УДК 343.3
Юридические науки
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТЕРРОРИЗМА
К.В. Руденок, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена изучению деятельности органов внутренних дел по предупреждению терроризма.
Ключевые слова: терроризм, предупреждение, органы внутренних дел.
ACTIVITIES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES FOR TERRORISM PREVENTION
Abstract. The article is devoted to the study of the activities of law-enforcement bodies for the
prevention of terrorism.
Keywords: terrorism, prevention, internal affairs bodies.
Деятельность органов внутренних дел, связанная с предупреждением терроризма имеет закрепление в различных нормативно-правовых документах, таких как Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также в различ-ныемеждународные договоры. Основную роль в сфере борьбы с терроризмом принадлежит Федеральному Закону от 6 марта 2006 года № 35-Фэ «О противодействии терроризму» [6]. В соответствии с данным законом деятельность по противодействию терроризму включает в себя три основных направления, такие как предупреждение (профилактика), борьба с терроризмом и минимизация его последствий.
Основными направлениями деятельности органов внутренних дел по профилактике и предупреждению терроризма являются:
- обеспечение информации о причинах и условиях, способствующих совершению этих преступлений, ответственных за устранение факторов распространения терроризма субъектов (государственных органов власти, управления, хозяйствующих и иных субъектов), а также внесение предложений по мерам устранению данных условий и факторов;
- периодическое обращение к гражданам через средства массовой информации и систематические выступления перед различными группами населения по месту жительства и работы;
- усиление патрулирования на участках обслуживаемых территорий: улицах, дворах жилых массивов, местах постоянного и временного скопления населения, автомототранс-порте;
- обеспечение защиты граждан от возможных террористических актов в местах проведения массовых спортивных, зрелищных и культурных мероприятий [7].
В Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [4] говорится о том, что МВД России обеспечивает участие ОВД в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористических операций, защите объектов, на которые осуществляются террористические посягательства, а также мест массового скопления людей, а также в проведении анализа антитеррористической деятельности и охране различных государственных объектов. [2, с.45].
Для эффективной деятельности по противодействию и предупреждению терроризма был создан Национальный антитеррористический комитет и Федеральный оперативный штаб, состоящий из представителей правоохранительных органов и силовых структур. Руководство осуществляется Директором ФСБ, а его заместителем Министр внутренних дел Российской Федерации [1]. Для того чтобы деятельность Комитета осуществлялась быстрее, на территории субъектов были образованы антитеррористические комиссии и оперативные штабы.
Основная деятельность по противодействию и предупреждению терроризма возлагается на ФСБ. Однако, несмотря на то, что борьба с терроризма является прерогативой ФСБ, немаловажную роль принадлежит и органам внутренних дел, так как в большинстве случаев первичные сообщения и сведения о террористической деятельности поступают в дежурные части ОВД. Следовательно, все незамедлительные действия по пресечению террористических актов осуществляются подразделениями органов внутренних дел.
Компетенция органов внутренних дел заключается в борьбе с общей угрозой терроризма. МВД России в борьбе и предупреждению терроризма привлекает структурные подразделения, занимающиеся борьбой с организованной преступностью. Опыт, имеющийсяв такой работе, позволяет делать определенные успехи в предупреждении террориз-ма.Системная работа и взаимодействие с различными территориальными подразделениями органов внутренних дел способствует решению комплексных проблем в предупреждении терроризма. Подготовка террористических актов является трудной для предупреждения, а последствия всегда тяжелые и разрушительные. Для поиска заложенных бомб используют служебных собак, после чего к непосредственному обезвреживанию приступают саперы.
Практически все службы полиции задействуются в предупреждении терроризма и борьбе с ним. Основные положения по предупреждению преступлений террористического характера содержатся в Наставлении по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденное приказом МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности уполномоченных участковых полиции» [5]. Работа участковых уполномоченного полиции предусматривает участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по противодействию терроризма. Кроме них, к деятельности по предупреждению терроризма и профилактической работе с широкими слоями населения привлекаются сотрудники ГИБДД, лицензионно-разрешительные службы и другие подразделения ОВД. Огромную роль также играю информационные центры ОВД, которые предотвращают попадание в СМИ и Интернет пропагандирующей терроризм информации.
Однако, несмотря на то, что принимаемые меры пропредупреждению и профилактике терроризма носят позитивный характер и приносят свои результаты, нельзя в полной мере говорить о полной победе над ним.
Для обеспечения эффективной деятельности по предупреждению терроризма необходимо выявление и устранение факторов, способствующих его распространению. В преду-
преждении должен участвовать широкий круг государственных органов для того, чтобы охватить все возможные сферы жизни общества.
Предупреждение терроризма представляет собой сложную и неоднозначную задачу, поскольку терроризмпроизрастает из многих социальных, политических, экономических и иных проблем. Поэтому необходимо стремиться к выявлению различных причин распространения терроризма и своевременному выявлению террористической угрозы в обществе.
Предупреждение терроризма необходимо осуществлять в нескольких направлениях. Воздействие на основные явления и процессы, происходящие в обществе и имеющие террористическую подоплеку должно включать в себя предотвращение, выявление и пресечение террористических актов, которые могут осуществляться в отношении государственных, общественных и иных деятелей. Задерживание виновных и предание террористов суду являются приоритетными задачами, которые должны стоять перед государством. Важным является наказание также непосредственных организаторов террористических актов, а не только рядовых исполнителей.
Предупреждение схожих по характеру с террористическими преступлений (захват заложников, геноцид) имеет также очень важное место в борьбе с терроризмом. Координация усилий в данной борьбе разных стран будет способствовать наиболее эффективному предупреждению в целом [1].
Противостояние возрастающей в последнее время угрозе терроризма должно базироваться на хорошо спланированном комплексе скоординированных усилий антитеррористической направленности всего мирового сообщества в целом, а также органов внутренних дел РФ как гаранта общественного порядка. Основой обеспечения эффективной системы предупреждения является организация разветвленной системы мер по разработке и реализации антитеррористических общегосударственных комплексных программ, включающих в себя различные правовые, идеологические и иные аспекты.
Литература:
1. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., «Щит-М», 2006.
2. Трофимов Д.С. Современное состояние борьбы с преступлениями террористического характера. Аналитический обзор. Саратов. 2013 г. - ст. 78.
3. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // Российская газета. 17.02.2006. № 34.
4. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // «Российская газета». 02.03.2011. № 43.
5. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года № 1166 «Вопросы организации деятельности уполномоченных участковых полиции» // «Российская газета». 27.03.2013. № 65.
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Российская газета. 10.03.2006. № 4014.
7. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7, ст. 900.
References:
1. Antonjan Ju.M. Terrorizm. Kriminologicheskoe i ugolovno-pravovoe issledovanie. M., «Shhit-M», 2006.
2. Trofimov D.S. Sovremennoe sostojanie bor'by s prestuplenijami terroristicheskogo haraktera. Analiticheskij obzor. Saratov. 2013 g. - st. 78.
3. Ukaz Prezidenta RF ot 15 fevralja 2006 g. № 116 «O merah po protivodejstviju terrorizmu» // Rossijskaja gazeta. 17.02.2006. № 34.
4. Ukaz Prezidenta RF ot 1 marta 2011 g. № 248 «Voprosy Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // «Rossijskaja gazeta». 02.03.2011. № 43.
5. Prikaz MVD Rossii ot 31 dekabrja 2012 goda № 1166 «Voprosy organizacii dejatel'nosti upolnomochennyh uchastkovyh policii» // «Rossijskaja gazeta». 27.03.2013. № 65.
6. Federal'nyj zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ «O protivodejstvii terrorizmu» // Rossijskaja gazeta. 10.03.2006. № 4014.
7. Federal'nyj zakon ot 7 fevralja 2011 g. № 3-FZ «O policii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 7, st. 900.
— • — Сведения об авторе
Ксения Вячеславовна Руденок, заведующий кабинетом кафедры административного права и процесса, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)