Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях профессиональной компетенции специалистов коррекционных школ'

К вопросу об особенностях профессиональной компетенции специалистов коррекционных школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
323
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севостьянова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях профессиональной компетенции специалистов коррекционных школ»

га является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.

Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются: комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность; коррекционная направленность.

Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить самооценку.

Е. А. Севостьянова

К вопросу об особенностях профессиональной компетенции специалистов коррекционных школ

Одной из приоритетных задач современного российского образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальная адаптация. Важную роль здесь играет инклюзивное образование, успех которого во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. Дети с ОВЗ имеют ряд специфических особенностей познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Для их успешного обучения и социализации прежде всего необходимо наличие компетентных специалистов. Отсюда возникает проблема формирования жестких требований к специалистам в области коррекционной педагогики. Каким должен быть педагог, работающий с особыми в отношении здоровья детьми, в чем проявляются особенности его профессиональной компетенции?

Компетенция - это реальное владение методами, средствами деятельности, позволяющими справиться с поставленными задачами воспитания подрастающего поколения.

Молодой специалист в начале своего профессионального пути в лучшем случае обладает теоретическим фундаментом, однако не испытывает чувства свободы в деятельности из-за сложности решения практических задач обучения детей с самыми разнообразными нарушениями. Профессионально компетентным специалистом, самостоятельно ставящим цели своей деятельности, определяющим пути и средства их достижения, педагог становится лишь спустя некоторое время. В работе с особой категорией детей, для коррекции недостатков которых решающим является фактор времени, права на ошибку быть не может. Именно поэтому формировать необходимые навыки нужно начинать уже с первых дней

228

обучения студентов, к подбору которых также нужно предъявлять особые требования. В настоящее время школы приняли в свои стены детей с ТМНР. Специфика работы с данной категорией детей требует более серьезной медицинской подготовки и практических навыков работы. Важно, чтобы будущие специалисты на начальных этапах обучения представляли себе характер будущей работы, ее специфику, были знакомы, хотя бы в общих чертах, с особенностями развития и потребностями детей с ОВЗ. Важно также их представление о различных видах нарушений развития и причинах их возникновения. Но в первую очередь для специалистов в области коррекционной педагогики важно желание работать с детьми с ОВЗ, помогать им развиваться и социализироваться, по возможности включаться в жизнь обычных людей и чувствовать себя комфортно в этом мире.

Инклюзивное образование учащихся с ОВЗ предъявляет новые, более жесткие требования к личности педагога, к его профессионализму. Он должен:

• владеть способами организации коррекционно-развивающей среды в условиях инклюзивного образования и использовать ресурсы общеобразовательного учреждения для развития детей (создавать специальные условия обучения и воспитания);

• использовать специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;

• владеть навыками и умениями командного взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством);

• осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;

• совершенствовать практические умения;

• осуществлять постоянный профессиональный и личностный рост.

Профессионализм педагога обусловлен индивидуальной, целенаправленной работой над собой, постоянным повышением своего научно-методического потенциала. Специалист в области коррекционной педагогики прежде всего должен обладать коммуникативными качествами, владеть знаниями, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии.

Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, включает:

229

• взаимодействие, т. е. участие всех учителей в подготовке, обсуждении, принятии решения по той или иной проблеме и его реализации;

• рефлексию - самооценку, самоанализ профессиональной деятельности;

• обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности образования, изучение новых теорий, методик, технологий;

• повышение квалификации педагогов в вопросах развития личности ребенка с ОВЗ, расширение и углубление знаний педагогов по общей, специальной, возрастной, педагогической и социальной психологии, физиологии и гигиене.

Педагогу коррекционной школы постоянно приходится сталкиваться со специфическими педагогическими проблемами и ситуациями, которые он по долгу службы обязан результативно разрешать. Ведь поведение, настроение, степень осознания материала детьми с ОВЗ далеко не всегда возможно спрогнозировать. Способность к результативному разрешению конкретной нестандартной ситуации посредством основанного на профессиональных знаниях умения, характеризует компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения. Данная компетентность выражается в глубоком знании предмета преподавания, сочетающегося с видением его практического применения и умением связать усвоение новых знаний с особенностями мышления и психофизиологического состояния каждого конкретного обучающегося.

Специалист в области коррекционной педагогики в своей практике должен учитывать, что учебно-познавательная деятельность обучающегося с особыми образовательными потребностями отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребёнка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах её реализации. Примером такого подхода может служить успешно применяемая в нашем учебном заведении пошаговая мотивация познавательной деятельности у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, когда любое успешно выполненное задание отмечается индивидуальным поощрением. Особенности развития обучающихся заставляют педагога вносить специфические изменения в содержание обучения и способы стимулирования учебнопознавательной деятельности. Так, нарушения перцептивной деятельности вызывают необходимость особого структурирования учебной информации в соответствии с познавательными возможностями обучающихся; нарушения мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в которой обеспечивается формирование конкретной (чувственной и действенной) основы

230

умственных действий; потребность в компенсаторных путях и механизмах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического сопровождения и отбора учебного материала исходя из возможностей конкретного обучающегося.

Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от умения учителя-дефектолога составить коррекционноразвивающую программу, учитывающую следующие методические требования:

• чётко сформулировать основные цели коррекционной работы;

• выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;

• определить содержание коррекционных занятий с учётом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребёнка, развития ведущего вида деятельности;

• определить форму работы с ребёнком;

• отобрать соответствующие методы и техники с учётом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей;

• запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;

• разработать методы анализа, оценки динамики коррекционного процесса.

Зная особенности развития каждого из своих учеников, имея в сознании проект структурирования учебного материала, педагог способен проектировать учебный процесс в зависимости от особенностей учебного материала, индивидуального состояния и поведения обучающегося на уроке и менять модель в соответствии с меняющейся педагогической ситуацией.

Таким образом, наличие специфических знаний и навыков работы, личностная заинтересованность в успехе и готовность к саморазвитию являются залогом полноценной реализации профессионального потенциала специалиста в области коррекционной педагогики и содействует оптимизации его профессиональной деятельности.

Ю. В. Селиванова, Л. В. Мясникова

Роль коррекционных школ в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства

В настоящее время происходит качественное изменение контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ), а именно: в последние годы увеличивается число детей с

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.