_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.037.1
Белецкий С.В.
к. пед. наук, доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО Московский государственный лингвистический университет
Е-mail: [email protected] Лобанов С. В.
к. пед. наук, заведующий кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВО Московский государственный лингвистический университет
Якушев В. А. доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО Московский государственный лингвистический университет
КОРРЕКТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБУЧАЮЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы организации контроля знаний теоретического раздела учебной программы по физической культуре у студентов с использованием компьютеров и способом «тест на бумаге».
Ключевые слова
Пособия на электронных носителях, авторская систематизация, степень усвоения.
Одной из основных задач реформирования системы образования, в том числе и физического воспитания, является разработка и внедрение в практику вузов новых педагогических технологий. Опыт реализации ФГОС3+ по дисциплинам физической культуры и спорта в период модернизации высшего образования (объединение и присоединение вузов) свидетельствует о большом внимании к компьютерному сопровождению профессиональной деятельности [1, 8]. Компьютерное тестирование знаний призвано выполнять те же функции, что и в традиционных технологиях обучения: собственно, контролирующую, обучающую, образовательную, воспитывающую, информационную и корректирующую. По объективности, широте и скорости диагностирования этот способ превосходит все остальные формы педагогического контроля. Большой интерес при этом сосредоточивается на соотношении традиционного и инновационного, иными словами, на адаптации дидактических принципов обучения к компьютерной среде. В области физико-математических дисциплин теоретические вопросы компьютерного контроля знаний достаточно хорошо разработаны, а сам он активно используется в учебном процессе. Иначе обстоит дело в такой преимущественно практической дисциплине, как «Физическая культура», где приоритет отдается либо спортивно-тренировочной, либо рекреационно-оздоровительной направленности. Тем не менее, специалисты кафедр физического воспитания признают, что с помощью контроля знаний может быть установлена степень усвоения учебного материала: узнанного обучаемым на практическом занятии или прочитанного в учебнике.
По утверждению разработчика программных продуктов, Белецкого С.В., работая над компьютерными учебными пособиями (самоучитель, практикум, экзаменатор) автор стремился учесть специфику учебной дисциплины, а также взаимосвязи предмета физической культуры с анатомией, физиологией, медициной и другими науками. Кроме этого указано, что компьютерный «тестировщик» предоставляет пользователям авторскую систематизацию теоретического материала, а также дополнительные вопросы, которые могут возникнуть у преподавателя в процессе проведения устной аттестации студентов [4, с. 127].
Ранее было отмечено, что у преподавателя преимущественно практической дисциплины, могут возникать сложности устного опроса большого количества студентов, так как очевидным недостатком этой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
формы контроля является большая затрата времени при небольшом количестве оценок, выставляемых за занятие. С этими трудностями могут отлично справляться компьютерные «тестировщики», внедрение которых в учебный процесс нескольких вузов уже показало их адаптированность к массовым тестированиям на двадцати компьютерах одновременно [3, с. 58]. Следует признать, что тестирование на бумажном бланке как правило, проводится по ограниченному количеству вариантов и времени на проверку ответов уходит много. При этом, информация о содержании этих вариантов прогрессирующе быстро распространяется в студенческой среде, следовательно, преподавателю ежедневно требуется частичное обновление заданий, и к тому же, хранение тестов на бумажных бланках требует пространства. Избавляет от этих проблем при организации компьютерного тестирования, архивация на электронных носителях всех индивидуальных протоколов. В итоге, это позволяет преподавателю располагать сведениями о качественной характеристике образованности обучаемых в области физической культуры. В этом проявляется эффективность информационной функции контролирующих пособий на электронных носителях, когда часть функций преподавателя временно передается специально разработанному программному обеспечению [2, с. 54].
Важно отметить, что при компьютерном тестировании, в отличии от «теста на бумажном бланке» студент оперативно получает от компьютера обратную связь по поводу пробелов в его знаниях, вносит необходимые коррективы, что способствует развитию познавательных способностей. С компьютером не поспоришь, он как бы «воспитывает» пользователей, но при этом, как универсальное средство авторами статьи не рассматривается. Этот инструмент применим, как один из возможных вспомогательных способов аттестации студентов вуза [6, 7].
Таким образом, для преподавателя корректирующая функция программных продуктов учебного назначения проявляется в предоставлении возможности качественного исследования большого массива заархивированных результатов.
Поскольку, выявленная частота повторяемости ошибок в ответах студентов по определенным темам, которую фиксирует компьютер, мотивирует преподавателя на анализ предлагаемого учебного материала с целью определения степени его доступности к восприятию и при необходимости внесения в него корректив. В целом, интегрированная в учебный процесс система информационной компьютерной поддержки оказывает существенное влияние на формирование у студентов компетенций по учебной дисциплине [5, с. 328]. Список использованной литературы:
1. Андрющенко Л.Б., Белецкий С.В., Внукова Е.Ю., Точигин М.Ю. Реализация дисциплин по физической культуре и спорту в условиях учреждений высшего образования. // Теория и практика физической культуры.
- 2016. - № 9. - С. 3-5.
2. Антонова И.Н., Белецкий С.В., Кондратьев П.А. Обучающее компьютерное тестирование в преподавании физической культуры современного вуза. // Интерактивная наука. - 2016. - № 1. - С. 52-54.
3. Белецкий С.В., Внукова Е.Ю., Сысоева Е.Ю. Адаптация контролирующих программ по теории физической культуры в вузе к условиям дестабилизирующих воздействий. // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 5. - С. 58.
4. Белецкий С.В. Государственная регистрация базы данных электронного учебного пособия по физической культуре. // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. -2014. -№10 (89).-С. 121-130.
5. Белецкий С.В. Информационная компьютерная поддержка в формировании компетентности здоровьесбережения у студентов бакалавриата. // Педагогическое мастерство и технологии. 2015. №3(5). С. 326-328.
6. Белецкий С.В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры. // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.
- 2015. - №4 (82). - С. 14-22.
7. Белецкий С.В. Дидактические возможности компьютерного репетитора по теоретическим основам физической культуры. // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 321-322.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №01-1/2017 ISSN 2410-6070_
8. Титовский А.В. Бильярд как инновационное направление учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2016. № 4. - С. 90-96.
© Белецкий С.В., Лобанов С.В., Якушев В.А., 2017
УДК 376.42
Е.Н. Винокурова
студентка 5 курса факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал Башкирский государственный университет Научный руководитель - к.п.н., доцент Н.Л. Гребенникова г. Стерлитамак, Российская Федерация
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В
КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время коррекционная школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие творческого отношения и индивидуальных способностей к жизни каждого обучающегося, реализацию принципа гуманного подхода к детям, внедрение разных инновационных учебных программ и пр. Другими словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании особенностей психического развития каждого ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.
Уровень воспитания и обучения в коррекционной школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это подразумевает обучение школьников на протяжении всего периода с целью выявления индивидуальных вариантов развития, укрепления его собственной позитивной активности, творческих способностей каждого школьника, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении раскрытия неповторимости его личности. Очень важно это в начальных классах коррекционной школы, когда учеба становится ведущей деятельностью, когда только начинается целенаправленное обучение ребенка, формируются психические качества и свойства ученика, познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к совместной работе и пр.) [1, с. 3].
Игровые технологии считаются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать увлекательными и интересными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и повседневное изучение математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по повторению, запоминанию, усвоению или закреплению информации, а эмоциональность игрового действия активизирует все психические функции и процессы ребенка.
Еще одной положительной стороной игры считается то, что она способствует применению знаний в новой ситуации, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс [2, с. 3].
Учитывая неустойчивость внимания, быструю утомляемость, расторможенность и возбудимость одних детей, пассивность и инертность других, учителя коррекционной школы наряду с использованием средств наглядности стараются разнообразить методы обучения. Обучающийся не может долго слушать, наблюдать, рисовать, лепить, даже играть. Поэтому чередование методов обучения, смена одного вида деятельности другим во время урока повышает эффективность обучения [3, с. 103].