить легко и беспрепятственно. Существуют две основные трудности в ее реализации. Первая связана с наличием страха перед другими. Душевное состояние всегда сокровенно и интимно. Человек, раскрывший свой душевный мир, демонстрирует свою беспомощность, становится психологически уязвимым. Выражать душевное состояние небезопасно. Отсюда круг лиц, кому можно довериться, весьма ограничен. Поэтому человек всячески оберегает свою душу от «глаз» Другого. Вместе с тем он не может все время быть изолированным от других, быть своеобразной «вещью в себе». Периодически он оказывается в личност-но значимых жизненных ситуациях, дестабилизирующих психическое состояние, актуализирующих потребность в его выражении и побуждающих к поиску Другого. Ф.Е. Василюк подчеркивает, что страх перед открытием переживания другому человеку заставляет личность защищаться, т.е. переживать поверхностно, не углубляясь и не решая проблему. В неудачных ситуациях это может закончиться тяжелым душевным срывом [12: 81-82]. Другая трудность в удовлетворении данной потребности - низкий уровень владения техникой выражения душевного состояния. Существует довольно большой арсенал способов ее удовлетворения. Они достаточно сложны, и поэтому для овладения ими требуется специальное обучение. Современная система образования не предусматривает этого, в связи с чем их развитие происходит стихийно.
Депривация потребности в выражении душевного состояния имеет очень серьезные психологические и социальные последствия. У человека может происходить трансформация способов и форм ее удовлетворения. Он может переходить на деструктивные способы самовыражения, приводящие к развитию глубоких неврозов, алкоголизму, наркомании, преступности. «В каком направлении пойдет развитие личности индивида, если ему отказано в подтверждении? Индивид будет добиваться окольными путями, выманивать, выпрашивать... Вследствие этого неподтвержде-
ния преимущественное развитие получают защиты, игры, маски, манипуляции и т. п....», - считает А.У. Хараш [11]. Эту же идею развивает в своих работах К. А. Абуль-ханова-Славская, подчеркивая, что самовыражение может переходить во внутренний, скрытый план в случае нереализо-ванности: «...превращаясь в тот или иной комплекс, нереализованное “я” претерпевает качественные изменения... это может быть и феномен “больного” самолюбия, и комплекс неполноценности, и неадекватность самооценки... »[12].
Для русского человека потребность в выражении своего внутреннего душевного состояния особенно актуальна, т.к. стремление к публичному покаянию, исповеди многие рассматривают как черту национального характера, связанную с особенностями обрядовой традиции русского народа. В течение семидесяти лет прошлого века православные традиции были под запретом и оказались забытыми. Новое поколение, воспитанное в духе безбожия и атеизма, столкнувшись с новой политикой, экономикой и общественной жизнью, не было обучено адекватным способам выражения своего внутреннего мира. Западный мир отдал работу над этой проблемой психологам и психотерапевтам. В Российском государстве подготовка квалифицированных специалистов в достаточных объемах началась сравнительно недавно. Да, и история 70-х годов прошлого века, когда неугодных партии насильно заталкивали в психиатрические лечебницы, способствовала появлению стойких стереотипов в сознании людей, о том, что психолог-это врач, это страшно, «что люди подумают». Постепенное возрождение церкви и православных традиций, которые ранее могли хоть как-то решать проблему выражения, дает надежду на решение проблемы, но для этого должны пройти годы. Должно вырасти поколение, которое с детства воспитывалась в атмосфере духовности и религиозной терпимости, веры и любви.
Современное поколение - это поколение, которое чаще, чем другие, сталкивается с проблемой выражения, а вот адекватных способов ее разрешения не знает или знает недостаточно. Те способы, которые оно использует, скопированы в западной (американской) культуре: вербаль-
ная и невербальная агрессия, алкоголь, наркотики и т.п. Это способствует выходу энергии, но не надолго, потому что требуется адекватное выражение, а не освобождение от отрицательных разрушительных для себя и окружающих эмоций. Ф.Е. Василюк пишет, что существуют две формы протекания переживания: в виде актов вербальной и невербальной агрессии (выражение чувства с помощью ударов по резиновой кукле) - «бессмысленная злоба» и в виде Я-сообщения, которое требует от человека волевого и рефлексивного контроля своего аффективного состояния и способа его выражения. Человек может использовать как первую, так и вторую форму, но только последняя может его привести не только к душевному «облегчению», но и «к духовному освобождению и вдохновению на перемены» [8: 67]. «Чтобы осуществить Я-сообщение, необходимо задержать непосредственное реагирование, осознать свое чувство, найти ему адекватное словесное описание, нащупать подходящую диалогическую форму выражения и, наконец, осуществить этот диалогический акт»(Там же: 65).
Для того чтобы грамотно раскрыть себя и быть понятым Другим, человек должен владеть умениями (навыками) речевого самовыражения. «Коммуникативная направленность и овладение вербальными и невербальными средствами общения становятся орудием формирования и выражения собственной индивидуальности, своей личности и дают этой личности не только знание того, как действовать и получать новые знания, но и знание того, как быть личностью», - отмечаетЖ.М. Глоз-ман [13]. Под умением (навыком) самовыражения мы понимаем систему адресованных другому человеку актов общения, передающих актуальные субъективные состояния человека. Они могут быть вербальными или невербальными, непосредственными и опосредованными. Главными условиями эффективного самовыражения в межличностном общении, на наш взгляд, являются следующие:
1) понимание себя как субъекта, как личности и как индивидуальности, ориентировка в собственных субъективных состояниях:
2) понимание других как субъектов, как личностей и индивидуальностей;
3) доверие к Другому, как к «объекту» самовыражения;
4) владение широким репертуаром способов самовыражения;
5) умение соотнести способы самовыражения с индивидуальными особенностями другого человека - «объекта» самовыражения.
Для того чтобы раскрыть то, что «наболело», необходимо понять и как-то назвать свое состояние, т.е. сформировать наиболее целостный субъективный образ этого состояния. Не просто сказать другому человеку: «Мне плохо!» (это слишком абстрактно и непонятно), а описать свое состояние подробно. Описать свои мысли, чувства, желания, воспоминания, эмоции, провести параллели с другими событиями для того, чтобы другому человеку легче было бы понять (подтвердить). Ф.Е. Василюк отмечает, что на первом этапе переживания - этапе непосредственного переживания - происходит, во-первых, «превращение душевного состояния из незамечаемой “позы” в “предмет” внимания», а во-вторых, «душевное состояние как-то именуется или обозначается, и это означивание очерчивает его границы и тем проявляет его “принадлежность” личности...» [8: 31]. Субъект самовыражения должен обладать психологической культурой и необходимым словарным запасом, ибо «описание своего собственного переживания для человека дело уж не менее сложное, чем превращение художником живого впечатления от ветреной погоды в живописную композицию» (Там же: 50).
«Психологическая культура представляет собой сложное системное образование личности, определяющее ориентировку человека в себе и в других людях, способы обращения с людьми и с собой и отношение к людям и к себе. Она является важнейшим условием и инструментом социального бытия человека», - отмечает
О.Н. Романова [14]. В современном обществе не существует целостной системы воспитания и формирования психологической культуры личности. Ее усвоение происходит стихийно по мере включения ребенка в общение с окружающими его людьми. Результатом этого является низкий уровень развития всех трех тесно взаимосвязанных компонентов психологической культуры: интеллектуального, практического и ценностно-смыслового (духов-но-нравственного) (K.M. Романов,
О.Н. Романова). Развитие психологической культуры людей, особенно детей, представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу двадцать первого века.
Литература
1. Выготский, JI.C. Психология / JI.C. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 617.
2. Хараш, А.У. «Другой» и его функции в развитии «я» / А.У. Хараш // Общение и развитие психики: сб. науч. тр. / под ред. A.A. Бодалева, Г.А. Ковалева. М.: Изд. АПН СССР, 1986. С. 38.
3. Чехов, А.П. Рассказы / А.П. Чехов. Уфа: Башкир, кн. изд-во, 1983. С. 22 - 23.
4. Чехов, А.П. Рассказы и повести / А.П. Чехов. М.: Правда, 1979. С. 370.
5. Чехов, А.П. Пьесы / А.П. Чехов. М.: Худож. лиг., 1982. С. 224-225.
6. Щербакова, Г.Н. Год Алены; Анатомия развода: повести-варианты / Г.Н. Щербакова. М.: Мол. гвардия, 1990. С. 115.
7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. унта, 1984. С. 7.
8. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва (опьгг общепсихологического исследования) / Ф.Е. Василюк. М.: Смысл, 2005.
9. Прохоров, А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния / А.О. Прохоров // Психол. журн. 1999. Т.20, №2. С. 116.
10. Мухина, B.C. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни / B.C. Мухина // Развитие личности. 2003. №1. С. 97 - 116.
11. Хараш, А.У. «Другой» и его функции в развитии «я» / А.У. Хараш // Общение и развитие психики: сб. науч. тр. / под ред. A.A. Бодалева, Г.А. Ковалева. М.: Изд. АПН СССР, 1986. С. 44.
12. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. С. 101.
13.Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности/ Ж.М. Глозман. М.: Академия, 2002. С. 29.
14. Романова, О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.Н. Романова. Саранск, 2003. 19 с.
С.Х. ХАЛИТОВА (Казань)
РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩИН В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Рассматривается опыт работы национально-культурных организаций как механизм решения проблем психологической и социокультурной адаптации мигрантов.
Экономическая и политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов делают Татарстан привлекательным регионом для переселенцев. В настоящее время республика продолжает принимать значительные потоки мигрантов. И одна из главных проблем, с которой они сталкиваются на новом месте жительства, - это проблема социокультурной и психологической адаптации, представляющей собой процесс, связанный с переживанием перемен, культурных различий, изоляции и депривации.
Действенным фактором адаптации в России выходцев из стран СНГ стали национальные общины (диаспоры). Диаспора — устойчивая форма общности, образовавшейся в результате миграций, проживающей локально или дисперсионно вне исторической родины и имеющей способность к самоорганизации, представители которой объединены такими признаками, как групповое самосознание, память об историческом прошлом, культура народа [ 1 ]. Одним из определяющих признаков этнической миграционной общины является выраженная культурная идентификация.
В республике накоплен значительный опыт решения национальных проблем. Функционирующая в Республике Татарстан Ассоциация национально-культурных объединений (АНКО РТ) включает на сегодняшний день тридцать пять националь-но-культурных общин. Практически все диаспоры зарегистрированы как юридические лица.
Общины оказывают поддержку вновь прибывшим, обучают, передают опыт. Система поддержки мигрантами друг друга формируется по принципу родства, землячества. Здесь консолидация выступает важнейшим фактором выживания и последующей социально-экономической адап-
© Халитова С.Х., 2007