га является развитие двигательной активности детей, их коммуникативных качеств.
Основными принципами АФК и игрового стретчинга являются: комплексность; индивидуализация; систематичность; доступность; коррекционная направленность.
Развитие детей с помощью средств и методов АФ, поддержание оптимального психофизического состояния представляет каждому ребенку возможность достичь выдающихся результатов, адаптироваться в обществе, повысить самооценку.
Е. А. Севостьянова
К вопросу об особенностях профессиональной компетенции специалистов коррекционных школ
Одной из приоритетных задач современного российского образования является обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальная адаптация. Важную роль здесь играет инклюзивное образование, успех которого во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. Дети с ОВЗ имеют ряд специфических особенностей познавательной, эмоционально-волевой, двигательной сферы, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Для их успешного обучения и социализации прежде всего необходимо наличие компетентных специалистов. Отсюда возникает проблема формирования жестких требований к специалистам в области коррекционной педагогики. Каким должен быть педагог, работающий с особыми в отношении здоровья детьми, в чем проявляются особенности его профессиональной компетенции?
Компетенция - это реальное владение методами, средствами деятельности, позволяющими справиться с поставленными задачами воспитания подрастающего поколения.
Молодой специалист в начале своего профессионального пути в лучшем случае обладает теоретическим фундаментом, однако не испытывает чувства свободы в деятельности из-за сложности решения практических задач обучения детей с самыми разнообразными нарушениями. Профессионально компетентным специалистом, самостоятельно ставящим цели своей деятельности, определяющим пути и средства их достижения, педагог становится лишь спустя некоторое время. В работе с особой категорией детей, для коррекции недостатков которых решающим является фактор времени, права на ошибку быть не может. Именно поэтому формировать необходимые навыки нужно начинать уже с первых дней
228
обучения студентов, к подбору которых также нужно предъявлять особые требования. В настоящее время школы приняли в свои стены детей с ТМНР. Специфика работы с данной категорией детей требует более серьезной медицинской подготовки и практических навыков работы. Важно, чтобы будущие специалисты на начальных этапах обучения представляли себе характер будущей работы, ее специфику, были знакомы, хотя бы в общих чертах, с особенностями развития и потребностями детей с ОВЗ. Важно также их представление о различных видах нарушений развития и причинах их возникновения. Но в первую очередь для специалистов в области коррекционной педагогики важно желание работать с детьми с ОВЗ, помогать им развиваться и социализироваться, по возможности включаться в жизнь обычных людей и чувствовать себя комфортно в этом мире.
Инклюзивное образование учащихся с ОВЗ предъявляет новые, более жесткие требования к личности педагога, к его профессионализму. Он должен:
• владеть способами организации коррекционно-развивающей среды в условиях инклюзивного образования и использовать ресурсы общеобразовательного учреждения для развития детей (создавать специальные условия обучения и воспитания);
• использовать специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
• владеть навыками и умениями командного взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством);
• осуществлять профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;
• совершенствовать практические умения;
• осуществлять постоянный профессиональный и личностный рост.
Профессионализм педагога обусловлен индивидуальной, целенаправленной работой над собой, постоянным повышением своего научно-методического потенциала. Специалист в области коррекционной педагогики прежде всего должен обладать коммуникативными качествами, владеть знаниями, умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии.
Повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, включает:
229
• взаимодействие, т. е. участие всех учителей в подготовке, обсуждении, принятии решения по той или иной проблеме и его реализации;
• рефлексию - самооценку, самоанализ профессиональной деятельности;
• обновление знаний педагогов по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности образования, изучение новых теорий, методик, технологий;
• повышение квалификации педагогов в вопросах развития личности ребенка с ОВЗ, расширение и углубление знаний педагогов по общей, специальной, возрастной, педагогической и социальной психологии, физиологии и гигиене.
Педагогу коррекционной школы постоянно приходится сталкиваться со специфическими педагогическими проблемами и ситуациями, которые он по долгу службы обязан результативно разрешать. Ведь поведение, настроение, степень осознания материала детьми с ОВЗ далеко не всегда возможно спрогнозировать. Способность к результативному разрешению конкретной нестандартной ситуации посредством основанного на профессиональных знаниях умения, характеризует компетентность педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения. Данная компетентность выражается в глубоком знании предмета преподавания, сочетающегося с видением его практического применения и умением связать усвоение новых знаний с особенностями мышления и психофизиологического состояния каждого конкретного обучающегося.
Специалист в области коррекционной педагогики в своей практике должен учитывать, что учебно-познавательная деятельность обучающегося с особыми образовательными потребностями отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребёнка, так как имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах её реализации. Примером такого подхода может служить успешно применяемая в нашем учебном заведении пошаговая мотивация познавательной деятельности у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, когда любое успешно выполненное задание отмечается индивидуальным поощрением. Особенности развития обучающихся заставляют педагога вносить специфические изменения в содержание обучения и способы стимулирования учебнопознавательной деятельности. Так, нарушения перцептивной деятельности вызывают необходимость особого структурирования учебной информации в соответствии с познавательными возможностями обучающихся; нарушения мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в которой обеспечивается формирование конкретной (чувственной и действенной) основы
230
умственных действий; потребность в компенсаторных путях и механизмах развития требует от специального педагога выбора возможных направлений коррекционно-педагогического сопровождения и отбора учебного материала исходя из возможностей конкретного обучающегося.
Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от умения учителя-дефектолога составить коррекционноразвивающую программу, учитывающую следующие методические требования:
• чётко сформулировать основные цели коррекционной работы;
• выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;
• определить содержание коррекционных занятий с учётом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребёнка, развития ведущего вида деятельности;
• определить форму работы с ребёнком;
• отобрать соответствующие методы и техники с учётом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей;
• запланировать форму участия родителей и других лиц в коррекционном процессе;
• разработать методы анализа, оценки динамики коррекционного процесса.
Зная особенности развития каждого из своих учеников, имея в сознании проект структурирования учебного материала, педагог способен проектировать учебный процесс в зависимости от особенностей учебного материала, индивидуального состояния и поведения обучающегося на уроке и менять модель в соответствии с меняющейся педагогической ситуацией.
Таким образом, наличие специфических знаний и навыков работы, личностная заинтересованность в успехе и готовность к саморазвитию являются залогом полноценной реализации профессионального потенциала специалиста в области коррекционной педагогики и содействует оптимизации его профессиональной деятельности.
Ю. В. Селиванова, Л. В. Мясникова
Роль коррекционных школ в ресурсной поддержке инклюзивного образовательного пространства
В настоящее время происходит качественное изменение контингента лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ), а именно: в последние годы увеличивается число детей с
231