Научная статья на тему 'Из опыта инновационного подхода к образовательному процессу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»'

Из опыта инновационного подхода к образовательному процессу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакаева Т. Н., Белякова М. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из опыта инновационного подхода к образовательному процессу по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»»

Раздел III.

Прикладные вопросы психологии и педагогики

Т.Н. Бакаева, М.Л. Белякова

ИЗ ОПЫТА ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как обязательная общепрофессиональная дисциплина объединяет изучение взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной), оценку опасности этого взаимодействия на основе определения риска (профессионального, социального, индивидуального) и разработку методов защиты человека от негативных факторов среды обитания, включая условия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Реализация требований безопасности и защищенности человека тесно связана с эффективной профессиональной деятельностью, что необходимо для сохранения здоровья и работоспособности человека.

Дисциплина основана на интеграции знаний, полученных при изучении социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. Несмотря на прикладную инженерную направленность, дисциплина способствует гуманизации образования, так как процесс обучения целенаправлен на обеспечение безопасности - коренной потребности человека, и демократизации мировоззрения, приобщая студентов к решению важнейших проблем каждого человека, общества, государства, мирового сообщества в целом.

«Безопасность жизнедеятельности» по своему содержанию интегрируется со знаниями, полученными студентами при изучении гуманитарных (социология, психология, экономика) и естественно-научных (физика, химия, экология) дисциплин. Эти дисциплины становятся теоретическим базисом при рассмотрении системы «человек - среда обитания» и методов управления безопасностью человека в условиях техносферы.

При выборе оптимальных путей, методов, форм и технологий обучения учитывались основные дидактические принципы обучения в высшей школе: ориентированность на развитие личности будущего специалиста; использование в учебном материале сведений, отражающих современные тенденции развития науки и производства; рациональное применение современных методов и средств обучения; соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности.

Модульный подход к систематизации преподаваемого материала позволил сформировать 4 учебных модуля, каждый из которых содержит лекционный материал, лабораторно-практические занятия, самостоятельную работу студента и тестовый контроль знаний.

Главным звеном дидактического цикла при синхронном обучении является лекция. В зависимости от рассматриваемой темы она носит обзорный, установочный, информационный или проблемный характер. Основная цель лекционных занятий - активизировать процесс мышления студентов, обратить внимание на главные

мысли и положения, разъяснить смысл вводимых понятий, терминов, определений, высветить актуальные проблемы и показать возможные пути их решения.

Контроль понимания и усвоения материала постоянно проводится на лекциях как в форме традиционных ответов на конкретные вопросы по изучаемой теме, так и в инновационной форме (ситуационные задачи, тесты, промежуточный и итоговый рейтинг). Таких контрольных заданий в течение семестра на лекциях студенты выполняют не менее восьми, каждое занимает 10 - 15 минут. Материалы по контролю знаний обеспечивают преподавателю постоянную обратную связь, информируют о правильности понимания и умения выделить главное в изучаемом материале и помогают вносить необходимые коррективы в излагаемый материал (дополнительное объяснение сложной темы, дополнительные примеры и задачи).

Существующее в учебных планах противоречие между информационно насыщенным содержанием курса и выделяемыми на его изучение часами заставляет постоянно совершенствовать теоретическую и практическую компоненты дисциплины. Это достигается разнообразием методов обучения, включающих в себя информационно-развивающие (лекции, учебные фильмы), проблемно-поисковые (лабораторные работы, дискуссии, исследовательская работа), репродуктивные (выполнение индивидуального задания, упражнения на тренажерах), творчески-репродуктивные (анализ производственных ситуаций, деловые игры). Дисциплина хорошо оснащена средствами обучения и учебным оборудованием. В распоряжении студентов учебные пособия и методические указания, таблицы, плакаты, видеофильмы, автоматизированные обучающие программы по десяти разделам курса, тренажер, имитационные игры на ПЭВМ, ситуационные задачи, лабораторное оборудование для приобретения навыков оценки параметров среды и трудового процесса. Использование по всем темам автоматизированных контролирующих систем позволяет студенту проводить самооценку знаний и определять для себя необходимый для более тщательного изучения материал.

Многие годы действующая в ТРТУ система развития индивидуального творческого мышления студентов (РИТМ) стала отправной ступенью в структурировании учебного материала. Большим преимуществом системы РИТМ является то, что она позволяет более дифференцированно определять знания и возможности студентов, выделяет тех, кто способен заниматься научными исследованиями и решать самостоятельные профессиональные задачи, подталкивает студента к систематической работе, заставляет его стремиться к получению более высокой оценки, что, в свою очередь, возможно только при качественном усвоении значительного объема учебного материала.

Учитывая, что эффективность обучения во многом обеспечивается качеством учебно-методического материала, поэтому кроме традиционных методических пособий к лабораторным и практическим занятиям по основным темам модулей составлены методические пособия в форме вопросов и ответов. Такая форма подачи учебного материала позволяет сразу обратить внимание студента на наиболее значимые аспекты изучаемого вопроса, разъяснить сложные моменты.

Большую помощь в повышении эффективности работы оказала информатизация процесса обучения, позволяющая увеличить количество прорабатываемого материала в единицу времени не исключая преподавателя из учебного процесса, оставляя за ним функции текущего и итогового контроля знаний.

Система образования в высшей школе сейчас очень широко применяет тестирование студентов как на стадии отбора, так и на стадии обучения. В зарубежной практике статус университета считается тем выше, чем более развитой системой тестирования он обладает.

Появление дистанционного образования как новой формы подготовки специалистов повлекло за собой большую работу по информационному обеспечению такого обучения. В этих целях подготовлены и внедрены при изучении безопасности жизнедеятельности автоматизированные обучающие контролирующие системы. Такие системы будут полезны и эффективны в будущем, при переходе к асинхронному образованию, что предусматривается проводимой в настоящее время реформой высшего образования.

В отличие от других методов, контроль такого вида происходит автоматически, поскольку практически все тесты проводятся на компьютере. Подлинным преимуществом является то, что возможна автоматическая обработка и представление результатов, хранение данных и статистический анализ. Тестирование повышает объективность контроля, поскольку оценка не зависит от личного впечатления преподавателя от студента и его ответов на предыдущих опросах. Использование тестов дает возможность осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения. Учащиеся могут проходить тест с той скоростью, которая ему удобна и столько раз, сколько необходимо. Возможна регуляция уровня сложности в зависимости от того, на какую оценку претендует испытуемый.

В тестах по дисциплине БЖД ярко выражена обучающая цель. Они построены таким образом, чтобы студент смог систематизировать материал, понять связь между разделами дисциплины, установить междисциплинарные связи.

При составлении тестов учитывалась и воспитательная цель, так как студент наглядно видит пробелы в своих знаниях, что стимулирует его к дальнейшим занятиям по освоению соответствующего учебного материала.

Тесты представляют собой вопросы закрытого типа, котрые чаще используются в практике обучения, включая дистанционное обучение, так как их проще подвергнуть автоматизированной обработке.

Из типов ответов выбран альтернативный тип. При определении количества ответов использованы результаты математической статистики, учитывающие зависимость точности тестового определения уровня знаний от количества предлагаемых ответов.

Тесты с двумя ответами (двоичные) плохо различают уровни знаний и требуют общего количества задаваемых вопросов не менее 11. Тесты с «четверичными» ответами снижают вероятность угадывания правильного ответа и более точно диагностируют фактический уровень знаний студента по данной теме.

На протяжении ряда лет на кафедре ПиБЖ проводилось тестирование студентов в целях обучения и контроля знаний по курсу БЖД. Накопленные результаты тестирования позволили сделать вывод, что почти 90% студентов предпочитают тестовые формы контроля знаний. Причем наблюдается четкая корреляция оценки знаний, выставляемой при устном опросе преподавателем и при тестовом ответе. Тестовая система более строгая, так как выставляемая оценка примерно на 1 балл (по пятибалльной шкале) ниже, чем выставляемая преподавателем, но эта оценка не оспаривается студентом.

Практика показала, что введение текущего и тематического контроля знаний в течение семестра при изучении безопасности жизнедеятельности повысило посещаемость лекционных занятий до 75-80%. Система РИТМ, включающая рейтинговый контроль знаний и предусматривающая накопительную систему баллов, позволила при регулярном посещении занятий и выполнении заданий преподавателя к концу семестра получить сумму баллов, соответствующую оценкам «3», «4», «5». Количество студентов, получивших к концу изучения курса сумму баллов, соответствующую оценкам «4» и «5» составило от 50 до 70%. Студентам, желающим повысить оценку по данной дисциплине, предлагается сделать это на экзамене.

В настоящее время в связи с постепенным увеличением доли самостоятельной работы студентов (СРС), и приближением соотношения времени на аудиторную и самостоятельную работу к общемировым показателям 1: 3,5, преподавателями ведется большая работа по созданию дидактического материала, обеспечивающего основные преимущества СРС: углубление и расширение знаний; формирование интереса к познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания; развитие познавательных способностей.

Т.Н. Бакаева, И.А. Дмитриева

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИТОГОВОГО ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Стремительная компьютеризация всех видов деятельности в системе «человек - среда обитания» является наиболее эффективным способом освоения непрерывно растущего потока информации путем поиска необходимого материала, его систематизации и использования для конкретных целей. Широкие возможности открывает перед студентами и преподавателями информатизация учебного процесса, особенно в высшей школе. Вуз ориентирован на подготовку специалистов руководящего эшелона во всех отраслях экономики, на развитие и формирование научно-технических кадров, обеспечивающих интеллектуальный потенциал нации. Решение этих задач невозможно без применения новых образовательных технологий и, прежде всего, информационных технологий.

Поточно-групповой метод, составлявший основу образовательного процесса в вузе, постепенно модифицируется в соответствии с требованиями времени. Увеличение доли самостоятельной работы студента в образовательном процессе как способ развития индивидуального творческого мышления расширяет номенклатуру форм получения знаний, ведет к внедрению открытого и дистанционного образования. Интерактивный процесс взаимодействия обучающих и обучающихся требует принципиально нового подхода к разработке и созданию методического обеспечения изучаемого материала. Разработка и внедрение в учебный процесс автоматизированных обучающих систем, компьютерное тестирование полученных знаний стало неотъемлемой формой образовательного процесса в вузе.

Проблема выживания человека в техносфере требует от него умения ориентироваться в опасных ситуациях, оценивать вероятность актуализации опасности, принимать правильные решения по защите себя и близких. Именно эти задачи ставит и решает в системе высшего образования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», преподаваемая во всех вузах и помогающая готовить руководителей новой формации, способных правильно оценивать ситуацию, определять величину риска, принимать эффективные меры защиты людей и объектов экономики.

Как гуманитарно-техническая дисциплина безопасность жизнедеятельности отличается мировоззренческим характером ее содержания, глобальным охватом проблемы взаимодействия человека со средой обитания, что требует инновационного подхода к повышению эффективности подачи учебного материала преподавателем и усвоения его студентами.

Практика преподавательской работы авторов показала, что применение информационных технологий действительно облегчает процесс получения знаний студентами, делает его более привлекательным, но, в свою очередь, изменяет профессиональные требования к преподавателю, интенсифицирует его учебно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.