Научная статья на тему 'Органы внутренних дел как основной субъект предупреждения домашнего насилия: сравнительно-правовой анализ'

Органы внутренних дел как основной субъект предупреждения домашнего насилия: сравнительно-правовой анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
597
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА / ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсикова Е. В.

В статье раскрываются особенности предупреждения и профилактики домашнего насилия,проводится анализ состояния проблемы домашнего насилия и его предупреждения в РоссийскойФедерации, исследуется законодательство Республик Беларусь, Казахстана, Молдовы, Таджикистана,Украины в сфере предупреждения и профилактики домашнего насилия, на основе чего раскрываютсяполномочия органов внутренних дел в сфере предупреждения домашнего насилия. В ходепроведенного сравнительно-правового анализа автор делает вывод о том, что органы внутренних делявляются основным субъектом предупреждения домашнего насилия в разных странах и выносит своипредложения по усовершенствованию полномочий органов внутренних дел в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсикова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел как основной субъект предупреждения домашнего насилия: сравнительно-правовой анализ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 2. - С. 17 - 31.

УДК 342.951:343.8

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВНОЙ СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ: СРАВНИТЕЛЬНО-

ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Евсикова Е. В.

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России

В статье раскрываются особенности предупреждения и профилактики домашнего насилия, проводится анализ состояния проблемы домашнего насилия и его предупреждения в Российской Федерации, исследуется законодательство Республик Беларусь, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Украины в сфере предупреждения и профилактики домашнего насилия, на основе чего раскрываются полномочия органов внутренних дел в сфере предупреждения домашнего насилия. В ходе проведенного сравнительно-правового анализа автор делает вывод о том, что органы внутренних дел являются основным субъектом предупреждения домашнего насилия в разных странах и выносит свои предложения по усовершенствованию полномочий органов внутренних дел в данном направлении.

Ключевые слова домашнее насилие; предупреждение и профилактика домашнего насилия; профилактическая беседа; защитное предписание.

В настоящее время проблема предупреждения домашнего насилия является одной из самых актуальных. Она привлекает к себе все больше внимания со стороны общественности, законодателей, правоохранительных органов, а также простых граждан, которые рискуют стать жертвой этого антисоциального и антиправового явления, поскольку конфликты в данной сфере зачастую выходят за рамки мелких бытовых ссор и перерастают в опасные для жизни и здоровья ситуации.

Отметим, что для обозначения этого деструктивного явления используются различные термины, как «домашнее насилие», так и «семейно-бытовое насилие», «бытовое насилие» или «насилие против женщин». В данном научном исследовании будет использоваться термин «домашнее насилие», как наиболее полно, по нашему мнению, отражающий его содержание и сущность [1, с. 21].

Несмотря на широкую распространенность домашнего насилия, в силу своей специфики оно характеризуется высокой степенью латентности и часто как бы скрыто от «посторонних», поскольку лицо, пострадавшее от домашнего насилия (далее - жертва домашнего насилия) боится обращаться за помощью в правоохранительные органы, что обусловлено рядом объективных причин, а именно: отсутствием реального, закрепленного на законодательном уровне, механизма защиты и реабилитации жертв домашнего насилия; отсутствием законодательно закрепленного механизма привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности; боязнь мести со стороны лица, совершившего домашнее насилие (далее - агрессора); отсутствие уверенности в

17

возможности правоохранительных органов разрешить конфликтную ситуацию и обеспечить надлежащий уровень правовой защиты.

Так, административно-деликтное законодательство Российской Федерации не предусматривает административную ответственность за совершение домашнего насилия. В то же время, административно-деликтное законодательство ряда субъектов Российской Федерации содержит отдельные нормы, которые устанавливают административную ответственность за семейно-бытовое дебоширство или создание конфликтных ситуаций в семейно-бытовых отношениях (например, ст. 8.14 Кодекса Липецкой области об административных правонарушениях от 31 августа 2004 г. № 119-ОЗ [2, ст. 8.14], предусматривает, что совершение действий, создающих конфликтные ситуации в семейно-бытовых отношениях, нарушающие покой граждан в месте их проживания (пребывания), выражающиеся в явном неуважении к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, сопровождающиеся оскорбительным поведением и (или) нецензурной бранью, если эти действия не содержат признаков правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [3], влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; ст. 6.1 закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» [4, ст. 6.1] предусматривает, что семейно-бытовое дебоширство, то есть совершение в жилом помещении действий, нарушающих спокойствие граждан, выражающих явное неуважение к окружающим, в том числе к члену (членам) семьи, сопровождающихся оскорбительным поведением и (или) нецензурной бранью, при отсутствии признаков других административных правонарушений, а также если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей).

Однако, протоколы по указанным правонарушениям составляют не органы внутренних дел, а руководители и заместители руководителей государственных областных учреждений, должностные лица органов местного самоуправления городских округов, должностные лица органов местного самоуправления городских (сельских) поселений, члены административной комиссии. Вместе с тем, протоколы за совершение указанных административных правонарушений могут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), если передача этих полномочий предусматривается соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и Правительством субъекта РФ о передаче осуществления части полномочий.

Кроме того, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) [5] есть ст. 117 «Истязания», которая наиболее полно отражает преступные действия, совершаемые в случаях домашнего насилия. Однако данная статья практически не используется судьями при рассмотрении заявлений, связанных с домашним насилием. Необходимо отметить, что нанесение побоев, не носящих характера истязания, во время обоюдных ссор, на почве личных неприязненных

взаимоотношений, не может расцениваться как истязание. С другой стороны, закон не обозначает четкого периода времени, в течение которого данные систематические насильственные действия могут быть совершены - год, месяц или день.

Также, УК РФ не содержит такого квалифицирующего признака изнасилования, как изнасилование в семье. Это не позволяет женам, в случае изнасилования их мужьями, заявлять на них в правоохранительные органы, требовать компенсаций и становиться инициаторами возбуждения уголовных дел.

Таким образом, существующие сегодня в Российской Федерации правовые механизмы защиты жертв домашнего насилия, а ими в большинстве случаев становятся женщины и дети, являются не эффективными либо вообще не позволяют правоприменителю, прежде всего органам внутренних дел, обеспечить жертве надлежащий уровень защиты и привлечь к ответственности агрессора.

Необходимо отметить, что официальная статистика по указанной проблеме на сегодня в нашем государстве попросту отсутствует, в связи с чем не представляется возможным увидеть полную картину всей масштабности данного бедствия, кроме того, государством не разработано даже общих критериев оценки и какой-либо системы сбора, обобщения и анализа информации относительно регистрации случаев домашнего насилия.

По данным Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, сейчас в России более 40% тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Ежегодно от рук мужей и других членов семьи погибают около 14 тыс. женщин. От домашнего насилия ежегодно страдают примерно 26 тыс. детей, причем 2 тыс. из них становятся жертвами убийц, а еще 2 тыс. кончают жизнь самоубийством [6, с.25].

В то же время, в МВД России отмечают, что из 4 миллионов человек, совершавших домашнее насилие, только 205 тысяч являются «дебоширами», людьми с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч - алкоголиками, 40 тысяч -психически больными, тогда как подавляющая часть - 3 355 000 семейных истязателей - это обычные люди [7].

Существенным пробелом существующей сегодня системы учета правонарушений и преступлений в сфере домашнего насилия является недостаточное количество сведений о пострадавших. Например, если указание на то, что потерпевшей является женщина, в учетной карточке есть, то о ее родственных связях с лицом, совершившим преступление, не говорится вообще. Пока же основную информацию о домашнем насилии, его причинах и условиях, личности преступника и пострадавшего дают социологические опросы, анкетирование, анализ документов, включенное наблюдение [8, с. 22].

Отметим, что домашнее насилие является одной из самых серьезных и актуальных проблем современного общества. В последние двадцать лет во многих странах были приняты законы, устанавливающие ответственность за домашнее насилие. Специальные акты по борьбе с домашним насилием были приняты: в 1996 году - в Австрии; в 2001 году - в Германии и Украине; в 2003 году - в Кыргызстане; в 2004 году - в Великобритании и Швейцарии; в 2005 году - в Болгарии; в 2007 году - в Молдове; в 2008 году - в Словении; в 2009 году - в

19

Казахстане; в 2010 году - в Азербайджане; в 2011 году - в Литве; в 2013 году - в Таджикистане; в 2014 году - в Белоруссии и т.д. [1, с. 21].

Анализ законодательства разных стран в сфере профилактики и предупреждения домашнего насилия показывает, что одним из главных субъектов его реализации являются органы внутренних дел, которые принято считать одним из основных субъектов предупреждения и профилактики правонарушений в сфере домашнего насилия. Так как органы внутренних дел и, прежде всего, полиция первыми выезжают на место совершения указанных правонарушений и преступлений, применяют такие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как: доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, направление лица на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, привод, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и уголовное преследование, а также полиция самостоятельно или совместно с иными правоохранительными органами принимает участие в исполнении и реализации всех мер индивидуальной профилактики в отношении агрессоров, предусмотренные законодательством.

Исследование законодательства в сере предупреждения и профилактики домашнего насилия Республик Беларусь [9], Казахстана [10], Молдовы [11], Таджикистана [12], Украины [13] показывает, что к полномочиям органов внутренних дел как субъекта предупреждения и профилактики домашнего насилия относится:

1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области предупреждения и профилактики домашнего насилия;

2) участие в разработке и реализации программ по предупреждению домашнего насилия и сотрудничество с иными субъектами, предупреждающими домашнее насилие;

3) осуществление криминологического прогнозирования в области профилактики домашнего насилия;

4) осуществление мер по предупреждению домашнего насилия;

5) выявление, регистрация и учет случаев домашнего насилия;

6) постановка на профилактический учет лиц, склонных к совершению домашнего насилия и проведение воспитательно-предупредительной работы с ними;

7) выявление родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей, совершающих в их отношении противоправные действия;

8) осуществление профилактического контроля, обеспечение персонального учета агрессоров, посещение семей, члены которых находятся на профилактическом учете, по месту их проживания и проведение с ними профилактической работы по поводу предупреждения совершения повторных актов домашнего насилия;

9) осуществление приема, рассмотрение заявлений и обращений граждан, медицинских учреждений, судебно-медицинских центров и других учреждений относительно семейных конфликтов, актов домашнего насилия, угроз его

совершения, угроз убийством или существования реальной опасности их исполнения и применение мер по их пресечению;

10) выявление причин и условий, способствующих совершению домашнего насилия;

11) доведение информации до сведения органов опеки и попечительства в случае совершения актов домашнего насилия в отношении детей;

12) по просьбе жертв домашнего насилия/ на основании письменного согласия жертв домашнего насилия направление их в организации по оказанию помощи или организации здравоохранения; в центры поддержки, центры или отделения медико-социальной реабилитации потерпевших;

13) в случае совершения акта домашнего насилия разъясняют жертве ее права, а при необходимости по ее заявлению оказывают помощь в помещении ее в центр реабилитации;

14) информируют жертв об их праве на бесплатную юридическую помощь;

15) разъясняют жертве ее права при обращении и направление ее в необходимых случаях на медицинский осмотр;

16) проводят профилактическую беседу;

17) выносят официальные предупреждения членам семьи о недопустимости совершения домашнего насилия;

18) производят доставление лица, совершившего домашнее насилие, в органы внутренних дел;

19) выносят защитное предписание или ходатайствуют перед судебными инстанциями о вынесении защитного предписания, а также обеспечивают исполнение защитного предписания;

20) ходатайствуют перед прокурором о даче санкции на продление срока действия защитного предписания;

21) в кризисных ситуациях с учетом серьезности положения осуществляют административное задержание агрессора;

22) ходатайствуют перед судом об установлении особых требований к поведению агрессора;

23) составляют материалы, осуществляют возбуждение дел об административном правонарушении или уголовных дел в отношении агрессора в порядке, установленном законодательством;

24) осуществляют уголовное преследование, производство по делам об административных правонарушениях;

25) применяют меры уголовно-процессуального принуждения;

26) применяют уголовно-правовые меры безопасности потерпевшего;

27) обеспечивают организацию специальных учебных курсов по вопросам профилактики домашнего насилия для сотрудников органов внутренних дел;

28) обеспечивают агрессорам, включая лиц, находящихся под административным арестом, доступ к реабилитационным услугам;

29) направляют агрессоров в кризисные центры для прохождения корректирующей программы;

30) обеспечивают безопасность, охрану и общественный порядок в центрах реабилитации жертв;

21

31) совместно с социальными работниками осуществляют мониторинг и рассмотрение случаев домашнего насилия на подведомственной территории, пополняют базу данных соответствующей информацией;

32) сотрудничают с уполномоченными в данной области органами и гражданским обществом с целью предупреждения и пресечения домашнего насилия;

33) предоставляют информацию по вопросам предупреждения домашнего насилия по запросу уполномоченных органов;

34) осуществляют другие полномочия в соответствии с действующим законодательством;

35) в пределах своих полномочий осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, о применении принудительных мер безопасности и лечения граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями).

Таким образом, органы внутренних дел наделены достаточно широким кругом полномочий в сфере предупреждения и профилактики домашнего насилия, прежде всего, это индивидуальные меры по предупреждению домашнего насилия, которые включают в себя: профилактическую беседу воспитательного характера; доставление в органы внутренних дел лица, совершившего домашнее насилие (агрессора); защитное предписание; административное задержание; установление особых требований к поведению правонарушителя; меры процессуального принуждения и меры безопасности потерпевших в уголовном процессе.

Так, например, закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» в качестве мер индивидуальной профилактики правонарушений называет: профилактическую беседу; официальное предупреждение; профилактический учет; защитное предписание; иные меры, предусмотренные законодательными актами [9, ст. 23].

Кроме того, закон Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» предусматривает, что мерами индивидуальной профилактики бытового насилия являются: 1) профилактическая беседа; 2) доставление в органы внутренних дел лица, совершившего бытовое насилие, для составления протокола об административном правонарушении либо вынесения защитного предписания; 3) защитное предписание; 4) административное задержание; 5) принудительные меры медицинского характера; 6) установление особых требований к поведению правонарушителя; 7) административное взыскание; 8) лишение либо ограничение родительских прав, отмена усыновления (удочерения) ребенка, освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей, досрочное расторжение договора о передаче ребенка на воспитание патронатному воспитателю; 9) меры процессуального принуждения и меры безопасности потерпевших в уголовном процессе; 10) меры, принимаемые по приговору суда [10, п. 2 ст. 17].

В свою очередь закон Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье» предусматривает такие индивидуальные меры по предупреждению насилия в семье, как: беседы воспитательного характера; доставление в органы внутренних дел лица, совершившего насилие в семье; защитное предписание; административное

задержание; осуществление мер, предусмотренных законодательством (в том числе мер принуждения, имеющих медицинский характер); лишение родительских прав, отмена усыновления, опеки и попечительства в порядке, установленном законом; помещение потерпевшего в центры поддержки, центры или отделения медико-социальной реабилитации пострадавших [12, п. 2 ст. 18].

Однако, Молдова и Украина в своем специальном законодательстве в сфере предупреждения домашнего насилия меры индивидуальной профилактики отдельно не выделяют.

Как показывает анализ законодательства Республик Беларусь, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Украины, основной мерой индивидуальной профилактики домашнего насилия является профилактическая беседа. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий совершения домашнего насилия, разъяснение социальных и правовых последствий домашнего насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения. Профилактическая беседа проводится должностными лицами органов внутренних дел с лицом, совершившим домашнее насилие (агрессором), или в отношении которого имеются основания для принятия мер индивидуальной профилактики домашнего насилия, или потерпевшим (жертвой домашнего насилия) с целью выявления причин и условий, способствовавших совершению домашнего насилия, разъяснения его социально-правовых последствий, восстановления и укрепления прочности семьи в служебных помещениях органов внутренних дел, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте совершения домашнего насилия, и не может продолжаться более одного часа, в результате которой агрессор предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий, недопустимости повторного совершения противоправного деяния.

Вместе с тем, в целях обеспечения безопасности жертвы домашнего насилия и при отсутствии оснований для производства административного задержания в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях, либо задержания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, в соответствии со ст. 20 Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия», начальником местной полицейской службы органов внутренних дел либо его заместителем, участковым инспектором полиции либо участковым инспектором полиции по делам несовершеннолетних по месту совершения домашнего насилия выносится защитное предписание с учетом мнения жертвы домашнего насилия, которое вручается для исполнения агрессору (вменяемому лицу, совершившему бытовое насилие либо от которого исходит угроза его совершения, достигшему шестнадцатилетнего возраста), под расписку, в соответствии с которым, агрессору запрещается совершать домашнее насилие, вопреки воле жертвы домашнего насилия разыскивать, преследовать, посещать, вести устные, телефонные переговоры и вступать с нею в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов его семьи на срок - тридцать суток с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено (периодичность проверки составляет не менее одного раза в семь календарных дней) [10].

Отметим, что согласно ст. 21 закона Республики Таджикистан «О предупреждении насилия в семье», основанием для вынесения защитного

23

предписания является обращение по факту совершения акта насилия в семье или угроза его применения, вследствие чего начальником или заместителями начальника отдела внутренних дел по месту совершения домашнего насилия в течение 24-х часов с момента его совершения либо с момента подачи заявления о факте совершения домашнего насилия, либо угрозы его применения выносится защитное предписание (в отношении вменяемого лица, достигшего на момент его вынесения шестнадцатилетнего возраста) с учетом мнения потерпевшего, которое вручается для исполнения лицу, совершившему домашнее насилие либо от которого исходит угроза его совершения, под расписку и действует в течение 15-ти суток с момента вручения (срок действия защитного предписания по запросу начальника органа внутренних дел и разрешению прокурора может быть продлен до 30-ти дней на основании заявления потерпевшего или его законного представителя). Защитное предписание может предусматривать следующие требования: запрещение всякого рода насилия в отношении жертвы, осуществление вопреки ее желанию поиска, слежки, посещения, переговоров и других отношений, ограничивающих права и свободы жертвы; рекомендация о своевременном возращении в жилище; запрещение употребления спиртных напитков и одурманивающих веществ на период действия защитного предписания [12].

Кроме того, закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» предусматривает, что лицу, привлеченному к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, органом внутренних дел выносится официальное предупреждение, т.е. письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений. Вместе с тем, в течение года после объявления официального предупреждения агрессору может быть вынесено защитное предписание, которое применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания руководителем органа внутренних дел или его заместителем, в соответствии с которым лицу запрещается: предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы домашнего насилия, если она находится в месте, неизвестном агрессору; посещать места нахождения жертвы домашнего насилия, если она временно находится вне совместного места жительства или места пребывания с агрессором, в отношении которого вынесено защитное предписание; общаться с жертвой домашнего насилия, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Важно то, что защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от домашнего насилия, обязывает агрессора временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от домашнего насилия, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Также, обратим внимание на тот факт, что защитное предписание объявляется агрессору, в отношении которого оно вынесено, должностным лицом органа внутренних дел в двухдневный срок со дня вынесения такого защитного предписания с разъяснением его прав и обязанностей. О получении копии защитного предписания и разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, составляется протокол, который подписывается агрессором, в отношении которого вынесено защитное предписание, и должностным лицом, его вручившим. В случае, если агрессор, которому вручена копия защитного предписания, отказался подписать протокол, должностное лицо, вручившее эту копию, делает об этом запись в протоколе.

Таким образом, указанные запреты и обязанность устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до тридцати суток со дня объявления защитного предписания агрессору, в отношении которого оно вынесено [9, ст.ст. 26, 27, 31].

В то же время, по законодательству Украины, агрессору (вменяемому лицу, достигшему 16-тилетнего возраста) после получения официального предупреждения о недопустимости совершения домашнего насилия сотрудниками уполномоченных подразделений органов внутренних дел по согласованию с начальником соответствующего органа внутренних дел и прокурором может быть вынесено защитное предписание, которым запрещается: совершать конкретные акты домашнего насилия; получать информацию о месте пребывания жертвы домашнего насилия; разыскивать жертву домашнего насилия, если она по своей воле пребывает в месте, не известном агрессору; посещать жертву домашнего насилия, если она временно пребывает не по месту совместного проживания членов семьи; вести телефонные переговоры с жертвой домашнего насилия. Причем, указанные ограничения устанавливаются на срок до 90-та суток с дня согласования защитного предписания с прокурором [13, ст. 13].

Таким образом, защитное предписание выносится органом внутренних дел в отношении агрессора (вменяемого лица, достигшего шестнадцатилетнего возраста) на срок от 3-х до 30-ти суток и может предусматривать следующие требования:

— запрещение всякого рода насилия в отношении жертвы домашнего насилия;

— осуществление вопреки воле и желанию жертвы домашнего насилия поиска, слежки, преследования, посещения, переговоров (устных, телефонных, с помощью иных средств коммуникации), и других отношений, ограничивающих права и свободы потерпевшего;

— вступать с жертвой домашнего насилия в контакты иными способами, включая несовершеннолетних и (или) недееспособных членов ее семьи;

— получать информацию о месте нахождения жертвы домашнего насилия;

— рекомендация о своевременном возвращении в жилище;

— запрещение употребления спиртных напитков и одурманивающих веществ на период действия защитного предписания.

Обращаясь к опыту других государств в сфере предупреждения домашнего насилия, отметим, что в соответствии с законом Республики Молдова «О предупреждении и пресечении насилия в семье», защитное предписание выносит судебная инстанция в течение 24-х часов с момента подачи заявления жертвы домашнего насилия, применив к агрессору следующие меры (на срок до трех

25

месяцев): 1) принуждение временно покинуть общее жилище или не приближаться к жилищу жертвы без решения каким-либо образом вопроса о праве на имущество; 2) принуждение не приближаться к месту нахождения жертвы; 3) запрет на общение с жертвой, ее детьми и другими зависящими от нее лицами; 4) запрет на посещение места работы или проживания жертвы; 5) принуждение участвовать в содержании общих с жертвой детей до разрешения дела; 6) принуждение возместить затраты и убытки, причиненные актами насилия, в том числе расходы на медицинскую помощь, а также на приобретение или ремонт имущества взамен уничтоженного или испорченного; 7) ограничение в праве в одностороннем порядке распоряжаться общим имуществом; 8) принуждение к участию в специализированных лечебных или консультационных программах, если такая необходимость определена судебной инстанцией как средство сокращения или ликвидации насилия; 9) установление временного режима посещения своих несовершеннолетних детей; 10) запрет на хранение и ношение оружия. На органы внутренних дел лишь возлагается обязанность ознакомить агрессора с защитным предписанием и осуществлять контроль за его исполнением [11, ст. 15].

Судебная статистика показывает, что большинство преступлений насильственного характера совершается на почве т.н. бытовых проблем или сложившихся между виновным и потерпевшим личных неприязненных отношений. В подобной ситуации суды, не всегда углубляются в рассмотрение и исследование бытовых и личных отношений между агрессором и жертвой домашнего насилия, приведших к совершению преступления, концентрируя все свое внимание на вопросах доказанности обвинения и правильной юридической оценке деяния. Между тем, выяснение этих обстоятельств может служить поводом для принятия судом соответствующих решений, например, совершал ли подсудимый насилие до привлечения его к уголовной ответственности, обращались ли пострадавшие с жалобами, в какие органы, была ли оказана им профилактическая помощь, насколько она оказалась эффективной, какие меры предупредительного характера были применены к виновному и др.

При этом следует иметь в виду, что пострадавшие от домашнего насилия чаще всего обращаются за помощью в органы внутренних дел, которым, в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на них обязанностей судом выносится частное постановление и указывается о нарушениях, требуя их устранения соответствующими должностными лицами, например, органы внутренних дел в своей деятельности должны выявлять обстоятельства, негативно влияющие на воспитание несовершеннолетних, предупреждая тем самым совершение ими правонарушений, в частности: а) своевременно выявлять факты жестокого обращения в семье и насильственных преступлений, совершаемых на бытовой почве; б) обеспечивать безопасность лиц, подвергающихся домашнему насилию; в) принимать профилактические меры, направленные на пресечение домашнего насилия, а в необходимых случаях также меры гражданско-правового, уголовно-правового, административного характера к правонарушителям.

Поскольку наличие в семье таких бытовых проблем, как отсутствие материального достатка в семье, необеспеченность благоустроенным жильем, пьянство и наркомания родителей (а также несовершеннолетних), скандалы и драки в семье, разводы супругов, неорганизованность досуга несовершеннолетних и т.п.

негативно отражаются на несовершеннолетних, которые сначала становятся жертвами домашнего насилия, а потом сами совершают насильственные правонарушения и преступления [14].

К сожалению, на сегодняшний день в Российской Федерации специальный закон в сфере предупреждения домашнего насилия - отсутствует. Хотя разработка и обсуждение соответствующих законопроектов в данной сфере ведется уже давно.

Так, анализ проекта закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» (далее - Законопроект) [15], подготовленного Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, показывает, что важную роль в сфере предупреждения и профилактики домашнего насилия в Российской Федерации Законопроект отводит органам внутренних дел. В соответствии с Законопроектом, Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел: 1) разрабатывает и реализует совместно с иными уполномоченными государственными органами программные документы в области профилактики домашнего насилия; 2) принимает ведомственные нормативно-правовые акты в области профилактики домашнего насилия; 3) утверждает форму защитного предписания, акта профилактической беседы; 4) организует ведение профилактического учета агрессоров; 5) осуществляет меры по профилактике домашнего насилия; 6) организует обучение сотрудников органов внутренних дел по вопросам профилактики домашнего насилия; 7) осуществляет криминологическое прогнозирование в области профилактики домашнего насилия; 8) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведет статистику случаев домашнего насилия, принятых по ним мерам, количестве жертв, их родственной связи с нарушителем, собирают иные данные в области домашнего насилия.

В свою очередь, сотрудники территориальных органов внутренних дел:

1) рассматривают заявления и сообщения о фактах домашнего насилия или об угрозе их совершения и принимают меры по их пресечению;

2) ведут профилактический учет и осуществляют профилактический контроль в области домашнего насилия;

3) направляют пострадавших в специализированные учреждения социального обслуживания, медицинские организации или иные организации по оказанию помощи пострадавшим;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) проводят профилактическую беседу с нарушителем;

5) производят доставление нарушителя в органы внутренних дел;

6) выносят защитные предписания;

7) подают заявление в суд о вынесении судебного защитного предписания в интересах пострадавших и иных лиц;

8) осуществляют контроль за соблюдением нарушителем защитных предписаний и судебных защитных предписаний.

Вместе с тем, при наличии оснований для принятия мер индивидуальной профилактики в случае домашнего насилия сотрудник территориального органа внутренних дел обязан:

1) немедленно прибыть к пострадавшему;

2) принять правовые меры по прекращению домашнего насилия;

3) собрать письменные объяснения с пострадавших, очевидцев, нарушителей.

4) разъяснить пострадавшему от домашнего насилия его права и порядок их реализации;

27

5) с согласия пострадавшего, обеспечить его транспортировку в медицинскую организацию;

6) с согласия пострадавшего обеспечить его транспортировку в безопасное место либо в специализированное учреждение социального обслуживания или иную организацию по оказанию помощи пострадавшему;

7) в случае перевозки пострадавшего в другое место, по возможности обеспечить наличие предметов первой необходимости и документов пострадавшего;

8) заботиться о безопасности лица, сообщившего о совершении домашнего насилия;

9) вынести защитное предписание в предусмотренных Федеральным законом случаях.

По итогам проверки заявления, либо сообщения, сотрудник территориального органа внутренних дел составляет рапорт о принятых мерах на имя руководителя территориального органа внутренних дел.

Таким образом, органы внутренних дел в соответствии с Законопроектом наделяются значительным объемом полномочий в целях предупреждения и профилактики домашнего насилия, а также они имеют право осуществлять такие меры индивидуальной профилактики домашнего насилия как: профилактический учет; профилактическая беседа; защитное предписание; подача заявления в суд о вынесении судебного защитного предписания.

Однако, с учетом анализа законодательства и опыта других государств в сфере предупреждения и профилактики домашнего насилия, можно рекомендовать дополнить п. 2 ст. 10 Законопроекта следующими полномочиями сотрудников территориальных органов внутренних дел, а именно:

1) осуществление приема, рассмотрение заявлений и обращений граждан, медицинских учреждений, судебно-медицинских центров и других учреждений относительно семейных конфликтов, актов домашнего насилия, угроз его совершения, угроз убийством или существования реальной опасности их исполнения и применение мер по их пресечению;

2) осуществление профилактического контроля, обеспечение персонального учета агрессоров, посещение семей, члены которых находятся на профилактическом учете, по месту их проживания и проведение с ними профилактической работы по поводу предупреждения совершения повторных актов домашнего насилия;

3) выявление родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию детей, совершающих в их отношении противоправные действия;

4) доведение информации до сведения органов опеки и попечительства в случае совершения актов домашнего насилия в отношении детей;

5) вынесение защитного предписания в отношении агрессора, которым запрещается: предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы домашнего насилия, если жертва находится в месте, ему неизвестном; получать какую-либо информацию о жертве домашнего насилия; посещать места нахождения и пребывания жертвы домашнего насилия; общаться с жертвой домашнего насилия, в том числе по телефону, посредством сети Интернет и иным способом.

6) продление срока действия защитного предписания в предусмотренных законом случаях;

7) одновременно (не позднее следующего дня) с вынесением защитного предписания в случае необходимости орган внутренних дел направляет запрос в суд для решения вопроса об обязывании агрессора: участвовать в содержании общих с жертвой домашнего насилия детей до разрешения дела; возместить жертве домашнего насилия материальный ущерб (затраты и убытки, причиненные

домашним насилием, в том числе расходы на медицинскую помощь, возместить расходы на лечение и пребывание пострадавшего от домашнего насилия лица в кризисных центрах и иных центрах реабилитации жертв домашнего насилия и членов их семей, а также на приобретение или ремонт имущества взамен уничтоженного или испорченного и т.д.); участвовать в специализированных лечебных или консультационных программах.

8) одновременно (не позднее следующего дня) с вынесением защитного предписания в случае необходимости орган внутренних дел направляет запрос в суд для решения вопроса об ограничении агрессора: в единоличном использовании совместного с жертвой домашнего насилия имущества;

9) в кризисных ситуациях с учетом серьезности положения осуществлять административное задержание агрессора в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

10) составление материалов, осуществление возбуждения дел об административном правонарушении или уголовных дел в отношении лица, совершившего домашнее насилие, в порядке, установленном законодательством;

11) осуществление уголовного преследования, производства по делам об административных правонарушениях;

12) применение мер уголовно-процессуального принуждения;

13) применение уголовно-правовых мер безопасности потерпевшего;

14) обеспечение агрессорам, включая лиц, находящихся под административным арестом, доступа к реабилитационным услугам и направление лиц, которые совершили домашнее насилие, в кризисные центры для прохождения корректирующей программы;

15) обеспечение безопасности, охраны и общественного порядка в центрах реабилитации жертв домашнего насилия;

16) совместно с социальными работниками осуществление мониторинга и рассмотрение случаев домашнего насилия на подведомственной территории, пополнение базы данных соответствующей информацией;

17) сотрудничество с уполномоченными в данной области органами и гражданским обществом с целью предупреждения и пресечения домашнего насилия;

18) предоставление информации по вопросам предупреждения домашнего насилия по запросу уполномоченных органов;

19) осуществление других полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно органы внутренних дел являются основным субъектом предупреждения домашнего насилия в разных странах, поскольку они первыми приезжают на вызов, общаются с жертвой домашнего насилия, в случае необходимости оказывают ей первую помощь и психологическую поддержку, применяют предусмотренные законодательством меры воздействия к агрессору, ведут профилактический учет таких лиц, применяют меры обеспечения по делам об административных правонарушениях или меры уголовно-процессуального обеспечения и т.д. Поэтому именно от органов внутренних дел и профессиональности их действий, а также наличия соответствующих полномочий, предусмотренных законодательством (например, вынесение защитного предписания в отношении агрессора), во многом зависит эффективность предупреждения совершения актов домашнего насилия, а также реабилитация и социальная адаптация жертв домашнего насилия и корректировка поведения агрессоров.

29

Список литературы:

1. Евсикова Е.В., Жигулина В.В. Особенности законодательного урегулирования предупреждения домашнего насилия в Российской Федерации и других государствах-членах Евразийского экономического союза / Евсикова Елена Витальевна, Жигулина Виктория Викторовна // Научно-практический журнал «Вестник Краснодарского университета» МВД России. - 2015. - № 3 (29). - С. 21-25.

2. Кодекс Липецкой области об административных правонарушениях от 31 августа 2004 г. N 119-ОЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.ru/29708395/

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.rU/12125267/1/#block 1000.

4. Закон Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМ0 «Об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://docs.cntd.ru/document/913506375

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://base.garant.ru/10108000/1/#block 1110.

6. Евсикова Е.В., Жигулина В.В. Принятие закона «О предупреждении домашнего насилия» как одно из основных направлений развития государства и общества в Российской Федерации / Евсикова Елена Витальевна, Жигулина Виктория Викторовна // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя // Рязань. - 2015. - № 9. - С. 23-28.

7. Совет Федерации внес на рассмотрение в ГД проект закона против домашнего насилия [Дата размещения ресурса: 1 Декабря 2014 г. Время размещения ресурса: 16:57]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://www.newizv.ru/lenta/2014-12-01/211167-sovet-federacii-vnes-na-rassmotrenie-v-gd-proekt-zakona-protiv-domashnego-nasilija.

8. Агаян В.А. Семейно-бытовое насилие / Агаян Виолетта Арсеновна / Science Time. - 2015. - № 5 (17). - С. 21-23. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://cvberleninka.ru/artirie/ri/semevno-bytovoe-nasilie.

9. Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. № 122-З. [Электронный ресурс] // [Режим доступа] : http://kodeksy-by.com/zakon_rb_ob_osnovah_deyatelnosti_po_profilaktike_pravonarushenij.htm.

10. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года № 214-IV «О профилактике бытового насилия» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.11.2015 г.). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://online.zakon.kz/Document/?doc id=30525680.

11. Закон Республики Молдова «О предупреждении и пресечении насилия в семье» от 1 марта 2007 года №45-XVI. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=22266.

12. Закон Республики Таджикистан от 19 марта 2013 года №954 «О предупреждении насилия в семье» (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Таджикистан 28 марта 2013 года №211). [Электронный ресурс] :// [Режим доступа]: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=59053.

13. Закон Украины «О предупреждении насилия в семье» от 15.11.2001г. № 2789-Ш (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2789-14.

14. Юрченко Р. Н. Применение судами норм Закона Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия». [Дата размещения ресурса: 16 июля 2012. Время размещения ресурса: 16:19]. [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://www.zakon.kz/4502682-primenenie-sudami-norm-zakona.html

15. Проект федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия». [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: 2014.oprf.ru>2014.oprf.ru/candidates Кандидаты).. ./211/.

Evsikova E.V. Organs of internal affairs as basic subject of warning of home violence: comparatively-legal analysis // Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - T. 1 (67). № 2. - P. 17 - 31.

EecuKoea E. B.

In the article the features of warning and prophylaxis of domestic violence open up, the analys is of the state of problem of domestic violence and his warning is conducted in Russian Federation, the legislation of Republics of Belarus, Kazakhstan, Moldova, Tadjikistan, Ukraine is investigated in the field of warning and prophylaxis of domestic violence, on the basis of what plenary powers of organs of internal affairs open up in the field of warning of domestic violence. During the conducted comparatively-legal analysis an author draws conclusion that organs of internal affairs are the basic subject of warning of domestic violence in different countries and takes away the suggestions on the improvement of plenary powers of organs of internal affairs in this direction.

Keywords: domestic violence; warning and prophylaxis of domestic violence; prophylactic conversation; protective binding over.

Spisok literaturi:

1. Evsikova E.V., Zhigulina V.V. Osobennosti zakonodatelnogo uregulirovaniya preduprezhdeniya do-mashnego nasiliya v Rossiyskoy Federatsii i drugih gosudarstvah-chlenah Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza / Evsikova Elena Vitalevna, Zhigulina Viktoriya Viktorovna // Nauchno-prakticheskiy zhurnal «Vest-nik Krasnodarskogo universiteta» MVD Rossii. - 2015. - № 3 (29). - S. 21-25.

2. Kodeks Lipetskoy oblasti ob administrativnyih pravonarusheniyah ot 31 avgusta 2004 g. N 119-OZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/29708395/

3. Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnyih pravonarusheniyah ot 30 dekabrya 2001 g. №195-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/12125267/1/#block 1000.

4. Zakon Murmanskoy oblasti ot 06 iyunya 2003 goda № 401-01-ZM0 «Ob administrativnyih prav-onarusheniyah» (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://docs.cntd.ru/document/913506375

5. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996 g. № 63-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://base.garant.ru/10108000/1/#block 1110.

6. Evsikova E.V., Zhigulina V.V. Prinyatie zakona «O preduprezhdenii domashnego nasiliya» kak odno iz osnovnyih napravleniy razvitiya gosudarstva i obschestva v Rossiyskoy Federatsii / Evsikova Elena Vitalevna, Zhigulina Viktoriya Viktorovna // Vestnik Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya // Ryazan. - 2015. - № 9. - S. 23-28.

7. Sovet Federatsii vnes na rassmotrenie v GD proekt zakona protiv domashnego nasiliya [Data razmescheniya resursa: 1 Dekabrya 2014 g. Vremya razmescheniya resursa: 16:57]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://www.newizv.ru/lenta/2014-12-01/211167-sovet-federacii-vnes-na-rassmotrenie-v-gd-proekt-zakona-protiv-domashnego-nasilija.

8. Agayan V.A. Semeyno-byitovoe nasilie / Agayan Violetta Arsenovna / Science Time. - 2015. - № 5 (17). - S. 21-23. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://cyberleninka.ru/artide/n/semeyno-bytovoe-nasilie.

9. Zakon Respubliki Belarus «Ob osnovah deyatelnosti po profilaktike pravonarusheniy» ot 4 yanvarya 2014 g. № 122-Z. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa] : http://kodeksy-by.com/zakon rb ob osnovah deyatelnosti po profilaktike pravonarushenij.htm.

10. Zakon Respubliki Kazahstan ot 4 dekabrya 2009 goda № 214-IV «O profilaktike byitovogo nasiliya» (s izmeneniyami i dopolneniyami po sostoyaniyu na 02.11.2015 g.). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa]: http://online.zakon.kz/Document/?doc id=30525680.

11. Zakon Respubliki Moldova «O preduprezhdenii i presechenii nasiliya v seme» ot 1 marta 2007 goda №45-XVI. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa]: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=22266.

12. Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 19 marta 2013 goda №954 «O preduprezhdenii nasiliya v seme» (zare-gistrirovano Ministerstvom yustitsii Respubliki Tadzhikistan 28 marta 2013 goda №211). [Elektronnyiy resurs] :// [Rezhim dostupa]: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?rgn=59053.

13. Zakon Ukrainyi «O preduprezhdenii nasiliya v seme» ot 15.11.2001g. № 2789-111 (s izmeneniyami i dopolneniyami). [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa]: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2789-14.

14. Yurchenko R. N. Primenenie sudami norm Zakona Respubliki Kazahstan «O profilaktike byitovogo na-siliya». [Data razmescheniya resursa: 16 iyulya 2012. Vremya razmescheniya resursa: 16:19]. [Elektronnyiy resurs] // [Rezhim dostupa]: http://www.zakon.kz/4502682-primenenie-sudami-norm-zakona.html

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.