Социология
УДК 304.444 DOI 10.21661/r-116841
О.А. Добрина, Т.В. Басова
Диагностическая школа в социальной работе: оценка гуманистического потенциала
Аннотация
В данной статье рассматриваются этапы формирования и развития психосоциальной практики в социальной работе, представленные различными школами и подходами. Проанализирована школа, гуманистический потенциал которой обладает огромной значимостью в современном мире. Описаны способы взаимодействия социального работника с клиентом и решение его основных социальных проблем.
I Ключевые слова: диагностическая школа, гуманистический потенциал, клиент, социальная работа, социальный работник.
O.A. Dobrina, T.V. Basova
Diagnostic school in social work: assessment of humanistic potential
Abstract
This article discusses the stages of psychosocial practice development in social work, which are presented by different schools and approaches. The authors have analyzed the school with humanistic potential, which has a great importance in the modern world. The work also describes the interactions of a social worker with a client and the solution of his main social problems.
| Keywords: diagnostic school, humanistic potential, client, social work, social worker.
Хотя традиции благотворительности, попечения и призрения имеют длительную историю, социальная работа как область профессиональной деятельности и как наука сложилась только во второй половине двадцатого века. Поэтому до настоящего времени ни в научном сообществе, ни в массовом сознании нет разделяемых всеми однозначных предположений о её специфике и потенциале развития. В связи с этим, в данной статье нам представляется актуальным рассмотрение гуманистического потенциала социальной работы на примере диагностической школы, благодаря которой социальная работа институционализировалась в мировом сообществе как вид профессиональной деятельности. Ее появление опиралось на предшествующие школы, методы и подходы, которые мы рассмотрим далее.
Функциональная школа базой собственных теоретических построений считала процесс взаимодействия социального работника и клиента. Согласно мнению представителей данной школы, более значимым во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», где опыт клиента, его эмоциональные переживания и чувства актуализируются в процессе взаимодействия социального работника и клиента. «Развитие теоретических взглядов прошло ряд определенных этапов - от психологической теории О. Ранка, его методов активной терапии до идей А. Маслоу, К. Хорни, с одной стороны, и до концепций В. Робинсон и Д. Тафт, развития данного метода в 1960-1970-е гг. - с другой» [2, с. 53].
5осю!оду
Метод решения проблем в качестве новой модели индивидуальной работы предложила Х. Перлман. Метод решения проблем в практике формируется из двух основных частей: процесса помощи и ресурсов индивида. Считается, что для того чтобы разрешить проблемы клиента необходимо развивать мотивацию клиента, его способности к функционированию, увеличивать индивидуальные ресурсы. «Главным принципом метода считается «учиться, делая, чтобы делать». Данный принцип ориентирован на то, чтобы выработать способность клиента к решению жизненных проблем» [2, с. 59]. Цель социального работника - разрешение проблем клиента и помощь в адаптации к обществу. «Г. Конопка, М. Росс, X. Перлман и другие ученые начинают искать единые подходы, позволяющие осмысливать практические теории индивидуальной и групповой работы в контексте общенаучной парадигмы. Дискуссии, которые развернулись в установленный промежуток времени, дали возможность наравне с такими категориями, как «лечение», «диагноз», перевести частные определения, такие как «оценка» и «интервенция», в ряд общепризнанных понятий, характеризующих суть помогающего процесса» [1, с. 5].
Начинают создаваться интегративные подходы к теории и практике социальной работы. Теория и практика социальной работы ориентирована не только на разрешение общественных, социальных проблем, но и на решение проблем, сопряженных со здоровьем, при таких заболеваниях как рак, олигофрения и прочие. «Основным в психосоциальном подходе считается понимание процесса «личность в ситуации», который рассматривается как тройная конфигурация: человек, ситуация и взаимодействия между ними» [4, с. 40-41]. В этом методе социальный работник и его клиент приходят к решению имеющейся проблемы совместно, подбирая подходящую стратегию помощи. Данный метод разработала Ф. Холлис.
Поведенческий подход в практике социальной работы был введен Эдвином И. Томасом. Этот подход концентрируется на индивидуальных ресурсах, стимулирующих и сохраняющих измененное поведение клиента. «Поведенческие методы социальной работы ориентированы на подготовку клиентов продуктивным моделям поведения. По отношению к индивиду социальный работник выступает как педагог. Исходя из таких установок, клиент учится «целесообразному» поведению, где в качестве ориентиров служат ценности и нормы среды» [2, с. 74]. Поведенческий метод решает вопросы различных областей социальной работы, начиная от школьных проблем и заканчивая проблемами старческого возраста.
Однако в большей степени нас интересует диагностическая школа в социальной работе, ввиду того, что ее гуманистический потенциал представляется нам наиболее адекватным вызовам современности. «Диагноз как основа метода переосмысляется, и он начина-
ет обозначаться как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы, а не как установка к действию. По сути дела, диагноз выступал в качестве модели, которая может дать понимание того, как человек сталкивается с ситуацией. Это позволило Г. Гамильтон разглядеть в ситуации не только диагностическую, но и оценочную проблематику» [1, с. 5].
Гуманистический потенциал диагностического подхода состоит в том, что социальный работник способен выслушать все без исключения проблемы, беспокоящие клиента в данный момент, в том числе и проблемы, которые не связаны с социальной работой. Обсуждение всех проблем дает понять факторы возникновения трудностей, он сам по себе имеет терапевтическую ценность. На первоначальной стадии с целью раскрытия проблемы может обсуждаться влияние родственников. Это дает возможность сформировать более доверительную обстановку. При сборе информации социальный работник особое внимание уделяет эмоциям клиента. Кроме того, огромный интерес вызывает наблюдение за реакцией клиента, за его поведением в обсуждении той или иной ситуации. В процессе лечения социальный работник определяет подходящие пути решения проблемы клиента.
«Диагностическое направление в социальной работе применяет обширный диапазон лечебных методов. Несмотря на разнообразие методов, основное в процессе лечения - это трансформация динамики отношений» [3, с. 12]. Работу с клиентом социальный работник не прекращает даже тогда, когда поставлен диагноз. В ходе деятельности диагностическая гипотеза способна уточняться и видоизменяться. «Цели лечения определяют методы работы. Структуры отношений социального работника и клиента могут содержать эмоциональные разгрузки, помощь, управление, одобрение и т. д.» [2, с. 52]. Какое количество будет встреч, темп работы и ее окончание зависит от личных особенностей клиента и ситуации, с которой он обратился за помощью.
Мэри Элен Ричмонд занимает значительное место в функционировании диагностической школы, она является одной из основательниц профессиональной социальной работы. В 1989 году она открывает первую национальную школу прикладной филантропии, которая в наше время является факультетом социальной работы в Колумбийском университете. В 1909 году М. Ричмонд назначается директором Благотворительной организации в Нью-Йорке. В 1912 году она становится почетным магистром колледжа Смита. «Данноее звание ей было присвоено за научную разработку новой профессии - социальная работа, - которой она посвятила всю собственную жизнь» [2, с. 44].
«В 1899 г. М. Ричмонд написала собственную первую книгу «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях».
1п1егасйуе Баепсе | 11 • 2017 103
Социология
Данная книга была написана под воздействием европейских деятелей благотворительности Томаса Чал-мерса и Октавии Хилл. Деятельность «дружеских визитеров» базировалась на их концепции о «хороших» -«плохих» бедных» [2, с. 45]. В 1917 году М. Ричмонд выпускает новую книгу «Социальные диагнозы», которая становится рабочим инструментарием в практике социальных работников. В данной книге она представляет конкретные методы решения проблем клиента, подтверждая право на существование диагностического подхода. В теорию социальной работы М. Ричмонд включает определения из медицинской практики, такие как «диагноз», «лечение», «клиент». Затем модель социальной работы будет идентифицироваться равно как «медицинская модель» индивидуальной работы.
С 1922 г. М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где кроме прежних подходов, «ум на ум», получают становление другие,
такие как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В данных подходах человек изображается как совокупность биологических факторов и факторов развития, сопряженных взаимоотношениями с другими людьми и с представлениями клиента о самом себе. «С теоретической деятельности М. Ричмонд начинает оформляться определенный подход, который вошел в научный обиход под названием «диагностическая школа», или диагностический подход в социальной работе» [2, с. 47]. Об этой школе я рассказывала чуть раньше.
Диагностическая школа считается одной из важных школ в процессе формирования гуманистического потенциала в социальной работе. Положения этой школы считаются значимыми в современном обществе, так как все, что было образовано и сформировано ранее, имеет свои отголоски в настоящем и будет важным в перспективе.
Литература
1. Бернлер Г. Теория социально-психологической работы / Г. Бернлер, Л. Юнссон. - М., 1992.
2. Фирсов М.В. Психология социальной работы: содержание и методы психосоциальной практики: учебное пособие для вузов фак. социальной работы: рек. УМО вузов РФ / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. - М.: Академия, 2007. - 192 с.
3. Hollis F. A typology of casework treatment. - N. Y., 1968.
4. Siporin M. Introduction to social work practice. - L., 1975.
5. Turner F. Social work treatment. - N. Y., 1986.