Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ВЫНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПРЕДПИСАНИЯ К ЛИЦАМ, СОВЕРШИВШИМ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ВЫНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПРЕДПИСАНИЯ К ЛИЦАМ, СОВЕРШИВШИМ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА / ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ / УСТАНОВЛЕНИЕ ОСОБЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПОВЕДЕНИЮ / СУБЪЕКТ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ОЦЕНИВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ НАСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

В статье отражена проблематика административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан, в частности проанализирована действенность механизма таковой защиты путем вынесения защитного предписания, основанная на анализе теоретических и практических направлений функционирования ОВД Республики Казахстан относительно предотвращения домашнего насилия. В статье приведены статистические данные за 2017-2021 гг. по количеству защитных предписаний и особых требований, которые были вынесены и установлены по фактам совершения или высокого риска совершения насилия в семейно-бытовых отношениях. Автор обращает внимание на проблематику эффективности защитного предписания, а также на значимость оценивания вероятности продолжения (повторного совершения) домашнего насилия (оценка рисков) как основания для определения целесообразности применения исследуемой специальной меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMATIC ASPECTS OF ISSUING A PROTECTIVE ORDERTO PERSONS WHO HAVE COMMITTED DOMESTIC VIOLENCE,ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

The article reflects the problems of administrative and legal protection from domestic violence in the Republic of Kazakhstan, in particular, analyzes the effectiveness of the mechanism of such protection by issuing a protective order, based on the analysis of theoretical and practical directions of the functioning of the Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan regarding the prevention of domestic violence. The article presents statistical data for 2017-2021. by the number of protective orders and special requirements that have been issued and established on the facts of the commission or high risk of violence in domestic relations. The author draws attention to the problems of the effectiveness of the protective prescription, as well as the importance of assessing the likelihood of continuation (re-commission) of domestic violence (risk assessment) as grounds for determining the expediency of applying the special measure under study.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ВЫНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПРЕДПИСАНИЯ К ЛИЦАМ, СОВЕРШИВШИМ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

О проблемных аспектах вынесения защитного предписания к лицам, совершившим домашнее насилие, по законодательству Республики Казахстан

АКИМЖАНОВ ЕРИК СЕРИКОВИЧ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: Er.ema@bk.ru

On the Problematic Aspects of Issuing a Protective Order

to Persons Who Have Committed Domestic Violence, According to the Legislation of the Republic of Kazakhstan

AKIMZHANOV ERIK SERIKOVICH,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sсientifiс and Pedagogkal Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Er.ema@bk.ru

Аннотация. В статье отражена проблематика административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан, в частности проанализирована действенность механизма таковой защиты путем вынесения защитного предписания, основанная на анализе теоретических и практических направлений функционирования ОВД Республики Казахстан относительно предотвращения домашнего насилия. В статье приведены статистические данные за 2017-2021 гг. по количеству защитных предписаний и особых требований, которые были вынесены и установлены по фактам совершения или высокого риска совершения насилия в семейно-бы-товых отношениях. Автор обращает внимание на проблематику эффективности защитного предписания, а также на значимость оценивания вероятности продолжения (повторного совершения) домашнего насилия (оценка рисков) как основания для определения целесообразности применения исследуемой специальной меры.

Ключевые слова и словосочетания: домашнее насилие; административно-правовая защита; защитное предписание; установление особых требований к поведению; субъект домашнего насилия; оценка рисков; оценивание вероятности совершения насилия.

УДК 342

Annotation. The article reflects the problems of administrative and legal protection from domestic violence in the Republic of Kazakhstan, in particular, analyzes the effectiveness of the mechanism of such protection by issuing a protective order, based on the analysis of theoretical and practical directions of the functioning of the Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan regarding the prevention of domestic violence. The article presents statistical data for 2017-2021. by the number of protective orders and special requirements that have been issued and established on the facts of the commission or high risk of violence in domestic relations. The author draws attention to the problems of the effectiveness of the protective prescription, as well as the importance of assessing the likelihood of continuation (re-commission) of domestic violence (risk assessment) as grounds for determining the expediency of applying the special measure under study.

Keywords and phrases: domestic violence; administrative and legal protection; protective order; establishment of special requirements for behavior; subject of domestic violence; risk assessment; assessment of the likelihood of violence.

Продолжая серию публикаций о проблематике и перспективах реализации административно-правовой защиты от домашнего насилия в Республике Казахстан [1; 2; 3], следует отметить, что на современном этапе с учетом трансформаций казахстанского национального законодательства в сфере предотвращения указанного негативного социального и правового явления реализуется комплекс административно-правовых методов его предупреждения и пресечения. Правовой основой реализации административно-правовой защиты, реализуемой, в частности, органами внутренних дел Республики Казахстан как ключевым субъектом противодействия домашнему насилию, выступают Кодекс Республики Казахстан об административных правонаруше-ниях1 (далее — КоАП РК) и Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-1У «О профилактике бытового насилия»2 (далее — Закон РК № 214). Однако ни в нормах указанных нормативных правовых актов, ни в правовой доктрине не существует унифицированного определения методов реализации административно-правовой защиты от домашнего насилия, а также не раскрывается их содержание. Отчасти они отражены в данных МВД РК, касающихся порядка и специфики применения положений Закона РК № 214 и Закона Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 271-1У «О профилактике правонарушений»3, актуализирующих в том числе и необходимость «...устанавливать в отношении домашних «тиранов» определенные запреты, ограничивающие его контакт с жертвой на срок до одного месяца» [4].

Исходя из указанного, следует отметить высокую значимость раскрытия особенностей предупреждения и пресечения домашнего насилия в РК, в том числе с применением административно-правовых методов осуществления таковой деятельности, реализуемой ОВД РК, в контексте анализа мер осуществления последними деятельности по предупреждению и профилактике домашнего насилия. В данной статье речь пойдет о проблемных аспектах вынесения защитного предписания к лицам, совершившим домашнее насилие, как одному из способов прекращения указанного противоправного деяния, пресечения совершения подготовлен-

1 Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-У: по состоянию на 18 ноября 2022 г. // Егемен аза стан. 2014. № 135 (28359).

2 О профилактике бытового насилия: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-ГУ: по состоянию на 24 ноября 2021 г. // Егемен аза стан. 2009. № 416-418 (25815).

3 О профилактике правонарушений: Закон Республики Казахстан от 29 апреля 2010 г. № 271-ГУ: по состоянию на 19 декабря 2020 г. // Егемен аза стан. 2010. № 181-183 (26029).

ных действий и предупреждения насильственных действий в дальнейшем.

Для достижения целей общей и частной превенции в порядке ст. 20-22 Закона РК № 214 реализуются специальные меры административно-правовой защиты от домашнего насилия, к которым относятся защитное предписание (ст. 20), административное задержание (ст. 21) и установление особых требований к поведению правонарушителя (ст. 22). При этом защитное предписание и как распространенное следствие его реализации - установление особых требований к поведению субъекта домашнего насилия представляют собой реализацию императивного метода противодействия указанному негативному социальному и правовому явлению.

Одним из наиболее эффективных средств предупреждения и пресечения домашнего насилия, реализуемых с применением метода принуждения, является защитное предписание [5, с. 268-274], выносимое ОВД РК в порядке ст. 10 Закона РК № 214, для немедленного прекращения домашнего насилия, недопущения его продолжения или повторного совершения. Оно предпринимается в отношении лица, совершившего домашнее насилие, либо от которого исходит угроза совершения такового, и является первым звеном административно-правовой защиты от домашнего насилия.

Защитное предписание представляет собой установленное мероприятие временного ограничения прав или возложения обязанностей на лицо, совершившее домашнее насилие, направленное на обеспечение безопасности потерпевшего. Согласно п. 3 ст. 20 Закона РК № 214 защитным предписанием запрещается совершать домашнее насилие, вопреки воле потерпевшего разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с ним в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи. В то же время важно учитывать, что вопрос безопасности потерпевшего при реализации защитного предписания в таком аспекте не должен носить абстрактный характер, потому что любое домашнее насилие по своей природе уже несет опасность.

В рамках реализации защитного предписания установление особых требований к поведению правонарушителя, совершившего домашнее насилие, в порядке ст. 22 Закона РК № 214 связано с обязыванием соблюдать ряд запретов, включая недопустимость искать контакта с потерпевшим лицом, его близкими, а также при-

обретать, хранить, пользоваться огнестрельным оружием и употреблять в немедецинских целях психоактивные вещества [6, с. 18].

ОВД РК в порядке п. 6 ст. 22 Закона РК № 214 после постановки на профилактический учет лиц, в отношении которых принята указанная специальная мера, реализуют функцию профилактического контроля за соблю-

дением особых требований к поведению правонарушителя.

Несмотря на то что защитное предписание относится к одному из наиболее распространенных и часто выносимых, а количество выносимых предписаний по делам о домашнем насилии неизменно растет (рис. 1), на практике отмечается наличие немалого числа проблемных аспектов.

81 648

Количеств

ВЫНЕСеННЫЧ защитных

предписаний в отношении фаытся übiiüftürij насилий

11 202

Количество особык требовании в отношении фактов бытового насилии

Рис. 1. Количество вынесенных защитных предписаний и установленных особых требований

по фактам домашнего (бытового) насилия1

Так, в ходе подготовки автором данной статьи диссертационного исследования на тему «Административно-правовая защита от домашнего насилия в Республике Казахстан» было опрошено 400 сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющих свою служебную деятельность в различных регионах Республики Казахстан, которые в своей деятельности прямо или косвенно задействованы в противодействии домашнему насилию. По результатам проведенного анализа обработанных анкет и опроса сотрудников ОВД РК установлено, что на практике основаниями вынесения защитного предписания субъекту правонарушения или лицу, которого есть основания подозревать в совершении в будущем факта домашнего насилия, является наличие непосредственной угрозы жизни или здоровью

1 Количество вынесенных защитных предписаний и установленных особых требований по фактам бытового насилия. URL: https://gender.stat.gov.kz/page/frontend/detaiI?id=86&slug=-69&cat_ id=4&lang=ru (дата обращения: 18.11.2022).

потерпевшего лица с целью немедленного прекращения домашнего насилия, недопущения его продления или повторного совершения. В таком смысле защитное предписание применяется к потерпевшему по факту совершения физического домашнего насилия либо в отношении лица, от которого исходит угроза совершения насильственных действий.

В то же время в практической деятельности уполномоченных подразделений ОВД РК защитное предписание выносилось преимущественно по факту совершения или вероятного совершения административного правонарушения, предусматривающего наступление ответственности по ст. 73 КоАП РК, или применение специальной меры административно-правовой защиты от домашнего насилия, напрямую не связанной с фактом привлечения лица к ответственности.

На практике прошедшие анкетирование лица преимущественно выносили предписание покинуть место жительства (пребывания) потерпевшего лица; запрет на вход и пребывание

в месте жительства (нахождения) потерпевшего; запрет любым способом контактировать с потерпевшим.

При этом опрошенными лицами (63 % из которых выносили защитное предписание в практической деятельности) отмечается, что эффективность защитного предписания недостаточная, поскольку рассчитана на сознательность субъекта правонарушения и на отсутствие у него желания продолжить противоправную деятельность. Но поскольку основу совершения домашнего насилия зачастую составляет острое желание субъекта правонарушения вынудить зависимое лицо к подчинению, а первопричиной противоправного поведения являются внутренние конфликты в семье, то вероятность осознанного изменения лицом, совершившим домашнее насилие, либо от которого исходит опасность совершения такового, с последующим изменением собственного поведения и выполнением запретов, предусмотренных защитным предписанием, не очень высока. Почти в четверти случаев защитные предписания показывают свою неэффективность уже в первые недели с момента их вынесения.

Основанием осуществления административного задержания является несоблюдение лицами, в отношении которых вынесено защитное предписание, ограничений, наложенных таковым, либо наличие оснований полагать, что вынесение защитного предписания не достигнет цели предупреждения или прекращения домашнего насилия.

В целях совершенствования процедуры вынесения защитного предписания, а также повышения эффективности его реализации на практике автором была осуществлена алгоритмизация его вынесения и проведения с субъектом насильственных действий профилактической работы, в том числе по признакам психологического и экономического домашнего насилия. Были разработаны и внедрены на практике Методические рекомендации для сотрудников органов внутренних дел по предотвращению домашнего насилия (далее - Методические рекомендации), которыми предусмотрен алгоритм действий сотрудников ОВД при обнаружении фактов домашнего насилия, включающий процедуру оценивания вероятности продолжения или повторного совершения домашнего насилия (оценка рисков). На основании процедуры оценки рисков, сотрудниками ОВД принимаются процессуальные решения, в том числе связанные с вынесением защитного предписания.

При разработке упомянутых Методических рекомендаций автором констатировано, что оценка рисков - это оценивание вероятности продления или повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких или особо тяжких последствий его совершения, а также смерти пострадавшего. Оценка рисков проводится сотрудником ОВД по факту совершения домашнего насилия.

Результаты оценки рисков учитывает сотрудник ОВД при вынесении защитного предписания в отношении лица, совершившего домашнее насилие, принятия других мер по пресечению такого насилия, недопущению его продления или повторного совершения и оказания помощи пострадавшим лицам в порядке, определенном законодательством.

Оценка рисков проводится по факторам опасности/рисков по совершению домашнего насилия, предусмотренным в форме оценки рисков совершения домашнего насилия путем общения/беседы с пострадавшим от такого насилия лицом или его представителем, выяснения обстоятельств конфликта и выявления факторов и условий, которые создают или могут представлять опасность для этого лица.

Автором отмечается, что факторы опасности/риска относительно совершения домашнего насилия определяются по результатам оценки действий лица, совершившего домашнее насилие, которые свидетельствуют о вероятности наступления летальных исходов в случае совершения домашнего насилия, и представлены в форме оценки рисков совершения домашнего насилия в виде вопросов, на которые отвечает сотрудник ОВД по результатам общения с пострадавшим лицом и общей оценки ситуации совершения домашнего насилия с целью выявления вероятности продолжения или повторного совершения домашнего насилия, наступления тяжких или особо тяжких последствий его совершения, а также смерти такого лица.

В случае выявления каких-либо других факторов/обстоятельств по результатам оценки ситуации, которые могут повлиять на уровень опасности (риска) совершения домашнего насилия, сотрудник ОВД в позиции «Замечания относительно любых других факторов/обстоятельств, которые повышают/снижают уровень угрозы жизни и здоровью пострадавшего лица» формы оценки рисков совершения домашнего насилия делает запись о наличии таких факторов/обстоятельств, их возможных последствиях и дает другие замечания по ним.

В связи с тем, что каждая отдельная ситуация может иметь уникальные факторы/обстоятель-

ства, влияющие на уровень опасности и риск летального случая, связанного с насилием, не предусмотрены формой оценки рисков совершения домашнего насилия, сотрудник ОВД по своему усмотрению может оценить уровень опасности как высокий, если он/она считает, что пострадавшее лицо находится в потенциально опасной ситуации или в ситуации, которая может повлечь смерть или другие тяжкие последствия.

О наличии и возможных последствиях действий таких факторов/обстоятельств сотрудник ОВД делает запись в соответствующей позиции формы оценки рисков совершения домашнего насилия, разработанной автором в целях повышения эффективности деятельности по предотвращению домашнего насилия.

По результатам заполнения формы оценки рисков совершения домашнего насилия сотрудник ОВД определяет уровень опасности.

В зависимости от определенного уровня опасности, угрожающей пострадавшему лицу, сотрудник ОВД принимает решение о необходимости вынесения защитного предписания в отношении лица, совершившего домашнее насилие.

Если сотрудник ОВД считает, что пострадавшее лицо нуждается в медицинской, социальной, психологической, правовой или иной помощи, он информирует в установленном законодательством порядке об этом соответствующий уполномоченный орган (учреждение) в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию.

При наличии нескольких пострадавших лиц форма оценки рисков совершения домашнего насилия заполняется в отношении каждого пострадавшего отдельно.

После проведения оценки рисков сотрудник ОВД приобщает форму оценки рисков совершения домашнего насилия к материалам, собранным по факту такого насилия.

Учитывая изложенное, следует констатировать, что оценка рисков позволяет систематизировать и унифицировать деятельность сотрудников ОВД по предупреждению домашнего насилия, в том числе в контексте определения ситуаций, требующих вынесения защитного предписания, что позволяет повысить эффективность реализации указанной специальной меры административно-правовой защиты от домашнего насилия органами внутренних дел Республики Казахстан.

Список литературы:

1. Акимжанов Е. С. К вопросу о компетенции субъектов, осуществляющих противодействие домашнему насилию в Республике Казахстан // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61).

2. Акимжанов Е. С. К проблематике определения факторов, влияющих на уровень распространенности и степень административно-правовой защищенности от домашнего насилия (насилия в семье) (на примере Республики Казахстан и Российской Федерации) // Хабаршы — Вестник Карагандинской академии МВД РК им. Баримбека Бейсенова. 2022. № 3 (77).

3. Акимжанов Е. С. Административно-правовые методы предупреждения и пресечения домашнего насилия в Казахстане // International Law Journal. 2021. № 4—5.

4. О проблемах бытового насилия. URL: https://www.hrw.org/sites/default/files/ suppo rting_resourc es/kaz_interior_ministry_ replytohrw.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

5. Равнюшкин А. В., Семенистый А. В. О создании эффективной системы противодействия семейно-бытовым правонарушениям административно-правовыми средствами // Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 19 октября 2015 г.). Москва, 2016.

6. Сапаралиева С. М., Куатова А. С., Аубаки-рова Г. Е. Проблемы применения индивидуальных мер профилактики бытового насилия // Вестник академии правоохранительных органов при генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2019. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.