Научная статья на тему 'О профессиональной компетенции коррекционных педагогов'

О профессиональной компетенции коррекционных педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2042
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О профессиональной компетенции коррекционных педагогов»

Список литературы

1. Гульчевская В.Г. Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования / В.Г. Гульчевская [Электронный ресурс]: http://roipkpro.ru/ped-modern/tech-modul.html, 2010.

2. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. - 224 с.

3. Ковалева Т.М. Презентация «Индивидуализация образования». - Томск,

2012.

4. Лебединцев В.Б. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель // Народное образование. - 2005. - № 1.

5. Ловцов Д. А., Богорев В. В. Адаптивная система индивидуализации обучения. - М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 2007.

6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

7. Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / под ред. А. Н. Тубельского. - М.: Изд-во Московского центра вальдорфской педагогики, 1996. - 336 с.

8. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989. - 334 с.

9. Щедровицкий П.Г. Проблема индивидуальности. Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации // Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции. - Томск, 2000.

10. Эльконин Д. Б. Детская психология. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. -384 с.

А. Н. Скобеева

О профессиональной компетенции коррекционных педагогов

На современном этапе развития общества наблюдаются изменения в экономической, политической, общественной, культурной сферах жизни. Это, в свою очередь, влияет и на систему образования. Изменения претерпевают все сферы образования - общего, специального (коррек-ционного), профессионального. Участие Российской Федерации в Бо-лонском процессе усилило влияние мировых тенденций, активизировав процессы международной интеграции в сфере образования. Современная государственная политика ориентирована на обеспечение доступности образования всем членам общества. В связи с этим и в условиях признания личности каждого человека как высшей ценности, имеющей право на полную реализацию своих возможностей, особо актуальным становится вопрос обучения детей с особенностями в развитии.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальная адаптация - одна из приоритетных задач современного российского образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психо-физического развития нуждаются в специальных (коррекционных) условиях обучения и воспитания. Одним из

важных условий успешного обучения и социализации данной категории детей является наличие в системе коррекционного образования высококвалифицированных специалистов.

Современные коррекционные педагоги должны быть многофункциональными. Им необходимо владеть не только методиками обучения детей, но и быть способными к научно-исследовательской, методической, консультативно-диагностической, реабилитационной деятельности, а также осуществлять различные аспекты социальной адаптации детей, выстраивая свою работу с учетом требований ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт).

Таким образом, на сегодняшний день формирование профессиональной компетенции коррекционных педагогов должно осуществляться в соответствии с изменениями в системе образования и общества в целом.

Традиционно цели образования сводились к определенному кругу знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник вуза. Сегодня такой подход оказывается не вполне достаточным. Обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать жизненные и профессиональные вопросы. А это во многом зависит как от полученных знаний, умений и навыков, так и от некоторых других качеств, для обозначения которых стали использоваться понятия «компетенции» и «компетентность» - они более точно отражают цели современного образования. В словаре С.И. Ожегова «компетентность - это осведомленность, авторитетность в какой-либо области», а «компетенция - круг полномочий, прав какого-либо лица, органа, круг вопросов, дел, находящихся в чьем-либо ведении». Данные понятия являются взаимодополняющими и взаимообуславливающими друг друга. А.С. Белкин характеризует компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет.

На основе анализа литературы, посвященной вопросам компетенций и компетентности можно ещё привести следующие определения. Компетентность - совокупность знаний, умений и навыков, проявляемых как способность и готовность личности к самостоятельным и проектировочным действиям при решении практических задач; а также - это совокупность личностных качеств, обусловленных опытом человека в определенной сфере. Компетентность приобретается исключительно в деятельности. Компетенция - это отчуждённое, изначально заданное социальное требование (норма) к подготовке специалиста, необходимая для его качественной и продуктивной профессиональной деятельности; это интеграция знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека на практике реализовы-вать свою компетентность.

Таким образом, понятия «компетенции» и «компетентность» значительно шире понятий «знания, умения, навыки», так как включают

направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. д.), её способность преодолевать стереотипы, проявлять инициативу, самостоятельность, гибкость и креативность мышления.

Цели современного профессионального образования также стали значительно шире: это подготовка высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Профессия педагога предполагает перечень педагогических компетенций, которые отражены, например, в федеральном стандарте высшего педагогического образования, в «Требованиях к педагогическим работникам при присвоении им квалификационных категорий». Однако этот перечень представляет лишь необходимый минимум профессиональных компетенций среднестатистического педагога. Является очевидным тот факт, что педагогические ситуации, вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются коррекционные педагоги, существенно отличаются от тех, что встают перед педагогами общеобразовательных учреждений. Например, в частности, в системе коррекционного образования зачастую возникает необходимость организации учебного процесса в разновозрастных группах, как правило, неоднородных по уровню развития и как следствие - необходимость реализации принципа дифференцированного подхода. В связи с этим специалисты в области коррекционной педагогики должны, с одной стороны, владеть педагогическими компетенциями, общими для всех педагогов, с другой стороны -быть носителями специфических педагогических компетенций.

С учетом современных тенденций развития системы образования и специфики сферы коррекционного образования можно представить следующий перечень значимых профессиональных компетенций коррекци-онных педагогов.

1. Компетенции, связанные с теоретической подготовкой (общепедагогические, специально педагогические, методические, медицинские, психологические, общекультурные аспекты).

2. Мотивационно-волевые компетенции (желание работать с детьми в сфере коррекционного образования, мотивация к познанию новых форм и методов работы).

3. Коммуникативные компетенции (установление субъект-субъектных отношений со всеми участниками образовательного процесса системы коррекционного образования и смежных с ней областей; владение навыками делового общения).

4. Информационные компетенции (умение вести самостоятельный поиск информации; осуществлять адекватную оценку и отбор информации, а также адаптировать её к условиям специального образования,

владеть актуальной информацией по вопросам профессиональной деятельности).

5. Организационные компетенции (умение организовывать образовательный процесс с использованием современных средств и с учетом последних тенденций обучения и развития; подбирать формы и методы работы с детьми, учитывая их особенности; организовывать диагностику развития детей и осуществлять динамическое наблюдение за их развитием).

6. Компетенции, связанные с постановкой целей, задач педагогической деятельности и их корректировкой - в зависимости от результативности обучения (умение ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; умения, связанные с дифференцированным педагогическим оцениванием детей).

7. Компетенции, связанные с повышением мотивации учебной деятельности учащихся (умение обеспечивать успешность учащихся в процессе деятельности, умение трансформировать учебную задачу в личностно-значимую для ребенка).

8. Компетенции, связанные с методической работой (умение разрабатывать программы обучения для группы детей, а также индивидуальные маршруты развития; умение разрабатывать методические рекомендации, вести научно-исследовательскую работу, умение обобщать и систематизировать накопленный опыт).

9. Личностные компетенции (толерантность, эмпатия, умение творчески, гибко и вариативно подходить к решению вопросов, открытость к усвоению новых тенденций, стремление находить потенциал каждого ребёнка, позитивное отношение к педагогической деятельности, эмоциональная устойчивость).

10. Здоровьесберегающие компетенции имеют особое значение для специалистов в области коррекционной педагогики. Труд педагога вообще, а коррекционного в первую очередь, относится к психологически напряженным видам профессиональной деятельности. Это приводит к высокому риску появления негативных психических и соматических реакций, приводящих к снижению резервных возможностей самосохранения и саморегуляции, что, в свою очередь, является основой профессионального стресса и эмоционального выгорания. Следствием длительного профессионального стресса довольно часто становится эмоциональное, умственное и физическое истощение педагога. Здоровьесберегающие компетенции, направленные на сохранение, укрепление физического и психологического здоровья педагога и детей, предполагают: умение противостоять профессиональным деформациям, эмоциональному выгоранию и профессиональному старению; умение эффективно общаться, конструктивно решать конфликты и с минимальными потерями переносить стрессовые воздействия.

Таким образом, на сегодняшний день коррекционному педагогу недостаточно владеть только своими профессиональными компетенциями. Специалисту также необходимо обладать определенными личностными качествами, навыками выстраивания конструктивных межличностных отношений, уметь работать в команде, принимать взвешенные решения, эффективно решать возникающие проблемы и справляться со стрессовыми ситуациями.

Именно такой педагог будет способен к результативной профессиональной деятельности, к постоянному профессиональному саморазвитию, созданию комфортных условий, атмосферы толерантности в работе с детьми, коллегами и родителями; сможет выступать активным и ответственным субъектом в профессиональной деятельности, заботиться о сохранении и укреплении собственного здоровья и здоровья окружающих его людей.

Список литературы

1. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Адольф. - М., 1998.

2. Ахметова Г.К. Стратегические ориентиры модернизации системы повышения квалификации в РК // Менеджмент в образовании. - № 4 (63). - С. 6-12.

3. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А. С. Белкин.

- Челябинск: ОАО Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

4. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентност-ный подход / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М., 2005. - С. 44-46.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Ляшенко Д.В. Формирование здоровьеобеспечивающей компетентности у будущих коррекционных педагогов // Философско-теоретические и практико-ориентированные аспекты опережающего образования для устойчивого развития, Днепропетровск. - Ч. I. - Днепропетровск: Роял Принт, 2013. - 276 с.

7. Маркевич И.Д. Профессиональная компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения как условие эффективности коррек-ционно-образовательного процесса / И.Д. Маркевич // Науч. обеспечение сист. повышения квалификации кадров. - 2010. - №1 (3). - С. 29-33.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, И.Ю. Шведова.

- М.: Язь, 1994.

9. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: моногр. / А.Э. Федоров, С.Е. Метелев, А.А. Соловьев, Е.В. Шлякова. - Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат», 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.