Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / БЫТОВОЕ НАСИЛИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

Актуальность исследования компетенции субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан связана с недостаточным нормативно-правовым закреплением функциональной составляющей соответствующих органов, общественных организаций и граждан в вопросах, касающихся предупреждения и профилактики домашнего насилия. Исследование указанного вопроса актуально и для Российской Федерации, где принятие закона о профилактике семейно-бытового насилия все еще не реализовано. Постановка проблемы: проблематика исследования обусловлена тем, что казахстанское законодательство, регламентирующее участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан, осуществляющих профилактику домашнего насилия, является недостаточно полным: наблюдаются пробелы в законодательстве, требующие восполнения. В Российской Федерации указанный вопрос также не разрешен, что связано с отсутствием законодательного регулирования профилактики семейно-бытового насилия. Цель исследования: раскрытие особенностей функционального и компетентностного содержания деятельности субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан; установление существующих в исследуемой сфере проблем и выработка рекомендаций и перспективных направлений их устранения. Методы исследования: методы анализа, синтеза; функциональный, системно-структурный, формально-логический методы. Результаты и ключевые выводы: предложено деление субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан на четыре группы: 1) специально уполномоченные органы в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия; 2) другие органы и учреждения, на которые возлагаются функции по осуществлению мероприятий в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия; 3) общие и специализированные службы поддержки пострадавших от домашнего насилия; 4) граждане Республики Казахстан. Рекомендована конкретизация функций органов первой группы. Обоснована целесообразность внесения изменений в наименование ст. 8 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-IV «О профилактике бытового насилия» с указанием на компетенцию комиссий по делам женщин и семейно-демографической политике. Определены перспективы дальнейших исследований с учетом выявленных проблем, в том числе связанных с необходимостью или же отсутствием целесообразности обязывания отдельных субъектов сообщать в органы внутренних дел Республики Казахстан о выявленных ими фактах домашнего насилия, а также с конкретизацией в действующем казахстанском законодательстве компетенции граждан в сфере противодействия домашнему насилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE COMPETENCE OF SUBJECTS ENGAGEDIN COMBATING DOMESTIC VIOLENCE IN THE REPUBLICOF KAZAKHSTAN

The relevance of the study of the competence of the subjects of countering domestic violence in the Republic of Kazakhstan is associated with insufficient regulatory and legal consolidation of the functional component of the relevant bodies, public organizations and citizens in matters related to the prevention and prevention of domestic violence. The study of this issue is also relevant for the Russian Federation, where the adoption of the law on the prevention of domestic violence has not yet been implemented. The problem statement: the problems of the study are due to the fact that the Kazakh legislation regulating the participation of state bodies, local self-government bodies, organizations and citizens of the Republic of Kazakhstan engaged in the prevention of domestic violence is not complete enough: there are gaps in legislation that need to be filled. In the Russian Federation, this issue is also not resolved, which is due to the lack of legislative regulation of the prevention of domestic violence. The purpose of the study: to reveal the features of the functional and competence content of the activities of the subjects of countering domestic violence in the Republic of Kazakhstan; to identify existing problems in the field under study and to develop recommendations and promising directions for their elimination. The research methods: methods of analysis, synthesis; functional, system-structural, formal logical methods. The results and key conclusions: it is proposed to divide the subjects of countering domestic violence in the Republic of Kazakhstan into four groups: 1) specially authorized bodies in the field of prevention and prevention of domestic violence; 2) other bodies and institutions entrusted with the functions of implementing measures in the field of prevention and prevention of domestic violence; 3) general and specialized support services for victims of domestic violence; 4) citizens of the Republic of Kazakhstan. The specification of the functions of the organs of the first group is recommended. The expediency of amending the title of Article 8 of the Law of the Republic of Kazakhstan dated December 4, 2009 No. 214-IV «On the prevention of domestic violence» with an indication of the competence of the commissions on women’s affairs and family and demographic policy is substantiated. The prospects for further research are determined taking into account the identified problems, including those related to the need or lack of expediency of obliging individual subjects to report to the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan about the facts of domestic violence they have identified, as well as with the specification in the current Kazakh legislation of the competence of citizens in the field of countering domestic violence.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ,

международное сотрудничество

ЕРИК СЕРИКОВИЧ АКИМЖАНОВ,

адъюнкт* 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических

кадров)

Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: er.ema @bk .ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс.

УДК 342.951:351.82

DOI 10.24412/2072-9391-2022-161-116-121

Дата поступления: 9 ноября 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 17 марта 2022 г.

YERIK SERIKOVICH AKIMZHANOV, Adjunct** of the 3rd Faculty

(Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi and Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: er.ema @bk .ru

Scientific Speciality: 12.00.14 — Administrative Law; Administrative Process.

К вопросу о компетенции субъектов, осуществляющих противодействие домашнему насилию в Республике Казахстан

To the Question of the Competence of Subjects Engaged in Combating Domestic Violence in the Republic of Kazakhstan

Аннотация

Актуальность исследования компетенции субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан связана с недостаточным нормативно-правовым закреплением функциональной составляющей соответствующих органов, общественных организаций и граждан в вопросах, касающихся предупреждения и профилактики домашнего насилия. Исследование указанного вопроса актуально и для Российской Федерации, где принятие закона о профилактике семейно-бытового насилия все еще не реализовано.

Постановка проблемы: проблематика иссле-

Annotation

The relevance of the study of the competence of the subjects of countering domestic violence in the Republic of Kazakhstan is associated with insufficient regulatory and legal consolidation of the functional component of the relevant bodies, public organizations and citizens in matters related to the prevention and prevention of domestic violence. The study of this issue is also relevant for the Russian Federation, where the adoption of the law on the prevention of domestic violence has not yet been implemented.

The problem statement: the problems of the study are due to the fact that the Kazakh legisla-

* Ранее - начальник учебно-методического центра Коста-найской академии МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева.

** Previously, he was the head of the training and methodological center of the Kostanay Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Kazakhstan named after Shrakbek Kabylbayev.

дования обусловлена тем, что казахстанское законодательство, регламентирующее участие государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан Республики Казахстан, осуществляющих профилактику домашнего насилия, является недостаточно полным: наблюдаются пробелы в законодательстве, требующие восполнения. В Российской Федерации указанный вопрос также не разрешен, что связано с отсутствием законодательного регулирования профилактики семейно-бытового насилия.

Цель исследования: раскрытие особенностей функционального и компетентностного содержания деятельности субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан; установление существующих в исследуемой сфере проблем и выработка рекомендаций и перспективных направлений их устранения.

Методы исследования: методы анализа, синтеза; функциональный, системно-структурный, формально-логический методы.

Результаты и ключевые выводы: предложено деление субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан на четыре группы: 1) специально уполномоченные органы в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия; 2) другие органы и учреждения, на которые возлагаются функции по осуществлению мероприятий в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия; 3) общие и специализированные службы поддержки пострадавших от домашнего насилия; 4) граждане Республики Казахстан. Рекомендована конкретизация функций органов первой группы. Обоснована целесообразность внесения изменений в наименование ст. 8 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-1У «О профилактике бытового насилия» с указанием на компетенцию комиссий по делам женщин и семейно-демографической политике. Определены перспективы дальнейших исследований с учетом выявленных проблем, в том числе связанных с необходимостью или же отсутствием целесообразности обязывания отдельных субъектов сообщать в органы внутренних дел Республики Казахстан о выявленных ими фактах домашнего насилия, а также с конкретизацией в действующем казахстанском законодательстве компетенции граждан в сфере противодействия домашнему насилию.

tion regulating the participation of state bodies, local self-government bodies, organizations and citizens of the Republic of Kazakhstan engaged in the prevention of domestic violence is not complete enough: there are gaps in legislation that need to be filled. In the Russian Federation, this issue is also not resolved, which is due to the lack of legislative regulation of the prevention of domestic violence.

The purpose of the study: to reveal the features of the functional and competence content of the activities of the subjects of countering domestic violence in the Republic of Kazakhstan; to identify existing problems in the field under study and to develop recommendations and promising directions for their elimination.

The research methods: methods of analysis, synthesis; functional, system-structural, formal logical methods.

The results and key conclusions: it is proposed to divide the subjects of countering domestic violence in the Republic of Kazakhstan into four groups: 1) specially authorized bodies in the field of prevention and prevention of domestic violence;

2) other bodies and institutions entrusted with the functions of implementing measures in the field of prevention and prevention of domestic violence;

3) general and specialized support services for victims of domestic violence; 4) citizens of the Republic of Kazakhstan. The specification of the functions of the organs of the first group is recommended. The expediency of amending the title of Article 8 of the Law of the Republic of Kazakhstan dated December 4, 2009 No. 214-IV «On the prevention of domestic violence» with an indication of the competence of the commissions on women's affairs and family and demographic policy is substantiated. The prospects for further research are determined taking into account the identified problems, including those related to the need or lack of expediency of obliging individual subjects to report to the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan about the facts of domestic violence they have identified, as well as with the specification in the current Kazakh legislation of the competence of citizens in the field of countering domestic violence.

Ключевые слова: домашнее насилие; бытовое насилие; профилактика домашнего насилия; субъекты предупреждения домашнего насилия; классификация субъектов профилактики домашнего насилия.

Keywords: domestic violence; domestic violence prevention; domestic violence prevention subjects; classification of domestic violence prevention subjects.

118

Важным в теории и практике противодействия административным правонарушениям является четкое определение круга субъектов, к полномочиям которых отнесено осуществление этой деятельности, и роли, которая им отведена согласно действующему законодательству. В ракурсе исследования компетенции субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан это означает установление круга таковых лиц и органов, определение их функционала, правомочий и специфики функционирования в рамках, предусмотренных п. 5 ст. 1 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» и гл. 2 «Субъекты профилактики бытового насилия» Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-1У «О профилактике бытового насилия»1 (далее — Закон РК № 214).

В рамках данной статьи планируется проанализировать специфику противодействия домашнему насилию в контексте осуществления предусмотренных Законом РК № 214 профилактических мероприятий, реализуемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Республики Казахстан для достижения цели предупреждения и пресечения насилия в быту, а также установления и устранения детерминант совершения насильственных действий в семейно-бытовых отношениях.

Следует оговориться, что в данном случае противодействие домашнему насилию и профилактика домашнего насилия будут рассматриваться как элементы единой терминосисте-мы, — выбор этих категорий и формулировок обусловлен особенностями категориального аппарата казахстанского законодательства, а также национальной правовой доктрины. Учитывая изложенное, далее речь пойдет о субъектах профилактики домашнего насилия в Республике Казахстан в контексте упомянутого Закона РК № 214, в том числе в ракурсе сличения специфики предлагаемого к установлению правового статуса органов профилактики домашнего насилия, в том числе в контексте значимости принятия в России соответствующего закона. В целях унификации понятий в статье будет использована формулировка «домашнее насилие», под которым предлагается понимать «умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере се-мейно-бытовых отношений в отношении другого лица (других лиц), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания, выраженное в фор-

1 О профилактике бытового насилия: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-1У (с изм. и доп. по сост. на 07.07.2020) // Казахстанская правда. 2009. № 293 (26037).

ме нецензурной брани, оскорбительного приставания, унижения, повреждения предметов домашнего обихода, и совершение других действий, выражающих неуважение к лицам, состоящим с правонарушителем в семейно-быто-вых отношениях, нарушающих их спокойствие, если это деяние не содержит признаков уголовно наказуемого» [1, с. 134].

Исходя из положений гл. 2 Закона РК № 214, можно выделить четыре группы субъектов, осуществляющих мероприятия, направленные на предотвращение и противодействие домашнему насилию, а именно:

1) специально уполномоченные органы в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия;

2) другие органы и учреждения, на которые возлагаются функции по осуществлению мероприятий в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия;

3) общие и специализированные службы поддержки пострадавших от домашнего насилия;

4) граждане Республики Казахстан.

Специально уполномоченными органами

в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия, отнесенными к субъектам первой группы, следует считать поименованные в положениях ст. 6, 7 Закона РК № 214 Правительство Республики Казахстан, а также местные представительные и исполнительные органы соответственно. Функциональное наполнение деятельности этих субъектов основывается преимущественно на реализации задач по формированию, выработке и внедрению основных направлений государственной политики в сфере профилактики домашнего насилия, а также осуществлению координации взаимодействия между иными субъектами.

К числу субъектов второй группы — иных органов и учреждений, на которые возлагаются функции по осуществлению мероприятий в сфере предотвращения и профилактики домашнего насилия, — относятся комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике (ст. 8); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 9); органы внутренних дел (ст. 10); уполномоченный орган в области образования (ст. 11); уполномоченный орган в области здравоохранения (ст. 12) и организации здравоохранения (ст. 13).

Здесь следует обратить внимание на терминологическую неточность: в наименовании ст. 8 Закона РК № 214 отсутствует формулировка «компетенция», хотя содержательно данное положение сходно с иными нормами гл. 2 Закона РК № 214, которые и в наименовании, и в содержании содержат указание на ком-петентностное содержание деятельности соответствующего органа. В связи с указанным

представляется целесообразным рекомендовать изменить название ст. 8 Закона РК № 214, изложив его следующим образом: «Компетенция комиссий по делам женщин и семейно-демогра-фической политике».

В рамках определения функционала субъектов второй группы следует упомянуть о заявлении депутата, одного из разработчиков нового законопроекта о профилактике домашнего насилия в Казахстане, И. Унжаковой, отмечавшей, что закон, «принятый в 2009 году, фактически не работает, и перелома в преодолении бытового насилия достичь не удалось. Действующие нормы ориентированы на деятельность по случившимся фактам и их последствиям» [3]. Указанное проистекает из того, что «...сегодня практически вся ответственность и нагрузка по преодолению домашнего насилия возложена на органы внутренних дел. Роль всех остальных центральных органов власти, как субъектов профилактики, ограничена формальным участием в межведомственном взаимодействии» [3].

С таким мнением сложно согласиться в безоговорочном порядке. Действительно, роль органов внутренних дел Республики Казахстан в профилактике домашнего насилия очень высока: по официальным данным, в течение 2020 г. в казахстанские органы внутренних дел поступило более 2,5 тыс. обращений о совершении насилия в семейно-бытовых отношениях2. Для сравнения, за 9 месяцев 2019 г. по ст. 73 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан3 в суды Республики поступило 19 331 дело4. Однако, как свидетельствует статистика, приведенная Организацией Объединенных Наций со ссылкой на службу доверия общественного движения #НемолчиК7, за первый месяц карантина и вынужденной изоляции населения (март 2020 г.) количество обращений в упомянутую службу относительно случаев домашнего насилия возросло с 10,1 тыс. до 12,5 тыс. сообщений5, что в десятки раз больше обращений в правоохранительные органы за аналогичный период.

2 Информация МВД Республики Казахстан за 2020 г. о проблемах бытового насилия. URL: https://www.hrw.org/sites/default/ files/supporting_resources/kaz_interior_ministry_replytohrw.pdf (дата обращения: 29.09.2021).

3 Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 г. № 235-V (с изм. и доп. по сост. на 02.07.2021) // Казахстанская правда. 2014. № 135 (27756).

4 Информация Верховного Суда Республики Казахстан за первые 9 месяцев 2019 г. о проблемах бытового насилия. URL: https://www.hrw.org/sites/default/files/supporting_resources/ kaz_supremecourt_responsetorequest_11oct2019.pdf (дата обращения: 29.09.2021).

5 Новости ООН. Бытовое насилие в Казахстане: «Все это сва-

лилось на нас буквально за месяц». URL: https://news.un.org/ru/

interview/2020/05/1377672 (дата обращения: 17.10.2021 г.)

Несмотря на высокую значимость деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан в профилактике домашнего насилия, спорным остается момент относительно допустимости проведения сотрудниками полиции профилактических бесед между участниками домашнего насилия «в служебных помещениях субъектов профилактики бытового насилия» (ч. 3 ст. 19 Закона РК № 214), в том числе в помещениях кризисных центров. Как отмечается в материалах правозащитной организации Human Rights Watch, это «серьезно противоречит интересам защиты прав лиц, переживших насилие, и требованиям о приоритетном обеспечении их безопасности, конфиденциальности и благополучия»6. Действительно, международные стандарты оказания услуг лицам, пережившим домашнее насилие, предусматривают недопустимость проведения профилактических мероприятий при отсутствии гарантий безопасности потерпевших7 [9].

В то же время с тезисом И. Унжаковой отчасти следует согласиться: органы внутренних дел Республики Казахстан действительно осуществляют наибольший объем работы по предотвращению и предупреждению домашнего насилия. При этом в законодательстве Казахстана отсутствует четкий перечень уполномоченных подразделений органов внутренних дел Республики Казахстан, принимающих меры по предотвращению домашнего насилия; а в казахстанской правовой доктрине к таким относят местную полицейскую службу Республики Казахстан, службы по делам несовершеннолетних, службы участковых инспекторов полиции Казахстана [2, с. 112], в связи с чем значимым представляется раскрыть содержание их компетенции относительно противодействия домашнему насилию.

Так, уполномоченные представители полиции могут противодействовать анализируемому негативному социальному явлению посредством его предупреждения, прекращения, осуществления административно-юрисдик-ционной деятельности в отношении субъектов правонарушения, принятия срочных запретительных предписаний путем составления протоколов об административных правонарушениях, применяя при этом средства административного принуждения в соответствии с законодательством.

6 Human Rights Watch: Казахстан: недостаточная помощь для переживших домашнее насилие. Обеспечить пострадавшим защиту, доступ к правосудию и услугам. URL: https://www.hrw.org/ru/ news/2019/10/17/334789 (дата обращения: 19.10.2021).

7 Combating violence against women: minimum standards for support services. Strasbourg: Directorate General of Human Rights and Legal Affairs Council of Europe, 2008.

120

Административно-правовой статус участковых инспекторов полиции Республики Казахстан закрепляет приказ Министерства внутренних дел Республики Казахстан от 29 декабря 2015 г. № 1095, согласно которому участковые инспекторы полиции ставят на превентивный учет и в пределах своей компетенции проводят профилактическую работу с лицами, склонными к совершению домашнего насилия, а также лицами, совершившими правонарушение либо посягавшими на совершение правонарушения8.

К основным задачам местной полицейской службы в структуре Министерства внутренних дел Республики Казахстан отнесено выявление фактов домашнего насилия, а также установление причин и условий, способствующих их совершению. Однако непосредственно в законодательстве это положение не отражено, что требует совершенствования нормативного правового регулирования.

Среди подразделений полиции основным органом в сфере предотвращения и противодействия домашнему насилию является служба участковых инспекторов полиции, поскольку большинство полномочий, определенных в ст. 10 Закона РК № 214, коррелирует с полномочиями указанной службы. Именно участковые инспекторы полиции принимают превентивные меры, предусмотренные законодательством и направленные на предотвращение, а также профилактику правонарушений, связанных с домашним насилием. Одним из основных направлений их деятельности является реализация мер по прекращению домашнего насилия через проведение профилактической

8 Об утверждении Правил организации деятельности участковых инспекторов полиции, ответственных за организацию работы участкового пункта полиции, участковых инспекторов полиции и их помощников: приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 29 декабря 2015 г. №1095 [Электронный ресурс]. URL: https:// adilet.zan.kz/rus/origins/V1500013004 (дата обращения: 19.10.2021).

Список литературы:

1. Акимжанов Е. С. Административно-правовые методы предупреждения и пресечения домашнего насилия в Казахстане // Международный юридический журнал. 2021. Т. 4. № 5.

2. Асанов Ж. К. Теоретико-прикладные проблемы предупреждения и пресечения бытового насилия (криминологические и уголовно-правовые проблемы): дис. ... канд. юрид. наук. Алматы, 2010.

3. Вааль Т. Законодательство в сфере бытового насилия ужесточают в Казахстане. Семейным дебоширам будут запрещать приближаться к семье. URL: https://vlast.kz/

работы, составление административных протоколов и принятие срочных запретительных предписаний.

К третьей группе субъектов противодействия домашнему насилию можно отнести органы, функционирующие в сфере образования и здравоохранения (ст. 11—13 Закона РК № 214), а также организации по оказанию помощи, деятельность которых урегулирована ст. 15 Закона РК № 214. Однако для более корректного разделения функций к органам указанной группы мы будем относить только те организации, компетенция которых ориентирована исключительно на работу с потерпевшими.

К проблемам функционирования указанных субъектов (как органов здравоохранения и образования, относящихся к числу субъектов второй группы), следует отнести то, что их обязанностью не является уведомлять «правоохранительные органы о фактах бытового насилия» [5], что требует более детального изучения на предмет соблюдения баланса между охраной тайны частной жизни и необходимостью сообщения о преступлении закона.

Что же касается четвертой группы — граждан Республики Казахстан, то в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона РК № 214 их компетенция, а также функционал в части противодействия домашнему насилию и вовсе не раскрываются. Аналогичная ситуация наблюдается и в России, где роль граждан в противодействии домашнему насилию также не конкретизирована, хотя их участие в соответствующей деятельности пре-зюмируется [4].

Завершая проведенный анализ компетенции субъектов противодействия домашнему насилию в Республике Казахстан, следует указать на то, что не все проблемы в положениях действующего казахстанского законодательства решены, что может послужить основой для дальнейших научных изысканий.

References:

1. Akimzhanov E. S. Administrativno-pravovye metody preduprezhdeniya i presecheniya do-mashnego nasiliya v Kazahstane // Mezhdu-narodnyj yuridicheskij zhurnal. 2021. T. 4. № 5.

2. Asanov Zh. K. Teoretiko-prikladnye proble-my preduprezhdeniya i presecheniya bytovo-go nasiliya (kriminologicheskie i ugolovno-pra-vovye problemy): dis. ... kand. yurid. nauk. Almaty, 2010.

3. Vaal' T. Zakonodatel'stvo v sfere bytovogo nasiliya uzhestochayut v Kazahstane. Semejnym deboshiram budut zapreshchat' priblizhat'sya k sem'e. URL: https://vlast.kz/novosti/41785-zakonodatelstvo-v-sfere-bytovogo-nasilia-uz-

поуо8и/41785-2акопоёа!е181уо-у-8Геге-bytovogo-nasi1ia-uzestocaut-v-kazahstane.html (дата обращения: 19.10.2021).

4. Ростовская Т. К, Калиев Т. Б., Завьялова Н. Б., Безвербный В. А. Профилактика насилия как фактор безопасности семьи: Российский и казахстанский опыт // Женщина в российском обществе. 2018. № 1 (86).

5. Сыздыков А. Ж., Сагымбеков Б. Ж. Сравнительно-правовой анализ административно-правовых мер профилактики бытового насилия (опыт Казахстана и России) // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2020. № 3 (61).

estocaut-v-kazahstane.html (data obrashcheni-ya: 19.10.2021).

4. Rostovskaya T. K, Kaliev T. B, Zav 'yalova N. B, Bezverbnyj V. A. Profilaktika nasiliya kak faktor bezopasnosti sem'i: Rossijskij i kazahstanskij opyt // Zhenshchina v rossijskom obshchestve. 2018. № 1 (8б).

5. Syzdykov A. Zh, Sagymbekov B. Zh. Sravnitel'no-pravovoj analiz administrativ-no-pravovyh mer profilaktiki bytovogo nasiliya (opyt Kazahstana i Rossii) // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii Respub-liki Kazahstan. 2020. № 3 (б1).

Для цитирования:

For citation:

Акимжанов Ерик Серикович. К вопросу о компетенции субъектов, осуществляющих противодействие домашнему насилию в Республике Казахстан // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 116—121.

Akimzhanov Yerik Serikovich. To the Question of the Competence of Subjects Engaged in Combating Domestic Violence in the Republic of Kazakhstan // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1 (61). P. 116-121.

121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.