Научная статья на тему 'Деятельность органов внутренних дел по предупреждению терроризма'

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению терроризма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
13663
1071
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / TERRORISM / PREVENTION / INTERNAL AFFAIRS BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руденок К.В.

Статья посвящена изучению деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Руденок К.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FOR TERRORISM PREVENTION

The article is devoted to the study of the activities of law-enforcement bodies for the prevention of terrorism.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов внутренних дел по предупреждению терроризма»

УДК 343.3

Юридические науки

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТЕРРОРИЗМА

К.В. Руденок, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

E-mail: xeniar1411@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена изучению деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма.

Ключевые слова: терроризм, предупреждение, органы внутренних дел.

ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FOR TERRORISM PREVENTION

Abstract. The article is devoted to the study of the activities of law-enforcement bodies for the

prevention of terrorism.

Keywords: terrorism, prevention, internal affairs bodies.

Деятельность органов внутренних дел, связанная с предупреждением терроризма имеет закрепление в различных нормативно-правовых документах, таких как Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также в различ-ныемеждународные договоры. Основную роль в сфере борьбы с терроризмом принадлежит Федеральному Закону от 6 марта 2006 года № 35-Фэ «О противодействии терроризму» [6]. В соответствии с данным законом деятельность по противодействию терроризму включает в себя три основных направления, такие как предупреждение (профилактика), борьба с терроризмом и минимизация его последствий.

Основными направлениями деятельности органов внутренних дел по профилактике и предупреждению терроризма являются:

- обеспечение информации о причинах и условиях, способствующих совершению этих преступлений, ответственных за устранение факторов распространения терроризма субъектов (государственных органов власти, управления, хозяйствующих и иных субъектов), а также внесение предложений по мерам устранению данных условий и факторов;

- периодическое обращение к гражданам через средства массовой информации и систематические выступления перед различными группами населения по месту жительства и работы;

- усиление патрулирования на участках обслуживаемых территорий: улицах, дворах жилых массивов, местах постоянного и временного скопления населения, автомототранс-порте;

- обеспечение защиты граждан от возможных террористических актов в местах проведения массовых спортивных, зрелищных и культурных мероприятий [7].

В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [4] говорится о том, что МВД России обеспечивает участие ОВД в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористических операций, защите объектов, на которые осуществляются террористические посягательства, а также мест массового скопления людей, а также в проведении анализа антитеррористической деятельности и охране различных государственных объектов. [2, с.45].

Для эффективной деятельности по противодействию и предупреждению терроризма был создан Национальный антитеррористический комитет и Федеральный оперативный штаб, состоящий из представителей правоохранительных органов и силовых структур. Руководство осуществляется Директором ФСБ, а его заместителем Министр внутренних дел Российской Федерации [1]. Для того чтобы деятельность Комитета осуществлялась быстрее, на территории субъектов были образованы антитеррористические комиссии и оперативные штабы.

Основная деятельность по противодействию и предупреждению терроризма возлагается на ФСБ. Однако, несмотря на то, что борьба с терроризма является прерогативой ФСБ, немаловажную роль принадлежит и органам внутренних дел, так как в большинстве случаев первичные сообщения и сведения о террористической деятельности поступают в дежурные части ОВД. Следовательно, все незамедлительные действия по пресечению террористических актов осуществляются подразделениями органов внутренних дел.

Компетенция органов внутренних дел заключается в борьбе с общей угрозой терроризма. МВД России в борьбе и предупреждению терроризма привлекает структурные подразделения, занимающиеся борьбой с организованной преступностью. Опыт, имеющийсяв такой работе, позволяет делать определенные успехи в предупреждении террориз-ма.Системная работа и взаимодействие с различными территориальными подразделениями органов внутренних дел способствует решению комплексных проблем в предупреждении терроризма. Подготовка террористических актов является трудной для предупреждения, а последствия всегда тяжелые и разрушительные. Для поиска заложенных бомб используют служебных собак, после чего к непосредственному обезвреживанию приступают саперы.

Практически все службы полиции задействуются в предупреждении терроризма и борьбе с ним. Основные положения по предупреждению преступлений террористического характера содержатся в Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности уполномоченных участковых полиции» [5]. Работа участковых уполномоченного полиции предусматривает участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по противодействию терроризма. Кроме них, к деятельности по предупреждению терроризма и профилактической работе с широкими слоями населения привлекаются сотрудники ГИБДД, лицензионно-разрешительные службы и другие подразделения ОВД. Огромную роль также играю информационные центры ОВД, которые предотвращают попадание в СМИ и Интернет пропагандирующей терроризм информации.

Однако, несмотря на то, что принимаемые меры пропредупреждению и профилактике терроризма носят позитивный характер и приносят свои результаты, нельзя в полной мере говорить о полной победе над ним.

Для обеспечения эффективной деятельности по предупреждению терроризма необходимо выявление и устранение факторов, способствующих его распространению. В преду-

преждении должен участвовать широкий круг государственных органов для того, чтобы охватить все возможные сферы жизни общества.

Предупреждение терроризма представляет собой сложную и неоднозначную задачу, поскольку терроризмпроизрастает из многих социальных, политических, экономических и иных проблем. Поэтому необходимо стремиться к выявлению различных причин распространения терроризма и своевременному выявлению террористической угрозы в обществе.

Предупреждение терроризма необходимо осуществлять в нескольких направлениях. Воздействие на основные явления и процессы, происходящие в обществе и имеющие террористическую подоплеку должно включать в себя предотвращение, выявление и пресечение террористических актов, которые могут осуществляться в отношении государственных, общественных и иных деятелей. Задерживание виновных и предание террористов суду являются приоритетными задачами, которые должны стоять перед государством. Важным является наказание также непосредственных организаторов террористических актов, а не только рядовых исполнителей.

Предупреждение схожих по характеру с террористическими преступлений (захват заложников, геноцид) имеет также очень важное место в борьбе с терроризмом. Координация усилий в данной борьбе разных стран будет способствовать наиболее эффективному предупреждению в целом [1].

Противостояние возрастающей в последнее время угрозе терроризма должно базироваться на хорошо спланированном комплексе скоординированных усилий антитеррористической направленности всего мирового сообщества в целом, а также органов внутренних дел РФ как гаранта общественного порядка. Основой обеспечения эффективной системы предупреждения является организация разветвленной системы мер по разработке и реализации антитеррористических общегосударственных комплексных программ, включающих в себя различные правовые, идеологические и иные аспекты.

Литература:

1. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., «Щит-М», 2006.

2. Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера. Аналитический обзор. Саратов. 2013 г. - ст. 78.

3. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // Российская газета. 17.02.2006. № 34.

4. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // «Российская газета». 02.03.2011. № 43.

5. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности уполномоченных участковых полиции» // «Российская газета». 27.03.2013. № 65.

6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета. 10.03.2006. № 4014.

7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

References:

1. Antonjan Ju.M. Terrorizm. Kriminologicheskoe i ugolovno-pravovoe issledovanie. M., «Shhit-M», 2006.

2. Trofimov D.S. Sovremennoe sostojanie bor'by s prestuplenijami terroristicheskogo haraktera. Analiticheskij obzor. Saratov. 2013 g. - st. 78.

3. Ukaz Prezidenta RF ot 15 fevralja 2006 g. № 116 «O merah po protivodejstviju terrorizmu» // Rossijskaja gazeta. 17.02.2006. № 34.

4. Ukaz Prezidenta RF ot 1 marta 2011 g. № 248 «Voprosy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaja gazeta». 02.03.2011. № 43.

5. Prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrja 2012 goda № 1166 «Voprosy organizacii dejatel'nosti upolnomochennyh uchastkovyh policii» // «Rossijskaja gazeta». 27.03.2013. № 65.

6. Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ «O protivodejstvii terrorizmu» // Rossijskaja gazeta. 10.03.2006. № 4014.

7. Federal'nyj zakon ot 7 fevralja 2011 g. № 3-FZ «O policii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 7, st. 900.

— • — Сведения об авторе

Ксения Вячеславовна Руденок, заведующий кабинетом кафедры административного права и процесса, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.