Научная статья на тему 'Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»'

Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакаева Т. Н., Дмитриева И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Автоматизированная система итогового тестового контроля знаний по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»»

В настоящее время в связи с постепенным увеличением доли самостоятельной работы студентов (СРС), и приближением соотношения времени на аудиторную и самостоятельную работу к общемировым показателям 1: 3,5, преподавателями ведется большая работа по созданию дидактического материала, обеспечивающего основные преимущества СРС: углубление и расширение знаний; формирование интереса к познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания; развитие познавательных способностей.

Т.Н. Бакаева, И.А. Дмитриева

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИТОГОВОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Стремительная компьютеризация всех видов деятельности в системе «человек - среда обитания» является наиболее эффективным способом освоения непрерывно растущего потока информации путем поиска необходимого материала, его систематизации и использования для конкретных целей. Широкие возможности открывает перед студентами и преподавателями информатизация учебного процесса, особенно в высшей школе. Вуз ориентирован на подготовку специалистов руководящего эшелона во всех отраслях экономики, на развитие и формирование научно-технических кадров, обеспечивающих интеллектуальный потенциал нации. Решение этих задач невозможно без применения новых образовательных технологий и, прежде всего, информационных технологий.

Поточно-групповой метод, составлявший основу образовательного процесса в вузе, постепенно модифицируется в соответствии с требованиями времени. Увеличение доли самостоятельной работы студента в образовательном процессе как способ развития индивидуального творческого мышления расширяет номенклатуру форм получения знаний, ведет к внедрению открытого и дистанционного образования. Интерактивный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся требует принципиально нового подхода к разработке и созданию методического обеспечения изучаемого материала. Разработка и внедрение в учебный процесс автоматизированных обучающих систем, компьютерное тестирование полученных знаний стало неотъемлемой формой образовательного процесса в вузе.

Проблема выживания человека в техносфере требует от него умения ориентироваться в опасных ситуациях, оценивать вероятность актуализации опасности, принимать правильные решения по защите себя и близких. Именно эти задачи ставит и решает в системе высшего образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», преподаваемая во всех вузах и помогающая готовить руководителей новой формации, способных правильно оценивать ситуацию, определять величину риска, принимать эффективные меры защиты людей и объектов экономики.

Как гуманитарно-техническая дисциплина безопасность жизнедеятельности отличается мировоззренческим характером ее содержания, глобальным охватом проблемы взаимодействия человека со средой обитания, что требует инновационного подхода к повышению эффективности подачи учебного материала преподавателем и усвоения его студентами.

Практика преподавательской работы авторов показала, что применение информационных технологий действительно облегчает процесс получения знаний студентами, делает его более привлекательным, но, в свою очередь, изменяет профессиональные требования к преподавателю, интенсифицирует его учебно-

Известия ТРТУ

Тематический выпуск

методическую работу, увеличивает обрабатываемый им объем информации, переносит акцент сложности преподавательского труда из области непосредственного контакта со студентами во время учебного процесса в область поиска и разработки методов формализации необходимого учебного материала.

Более десяти лет в процессе обучения студентов дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются автоматизированные обучающие контролирующие системы по основным темам учебной программы, которые позволяют проводить допуск к лабораторным занятиям, осуществлять контроль усвоения материала на практических занятиях, а также используются студентами для самостоятельного изучения материала.

Основные требования к программно-техническим средствам обеспечения занятий, которые разработаны и внедрены в учебный процесс кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности ТРТУ при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», формулируются следующим образом: универсальность алгоритма, т.е. пригодность его к решению различных задач, безопасность, определяемая временем диалога системы «студент - ПЭВМ» для уменьшения отрицательных воздействий на информационно-энергетическую и анатомо-физиологическую структуры обучающегося, наглядность, реализуемая как в форме виртуальных моделей процессов, так и в форме проведения экспериментов, использования тренажеров. Следующим этапом информатизации обучения по безопасности жизнедеятельности стало совершенствование функций автоматизированного контроля знаний, переход к наиболее сложной с точки зрения сохранения триединства образовательного процесса, неразрывно связывающего и обеспечивающего взаимозависимость обучения, воспитания и развития студента как личности, информационной системе итогового контроля знаний по вышеуказанной дисциплине. При этом «личностная компонента» образовательного процесса с внедрением компьютерных технологий на заключительном этапе изучения конкретной дисциплины отходит на второй план, и идет явный процесс перехода от образовательных технологий, включающих в себя воспитательный аспект, к технологиям обучения, представляющим целостную дидактическую систему.

Основным недостатком сдачи экзамена преподавателю является то, что он выступает одновременно в роли транслятора информации и субъективного ее оценщика. Первый опыт применения автоматизированной системы итогового тестового контроля знаний (АСИТКЗ) студентов на экзамене показал, что система позволяет избежать недостатка субъективной оценки знаний студента преподавателем, и приветствуется большинством студентов.

Обеспечение валидности итогового тестирования - достаточно трудная задача для преподавателя, готовящего тестовые задания. Необходима также различная степень трудности заданий, что позволит дифференцировать студентов по уровню знаний. Основную сложность при итоговом тестировании по безопасности жизнедеятельности для студентов представляет большой объем теоретического материала, выносимого на итоговый контроль. Однако с этой проблемой сталкиваются студенты, не работающие систематически в течение учебного семестра. Право выбора формы итогового контроля знаний - традиционной путем устного ответа на вопросы билета преподавателю или инновационной путем компьютерного тестирования -остается за студентом.

Модель АСИТКЗ разработана на примере курса «Безопасность жизнедеятельности», изучаемого всеми студентами ВУЗа и предназначена для автоматизации проведения итогового контроля и оценивания знаний обучаемых. Среди наиболее важных возможностей АСИТКЗ необходимо выделить сохранение результатов в базе данных на жёстком диске; создание и редактирование банка тестовых вопросов

по отдельным темам курса (на данный момент в базе данных находится более тысячи вопросов). Автоматизированная система разделяет доступ в систему для преподавателя и обучаемого, позволяет задавать различные уровни сложности (низкий, средний, высокий) за счет указываемых преподавателем параметров: числа предъявляемых обучаемому вопросов, качественно ранжированных, и времени, отводимого на формирование ответа. Реализован блок психолого-педагогической помощи, если обучаемый затрудняется с выбором оценки, на которую он претендует. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» читается на разных факультетах. Нами было предложено качественно разделить вопросы для специальностей технической направленности (РТФ, ФЭП), гуманитарной направленности (ЕГФ, ФУЭСС) и для будущих специалистов в области информационных технологий (ФАВТ, ФИБ). Каждому вопросу присваивается коэффициент сложности в соответствии с профессиональной направленностью подготовки студента. В режиме преподавателя АСИТКЗ обеспечивает возможность просмотра базы данных с результатами тестирования, отсортированных на выбор по фамилии, имени, отчеству, дате, группе, оценке. Данная разработка предназначена для использования в среде операционной системы Windows 95 и выше. Для надежного функционирования программы необходим IBM совместимый персональный компьютер следующей минимальной конфигурации: Процессор: Ше1 Pentium 166 МГц; ОЗУ: 16 Мбайт; Свободное место: 15 Мбайт.

В настоящее время проверяется предположение о повышении эффективности образовательной деятельности преподавателей при использовании АСИТКЗ, обеспечивающей снижение временных затрат преподавателей и субъективности оценивания ими знаний студентов.

С.В. Величко

О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

Одной из важных задач реформы военного образования является проведение структурной перестройки на военных кафедрах гражданских вузов и проведение эксперимента по подготовке кадровых офицеров. Начиная с этого, года в Таганрогском государственном радиотехническом университете (ТРТУ) обучается группа курсантов, подготовка которых существенным образом будет отличаться от ранее существующей модели обучения, в силу того, что ее результатом должен стать выпуск не офицеров запаса, а кадровых офицеров.

Во-первых, кардинально изменяется подход к подготовке, начиная с социального статуса «курсант», заканчивая личной ответственностью каждого новобранца, т.е. подписанием контракта с министерством обороны. Подготовлены новые учебные программы обучения и разработаны квалификационные требования, предполагающие инновационный подход к решению этой проблемы. Не меняя общей методологической основы и концептуальной модели подготовки, необходимо создать условия и возможности для продуктивного решения задач профессионального становления и саморазвития личности. Оказать психологическую поддержку и помощь в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития.

В работе предпринята попытка обосновать модель психологического сопровождения курсантов обучаемых в ТРТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.