Научная статья на тему 'Алгоритм психологического сопровождения курсантов учебного военного центра'

Алгоритм психологического сопровождения курсантов учебного военного центра Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
799
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГОРИТМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / КУРСАНТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / РАЗВИТИИ / КОРРЕКЦИЯ / АLGORITHM / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / THE EDUCATIONAL CENTER / CADETS / FORMATION / DEVELOPMENT / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величко Сергей Владимирович

На основании системного подхода рассматривается алгоритм решения задачи психологического сопровождения курсантов учебного военного центра, проходящих гражданскую профессиональную подготовку в рамках университетского образования. Показаны концептуальные основы и функции психологического сопровождения, их реализация в процессе обучения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Величко Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ALGORITHM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL MILITARY CENTER CADETS

On the basis of the system approach the algorithm of the decision of a task of psychological support of cadets of the educational military center which is taking place civil vocational training within the framework of university education is considered. Conceptual bases and functions of psychological support, their realization during training cadets are shown.

Текст научной работы на тему «Алгоритм психологического сопровождения курсантов учебного военного центра»

УДК 159.9:37.015-057.875

С.В. Величко АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУРСАНТОВ УЧЕБНОГО ВОЕННОГО ЦЕНТРА

На основании системного подхода рассматривается алгоритм решения задачи психологического сопровождения курсантов учебного военного центра, проходящих гражданскую профессиональную подготовку в рамках университетского образования. Показаны концептуальные основы и функции психологического сопровождения, их реализация в процессе обучения курсантов.

Алгоритм; психологическое сопровождение; учебный центр; курсанты; формирова-; ; .

S.V. Velichko

THE ALGORITHM OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EDUCATIONAL MILITARY CENTER CADETS

On the basis of the system approach the algorithm of the decision of a task of psychological support of cadets of the educational military center which is taking place civil vocational training within the framework of university education is considered. Conceptual bases and functions of psychological support, their realization during training cadets are shown.

lgorithm; psychological support; the educational center; cadets; formation; development; correction.

Учебный военный центр (УВЦ) на базе ТТИ ЮФУ - новация образовательной системы министерства обороны. Студент второго года обучения, наряду с общеобразовательными дисциплинами, начинает приобретать азы воинской профессии с перспективой стать кадровым офицером. Жесткие квалификационные требо, -чении и психологического сопровождения при формировании профессионально важных качеств будущих офицеров.

Попытаемся наметить возможные пути психологического сопровождения профессионального становления личности курсанта УВЦ. Прежде всего, определим, что же такое «психологическое сопровождение». Психологическое сопровождение - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Важнейшим положением данного подхода выступает приоритет опоры на внутренний потенциал субъекта, следовательно, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Цель психологического сопровождения - полноценная реализация профессио-

-

субъекта деятельности. Главное - помочь человеку реализовать себя в профессио-.

Выделим основные концептуальные положения психологического сопровождения профессионального становления личности: наличие социально-экономических условий для того, чтобы личность могла реализовать себя в профессиональной жизни; необходимость помощи и поддержки со стороны общества для полноценного профессионального становления социально-псжологического обеспечения; признание права личности на самостоятельный выбор способов реализации своих социально,

профессионального становления и реализации своего профессионально-психологического потенциала на себя; гармонизация внутреннего психического развития личности и внешних условий социально-профессиональной жизни.

Основными функциями психологического сопровождения являются: информа-ционно-анадитическое сопровождение отдельных этапов профессионального становления; проектирование и самопроектирование сценариев отдельных этапов про;

помощи личности в преодолении трудностей профессионального становления, особенно при изменении социально-профессиональной среды; обеспечение социально;

деформаций, оказание помощи в преодолении кризисов и стагнации; коррекция социально-профессионального и психологического профиля личности.

Концептуальной основой для решения задач психологической подготовки курсантов должна быть теория адаптации. Полученный в ходе наших исследований материал позволяет предположить существование такой характеристики пси, , -

вень развития адаптационных способностей индивида.

Уровень адаптационного потенциала личности является важнейшей интегральной характеристикой психического развития индивида и определяется степенью развития некоторых психологических характеристик личности. Основными положениями предлагаемой концепции личностного адаптационного потенциала :

1. Адаптация это не только процесс, но и свойство любой живой саморегули-

, -

щимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида.

2. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды.

3. Оценить адаптационные возможности личности возможно через оценку уровня развития психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. К данным характеристикам следует отнести: уровень нервно-психической устойчивости, самооценки личности, уровень социальной поддержки (общение значимости для окружающих) уровень кон, ,

поведения и требования коллектива. Чем выше показатели перечисленных характе-, , факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

4. Психологические особенности личности, определяющие возможность успешной социальной адаптации, взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику психического развития - личностный адаптационный потенциал. Показатели личностного адаптационного потенциала содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам.

5. Личностный адаптационный потенциал определяет успешность адаптации, а также возможность сохранения здоровья и профессиональной работоспособности при возрастании интенсивности воздействия психогенных факторов.

6. Личностный адаптационный потенциал позволяет дифференцировать всех военнослужащих по степени устойчивости к воздействию психоэмоциональных

,

характеристики развития личности в процедурах прогнозирования психологического состояния и эффективности деятельности.

Таким образом, психологическое сопровождение - это технология, основанная на единстве четырех функций, диагностики существа возникшей проблемы, информации о проблеме и путях ее решения, консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения.

, -образные виды практик психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются: психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностно-ориентированная терапия и др.

Одна из главных задач психологического сопровождения профессионального

- -сти, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помочь личности стать полноценным субъектом своей профессиональной жизни. Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального «Я», поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения.

Результатом психологического сопровождения профессионального становления является профессиональное развитие и саморазвитие личности, реализация профессионально-психологического потенциала персонала, обеспечение профес-

, -сти профессиональной деятельности.

Общий алгоритм психологической подготовки курсантов УВЦ можно представить следующим образом:

1. Диагностический блок: тестирование контингента с использованием методики «Адаптивность», с целью дифференциации и последующего ранжирования для составления индивидуальных программ психологической подготовки; анкетный опрос для получения достоверной эмпирической информации об основных потребностных сферах жизнедеятельности; исследование личностно-мотивационной сферы военнослужащих, сферы ценностных ориентации, возможного уровня личностных притязаний и адаптационных резервов.

2. Информационный блок: формирование эффективных поведенческих стратегий; психодиагностика уровня социально-психологической адаптивности военнослужащих; принципы и приемы самоменеджмента; мониторинг рынка труда, перспективы его развития, профориентация в рамках таблицы соответствия военных и гражданских специальностей.

3. Блок социально-ролевого взаимодействия: творческие профориентационные ролевые и организационно-деятельностные игры, способствующие выработке справляющегося поведения и реагирования, личностной самостоятельности, а также эффективного ролевого взаимодействия в структуре социальной группы.

4. Блок психокоррекции: обучение навыкам психологической устойчивости, рефлексия значимых идентификаций, актуальных потребностей и т.д.

5. Блок упражнений по отработке навыков саморегуляции.

6. Итоговая диагностика.

Профессиональная адаптация курсанта к новой профессиональной деятельности (юга на новом рабочем месте) будет более эффективной, если в процессе практической групповой работы активизирован ряд психологических ресурсов и качеств, способствующих формированию самостоятельности личности. Среди них: актив-

ность, инициативность, гибкость и мобильность, умение регулировать свое поведение и эмоциональные реакции, умение сохранять свое собственное мнение вопреки внешнему давлению, склонность брать на себя ответственность за важнейшие события своей жизни, а не винить в них других людей или судьбу.

При условии сознательного настроя человека на раскрытие собственного творческого потенциала с целью приспособления выбранной профессии к себе (активная форма адаптации) на базе его волевой организации и активно,

восприниматься как стрессовые. Предложенный алгоритм позволит повысить эффективность подготовки и профессионального становления курсантов УВЦ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Социально-психологическая адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас: Теория и практика. - М.: Логос. 1999. - 134 с.

2. Технологии социальной адаптации граждан, уволенных с военной службы / Под ред. Бубнова МБ. - М.: Логос. 2001. - 160 с.

Величко Сергей Владимирович

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: rtsb840@yandex.ru.

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44.

Тел.: 88634371690.

Velichko Sergei Vladimirovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: rtsb840@yandex.ru

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634371690.

УДК 159.923

..

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТНОСТИ МОЛОДЕЖИ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Рассматриваются особенности субъектности молодежи с разной психологической безопасностью. Субъектность проявляется в статическом, динамическом аспектах и аспекте результативности. Показано, что существуют различия во всех аспектах субъектности молодых людей.

Субъектность; психологическая безопасность; жизненные ценности; личностный

; .

J.K. Duganova FEATURES OF SUBJECTNESS OF YOUNG PEOPLE WITH THE VARIOUS LEVEL PSYCHOLOGIKAL SAFETY

In article are considered features of subjectness of young people with the various level psychological safety. Subjectness is manifested in static aspect, dynamic aspect and aspect of effectiveness. It is shown, that there are distinctions in all aspects of subjectness of young people.

Subjectness; psychological safety; values; personal growth; hardiness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.