Евсикова Елена Витальевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Жигулина Виктория Викторовна
курсант 2 курса
Крымского филиала Краснодарского университета МВД России
(e-mail: [email protected])
Особенности законодательного урегулирования предупреждения домашнего насилия в Российской Федерации
и других государствах - членах Евразийского экономического союза
В статье проводится анализ законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в сфере предупреждения домашнего насилия. Авторы выносят предложения по принятию в Российской Федерации закона о предупреждении домашнего насилия.
Ключевые слова: домашнее насилие, предупреждение домашнего насилия, защитное предписание, охранный ордер.
E.V. Evsikova, Master of Law, Senior Lecturer of the Chair of Administrative Law and Administrative Activity of the Organs of Internal Affairs of Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected];
V.V. Jigylina, 2nd year cadet of Crimea branch of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Features of legislative settlement of the prevention of domestic violence in the Russian Federation and other states - members of the Eurasian economic union
In the article the analysis of legislation of states - members of the Eurasian economic union is conducted in the field of warning of domestic violence. It is darted out authors suggestion on passing in the Russian Federation an act about warning of domestic violence.
Key words: domestic violence, warning of domestic violence, protective injunction, guard warrant.
Проблема домашнего насилия сегодня, как никогда, является актуальной и привлекает к себе внимание большого количества ученых, правозащитников, законодателей, а также простых обычных людей, прежде всего потенциальных жертв такого ужасающего бедствия современного «цивилизованного» общества, как домашнее насилие.
Отметим, что для обозначения этого страшного явления используются различные термины - как «домашнее насилие», так и «семейно-бытовое насилие» или «насилие против женщин». В данном научном исследовании будет использоваться термин «домашнее насилие», как наиболее полно, по нашему мнению, отражающий его содержание и сущность.
В последние двадцать лет во многих странах были приняты законы, устанавливающие ответственность за домашнее насилие. Специальные акты по борьбе с домашним насилием были приняты: в 1996 г. в Австрии; в 2001 г. в Германии и Украине; в 2003 г. в Кыргызстане; в 2004 г. в Великобритании и Швейцарии; в 2005 г. в Болгарии; в 2007 г. в Молдове; в 2008 г. в Словении; в 2009 г. в Казахстане; в 2010 г. - в Азербайджане; в 2011 г. в Литве; в 2014 г. в Белоруссии и т.д.
Таким образом, домашнее насилие является международной проблемой - глобальной проблемой, которая охватывает разные страны мира. Международная практика показывает, что гораздо легче отстаивать права, когда существуют отдельные законы.
21
Следует отметить, что государства - члены Евразийского экономического союза также активно борются с проблемой предупреждения домашнего насилия, что приводит к сокращению преступлений и правонарушений в данной сфере на 20-30% после принятия соответствующего закона.
Так, 25 марта 2003 г. вступил в силу Закон Киргизской Республики № 62 «О социально-правовой защите от насилия в семье» (далее - Закон КР № 62) [1], определяющий понятие «насилие в семье (семейное насилие)», под которым понимается любое умышленное действие одного члена семьи в отношении другого, если это действие ущемляет законные права и свободы члена семьи, причиняет ему физические или психические страдания и наносит моральный вред либо содержит угрозу физическому или личностному развитию несовершеннолетнего члена семьи. Насилие в семье подразделяется на три вида: физическое, психическое и сексуальное [1, ст. 1].
Также, следует отметить, что в соответствии с Законом КР № 62 к специальным средствам социально-правовой защиты от семейного насилия относятся временный охранный ордер (выдается на срок до 15 дней лицу, совершившему семейное насилие, должностным лицом органов внутренних дел по месту совершения семейного насилия и должен быть оформлен в течение 24 часов со времени совершения семейного насилия) и охранный судебный ордер (может быть выдан судом с целью защиты пострадавшего от семейного насилия и дальнейшего пресечения семейного насилия при наличии согласия на это пострадавшего от насилия на срок от 1 месяца до 6 месяцев).
Кроме того, в результате долгих усилий 4 декабря 2009 г. принят Закон Республики Казахстан № 214-^ «О профилактике бытового насилия» (далее - Закон РК № 214-^ [2].
Так, например, «бытовое насилие» в Законе РК № 214-М определено как умышленное противоправное деяние (действие или бездействие) одного лица в сфере семейно-бытовых отношений в отношении другого (других), причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания [2, ст. 1].
Из этого определения следует, что данный Закон регулирует профилактику насилия в се-мейно-бытовых отношениях, т.е. отношениях между лицами, находящимися в брачно-семей-ных отношениях, лицами, проживающими совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилого помещения, а также между бывшими супругами.
Бытовое насилие имеет в своей природе разновидности, в соответствии с которыми в Законе РК № 214-М оно подразделяется на физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие [2, ст. 1].
В целях обеспечения безопасности потерпевшего Закон РК № 214-М предусматривает возможность вынесения защитного предписания и применения мер административной ответственности за его нарушение, а при наличии оснований полагать, что вынесения защитного предписания недостаточно, - применение административного задержания [2, ст. 20-21].
Кроме того, 4 января 2014 г. принят Закон Республики Беларусь № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее - Закон № 122-З) [3], который закрепляет понятие «насилие в семье». Это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
Мерами индивидуальной профилактики правонарушений являются: профилактическая беседа; официальное предупреждение; профилактический учет; защитное предписание; иные меры, предусмотренные законодательными актами [3, ст. 23]. Так, после первого правонарушения агрессору будет объявлено официальное предупреждение. Второе правонарушение в течение года и является основанием для вынесения защитного предписания, устанавливающего запреты на общение, посещение, выяснение места пребывания гражданина, пострадавшего от насилия в семье, а также обязанность гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином, пострадавшим от насилия в семье, жилое помещение.
По нашему мнению, такая мера, как «официальное предупреждение», вообще не должна включаться в закон о предупреждении домашнего насилия, поскольку оно не только не в состоянии остановить агрессора, но и в худшем случае способно привести к неожиданным неприятным последствиям.
Кроме того, проблема домашнего насилия, долгое время являвшаяся в Армении закрытой темой, стала в последние дни предметом публичного обсуждения. Министерство труда и социального обеспечения Армении разрабатывает сейчас законопроект о социальной поддержке, включающий ряд положений о домашнем насилии [4].
Таким образом, законодательство государств - членов Евразийского экономического союза в сфере предупреждения и профилактики домашнего насилия имеет много общего. В государствах - членах Евразийского экономического союза либо уже приняты соответствующие законы по предупреждению домашнего насилия (Казахстан, Киргизия), об основах деятельности по профилактике правонарушений (Белоруссия), либо ведется активная работа по их принятию (Армения).
Важно отметить, что, основываясь на действующем законодательстве Российской Федерации, можно лишь частично защищать интересы лиц, подвергшихся домашнему насилию.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ) [5] есть ст. 117 «Истязания», которая наиболее полно отражает преступные действия, совершаемые в случаях домашнего насилия. Однако данная статья практически не используется судьями при рассмотрении заявлений, связанных с домашним насилием. Также УК РФ не содержит такого квалифицирующего признака изнасилования, как изнасилование в семье.
Кроме того, бездействует и система законодательства об административных правонарушениях. Так, сейчас нельзя привлечь мужа, который издевается над своей женой, находясь у себя в квартире, поскольку данный состав правонарушения не подпадает под состав, содержащийся в статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за мелкое хулиганство. Исправить подобное упущение предлагается путем внесения соответствующих изменений в указанные кодифицированные акты.
Таким образом, на сегодняшний день единственным средством правовой защиты для жертв домашнего насилия в России являются законодательно закрепленные санкции.
Вот почему сейчас перед законодателем Российской Федерации остро стоит вопрос: поможет ли принятие закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» (далее - Законопроект) [6] уменьшить количество жертв домашних тиранов в Российской Федерации?
Указанный Законопроект, подготовленный Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, в последнее время обсуждается очень активно как в правительственных, так и в научных кругах, а также среди широкой общественности.
Законопроект закрепляет понятие «семейно-бытовое насилие» как умышленное противо-
правное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние ущемляет права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Се-мейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия. Не является семейно-бытовым насилием реализация права на необходимую оборону.
В соответствии с Законопроектом мерами индивидуальной профилактики семейно-быто-вого насилия являются: 1) профилактический учет; 2) профилактическая беседа; 3) специализированные психологические программы; 4) защитное предписание; 5) судебное защитное предписание [6].
Отметим, что включение профилактической беседы в Законопроект показывает, что государство ставит сохранение взаимоотношений с агрессором выше жизни, здоровья и безопасности жертв домашнего насилия.
Таким образом, разрабатывая закон, необходимо иметь в виду, что потребности пострадавшего должны всегда ставиться выше потребностей преступника или удобства властей, в противном случае закон не будет работать. Целью закона о защите от домашнего насилия является обеспечение защиты пострадавших от домашнего насилия, а также гарантии того, что агрессоры лишены возможности совершить повторные акты насилия и привлечены к ответственности и что пострадавшим оказана должная поддержка. Закон также должен гарантировать, что ответственность за прекращение насилия и привлечение преступника к ответственности лежит на плечах государства, а не пострадавшего [7, с. 33].
В то же время родительская общественность выступила против Законопроекта, поскольку он дает широкие основания для вмешательства чиновников в дела любой семьи и вводит в России систему ювенальной юстиции западного образца [8].
Кроме того, председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Е. Мизулина выступила с критикой Законопроекта и объявила данный документ «самым страшным из всех ювенальных законопроектов, когда-либо предлагаемых в России» [9].
Таким образом, на сегодняшний день вопрос о принятии в Российской Федерации закона «О предупреждении домашнего насилия», который был бы направлен не на расширение полномочий государства при вмешательстве
23
в частную жизнь семьи, а на предупреждение домашнего насилия и защиту жертв, остается открытым, в связи с чем, по нашему мнению, в Российской Федерации в настоящее время крайне важно, необходимо разработать и принять такой закон.
По нашему мнению, Федеральный закон «О предупреждении домашнего насилия» должен содержать следующие положения:
1. Домашнее насилие - умышленное принудительное воздействие, совершенное по отношению к члену семьи в физической, сексуальной, психологической, духовной, экономической форме, которое причиняет страдания лицу, включая угрозы совершения таких действий, шантаж, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.
2. Духовное насилие - насилие, связанное с подрывом или умалением значимости удовлетворения духовно-нравственных потребностей путем запрета, ограничения, высмеивания устремлений члена семьи и наказания за них, запрета, ограничения, высмеивания доступа к культурным, этническим, языковым или религиозным ценностям и наказания за приобщение к ним; навязывание индивидуально неприемлемой системы ценностей; другие действия аналогичного характера или с аналогичными последствиями.
3. Психологическое насилие - насилие, связанное с воздействием одного члена семьи на психику другого члена семьи в форме навязывания воли или личного контроля путем словесных обид, обзывания или угроз, преследования, запугивания, любого иного умышленного воздействия на психику человека, унижения чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа, демонстративной порчи предметов, истязания домашних животных, пренебрежения, вмешательства в личную жизнь, проявления ревности, изоляции посредством заточения, в том числе в семейном жилище, изоляции от семьи, общества, друзей, запрета профессиональной реализации, запрета посещения учебного заведения, изъятия документов, удостоверяющих личность, умышленного лишения доступа к информации, других действий аналогичного характера, принуждения (понуждения) к совершению правонарушений или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению психического, физического и личностного развития.
4. Сексуальное насилие - любое умышленное противоправное посягательство одного
члена семьи на половую неприкосновенность другого члена семьи, а также противоправное сексуальное поведение в семье или в других межличностных отношениях, такое как супружеское изнасилование, запрет использования методов контрацепции, сексуальное домогательство; любое нежелаемое и навязываемое сексуальное поведение; принуждение к занятию проституцией; любое противоправное сексуальное поведение по отношению к несовершеннолетнему члену семьи; другие действия аналогичного характера.
5. Физическое насилие - умышленное причинение одним членом семьи другому члену семьи побоев, телесных повреждений, иное умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения физической боли, что может привести или привело к смерти пострадавшего, нарушению физического или психического здоровья, причинению вреда его чести и достоинству.
6. Экономическое насилие - насилие, связанное с лишением члена семьи любых экономических средств, в том числе умышленное лишение одним членом семьи другого члена семьи жилья, пищи, лекарства, предметов первой необходимости, одежды, запрет на право владения, пользования и распоряжения общим имуществом, другим имуществом или средствами, на которые потерпевший имеет предусмотренное законом право, несправедливый контроль за общими имуществом и ресурсами, отказ содержать семью, принуждение к тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе несовершеннолетнего члена семьи, другие действия аналогичного характера, которые могут привести к его смерти, повлечь нарушения физического или психического здоровья.
7. Агрессор - лицо, совершившее/готовящее совершение домашнего насилия в отношениях, подлежащих урегулированию настоящим Законом.
8. Жертва домашнего насилия - лицо, права и интересы которого нарушены совершением в отношении его домашнего насилия в отношениях, подлежащих урегулированию настоящим Законом.
9. Защитное предписание - специальная форма реагирования уполномоченных государственных органов по защите жертвы от домашнего насилия, которым агрессору запрещается совершать определенные действия по отношению к жертве домашнего насилия. Защитное предписание выносится незамедлительно уполномоченным сотрудником органов внутренних дел на основании заявления
24
жертвы или иных лиц, в том числе субъектов, осуществляющих предупреждение домашнего насилия, либо выявления факта совершения домашнего насилия, угрозы его совершения и т.д. на срок до 6 месяцев.
10. Охранный ордер - документ, выдающийся судом по заявлению жертвы домашнего насилия или субъекта, осуществляющего предупреждение домашнего насилия (если пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной при-
1. О социально-правовой защите от насилия в семье: закон Киргизской Республики от 25 марта 2003 г. № 62. URL: http:// childrenetwork.kg/2011/01/20/zakon-kr-o-socialno-pravovoj-zashhite-ot-nasiliya-v-seme/
2. О профилактике бытового насилия: закон Республики Казахстан от 4 дек. 2009 г. № 214-IV (с изм. и доп. от 29 сент. 2014 г.). URL: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=30525680
3. Об основах деятельности по профилактике правонарушений: закон Республики Беларусь от 4 янв. 2014 г. № 122-З. URL: http:// base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=64951
4. Абрамян Гаянэ. Армения: Активисты выступают за принятие закона о домашнем насилии на фоне равнодушия со стороны властей. 12 марта 2014 г. - 02:43. URL: http:// russian.eurasianet.org/node/60515
5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с изм. и доп. от 30марта 2015 г.). URL: http://base.garant.ru/10108000/mblock_1110
6. О предупреждении и профилактике се-мейно-бытового насилия: проект федер. закона. URL: 2014.oprf.ru>Кандидаты>Алена По-пова>download/file/463
7. В борьбе за гендерное равенство: опыт Литвы и Болгарии. Рабочая группа: Мета Адутавичюте, Институт наблюдения за правами человека, Вильнюс, Литва; Юрате Гузевичюте, Институт наблюдения за правами человека, Вильнюс, Литва; Геновева Тишева, Фонд гендерных исследований Болгарии, София, Болгария. Под редакцией Центра исследований Восточной Европы. URL: http:// www.hrmi.lt/uploaded/Documents/Strugling%20 for%20Gender%20Equality_2013_RU.pdf.
8. URL:http://nezavisroditeli. ucoz.ru/blog/nuzhen_ li_v_rossii_zakon_o_preduprezhdenii_i_profilaktike_ semejnogo_nasilija/2014-12-06-999
9. Елена Мизулина раскритиковала законопроект о профилактике семейного насилия. 29 окт. 2014 г. URL: http://www.garant.ru/ news/580810/.
чине не может самостоятельно подать заявление), в случае угрозы безопасности жертвы домашнего насилия, сроком от 3 месяцев до 1 года, в котором перечисляются ограничительного и запретительного характера условия и порядок их исполнения.
11. Субъекты, предупреждающие домашнее насилие - органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные и служебные лица, физические и юридические лица, осуществляющие предупреждение домашнего насилия.
1. About the socially-legal protecting from violence in family: law of the Republic of Kyrgyzstan of March 25, 2003 № 62. URL: http://childrenet-work.kg/2011/01/20/zakon-kr-o-socialno-pravo-voj-zashhite-ot-nasiliya-v-seme/
2. About the prophylaxis of domestic violence: law of the Republic of Kazakhstan of Dec. 4, 2009 № 214-IV (with rev. and add. of Sept. 29, 2014). URL: http://online.zakon.kz/Document/?-doc_id=30525680.
3. About bases of activity on the prophylaxis of offences: law of the Republic of Belarus of Jan. 4, 2014 № 122-L. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=64951
4. Abramyan Gayane. Armenia: Activists come forward for passing an act about domestic violence on a background indifference from the side of authorities. March 12, 2014 - 02:43. URL: http:// russian.eurasianet.org/node/60515.
5. Criminal code of the Russian Federation of June 13, 1996 № 63-FL (with rev. and add. of March 30, 2015). URL: http://base.garant.ru/ 10108000/1/#block_1110.
6. About warning and prophylaxis of family-domestic violence: project of fed. law. URL: 2014.oprf. ru>Candidates>Alena Popova>download/file/463
7. In a fight for gender equality: experience of Lithuania and Bulgaria. Working group: Meta Adutavichute, Institute of watching human rights, Vilnius, Lithuania; Urate Gyzevichute, Institute of watching human rights, Vilnius, Lithuania; Genoveva Titheva, Fund of gender researches of Bulgaria, Sofia, Bulgaria. Edition by the Center of researches of Eastern Europe. URL: http://www. hrmi.lt/uploaded/Documents/Strugling%20for%20 Gender%20Equality_2013_RU.pdf
8. URL: http://nezavisroditeli.ucoz.ru/blog/nu-zhen_li_v_rossii_zakon_o_preduprezhdenii_i_ profilaktike_semejnogo_nasilija/2014-12-06-999.
9. Elena Mizulina scarified a bill about the prophylaxis of domestic violence. Oct. 29, 2014. URL: http://www.garant.ru/news/580810/
25