Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ(НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ)'

К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ(НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ / ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ (НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ) / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимжанов Ерик Серикович

Одной из основных мер обеспечения готовности сотрудников органов внутренних дел к деятельности, связанной с профилактикой домашнего насилия (насилия в семье), является профессиональная подготовка в целом и психологическая подготовка в частности. К сожалению, процесс психологической подготовки не всегда реализуется на должном уровне, что отрицательно сказывается на качестве и результативности деятельности полиции в целом и сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан, вовлеченных в профилактику домашнего насилия (насилия в семье). Все это обуславливает необходимость оптимизации мер повышения их профессиональной квалификации и психолого-педагогического мастерства. В связи с указанным в статье анализируются особенности и проблемы реализации органами внутренних дел Республики Казахстан мер профилактики домашнего насилия (насилия в семье) в контексте значимости подготовки сотрудников указанных органов к работе с реальными или потенциальными субъектами правонарушений, посягающих на защищенность участников семейно-бытовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SPECIAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ENGAGEDIN THE PREVENTION OF DOMESTIC VIOLENCE

One of the main measures to ensure the readiness of law enforcement officers for activities related to the prevention of domestic violence (domestic violence) is vocational training in general and psychological training in particular. Unfortunately, the process of psychological training is not always implemented at the proper level, which negatively affects the quality and effectiveness of the activities of the police as a whole and the employees of the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan involved in the prevention of domestic violence (domestic violence). All this makes it necessary to optimize measures to improve their professional qualifications and psychological and pedagogical skills. In connection with the above, the article analyzes the features and problems of the implementation by the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan of measures to prevent domestic violence (domestic violence) in the context of the importance of training employees of these bodies to work with real or potential subjects of offenses that infringe on the security of participants in family and domestic relations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ(НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ)»

К вопросу о специальной подготовке сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющих профилактику домашнего насилия (насилия в семье)

ЕРИК СЕРИКОВИЧ АКИМЖАНОВ,

адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: Er.ema@bk.ru

On the Issue of Special Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Republic of Kazakhstan Engaged in the Prevention of Domestic Violence

ERIK SERIKOVICH AKIMZHANOV,

Adjunct of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagog^al Staff) Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: Er.ema@bk.ru

УДК342

Аннотация. Одной из основных мер обеспечения готовности сотрудников органов внутренних дел к деятельности, связанной с профилактикой домашнего насилия (насилия в семье), является профессиональная подготовка в целом и психологическая подготовка в частности. К сожалению, процесс психологической подготовки не всегда реализуется на должном уровне, что отрицательно сказывается на качестве и результативности деятельности полиции в целом и сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан, вовлеченных в профилактику домашнего насилия (насилия в семье). Все это обуславливает необходимость оптимизации мер повышения их профессиональной квалификации и психолого-педагогического мастерства. В связи с указанным в статье анализируются особенности и проблемы реализации органами внутренних дел Республики Казахстан мер профилактики домашнего насилия (насилия в семье) в контексте значимости подготовки сотрудников указанных органов к работе с реальными или потенциальными субъектами правонарушений, посягающих на защищенность участников семейно-бытовых отношений.

Annotation. One of the main measures to ensure the readiness of law enforcement officers for activities related to the prevention of domestic violence (domestic violence) is vocational training in general and psychological training in particular. Unfortunately, the process of psychological training is not always implemented at the proper level, which negatively affects the quality and effectiveness of the activities of the police as a whole and the employees of the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan involved in the prevention of domestic violence (domestic violence). All this makes it necessary to optimize measures to improve their professional qualifications and psychological and pedagogical skills. In connection with the above, the article analyzes the features and problems of the implementation by the internal affairs bodies of the Republic of Kazakhstan of measures to prevent domestic violence (domestic violence) in the context of the importance of training employees of these bodies to work with real or potential subjects of offenses that infringe on the security of participants in family and domestic relations.

Ключевые слова и словосочетания: домашнее насилие; насилие в семье; профилактика правонарушений в семейно-бытовых отношениях; профилактика домашнего насилия (насилия в семье); специальная подготовка сотрудников ОВД.

Keywords and phrases: domestic violence; domestic violence; prevention of offenses in family and domestic relations; prevention of domestic violence (domestic violence); special training of police officers.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан (далее — ОВД РК) в вопросах профилактики домашнего насилия (насилия в семье) имеет повышенную сложность и контрастно выраженную предупредительную направленность, требует обеспечения общественного порядка и тесного взаимодействия с органами и службами социально-психологической помощи, предупреждения и пресечения правонарушений в семейно-бытовых отношениях и других антиобщественных проявлений.

С целью качественной подготовки сотрудников ОВД РК к выполнению функциональных обязанностей введен ряд организационных мероприятий, позволяющих отследить и скорректировать готовность полицейского к осуществлению служебной деятельности. Одной из основных мер обеспечения таковой готовности является профессиональная подготовка в целом и психологическая подготовка в частности. Не исключением является организация соответствующего направления работы с теми сотрудниками ОВД РК, непосредственная деятельность которых связана с профилактикой домашнего насилия (насилия в семье), а также с применением общих и специальных мер к лицам, совершившим административные правонарушения и/или преступления, посягающие на семейно-бытовые отношения.

Успешное выполнение сотрудником ОВД РК задач по профилактике домашнего насилия зависит от уровня профессиональной подготовки в целом, умелых и активных действий в период служебной деятельности, а также психологической готовности. В свою очередь, психологическую готовность сотрудника ОВД РК можно определить как совокупность качеств и свойств личности, которая вызывает состояние мобилизованности психики и настроенности на наиболее целесообразные, активные и решительные действия в сложных или опасных для жизни и здоровья условиях исполнения служебных обязанностей [1, с. 46].

В контексте осуществления деятельности, направленной на обеспечение административно-правовой защиты от домашнего насилия (насилия в семье), значимость психологической

готовности сотрудника ОВД РК становится еще более высокой. Указанный вывод связан с тем, что, сталкиваясь регулярно с проявлениями жестокости и насилия, правоохранители рано или поздно обретают такие черты, как циничность и хладнокровие, что позволяет сохранить устойчивость психики, однако повышает риски профессиональной деформации и эмоционального выгорания.

В то же время при осуществлении полицейским деятельности, направленной на профилактику домашнего насилия (насилия в семье), равнодушие и отсутствие вовлеченности, а также понимания острых психоэмоциональных проявлений жертв насильственных деяний могут усилить нравственные страдания жертв насилия в семейно-бытовых отношениях. Тем самым актуализируется значимость специальной подготовки сотрудников ОВД РК, осуществляющих профилактику домашнего насилия (насилия в семье).

Целью статьи выступает исследование особенностей специальной подготовки сотрудников ОВД РК, осуществляющих профилактику домашнего насилия (насилия в семье).

Обращаясь к сущности и особенностям специальной подготовки сотрудников ОВД РК, осуществляющих профилактику домашнего насилия (насилия в семье), следует отметить, что все действия, в том числе носящие профилактический характер и направленные на достижение задач общей и индивидуальной превенции, сотрудники правоохранительных органов осуществляют на основании соответствующих нормативных документов1, а потому, по мнению казахстанских и российских ученых, принципы, способы и рекомендации по осуществлению профилактической деятельности в семейно-бытовых отношениях и при работе с деструктивными семьями, следует разрабатывать на основании правовой теории деятельности полиции [5, с. 68; 6, с. 104].

Согласно положениям Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 г. № 199-У «Об органах внутренних дел Республики Казахстан»

1 Об органах внутренних дел Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 23 апреля 2014 г. № 199-У // Егемен аза стан. 2014. № 80 (28304).

на сотрудников ОВД РК возложен ряд функций, среди которых осуществление общих, специальных и индивидуальных мер профилактики правонарушений. При этом согласно ст. 10 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-ГУ «О профилактике бытового насилия»1 ОВД РК в том числе включены в круг субъектов, осуществляющих профилактическую деятельность в семейно-бытовых отношениях с целью предупреждения и пресечения домашнего насилия, а также применения общих и специальных мер реагирования в случае, если домашнее насилие имело место быть или риски его совершения реальны и высоки.

Учитывая специфику служебной деятельности, сотрудники ОВД РК, осуществляющие профилактическую деятельность, являются первой линией обороны общества в противостоянии противоправным явлениям в се-мейно-бытовых отношениях, они находятся в эпицентре не только социальных, но и семейных конфликтов, а потому должны быть ориентированы на конструктивное их разрешение и подготовлены к работе с лицами, чье психоэмоциональное состояние крайне обострено в связи с насильственными проявлениями в собственный адрес в рамках семейных отношений — сферы жизни, в которой человек традиционно раскрывается, ищет доверия и теплоты, а потому столкновение с любыми проявлениями противоправных и жестоких деяний носят максимально разрушительный характер.

Анализ научной литературы и специфики служебной деятельности сотрудников ОВД РК, в том числе вовлеченных в осуществление профилактики домашнего насилия (насилия в семье), свидетельствует, что отличительными чертами указанной деятельности являются:

— социальная и государственная значимость;

— высокая физическая, интеллектуальная и эмоциональная напряженность;

— более жесткая по сравнению с другими профессиями регламентация и правовое регулирование отношений между участниками профилактической деятельности;

— высокий общественный и публичный контроль, а также морально-психологическое давление со стороны средств массовой информации и общества в случае, если ситуации с домашним насилием (насилием в семье) приобретают высокий общественный резонанс;

1 О профилактике бытового насилия: Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 г. № 214-ГУ // Егемен аза стан. 2009. № 416-418 (25815).

— необходимость выполнения обязанностей в разных временных интервалах;

— высокая степень сотрудничества с иными специальными службами в процессе профилактической деятельности;

— частое изменение одних видов действий на другие, что связано с различной оперативной обстановкой и целесообразностью выбора мер реагирования на факты возможного, совершенного или совершаемого домашнего насилия (насилия в семье) [3, с. 56].

Служебная деятельность сотрудников ОВД РК при осуществлении профилактической деятельности в рамках обеспечения административно-правовой защиты от домашнего насилия (насилия в семье) предполагает постоянные контакты и общение с разными слоями населения. Однако постоянно приходится взаимодействовать с самыми сложными в социальном плане слоями населения (субъектами, находящимися под влиянием алкоголя или наркотических веществ; эмоционально возбужденными; имеющими постоянные или сиюминутно возникшие психические расстройства как реакцию на насильственные деяния; социально или в силу возраста либо физических особенностей незащищенными от проявлений насилия). Таким лицам присуще наличие социально неодобряемых моделей поведения, будь то жертвы насилия или субъекты, его совершающие; зачастую в острой фазе разниться будет лишь степень выраженности таковых аспектов поведения, к числу которых относится неуправляемость, агрессивность, скрытый характер противоправной деятельности или желание скрыть обстоятельства насильственных проявлений, противоборство и враждебное отношение к представителям власти.

В ряде случаев служебное общение с жертвами насильственных деяний или субъектами, совершившими домашнее насилие (насилие в семье), носит вынужденный, а иногда навязанный характер; оно происходит в условиях расхождения интересов и несогласия сторон, дефицита информации и времени, а также при высокой степени конфликтности. Налаживание коммуникации при контакте с такими лицами требует сформированности у сотрудников ОВД РК соответствующих умений и навыков [4, с. 76].

Учитывая специфику нашего исследования, нужно отметить, что профессиональная готовность сотрудника ОВД РК к осуществлению служебной деятельности, направленной на профилактику домашнего насилия, напрямую зависит от развития коммуникативных умений, которые в ряде ситуаций способствуют эффективному выполнению служебных задач.

При этом обработка статистических данных по вызовам, поступающим в ОВД РК, свидетельствует, что значительное их количество приходится на разрешение именно семейно-бытовых конфликтов. Главной задачей сотрудников ОВД РК при вызове по поводу семейной ссоры, в том числе грозящей возникновением или связанной с реализацией насильственных действий в семейно-бытовых отношениях, является контроль ситуации и оказание помощи для ее решения. Необходимо выяснить причины и детерминанты, приведшие к возникновению конфликтной ситуации. Сложность таких задач состоит в том, что стороны конфликта находятся в состоянии эмоционального возбуждения. Высока вероятность того, что они направят свою агрессию против представителей закона, что свойственно не только субъектам, совершающим домашнее насилие (насилие в семье), но и жертвам этих насильственных проявлений.

Фактически, вмешиваясь в семейные конфликты, в том числе грозящие переходом или перешедшие в стадию насильственных деяний по отношению к членам семьи или иным лицам, сотрудники ОВД РК должны соблюдать определенные правила, а именно: результаты должны быть приемлемыми для обеих сторон; следует минимизировать возможность повторного возникновения конфликтной ситуации; вмешательство в конфликт должно базироваться исключительно на правовых основаниях. В таких условиях высокую значимость приобретает специальная подготовка сотрудников ОВД РК для работы по профилактике семейно-бытовых конфликтов и домашнего насилия (насилия в семье).

Результаты проведенного нами опроса сотрудников подразделений ОВД РК, вовлеченных в профилактику домашнего насилия (насилия в семье), позволяют заключить, что процесс профессионального обучения должностных лиц требует активизации и внедрения новейших и интересных методов обучения. Указанное связано с тем, что при проведении занятий в системе служебной подготовки приходится наблюдать пассивность и безразличие персонала к предложенной для изучения тематике. К сожалению, такое отношение приводит к формированию репродуктивного способа решения профессиональных задач, недостаточного объема и качества усвоенных знаний и сложившихся профессиональных умений, пассивности и низкого уровня мотивации к профессиональной деятельности.

Важно помнить, что главной задачей психологической подготовки должно являться обеспечение эффективности профессиональной

деятельности сотрудников ОВД РК на основе использования психологических средств, методов, техник и технологий. Основа психолого-педагогической концепции подготовки должна базироваться на прикладном обучении, формировании не только знаний по психологии, но и практическом обучении относительно умения их применения и развития профессиональных и личностных качеств.

Учитывая психологические особенности и сущность профессиональной деятельности сотрудников ОВД РК при осуществлении профилактики домашнего насилия (насилия в семье), можно заключить, что их психологическая готовность является комплексным, динамическим и психическим образованием, состоящим из следующих компонентов:

1) мотивационного, который нужно рассматривать как сложную систему мотивов, активизирующую и направляющую профессиональную деятельность личности сотрудника ОВД РК на достижение значимых результатов в своей служебной деятельности, связанной с профилактикой домашнего насилия (насилия в семье);

2) ориентационного, определяемого сфор-мированностью психических познавательных процессов;

3) эмоционально-волевого, характеризующегося эмоциональным фоном и волевыми качествами личности, в том числе ответственным и положительным отношением к выполнению своих обязанностей, настойчивостью в достижении определенной цели, наличием соответствующих навыков саморегуляции;

4) личностно-операционального, включающего необходимые для эффективности служебной деятельности профессиональные качества (самоконтроль, сильный тип нервной системы, дисциплинированность, эмоциональная гибкость, ответственность, коммуникабельность, тактичность, дипломатичность и т. п.) и характеризующегося определенным уровнем развития профессиональных знаний, умений и навыков на выполнение возложенных задач;

5) оценочно-рефлексивного, проявляющегося в самоанализе сотрудником ОВД РК результатов собственной профессиональной деятельности и характеризующегося самоизучением, самоанализом, самоконтролем, самооценкой и коррекцией этой деятельности.

Следует помнить, что успешное выполнение задач сотрудниками ОВД РК профилактической деятельности, направленной на предупреждение и пресечение домашнего насилия (насилия в семье), зависит от уровня их профессиональной подготовки, умелых и активных

действий во время профессиональной деятельности, а также психологической готовности.

С целью изучения психологических особенностей подготовки и их влияния на готовность к профессиональной деятельности наиболее целесообразно, по нашему мнению, использовать личностно-деятельностный подход, одним из основных принципов которого является утверждение, что разносторонне развитая личность формируется в разных видах деятельности. Этот подход обеспечивает активизацию самовоспитания, самоорганизации, самообразования, саморазвития, позволяет определять

и обосновывать условия формирования профессиональных и личностных качеств одновременно [2, с. 79].

Исходя из указанного, психологические особенности подготовки и готовности сотрудников ОВД РК к профилактике домашнего насилия (насилия в семье) состоят в формировании личностных качеств, необходимых им для успешной адаптации в профессиональной среде; формировании необходимого профессионального опыта и трансформации его в личностные ценностные ориентации; усвоении профессиональных знаний и развитии необходимых умений и навыков.

Список литературы:

1. Адаев А. И. Оценка и прогноз психологической готовности сотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: дис. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2004.

2. Гладков А. В., Прохорова М. П., Ваганова О. И. Личностно-деятельностный подход к профессиональному образованию // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3.

3. Евсикова Е. В. Органы внутренних дел как субъект предупреждения домашнего насилия // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2016. № 4.

4. Олейник В. И. Актуальные проблемы совершенствования законодательства Республики Казахстан по профилактике и пресечению правонарушений в сфере се-мейно-бытовых отношений // Вестник Карагандинского университета. Серия «Право». 2021. № 2 (102).

5. Рахимбердин К. Х., Гета М. Р. Теоретические и правовые аспекты противодействия бытовому насилию в законодательстве Республики Казахстан: проблемы и перспективы // Вестник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. 2021. № 3 (66).

6. Струков В. А. Оптимизация административно-правового регулирования деятельности участкового уполномоченного полиции по профилактике правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 1 (84).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.