Научная статья на тему 'О психологическом сопровождении профессионального становления будущего офицера'

О психологическом сопровождении профессионального становления будущего офицера Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
548
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О психологическом сопровождении профессионального становления будущего офицера»

по отдельным темам курса (на данный момент в базе данных находится более тысячи вопросов). Автоматизированная система разделяет доступ в систему для преподавателя и обучаемого, позволяет задавать различные уровни сложности (низкий, средний, высокий) за счет указываемых преподавателем параметров: числа предъявляемых обучаемому вопросов, качественно ранжированных, и времени, отводимого на формирование ответа. Реализован блок психолого-педагогической помощи, если обучаемый затрудняется с выбором оценки, на которую он претендует. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» читается на разных факультетах. Нами было предложено качественно разделить вопросы для специальностей технической направленности (РТФ, ФЭП), гуманитарной направленности (ЕГФ, ФУЭСС) и для будущих специалистов в области информационных технологий (ФАВТ, ФИБ). Каждому вопросу присваивается коэффициент сложности в соответствии с профессиональной направленностью подготовки студента. В режиме преподавателя АСИТКЗ обеспечивает возможность просмотра базы данных с результатами тестирования, отсортированных на выбор по фамилии, имени, отчеству, дате, группе, оценке. Данная разработка предназначена для использования в среде операционной системы Windows 95 и выше. Для надежного функционирования программы необходим IBM совместимый персональный компьютер следующей минимальной конфигурации: Процессор: Intel Pentium 166 МГц; ОЗУ: 16 Мбайт; Свободное место: 15 Мбайт.

В настоящее время проверяется предположение о повышении эффективности образовательной деятельности преподавателей при использовании АСИТКЗ, обеспечивающей снижение временных затрат преподавателей и субъективности оценивания ими знаний студентов.

С.В. Величко

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Одной из важных задач реформы военного образования является проведение структурной перестройки на военных кафедрах гражданских вузов и проведение эксперимента по подготовке кадровых офицеров. Начиная с этого, года в Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТРТУ) обучается группа курсантов, подготовка которых существенным образом будет отличаться от ранее существующей модели обучения, в силу того, что ее результатом должен стать выпуск не офицеров запаса, а кадровых офицеров.

Во-первых, кардинально изменяется подход к подготовке, начиная с социального статуса «курсант», заканчивая личной ответственностью каждого новобранца, т.е. подписанием контракта с министерством обороны. Подготовлены новые учебные программы обучения и разработаны квалификационные требования, предполагающие инновационный подход к решению этой проблемы. Не меняя общей методологической основы и концептуальной модели подготовки, необходимо создать условия и возможности для продуктивного решения задач профессионального становления и саморазвития личности. Оказать психологическую поддержку и помощь в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития.

В работе предпринята попытка обосновать модель психологического сопровождения курсантов обучаемых в ТРТУ.

Профессиональное становление охватывает длительный период онтогенеза человека. Можно выделить шесть стадий этого процесса: оптация, профессиональная подготовка, профадаптация, первичная и вторичная профессионализация и профессиональное мастерство. Сценарии профессионального становления индивидуальны. Для одного человека профессия определяет смысл его существования, является делом всей его жизни, для другого служит фоном, средством удовлетворения других личностно важных потребностей, третий не придает ей особого значения, т.е. профессия имеет разный личностный смысл. Огромная вариативность траекторий, сценариев профессиональной жизни затрудняет ее полноценное сопровождение [1]. Прежде всего, определим, содержание понятия «психологическое сопровождение». Согласно «Словарю русского языка», сопровождать - значит следовать рядом. Отсюда психологическое сопровождение профессионального становления - это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.

Психологическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности.

Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития. Исходным положением для формирования теоретических основ психологического сопровождения стал личностно ориентированный подход, в логике которого развитие понимается нами как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций, путей профессионального становления. Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам.[1]

Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Однако декларация этого права еще не является гарантией его реализации. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив профессионального становления необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги [5].

Цель психологического сопровождения - полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности курсанта и удовлетворение потребностей субъекта деятельности. Г лавное - помочь человеку реализовать себя в профессиональной деятельности.

Концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности в разное время обоснованы многими авторами [1, 2, 3], это - наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла осуществить себя в профессиональной жизни; необходимость для полноценного профессионального становления социально -психологического обеспечения, помощи и поддержки со стороны общества; признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально-профессиональных функций; принятие личностью на себя всей ответственности за качество профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала; гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Основными функциями психологического сопровождения являются: а) информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления (выбора профессии, начального этапа профадаптации); б) проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов профес-

сионального становления; в) психологически компетентное оказание поддержки и помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления; г) обеспечение социально-профессионального самосохранения; д) профилактика развития профессиональных деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации; е) коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.[5]

Учитывая субъектность и субъективность как важные характеристики профессионального становления, приведем основные направления психологического сопровождения этого процесса, это изучение условий и факторов, влияющих на эффективность обучения и эмоционально-психологическое состояние курсантов; проектирование профессиограмм, отражающих динамику профессионального становления личности и альтернативные варианты профессионального развития; формирование операциональной структуры будущей деятельности, а также целенаправленная подготовка к устойчивой и безопасной реализации профессиональной карьеры; формирование и развитие акмеологической культуры, потребности личности в самореализации и ее способности к оптимизации деятельности, профессиональной и индивидуальной компетенции, коммуникации; психологическое содействие при решении проблем профессионального становления личности на всех его этапах.

Реализация функций психологического сопровождения возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития: развивающей диагностики; тренингов личностного и профессионального развития и саморазвития; мониторинга социально-профессионального развития; технологий формирования психологической аутокомпетентности; проектирования альтернатив-ных сценариев профессиональной жизни; личностно ориентированных тренингов повышения социально-профессиональной и психолого-педагогической компетентности, тренингов самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности [4].

Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального становления - не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала курсантов, обеспечение профессионального самосохранения, удовлетворенность процессом обучения и повышение эффективности профессиональной деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение - это технология, основанная на единстве четырех функций, диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.

По задачам, формам и методам технологии психологического сопровождения представляют собой многообразные виды практик психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются: психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностноориентированная терапия и др.

Успешная реализация вышеперечисленных форм и методов возможна при тесном взаимодействии специалистов - психологов и офицеров -наставников учебного центра.

Предлагаемая модель психологического сопровождения курсантов состоит из шести блоков:

1. Диагностический блок: тестирование контингента курсантов с использованием комплексной батареи тестов, с целью дифференциации и последующего ранжирования, для составления индивидуальных программ психологической подготовки и сопровождения; анкетный опрос для получения достоверной эмпирической информации об основных потребностных сферах жизнедеятельности; исследование личностно-мотивационной сферы, сферы ценностных ориентаций, возможного уровня личностных притязаний и адаптационных резервов.

2. Информационный блок: формирование эффективных поведенческих стратегий; психодиагностика уровня социально-психологической адаптивности военнослужащих; принципы и приемы самоменеджмента; профориентация в рамках таблицы соответствия военных и гражданских специальностей.

3. Блок социально-ролевого взаимодействия: творческие профориентационные ролевые и организационно-деятельностные игры, способствующие выработке справляющегося поведения и реагирования, личностной самостоятельности, а также эффективного ролевого взаимодействия в структуре воинского подразделения.

4. Блок психокоррекции: активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных социально-экономических условиях.

5. Блок упражнений по отработке навыков саморегуляции.

6. Итоговая диагностика.

Профессиональное становление курсантов будет более эффективно, если в процессе практической групповой работы активизирован ряд психологических ресурсов и качеств их личности, способствующих формированию самостоятельности личности. Среди них: активность, инициативность, гибкость и мобильность, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять свое собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни.

При условии сознательного настроя человека на раскрытие собственного творческого потенциала с целью приспособления выбранной профессии к себе (активная форма адаптации) на базе его волевой организации и активно-созидательной направленности, изменяющиеся факторы внешней среды перестают восприниматься как стрессовые.

Предложенная модель, на наш взгляд, позволит осуществить профессиональное становление курсантов, раскрывая латентные возможности личности, повысит их психологическую устойчивость и компетентность.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический проект,

2003. - 329с.

2.Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация. - М.: Академа, 2005. - 495с.

3. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности.2-е издание. - Спб.: Питер, 2004. - 219с.

4.Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога консультанта организации. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. - 478с.

5. Толочек В.А. Современная психология труда. - Спб.: Питер, 2005. -

278с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.