Научная статья на тему 'К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ'

К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2261
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ»

психоэмоционального и психофизиологического состояния и быть индивидуальным, так как даже у студентов реакция на пребывание в интерактивной среде тёмной сенсорной комнаты была разнонаправленная: у одних студентов она привела к релаксации (30 % студентов), у других - к незначительному возбуждению (30 % студентов), а у третьих (40 % студентов) - сохранилось нормальное активное состояние. Исследование по дифференцированному влиянию интерактивной среды тёмной сенсорной комнаты на психоэмоциональное состояние студентов будет продолжено.

Список литературы

1. Баряева Л.Б. Сенсорная комната - волшебный мир здоровья. - СПб.,

2007.

2. Коротков К Г. Основы ГРВ / Биоэлектрографии. - СПб:. СПбГИТМО (ТУ), 2006.

3. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест Люшера. Диагностика нервно-психического состояния: метод. рук. - Изд. 2-е. - СПб.: ИМАТОН, 2007.

О. А. Скворцова

К теоретическому обоснованию понятий «индивидуализация» и «индивидуальный подход» в обучении детей с ОВЗ

Актуальность и значимость проблемы индивидуализации и индивидуального подхода в обучении обусловлены сложностью разрешения существующего противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и действий, зависящих от субъективных мотивов обучения, способностей, личностных качеств и опыта обучаемого. Сейчас образование ориентировано на гуманистическую парадигму, что нашло отражение в содержании концепций модернизации российского образования и профильного обучения. Лицо с ограниченными возможностями здоровья, его максимальное развитие, обучение, а затем интеграция в социум сейчас является одной из главных целей современной специальной педагогики. Потребность в индивидуализации растет от накапливающихся педагогических противоречий, свойственных любым формам обучения:

• между тем как отдельно взятый ребенок со своими специфическими особенностями усваивает знания в процессе обучения и средним значением качества знаний по классу в целом;

• противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями одного ребенка и специфически «дошкольными» потребностями другого, т. е. между уровнями их подготовки при поступлении в школу;

• между потребностями членов образовательного коллектива в результатах разного уровня и возможностями образовательной организации обеспечить их;

• между интересами обучающихся: для некоторых достаточно школьной программы, а для других отсутствуют (либо не хватает) дополнительные программы обучения или ресурсы для более широкого изучения материала [3].

Поскольку в настоящий момент в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, а современная коррекционная педагогика видит главной целью максимальное вхождение детей с ОВЗ в социум, мы считаем необходимостью дать теоретическое обоснование для определения четкой границы между понятиями «индивидуализация процесса обучения» и «индивидуальный подход в обучении», так как не существует однозначной трактовки этих понятий [1].

1) Часть учёных не видит разницы между ними (А.Н. Тубельский, П.Г. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин) [7, 9, 10].

2) Другие связывают одно с другим, обозначая, что индивидуальный подход - это принцип обучения и воспитания, а индивидуализация -это организация процесса обучения с учетом осуществления этого принципа, т. е. особая технология обучения со своими способами, методами и т. д.

3) Третьи разделяют эти понятия (Т.М. Ковалева, Г.Н. Прозументова): и индивидуальный подход, и индивидуализация -это принципы разных технологий обучения [3].

Для нас необходимо определить их сходства и различия.

В настоящее время в школах наблюдается такая тенденция. Педагог видит, что класс состоит из обучающихся с разным развитием и разной степенью подготовленности, и приходит к мнению о том, что будет

V V п

придерживаться так называемой средней успеваемости по классу. В результате, в школе один неуспевающий за средним темпом класса обучающийся считается «слабым», и это может привести к тому, что он полностью потеряет интерес к школе как возможности получить знания. А «сильные» дети, в свою очередь, будут сдерживать свое развитие в школе и также потеряют интерес к обучению, потому что не используют свой потенциал до конца [4].

Хороший педагог в таком случае готовит задания разного уровня или предлагает индивидуальные задания, чтобы способствовать развитию ученика. В данном случае мы рассматриваем принцип индивидуального подхода к обучению.

Индивидуальный подход в обучении - психолого-педагогический принцип, согласно которому надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого обучаемого. В индивидуальном подходе находит

свое выражение гуманистическая парадигма, когда ребенка понимают как исключительную ценность [3].

Индивидуальный подход хорошо известен в педагогике. Учитель обязан дать детям знания по ФГОС, но он видит, что дети, сидящие перед ним, разные и по-разному усваивают материал. Педагог пытается выложить единое учебное содержание определенным, этому ребенку подходящим способом. Естественно, мы говорим об учителе с опытом работы, потому как большинство такими тонкостями либо еще не овладели, либо не хотят овладевать, считая, что должны работать на основную массу [10].

В противовес этому подходу (а в зарубежной педагогической практике данная проблема решена уже давно) появился принцип индивидуализации, который не предполагает ни единого содержания, ни наличия традиционного учителя.

Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности [5].

То есть учитель останется, но изменится его функция: из заложника учебной программы, который обучает по стандарту всех детей, не обращая внимания на особенности каждого, он превратится в наставника и творца индивидуального образовательного пути учащегося. Отсюда появляется понятие «тьютор». Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, системах дополнительного образования [5].

Понятия «индивидуализация» и «индивидуальный подход» - это «подстройка», но индивидуализация обучения связана с подстройкой целей и содержания образования под задачи развития, возможности и интересы ребенка. Причем это не вынужденный процесс. Направление определяет сам ребенок с помощью взрослых.

Индивидуальный подход в обучении направлен на поддержку эффективности общего процесса обучения, и в этом случае педагог является главным звеном в обучающей системе, по мнению Т.М. Ковалёвой. Он безусловно обращает внимание на индивидуальные особенности каждого обучающегося и затем, проведя анализ средней успеваемости, подбирает определенные средства и методы обучения для общей массы. При индивидуальном подходе каждого обучающегося сравнивают с одноклассниками. По-другому, это прогресс не личности, а всего класса [3].

Индивидуальный подход по В.Ф. Шаталову рассчитан на всех учеников одновременно. Он считает, что для успешного усвоения материала каждым учеником в классе учитель должен объяснять учебный материал максимально четко, логично, используя наглядные схемы, отражающие логические связи учебного материала [8].

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что интересующие нас два понятия «индивидуализация» и «индивидуальный подход» легко дифференцируются, что можно увидеть ниже по определенным критериям.

Субъект: при индивидуальном подходе - учитель, действующий на основе программы, при индивидуализации - учитель как наставник и ученик как личность.

Объект: при индивидуальном подходе - это ученик в классе, при индивидуализации принцип субъект-субъектных отношений.

Условия осуществления: индивидуальный подход - проведение анализа в классе, выведение среднего значения по классу, деление учеников на категории по успеваемости, подбор индивидуальных заданий в соответствии с уровнем развития.

Индивидуализация - проведение анализа индивидуальных особенностей и подбор индивидуальной программы обучения, а также разработка индивидуального пути развития для достижения максимально возможного результата у ученика.

Результат: при индивидуальном подходе - эффективность обучения в классе за счет разноуровневых заданий. При индивидуализации - эффективность обучения индивидуума через его прогресс.

Поскольку современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации образования, то должны быть найдены и предоставлены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса, которые выведут сегодняшнюю систему образования на новый уровень.

Обеспечение индивидуализации, по мнению И.Э. Унта, возможно, если обучение будет приспособлено к уровню развития данного ученика. Этот самый уровень будет выявлен у каждого обучающегося, а индивидуализация будет сохранена на протяжении всего процесса обучения, не только на исходном этапе развития. Процесс индивидуализации будет обеспечен соответствующими средствами образования.

Реализация всех представленных выше условий будет способствовать эффективности процесса обучения в школе, что, в свою очередь, приводит к пересмотру учебных образовательных программ и необходимости разработки алгоритма индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий личностного развития).

Список литературы

1. Гульчевская В.Г. Индивидуализация обучения как перспективная модель инновационного развития образования / В.Г. Гульчевская [Электронный ресурс]: http://roipkpro.ru/ped-modern/tech-modul.html, 2010.

2. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. - 224 с.

3. Ковалева Т.М. Презентация «Индивидуализация образования». - Томск,

2012.

4. Лебединцев В.Б. Модернизация сельской малокомплектной школы: не классно-урочная модель // Народное образование. - 2005. - № 1.

5. Ловцов Д. А., Богорев В. В. Адаптивная система индивидуализации обучения. - М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 2007.

6. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

7. Учитель, который работает не так (опыт развития индивидуальности учеников и учителей в массовой школе) / под ред. А. Н. Тубельского. - М.: Изд-во Московского центра вальдорфской педагогики, 1996. - 336 с.

8. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается / В. Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1989. - 334 с.

9. Щедровицкий П.Г. Проблема индивидуальности. Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации // Сборник научных трудов по материалам IV Всероссийской научной тьюторской конференции. - Томск, 2000.

10. Эльконин Д. Б. Детская психология. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. -384 с.

А. Н. Скобеева

О профессиональной компетенции коррекционных педагогов

На современном этапе развития общества наблюдаются изменения в экономической, политической, общественной, культурной сферах жизни. Это, в свою очередь, влияет и на систему образования. Изменения претерпевают все сферы образования - общего, специального (коррек-ционного), профессионального. Участие Российской Федерации в Бо-лонском процессе усилило влияние мировых тенденций, активизировав процессы международной интеграции в сфере образования. Современная государственная политика ориентирована на обеспечение доступности образования всем членам общества. В связи с этим и в условиях признания личности каждого человека как высшей ценности, имеющей право на полную реализацию своих возможностей, особо актуальным становится вопрос обучения детей с особенностями в развитии.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальная адаптация - одна из приоритетных задач современного российского образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу особенностей психо-физического развития нуждаются в специальных (коррекционных) условиях обучения и воспитания. Одним из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.