Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). № 4. - С. 56-68.
УДК 342.951:343.8
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
Евсикова Е. В.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
В статье проводится анализ актуальной для общества и государства проблемы домашнего насилия, приводятся статистические данные, изучается состояние научной разработки вопросов участия органов внутренних дел в системе профилактики домашнего насилия. Автор предлагает собственное понятие «домашнее насилие» и «предупреждение домашнего насилия», а также классификацию субъектов предупреждения домашнего насилия. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что основным субъектом в сфере предупреждения домашнего насилия являются органы внутренних дел и, прежде всего, полиция.
Ключевые слова домашнее насилие, предупреждение домашнего насилия, субъекты предупреждения домашнего насилия, органы внутренних дел.
Актуальность темы. Домашнее насилие - серьезная и актуальная проблема современности, решение которой требует разработки и реализации комплекса профилактических мер как со стороны государства, так и общества.
В своих выступлениях Президент России В. В. Путин неоднократно обращал внимание на необходимость обеспечения и защиты законных интересов граждан в целом и в сфере семейных отношений в частности [1; 2; 3; 4]. Среди основных вызовов, угрожающих основополагающему неотчуждаемому праву на жизнь, Уполномоченный по правам человека в РФ выделил бытовое и домашнее насилие
[4].
Министр внутренних дел РФ В. А. Колокольцев, выступая на заседаниях коллегий МВД России в 2015, 2016 и 2017 гг., среди приоритетных задач органов внутренних дел (далее - ОВД, полиция) назвал профилактику правонарушений и преступлений на бытовой почве и обеспечение правопорядка в жилом секторе [6; 7; 8].
Несмотря на повышенное внимание к данной проблеме как среди представителей государственной власти, так и среди широкой общественности, статистические данные свидетельствуют о том, что количество правонарушений и преступлений в сфере домашнего насилия с каждым годом увеличивается или продолжает оставаться на опасно высоком уровне. Так, в 2015 г. участковыми уполномоченными полиции рассмотрено почти 12,7 млн. заявлений и обращений граждан, а в 2014 г. - 11 млн., пресечено 83,2 тыс. преступлений, совершённых на бытовой почве, установлены виновные по 328 тыс. преступлений, разыскано 12,5 тыс. лиц, скрывшихся от органов следствия, дознания или суда [6; 7].
Изучение статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ показывает, что в 2014 г. в суды общей юрисдикции поступило 1480 дел по
57
административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан (в 2015 г.
- 8 208), 17 172 дела (в 2015 г. - 16 596) по ст. 5.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [9], 25 954 дел (в 2015 г. - 26 042) по ст. 7.17 КоАП РФ; по преступлениям против жизни и здоровья: убийство (ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [10]) в 2014 г. поступило 11 439 дел (в 2015г. - 10 910), иные посягательства на жизнь человека (ст.ст. 106-110 УК РФ) - 2047 (в 2015 г. - 1921), умышленное причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью (ст. 111-112 УК РФ) - 53 278 (в 2015
- 50 243), иное причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью и истязания (ст. 113, 114, 117, 118 УК РФ) - 7428 дел (в 2015 - 6897), изнасилование (ст. 131 УК РФ) - 2 808 дел (в 2015 - 2 733) [11-14].
В тоже время, в силу высокой степени латентности домашнего насилия, эти данные в определенной степени условны, а совершение актов домашнего насилия можно выделить как в контексте административных правонарушений, посягающих на здоровье граждан, предусмотренных главой 6 КоАП РФ, которые в большинстве случаев сопровождаются правонарушениями, предусмотренными ст. 5.51 КоАП РФ (оскорбление) и 7.17 КоАП РФ (уничтожение или повреждение чужого имущества), так и преступлений, предусмотренных ст.ст. 105, 110-113, 115-117,119, 131 УК РФ.
Как видим, информация, которую можно получить на основе данных судебной статистики, является достаточно обобщенной и не позволяет оценить масштабность указанного бедствия.
Основной текст. Проблема домашнего насилия и его предупреждения имеет мировые масштабы, охватывает все страны мира независимо от государственно-правовых форм или уровня социально-экономического развития. Так, во многих государствах приняты специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере предупреждения семейного (домашнего, семейно-бытового) насилия ((США (1994 г.), Германия и Украина (2001 г.), Великобритания (2004 г.), Грузия (2006 г.), Казахстан (2009 г.), Азербайджан (2010 г.), Таджикистан (2013 г.), Белоруссия (2014 г.) и т. д.).
Наша страна встала на путь предупреждения домашнего насилия в 1981 г. с момента вступления в силу Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин для СССР [16]. Вместе с тем, проблема предупреждения домашнего насилия в Российской Федерации обсуждается уже более 20-ти лет, на законодательном уровне ведется дискуссия о необходимости принятия закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» [17], однако конкретных шагов со стороны законодателя по решению данной проблемы и предупреждению домашнего насилия до сих пор не принято.
Единственным положительным аспектом в решении данной проблемы является разработка и принятие 23 июня 2016 г. Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [18], который, однако, вызвал больше вопросов в правовом регулировании данной сферы правоотношений и требует серьезной доработки и усовершенствования [19].
Сегодня в России основную помощь жертвам домашнего насилия оказывают учреждения социальной помощи и реабилитации, созданные для социального обслуживания семьи и детей, кризисные центры, которые предоставляют
58
психологические, медицинские, педагогические, социально-бытовые, юридические услуги.
Оценивая состояние научной разработки вопросов участия ОВД в системе профилактики домашнего насилия, необходимо отметить, что проблема его предупреждения активно изучается в России более 20-ти лет представителями различных областей знаний.
Так, медико-социальные аспекты насилия в отношении женщин и приоритетные направления его профилактики насилия в семье, медико-социальная помощь пострадавшим, особенности судебно-медицинской экспертной оценки вреда, причиненного здоровью, в случаях насилия в семье рассмотрены Рудневым А. О. [20], Кирьяновым В. М., Задарновским А. Л.; социальные и социологические проблемы дисфункции в семье рассмотрены Писклаковой-Паркер М. П., Сошниковой И. В. [21]; уголовно-правовые, криминологические и виктимологические аспекты насилия в семье отражены в работах Колпаковой Л. А. [22], Фатеева А. Н.[23], Зарубиной К. Д. [24], Лихачевой О. В, Отабоевой Л. О., Сидоренковой Т. А., Шакиной В. А., Штефан А. В.; особенности расследования преступлений, связанных с домашним насилием, раскрыты Пащенко А. С. [25] и т. д.
В тоже время непосредственно ОВД как субъект предупреждения домашнего насилия являются предметом административно-правового исследования в единичных случаях. Так, Равнюшкиным А. В. исследованы административно-правовые средства предупреждения и пресечения ОВД правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений [26].
В научных публикациях, законодательных актах для обозначения исследуемого явления используются категории «семейное насилие», «семейно-бытовое насилие», «насилие в отношении женщин и детей», «домашнее насилие», «насилие в семье» и т. д. В рамках данной публикации считаем правильным применить понятие «домашнее насилие» [15] как наиболее полно отражающее содержание и сущность данного деструктивного явления, поскольку термин «семейное насилие» или «семейно-бытовое насилие» ограничивает данные противоправные деяния рамками семейных отношений, в круг которых не могут входить отношения между партнерами, сожителями и т. д. Получается ситуация, в которой семья как основная ячейка общества нуждается в надежной защите со стороны общества и государства, но реалии сегодняшнего дня таковы, что в преобладающем большинстве случаев отношения между мужчиной и женщиной строятся за рамками данного института и не подпадают под правовое регулирование семейного законодательства и определение «семьи» в традиционном для нас понимании.
В то же время термин «домашнее насилие» позволяет относить к данному явлению все варианты насилия (физического, сексуального, психологического, духовного, экономического), совершенного в рамках «дома» (комнаты, квартиры, жилого помещения и т. д.) одним лицом (агрессором) по отношению к другому лицу (жертве) в отношениях, возникающих, изменяющихся и/или прекращающихся между супругами/ бывшими супругами; близкими партнерами/ бывшими близкими партнерами; родителями или лицами их заменяющими, детьми, внуками, другими родственниками; родственниками со стороны супругов; людьми, которые живут вместе, но не состоят в браке или родстве; людьми, которые были помолвлены или собираются (собирались) пожениться.
59
Официальное понятие «домашнее насилие» закреплено в Конвенции Совета Европы «О предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием» от 11.05.2011 (Стамбульской конвенции) [27]. В ней термин «домашнее насилие» включает все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в кругу семьи или в быту, или между бывшими либо нынешними супругами, или партнерами, независимо от того, проживает или не проживает лицо их совершающее в том же месте, что и жертва [27, ст. 3].
Кроме того, Стамбульская конвенция содержит определение «насилие в отношении женщин», под которым понимается нарушение прав человека и форма дискриминации в отношении женщин, а также все акты насилия по гендерному признаку, которые приводят или могут привести к физическому, сексуальному, психологическому или экономическому ущербу или страданиям в отношении женщин, включая угрозы таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, независимо от того, происходит ли это в публичной или частной жизни [27, ст. 3].
Учитывая то, что домашнему насилию могут быть подвергнуты не только женщины, но и мужчины, а также несовершеннолетние, по нашему мнению, целесообразно использовать именно термин «домашнее насилие», а не «насилие в отношении женщин», как более общее понятие.
Обращаясь к научным исследованиям, отметим, что единого подхода в понимании термина «домашнее насилие» на сегодняшний день в юридической науке не выработано.
Так, Пащенко А. С. под «домашним насилием» понимает процесс, состоящий из противоправного, виновного, систематического физического или психического воздействия на членов семьи, осуществляемое против их воли с целью вынудить людей совершить нежелательные для них действия путем причинения боли, обиды, физического стеснения (ограничения) как угрозы или наказания [25, с. 8].
Фатеев А. Н. рассматривает «домашнее насилие» как совокупность и уголовно наказуемых, и административно наказуемых деяний, а также таких форм поведения, которые формально не являются деликтами (правонарушениями), но вступают в противоречие с общепринятым и одобряемым стандартом поведения в семье в условиях совместного проживания, и которые образуют предпосылки домашней семейной насильственной преступности [23, с. 7].
По нашему мнению, «домашнее насилие» - это противоправное деяние, представляющее собой принудительное воздействие одного лица (агрессора) в отношении другого лица - члена семьи, родственника или близкого человека (жертвы), совершаемое в физической, сексуальной, психологической, духовной, экономической форме, которое причиняет страдания последнему, включая оскорбления, угрозы совершения таких действий, шантаж, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни, подпадающее под признаки административного правонарушения или преступления. В связи с чем предлагается внести изменения в административное и уголовное законодательство с целью четкого установления и разграничения ответственности за правонарушения и преступления в сфере домашнего насилия. Кроме того, при
60
разработке соответствующего законодательства в сфере предупреждения домашнего насилия предлагаем исходить из предложенной нами дефиниции.
Вместе с тем понятие «предупреждение домашнего насилия» на сегодняшний день отсутствует. Однако, используя логику законодателя, который раскрывает это понятие как элемент деятельности по «противодействию терроризму» [28], «противодействию экстремистской деятельности» [29], «противодействию коррупции» [30], под предупреждением домашнего насилия предлагается понимать деятельность по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению домашнего насилия, в том числе внедрению социально-восстанавливающих программ для жертв домашнего насилия и корректирующих (реабилитационных) программ для лиц, его совершивших.
Таким образом, опираясь на предложенное нами понятие «предупреждение домашнего насилия», можно определить и классифицировать следующую систему субъектов, реализующих предупреждение домашнего насилия, а именно:
1. По критерию участия в формировании государственных программ в сфере противодействия домашнему насилию можно выделить: на федеральном уровне (Президент РФ; Государственная Дума и Совет Федерации; Правительство РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Уполномоченный по правам ребенка в РФ; федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют предупреждение домашнего насилия в пределах своих полномочий (Министерство внутренних дел РФ; Следственный комитет; Министерство юстиции РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство связи и массовых коммуникаций РФ; Министерство труда и социальной защиты РФ и т.д.)); на региональном уровне (органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ; Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ); на местном уровне (органы местного самоуправления муниципальных образований).
2. По критерию реализации мер предупреждения домашнего насилия, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению домашнего насилия, привлечению виновных лиц к ответственности (профилактика домашнего насилия) это органы: внутренних дел, прокуратуры, судебной власти; органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; органы и учреждения связи и массовых коммуникаций.
3. По критерию реализации мер по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию правонарушений и преступлений в сфере домашнего насилия (борьба с домашним насилием) это органы внутренних дел и прокуратуры.
4. По критерию минимизации и ликвидации последствий домашнего насилия, в том числе прохождение социально-восстанавливающих программ жертвами домашнего насилия и корректирующих (реабилитационных) программ лицами, совершившими правонарушения и преступления в сфере домашнего насилия, это: органы внутренних дел; органы и учреждения здравоохранения; органы и учреждения образования и науки; предприятия и учреждения связи и массовых коммуникаций; органы и учреждения труда и социальной защиты; органы местного самоуправления; общественные объединения и некоммерческие организации, созданные в целях противодействия домашнему насилию и оказания помощи лицам, пострадавшим от домашнего насилия, и т. д.
61
Однако, несмотря на достаточно широкий круг субъектов предупреждения домашнего насилия, в приведенной нами классификации можно выделить основного субъекта предупреждения, которым, по нашему мнению, являются ОВД и, прежде всего, полиция, куда чаще всего обращаются пострадавшие от домашнего насилия лица.
Деятельность ОВД по предупреждению домашнего насилия корреспондируется с реализацией основных функций полиции, среди которых можно выделить: защиту личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; осуществление производства по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства [31, п. 1 ст. 2].
Для выполнения задач, возложенных на ОВД в области предупреждения домашнего насилия, используется весь арсенал правовых средств, среди которых административно-правовые являются наиболее эффективными. Можно согласится с мнением Равнюшкина А. В., который считает, что административно-правовыми средствами предупреждения ОВД правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений целесообразно понимать систему административно-правовых норм и административных процедур (действий), реализуемых уполномоченными субъектами и оказывающих регулирующее воздействие на поведение граждан в сфере семейно-бытовых отношений с целью недопущения вредных его последствий и включающие в себя различные методы и способы правового регулирования [26, с. 11].
Однако в комплексе мер профилактического характера, осуществляемых полицией, приоритетное значение имеет работа с лицами, склонными к совершению правонарушений и стоящими на профилактических учетах.
В большинстве случаев именно сотрудники полиции первыми выезжают на место совершения правонарушений и преступлений в сфере домашнего насилия; в предусмотренных законодательством случаях (если деяние подпадает под признаки административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ) наделены правом применять такие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как: доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов, направление лица на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения или на медицинское освидетельствование, на состояние опьянения, привод; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях; осуществляют уголовное преследование, если совершенное деяние подпадает под признаки уголовно-наказуемого; принимают участие в исполнении и реализации всех мер индивидуальной профилактики в отношении правонарушителей.
В системе ОВД можно выделить следующие подразделения, деятельность которых непосредственно связана с выявлением, пресечением, предупреждением, раскрытием и расследованием правонарушений и преступлений в сфере домашнего насилия:
62
— подразделения патрульно-постовой службы полиции, которые в пределах своей компетенции участвуют в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти [32, пп. 7.7 п. 7];
— органы следствия и дознания, которые соответственно осуществляют предварительное следствие и дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в сфере домашнего насилия, а также уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (к частному обвинению относится умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (ч. 1 ст. 115 УК РФ); нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 УК РФ (ч. 1 ст. 116 УК РФ)) [33, ст. 38-41];
— подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, различные оперативно-профилактические мероприятия в целях стабилизации оперативной обстановки, повышения эффективности профилактической работы с лицами, склонными к совершению домашнего насилия (например, «Профилактика -БЫТ»; «БЫТ - Семья») в целях выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере домашнего насилия; выявления и постановки на профилактический учет лиц, склонных к совершению преступлений в сфере домашнего насилия; предупреждения совершения преступлений в сфере домашнего насилия и снижения уровня преступности в сфере домашнего насилия в целом [34];
— оперативные дежурные дежурных частей, которые обеспечивают прием информации о преступлениях, административных правонарушениях в сфере домашнего насилия, организовывают своевременное реагирование, составляют протоколы об административных правонарушениях по результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения; в случаях, предусмотренных ст. 28.7 КоАП РФ - выносят определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; передают или направляют материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении [35, п. 6];
— участковые уполномоченные полиции (далее - УУП), которые ведут основную работу по выявлению и предупреждению домашнего насилия, ставят на профилактический учет лиц, допускающих правонарушения в сфере бытовых отношений и представляющих опасность для окружающих, руководствуясь прежде всего приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» вместе с приложением «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (далее - Приказ МВД России № 1166) [36].
Так, пп. 63.3 п. 63 Приказа МВД России № 1166 предусмотрено, что УУП проводят индивидуальную профилактическую работу с гражданами, совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих, состоящими на профилактическом учете, которая
63
включает в себя: проведение профилактических бесед с лицами, состоящими на профилактическом учете; наблюдение за поведением лиц, состоящих на профилактическом учете, их образом жизни, кругом общения; опрос родственников лиц, состоящих на профилактическом учете, их соседей и других лиц; применение мер административного принуждения к лицам, состоящим на профилактических учетах и нарушающим законодательство Российской Федерации [36].
Кроме того, УУП ведут паспорт на административный участок, в который вносятся лица, допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющие опасность для окружающих, в котором указываются Ф. И. О. такого лица, дата и место его рождения, адрес места жительства и контактный телефон, наличие правонарушений и даты их совершения, дата постановки лица на учет и дата снятия с учета (дата продления), дата проверки.
Отметим, что в статистической отчетности МВД выделен отдельный раздел, который включает сведения о преступлениях, предусмотренных ст. 105, 111-112, 115-117, 119 УК РФ.
Кроме того, статистика МВД России фиксирует родственные связи преступника и потерпевшего, а также выделяет преступления, совершенные по бытовым мотивам («ревность, ссора, иные бытовые причины») [37, с. 143-144].
В то же время существующая сегодня в МВД России система учета правонарушений и преступлений, в том числе совершенных в сфере домашнего насилия, не лишена недостатков.
По нашему мнению, существенным пробелом этой системы учета является недостаточное количество сведений о жертве домашнего насилия и ее связях с лицом, совершившим правонарушение или преступление в сфере домашнего насилия, что не позволяет вести учет и анализ информации о жертвах домашнего насилия.
Так, раздел 2 «Сведения о преступлениях, совершенных на бытовой почве» (Форма «Профилактика» № 578) не содержит данные о преступлениях, предусмотренных ст. 107, 108, 110, 113, 114, 131 УК РФ, которые также можно отнести к преступлениям, совершенным в сфере домашнего насилия (физического, сексуального, психологического, духовного, экономического домашнего насилия) над лицом.
Таким образом, на основе проведенного анализа, можно предложить усовершенствование:
- существующих в МВД России форм учета лиц, допускающих правонарушения и преступления в сфере домашнего насилия (агрессоров), а также предложить ведение форм учета лиц, пострадавших от домашнего насилия (жертв);
- мер воздействия на лиц, совершивших правонарушения и преступления в сфере домашнего насилия, путем разработки и принятия соответствующего закона «О предупреждении домашнего насилия в Российской Федерации» и внесении изменений и дополнений в административное и уголовное законодательство в части установления ответственности за совершение домашнего насилия и применении предупредительных мер воздействия, таких как защитное предписание (выдается сотрудником полиции) и охранный ордер (выдается судом в случае нарушения агрессором требований защитного предписания и содержит более жесткие ограничения и запреты для агрессора);
64
- внутреннее и внешнее взаимодействие в системе субъектов предупреждения домашнего насилия путем разработки и нормативно-правового закрепления порядка реализации полномочий в сфере предупреждения домашнего насилия каждым субъектом.
Предложенные усовершенствования позволят получить более реальную картину в сфере домашнего насилия в Российской Федерации и будут способствовать его предупреждению, прежде всего, УУП, которые на основе имеющейся информации смогут более качественно вести профилактический учет, получать более полную информацию о жертвах домашнего насилия и правонарушителях, осуществлять предупреждение совершения правонарушений и преступлений в сфере домашнего насилия, корректировать поведение правонарушителей в случае его отклонения в сторону совершения домашнего насилия, а также позволят выделить в судебной статистике отдельную категорию административных и уголовных дел по правонарушениям и преступлениям, которые совершаются в сфере домашнего насилия.
Подводя итог, можно сказать, что именно ОВД являются основным субъектом предупреждения домашнего насилия, поскольку они первыми приезжают на вызов, общаются с жертвой домашнего насилия, в случае необходимости оказывают ей первую помощь и психологическую поддержку, применяют предусмотренные законодательством меры воздействия к правонарушителю, ведут профилактический учет таких лиц, применяют меры обеспечения по делам об административных правонарушениях или меры уголовно-процессуального обеспечения и т. д. Поэтому именно от ОВД и профессиональности их действий, а также наличия соответствующих полномочий, предусмотренных законодательством, во многом зависит эффективность предупреждения совершения актов домашнего насилия, а также реабилитация и социальная адаптация жертв домашнего насилия и корректировка поведения правонарушителей.
Однако, необходимо понимать, что в основе домашнего насилия, как правило, лежат социальные проблемы, такие как алкоголизм, наркомания, безработица. Поэтому решать данную проблему следует при активном и скоординированном участии всех субъектов предупреждения домашнего насилия, опирающихся на нормативно-правовое и ресурсное обеспечение.
Список литературы
1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. URL: http://base.garant.ru/70278636/
2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. URL: http://base.garant.ru/70534308/
3. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/587192/
4. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 1 декабря 2016 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379.
5. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 г. URL: http://ombudsmanrf. org/content/doclad2015
6. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации, генерал-полковника полиции В. А Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства 4 марта 2015 года. URL: https://mvd.ru/document/3327920.
65
7. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства 15 марта 2016 года. URL: https://mvd.ru/document/7393866
8. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А Колокольцева на расширенном заседании коллегии Министерства 09 марта 2017 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54014.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12125267/1/#block 1000.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/10108000/1/#block 1110.
11. № 1 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2014 год. Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2884.
12. № 1-АП «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об административных правонарушениях»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2015 год. Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3417/
13. № 1 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2014 год. Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2884
14. № 1 «Отчет о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел по первой инстанции»; Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2015 год. Данные судебной статистики. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.
15. Евсикова Е. В., Жигулина В. В. Особенности законодательного урегулирования предупреждения домашнего насилия в Российской Федерации и других государствах-членах Евразийского экономического союза // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2015. -№ 3 (29). - С. 21-25.
16. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.). Вступила в силу для СССР 3 сентября 1981 г. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540229/
17. Проект федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия». [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: 2014.oprf.ru>2014.oprf.ru/candidates Кандидаты).. ./211/.
18. Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ от 23.06.2016г. URL: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html.
19. Евсикова Е. В. Правовые основы профилактики административных правонарушений в Республике Крым // Евразийский юридический журнал. - 2016. - № 8 (99) - С. 148-150.
20. Руднев А. О. Медико-социальные аспекты насилия в отношении женщин в семье (распространенность, факторы риска и профилактика) : дис. .канд. мед. наук 14.02.03. - М., 2014. -194 с.
21. Сошникова И. В. Насилие в семье в современной России : социологический анализ : автореф. дис. .канд. социол. наук 22.00.04. - Екатеринбург, 2011. - 21 с.
22. Колпакова Л. А. Насилие в семье: виктимологический аспект, дифференциация ответственности и вопросы законодательной техники : автореф. дис. .канд. юрид. наук 12.00.08. - К., 2007. - 27 с.
23. Фатеев А. Н. Домашнее насилие: опыт криминологического исследования : автореф. дис. канд. юрид. наук 12.00.08. - М., 2006. - 23 с.
24. Зарубина К. Д. Социальное неблагополучие и насилие в семье (криминологическое исследование) : автореф. дис. .канд. юрид. наук 12.00.08. - М., 2013. - 24 с.
25. Пащенко А. С. Особенности расследования преступлений, связанных с домашним насилием :автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09. - Волгоград, 2005. - 25 с.
66
26. Равнюшкин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения органами внутренних дел правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений : автореф. дис. ...канд. юрид. наук 12.00.14. - М., 2015 . - 26 с.
27. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием. Стамбул, 11.V.2011. URL: http://docs.cntd.ru/document/420206767.
28. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12145408/#block 1.
29. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12127578/#block 1
30. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12164203/#block_1
31. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс] // [Режим доступа]: http://base. garant.ru/12182530/1/#block 100.
32. Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12159440/
33. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерацииот 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/12125178/1/#block_1000.
34. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/10104229/.
35. Приказ МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70195516/
36. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2013 N 27763. URL: https://69.mvd.ru/document/1044082.
37. Настольная книга участкового уполномоченного полиции (методическое пособие) / под ред. С.И. Гирько и Ю.Н. Демидова // Объединенная редакция МВД России. - М., 2013. - 384 с.
Evsikova E.V. Organs of internal affairs as subject of prevention of domestic violence // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2016. - Т. 2 (68). № 4. - Р. 57-69.
Annotation. In the article is made an analysis of the problem actual for society and the state concerning domestic violence, are provided statistical data, and is researched the state of scientific development of questions about participation of organs of internal affairs in the system of prevention of domestic violence. The author offers own concept "domestic violence" and "prevention of domestic violence", and also classification of subjects of domestic violence prevention. During the research, author comes to the conclusion, that basic subject in the field of prevention of domestic violence are organs of internal affairs and, foremost, police.
Keywords: domestic violence; prevention of domestic violence; subjects of domestic violence prevention; organs of internal affairs.
References
1. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF ot 12 dekabrja 2012 g. URL: http://base.garant.ru/70278636/
2. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF ot 12 dekabrja 2013 g. URL: http://base.garant.ru/70534308/
3. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF ot 4 dekabrja 2014 g. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/587192/
4. Poslanie Prezidenta RF V.V. Putina Federal'nomu Sobraniju RF ot 1 dekabrja 2016 g. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379.
5. Doklad Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2015 g. URL: http://ombudsmanrf. org/content/doclad2015
6. Vystuplenie Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii, general-polkovnika policii V.A Ko-lokol'ceva na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva 4 marta 2015 goda. URL: https://mvd.ru/document/3327920.
67
7. Vystuplenie Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii generala policii Rossijskoj Federacii V.A Kolokol'ceva na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva 15 marta 2016 goda. URL: https://mvd.ru/document/7393866
8. Vystuplenie Ministra vnutrennih del Rossijskoj Federacii generala policii Rossijskoj Federacii V.A Kolokol'ceva na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva 09 marta 2017 goda. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54014.
9. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah ot 30 dekabrja 2001 g. № 195-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/12125267/1/#block_1000.
10. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 g. № 63-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/10108000/1/#block_1110.
11. № 1 «Otchet o rabote sudov obshhej jurisdikcii po rassmotreniju ugolovnyh del po pervoj in-stancii»; Svodnye statisticheskie svedenija o dejatel'nosti federal'nyh sudov obshhej jurisdikcii i mirovyh sudej za 2014 god. Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2884.
12. № 1-AP «Otchet o rabote sudov obshhej jurisdikcii po rassmotreniju del ob administrativnyh pravonarushenijah»; Svodnye statisticheskie svedenija o dejatel'nosti federal'nyh sudov obshhej jurisdikcii i mirovyh sudej za 2015 god. Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3417/
13. № 1 «Otchet o rabote sudov obshhej jurisdikcii po rassmotreniju ugolovnyh del po pervoj in-stancii»; Svodnye statisticheskie svedenija o dejatel'nosti federal'nyh sudov obshhej jurisdikcii i mirovyh sudej za 2014 god. Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2884
14. № 1 «Otchet o rabote sudov obshhej jurisdikcii po rassmotreniju ugolovnyh del po pervoj in-stancii»; Svodnye statisticheskie svedenija o dejatel'nosti federal'nyh sudov obshhej jurisdikcii i mirovyh sudej za 2015 god. Dannye sudebnoj statistiki. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79.
15. Evsikova E.V., Zhigulina V.V. Osobennosti zakonodatel'nogo uregulirovanija preduprezhdenija domashnego nasilija v Rossijskoj Federacii i drugih gosudarstvah-chlenah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza / Evsikova E.V., Zhigulina V.V. - Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. - 2015. - № 3 (29). - S. 21-25.
16. Konvencija o likvidacii vseh form diskriminacii v otnoshenii zhenshhin (N'ju-Jork, 18 dekabrja 1979 g.). Vstupila v silu dlja SSSR 3 sentjabrja 1981 g. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2540229/
17. Proekt federal'nogo zakona «O preduprezhdenii i profilaktike semejno-bytovogo nasilija». [Jel-ektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: 2014.oprf.ru>2014.oprf.ru/candidates Kandidaty>.. ./211/.
18. Federal'nyj zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» № 182-FZ ot 23.06.2016g. URL: https://rg.ru/2016/06/28/profilaktika-dok.html.
19. Evsikova E.V. Pravovye osnovy profilaktiki administrativnyh pravonarushenij v Respublike Krym / Evsikova E.V. - Evrazijskij juridicheskij zhurnal. - № 8 (99) 2016. - S. 148-150.
20. Rudnev A.O. Mediko-social'nye aspekty nasilija v otnoshenii zhenshhin v sem'e (rasprostranennost', faktory riska i profilaktika) : dis. .kand. med. nauk 14.02.03 / Rudnev Aleksej Olegovich. - M., 2014. - 194 s.
21. Soshnikova I.V. Nasilie v sem'e v sovremennoj Rossii : sociologicheskij analiz : avtoref. dis. .kand. sociol. nauk 22.00.04 / Soshnikova Irina Vladimirovna. - Ekaterinburg, 2011. - 21 s.
22. Kolpakova L.A. Nasilie v sem'e: viktimologicheskij aspekt, differenciacija otvetstvennosti i voprosy zakonodatel'noj tehniki : avtoref. dis. ...kand. jurid. nauk 12.00.08 / Kolpakova Ljudmila Alekseevna. - K., 2007. - 27 s.
23. Fateev A.N. Domashnee nasilie : opyt kriminologicheskogo issledovanija : avtoref. dis. .kand. jurid. nauk 12.00.08 / Fateev Aleksandr Nikolaevich. - M., 2006. - 23 s.
24. Zarubina K.D. Social'noe neblagopoluchie i nasilie v sem'e (kriminologicheskoe issledovanie) : avtoref. dis. .kand. jurid. nauk 12.00.08 / Zarubina Ksenija Dmitrievna. - M., 2013. - 24 s.
25. Pashhenko A.S. Osobennosti rassledovanija prestuplenij, svjazannyh s domashnim nasiliem :avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk : 12.00.09 / Pashhenko Anastasija Sergeevna. - Volgograd, 2005. - 25 c.
26. Ravnjushkin A.V. Administrativno-pravovye sredstva preduprezhdenija i presechenija organami vnutrennih del pravonarushenij v sfere semejno-bytovyh otnoshenij : avtoref. dis. .kand. jurid. nauk 12.00.14 / Ravnjushkin Aleksandr Viktorovich. - M., 2015 . -26 s.
68
27. Konvencija Soveta Evropy o predotvrashhenii i bor'be s nasiliem v otnoshenii zhenshhin i domash-nim nasiliem. Stambul, 11.V.2011. URL: http://docs.cntd.ru/document/420206767.
28. Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. N 35-FZ "O protivodejstvii terrorizmu" (s izmenenijami i dopolnenijami). [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://base.garant.ru/12145408/#block_1.
29. Federal'nyj zakon ot 25 ijulja 2002 g. N 114-FZ "O protivodejstvii jekstremistskoj dejatel'nosti" (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/12127578/#block_1
30. Federal'nyj zakon ot 25 dekabrja 2008 g. N 273-FZ "O protivodejstvii korrupcii" (s izmenenijami i dopolnenijami). [Jelektronnyj resurs] // [Rezhim dostupa]: http://base.garant.ru/12164203/#block_1
31. Federal'nyj zakon ot 7 fevralja 2011 g. N 3-FZ "O policii" (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/12182530/1/#block_100.
32. Prikaz MVD RF ot 29 janvarja 2008 g. N 80 "Voprosy organizacii dejatel'nosti stroevyh po-drazdelenij patrul'no-postovoj sluzhby policii" (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/12159440/
33. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federaciiot 18 dekabrja 2001 g. N 174-FZ (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/12125178/1/#block_1000.
34. Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. N 144-FZ "Ob operativno-rozysknoj dejatel'nosti" (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/10104229/.
35. Prikaz MVD RF ot 30 aprelja 2012 g. N 389 "Ob utverzhdenii Nastavlenija o porjadke ispolnenija objazannostej i realizacii prav policii v dezhurnoj chasti territorial'nogo organa MVD Rossii posle dostavlenija grazhdan" (s izmenenijami i dopolnenijami). URL: http://base.garant.ru/70195516/
36. Prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrja 2012 g. № 1166 "Voprosy organizacii dejatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii"Zaregistrirovan v Minjuste Rossii 19.03.2013 N 27763. URL: https://69.mvd.ru/document/1044082.
37. Nastol'naja kniga uchastkovogo upolnomochennogo policii (metodicheskoe posobie) / pod red. S I. Gir'ko i Ju. N. Demidova / Obedinennaja redakcija MVD Rossii. - M., 2013. - 384 s.
69