Научная статья на тему 'Роль этнических общин в решении проблем адаптации мигрантов в республике Татарстан'

Роль этнических общин в решении проблем адаптации мигрантов в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
252
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Халитова Светлана Харисовна

Рассматривается опыт работы национально-культурных организаций как механизм решения проблем психологической и социокультурной адаптации мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль этнических общин в решении проблем адаптации мигрантов в республике Татарстан»

О.Н. Романова). Развитие психологической культуры людей, особенно детей, представляет собой важнейшую и актуальнейшую педагогическую и социальную задачу двадцать первого века.

Литература

1. Выготский, JI.C. Психология / JI.C. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. С. 617.

2. Хараш, А.У. «Другой» и его функции в развитии «я» / А.У. Хараш // Общение и развитие психики: сб. науч. тр. / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М.: Изд. АПН СССР, 1986. С. 38.

3. Чехов, А.П. Рассказы / А.П. Чехов. Уфа: Башкир, кн. изд-во, 1983. С. 22 - 23.

4. Чехов, А.П. Рассказы и повести / А.П. Чехов. М.: Правда, 1979. С. 370.

5. Чехов, А.П. Пьесы / А.П. Чехов. М.: Худож. лит., 1982. С. 224-225.

6. Щербакова, Г.Н. Год Алены; Анатомия развода: повести-варианты / Г.Н. Щербакова. М.: Мол. гвардия, 1990. С. 115.

7. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. унта, 1984. С. 7.

8. Василюк, Ф.Е. Переживание и молитва (опьгг общепсихологического исследования) / Ф.Е. Василюк. М.: Смысл, 2005.

9. Прохоров, А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния / А.О. Прохоров // Психол. журн. 1999. Т.20, №2. С. 116.

10. Мухина, B.C. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни / B.C. Мухина // Развитие личности. 2003. №1. С. 97 - 116.

11. Хараш, А.У. «Другой» и его функции в развитии «я» / А.У. Хараш // Общение и развитие психики: сб. науч. тр. / под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева. М.: Изд. АПН СССР, 1986. С. 44.

12. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. С. 101.

13.Глозман, Ж.М. Общение и здоровье личности/ Ж.М. Глозман. М.: Академия, 2002. С. 29.

14. Романова, О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук /

О.Н. Романова. Саранск, 2003. 19 с.

С.Х. ХАЛИТОВА (Казань)

РОЛЬ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩИН В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Рассматривается опыт работы национально-культурных организаций как механизм решения проблем психологической и социокультурной адаптации мигрантов.

Экономическая и политическая стабильность, отсутствие межнациональных конфликтов делают Татарстан привлекательным регионом для переселенцев. В настоящее время республика продолжает принимать значительные потоки мигрантов. И одна из главных проблем, с которой они сталкиваются на новом месте жительства, - это проблема социокультурной и психологической адаптации, представляющей собой процесс, связанный с переживанием перемен, культурных различий, изоляции и депривации.

Действенным фактором адаптации в России выходцев из стран СНГ стали национальные общины (диаспоры). Диаспора — устойчивая форма общности, образовавшейся в результате миграций, проживающей локально или дисперсионно вне исторической родины и имеющей способность к самоорганизации, представители которой объединены такими признаками, как групповое самосознание, память об историческом прошлом, культура народа [ 1 ]. Одним из определяющих признаков этнической миграционной общины является выраженная культурная идентификация.

В республике накоплен значительный опыт решения национальных проблем. Функционирующая в Республике Татарстан Ассоциация национально-культурных объединений (АНКО РТ) включает на сегодняшний день тридцать пять националь-но-культурных общин. Практически все диаспоры зарегистрированы как юридические лица.

Общины оказывают поддержку вновь прибывшим, обучают, передают опыт. Система поддержки мигрантами друг друга формируется по принципу родства, землячества. Здесь консолидация выступает важнейшим фактором выживания и последующей социально-экономической адап-

© Халитова С.Х., 2007

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

тации этнических мигрантов на новом месте жительства. Этническая сплоченность является своеобразной защитой, возникающей в условиях, когда этническая группа оказывается в результате миграции меньшинством, и проявляется в ведении совместного быта, постоянном общении на родном языке, часто в совместных поисках работы или открытии дела. Люди обращаются в общины за помощью по самым разным вопросам: трудоустройство, утеря паспорта, невыплата зарплаты, привод в милицию. Особое место занимает психологическая помощь диаспоры своим соотечественникам, оказавшимся в бедственном положении.

При принятии решения о выезде в республику на заработки мигранты опираются на советы и рекомендации родственников и знакомых. Явление трудовой миграции настолько широко распространено, что практически в любом селении на родине имеются люди, работающие или имеющие опыт работы в России. Здесь мы наблюдаем развитие мигрантских сетей. Эти сети создаются посредством построения особых социальных отношений внутри общины, образуя тем самым ресурс, являющийся основой ее социального капитала, и позволяя членам общины ощущать себя как единое целое. Характер устанавливаемых внутри общины связей определяется национальными особенностями и условиями проживания мигрантов в Российской Федерации [2]. Индивиды адаптируются к новой среде, удовлетворяют свои потребности не сами по себе (индивидуально), а как члены некоторой общности. При этом индивидуальный статус замещается статусом общины как таковым.

В целом все мигранты отличаются по сроку пребывания и работы в России, величине заработка, структуре доходов, расходов и сумме накоплений, степенью адаптации в принимающей стране, степенью участия в самоорганизующихся мигрантских сетях, оценкой собственного опыта работы в России, стратегией адаптации. Как показывает проведенный автором в 2006 г. фокусный опрос представителей диаспор из ближнего зарубежья, проживающих в республике и регионе длительное время, все они настроены на продолжение работы в России, поскольку на родине у них практически нет перспектив достойной жизни и заработка. В целом можно отметить, что многие мигранты из

стран СНГ хотят остаться в Российской Федерации и получить гражданство РФ. Поэтому успешность адаптации мигрантов, отсутствие криминальных проявлений в процессе решения проблем переселенцев важны как для вновь прибывших, так и для коренного населения. По мере расширения миграции из зарубежных стран проблема социально-культурной адаптации мигрантов может актуализироваться и стать источником национальных, этнических и социальных конфликтов.

В 2003 г. подписано Соглашение между МВД РТ и Ассоциацией национально-культурных организаций Республики Татарстан. В рамках Соглашения Ассоциация создала Центр социально-правовой защиты иностранных граждан, на который возложены задачи по:

-проведению работы среди граждан, прибывших из стран-участниц СНГ по разъяснению законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;

-оказанию помощи гражданам, прибывшим из стран-участниц СНГ, в подготовке необходимых для регистрации документов;

-оказанию помощи вышеуказанным гражданам в жилищном обустройстве для временного проживания путем заключения договоров с собственниками жилых помещений;

- оказанию содействия в трудоустройстве указанных лиц с учетом их профессии и квалификации, а также хозяйственных нужд городов и районов республики;

-оказанию юридических консультационных услуг с привлечением к сотрудничеству соответствующих специалистов.

Центр социально-правовой защиты иностранных граждан принимает активное участие в семинарах, тренингах и конференциях. «Национальные меньшинства и доступ к правосудию» - проект, в рамках которого прошел тренинг с участием сотрудников Центра. В результате опыт работы Казанского центра назван «татарстанской моделью», признан за основу работы и рекомендован для изучения и внедрения в практику на местах. По словам директора Центра М. Хаджиева, здесь нередки гости из ближнего и дальнего зарубежья, приезжающие для изучения опыта

работы по взаимодействию организации с правоохранительными органами и национальными общинами.

Как показывает практика, основными направлениями деятельности обществ, созданных недавними мигрантами, является налаживание взаимоотношений с принимающим обществом. Для этих целей просто необходимы люди, в это общество интегрированные, обладающие обширными социальными связями, знающие «правила игры» в нем. Поэтому успешное функционирование общества как формальной организации и общины как неформальной зависит в большой степени от личной энергии руководителя. Личный авторитет лидера диаспоры, от которого зависит установление связей с местной администрацией и правоохранительными органами, обеспечивающими решение повседневных проблем переселенцев, способствует «впи-сываемости» этнических диаспор в социокультурное и этнополитическое пространство республики [3]. Как правило, лидер общины окружен коллективом единомышленников или создает в рамках общины институт, легитимизирующий его решения и обеспечивающий относительно бесконфликтное руководство соотечественниками.

Немаловажно и то, что среди мигрантов могут находиться люди, имевшие на родине высокий общественный, политический или экономический статус, и их вливание в национальную диаспору еще более укрепит и повысит ее значимость.

Хотелось бы отметить, что практически все общины, входящие в состав АНКО Республики Татарстан, хорошо интегрированы в местное сообщество. Лидеры и многие члены диаспор являются успешными адвокатами, врачами, сотрудниками правоохранительных органов, банковскими работниками, учителями, предпринимателями, владельцами торговых точек.

Функционирующая при Доме дружбы народов РТ многонациональная воскресная школа позволяет людям окунуться в среду родной культуры и обычаев. Дети имеют возможность продолжить изучение родных языков и традиций своей нации. По мнению этносоциолога М.В. Саввы, этнический статус в полиэтнических регионах является важнейшей составляющей социального самочувствия человека. Низкий статус тесно связан с чувством национальной ущемленности. Два важнейших субъективных элемента этнического ста-

туса - внутренняя сплоченность группы и степень сохранности ее этнической культуры - оказывают немалое влияние на успешную адаптацию переселенцев [4].

Особое внимание в общинах, входящих в состав АНКО, уделяется вопросам образования молодежи. На основании опросов лидеров общин можно сделать вывод об увеличении интенсивности поступления этнической молодежи в высшие учебные заведения. Учеба в вузах республики позволяет найти новые возможности для самореализации и трудоустройства. Люди, получившие хорошее образование, включены в широкий культурный контекст, обладают большей гибкостью и пластичностью в восприятии иных ценностей, норм и практик. Именно они являются важным потенциалом развития адаптационных процессов в среде соотечественников [5]. К тому же и само принимающее общество толерантно относится к интеллигентным и образованным представителям других национальностей.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время на первый план выходит проблема взаимной адаптации, т.е. готовности, с одной стороны, общест-ва-реципиента принять диаспору, ее на-ционально-культурные особенности, а с другой - самой диаспоры осуществить интеграцию в общество-реципиент, принять его базовые ценности и установки. В этой ситуации именно организованные диаспоры являются своеобразным буфером между приезжими и принимающим сообществом. Как показывает опыт органов государственной власти Республики Татарстан, деятельность Ассоциации националь-но-культурных объединений в Татарстане, ее авторитет служат существенным фактором адаптации мигрантов и способствуют развитию толерантных взаимоотношений с местным многонациональным сообществом.

Литература

1. Аналитика культурологии: http://

www.analiculturolog.ru/

2. http://www.sngnews.rU/frame_article/4/ 68779.html.

3. Диаспоры: независимый журнал. М., 2004. Вып. № 4. 240 с.

4. Савва, М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена) / М.В. Савва. Краснодар: Изд-во Куб-ГУ, 1997. 172 с.

5. http://www.apn.kz/publicationsarticle 6823.htm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.