Научная статья на тему 'Использование игровых технологий при обучении математике в коррекционной школе'

Использование игровых технологий при обучении математике в коррекционной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1252
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование игровых технологий при обучении математике в коррекционной школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

8. Титовский А.В. Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 4. - С. 90-96.

© Белецкий С.В., Лобанов С.В., Якушев В.А., 2017

УДК 376.42

Е.Н. Винокурова

студентка 5 курса факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет Научный руководитель - к.п.н., доцент Н.Л. Гребенникова г. Стерлитамак, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

В настоящее время коррекционная школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие творческого отношения и индивидуальных способностей к жизни каждого обучающегося, реализацию принципа гуманного подхода к детям, внедрение разных инновационных учебных программ и пр. Другими словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень воспитания и обучения в коррекционной школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это подразумевает обучение школьников на протяжении всего периода с целью выявления индивидуальных вариантов развития, укрепления его собственной позитивной активности, творческих способностей каждого школьника, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении раскрытия неповторимости его личности. Очень важно это в начальных классах коррекционной школы, когда учеба становится ведущей деятельностью, когда только начинается целенаправленное обучение ребенка, формируются психические качества и свойства ученика, познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к совместной работе и пр.) [1, с. 3].

Игровые технологии считаются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательными и интересными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и повседневное изучение математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по повторению, запоминанию, усвоению или закреплению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические функции и процессы ребенка.

Еще одной положительной стороной игры считается то, что она способствует применению знаний в новой ситуации, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс [2, с. 3].

Учитывая неустойчивость внимания, быструю утомляемость, расторможенность и возбудимость одних детей, пассивность и инертность других, учителя коррекционной школы наряду с использованием средств наглядности стараются разнообразить методы обучения. Обучающийся не может долго слушать, наблюдать, рисовать, лепить, даже играть. Поэтому чередование методов обучения, смена одного вида деятельности другим во время урока повышает эффективность обучения [3, с. 103].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

Для успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) математике, необходимо в первые годы школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, увлечь, активизировать их работу. Известно, что если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Появлению заинтересованности как раз и способствует использование дидактических игр, поскольку именно они позволяют однообразный материал сделать интересным для обучающихся, придать ему занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, развивают его произвольное внимание, активизируют память, работу ребенка. Ребенок в игре, незаметно для себя, выполняет большое число арифметических действий, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, тренируется в счете, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур.

При запоминании наглядного и словесного материала обучающиеся с ОВЗ испытывают большие трудности. Связано это не только с недостатками восприятия, но и с тем, что они еще не владеют приемами осмысленного запоминания. Представления обучающихся с ОВЗ усиленно меняются. Образы сходных объектов резко уподобляются друг другу, полностью отождествляются. Активно забываются и уподобляются знания о сходных предметах и явлениях, полученных в словесной форме. Результатом забывания и сравнивания является упрощение приобретенных знаний в сознании этих детей, что сказывается на их мыслительной деятельности.

Недостатки наглядного мышления затрудняют эффективность практической работы таких детей. В начальной школе анализ предметов обучающихся с ОВЗ неполон и недостаточно дробен, сравнения предметов формируются с трудом, обобщения объектов неправомерно широки.

Для успешного обучения и воспитания математике детей с ОВЗ, необходимо на первых годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, увлечь, активизировать их деятельность. Известно, если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Возникновению заинтересованности способствует использование дидактических игр, поскольку именно они позволяют однообразный материал сделать увлекательным для обучающихся, придать ему занимательную форму.

Увлечённые игрой обучающиеся легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания, умения и навыки. Поэтому включение в урок математики игр и игровых ситуаций делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала, снимает утомляемость и поддерживает внимание. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. У ученика возникает интерес к учебному предмету. Это приобретает особое значение в коррекционной школе, где очень трудно обучить детей оперировать имеющимися знаниями, где трудно длительное время удерживать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели.

Таким образом, дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний обучающихся. На разных этапах усвоения знаний можно использовать игры: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет в активную познавательную деятельность включить большее число обучающихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов обучающихся. Игра помогает учителю донести до учеников трудный материал в доступной форме.

Список использованной литературы:

1. Гуть Н. Формирование положительного отношения к обучению у детей с особыми потребностями // Дефектолог. - 2011. - № 8. - С. 3.

2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М.: БУК-МАСТЕР, 1993. - 191 с.

3.Перова М.Н Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М.: ВЛАДОС, 2001. - 408с.

© Винокурова Е.Н., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_

УДК 376

И.В. Возняк

начальник службы психолого-педагогического сопровождения и здоровьесбережения, МКУ НМИЦ г. Белгород, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

В статье выделены организационно-педагогические условия повышения квалификации, влияющие на организацию процесса подготовки педагогических работников к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Требования профессионального стандарта педагога обусловили необходимость разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова

Организационно-педагогические условия, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, профессиональный стандарт педагога, дополнительные профессиональные

программы повышения квалификации

Одной из современных тенденций в отечественной образовательной политике является реализация идей инклюзивного образования, предполагающих обучение детей с учётом разнообразия особых образовательных потребностей. При этом наибольший резонанс вызывают вопросы организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) совместно с нормативно развивающими сверстниками. Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ОВЗ и инвалидностью. С каждым годом численность обучающихся данной категории увеличивается, а количество специализированных школ и классов уменьшается. Сегодня более 160 тысяч детей с ОВЗ обучаются инклюзивно. Такая ситуация стала возможной благодаря инициативе родителей детей-инвалидов, отстаивающих права своих детей на получение качественного образования и социальную адаптацию в среде нормативно развивающихся сверстников.

Развитие отечественного инклюзивного образования закреплено в ФЗ «Об образовании в РФ» (2012), в Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (2014), ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (2014) и в значительной мере повышает требования к профессиональной деятельности педагогов.

В настоящее время введение Профессионального стандарта педагога (2013) обязывает всех педагогических работников владеть специальными компетенциями в области инклюзивного образования детей с ОВЗ - знать особенности психофизического развития детей с различными видами нарушений, специальные условия и подходы в их обучении, владеть способами адаптации учебного материала с учетом восприятия детей с ОВЗ и обучающихся с нормативным развитием, уметь управлять их взаимодействием в учебно-воспитательном процессе, совместно со специалистами психолого-педагогического сопровождения оказывать помощь ребенку с особыми образовательными потребностями и его семье и др. Основные направления подготовки учителя к образованию обучающихся с ОВЗ отражены в мероприятиях «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (2014). В настоящее время в ряде российских вузов в соответствии со стандартом высшего профессионального образования началась подготовка педагогов и специалистов в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.