Юридические науки
УДК 343.3
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ТЕРРОРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К. В. Руденок, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),
E-mail: xeniar1411@gmail.com.
Аннотация. Статья посвящена сравнительному анализу организационно-правовых средств профилактики терроризма в Российской Империи и Российской Федерации. Определены дальнейшие предпосылки исследования и совершенствования институционально-правового механизма противодействия террористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, Российская Империя, профилактика, правовые средства.
Терроризм в современном мире представляет серьезную угрозу не только для национальной безопасности нашего государства, но и для международной безопасности в целом. Террористическая деятельность принимает все более масштабные формы, сопровождающиеся большим количеством жертв, разрушений, созданием атмосферы страха, напряженности в обществе.
Как показывает время и практика, проведения только борьбы с терроризмом недостаточно для решения этой глобальной проблемы. Борьба с терроризмом не может ограничиваться только реагированием на уже совершенные преступления. Вооруженная борьба с террористической деятельностью определенных групп становится бесполезной, кровопролитной, так как взрывы и массовые захваты заложников происходят все чаще и чаще. При этом главная опасность состоит не столько в возможности ответной реакции на репрессивные меры, сколько в том, что эти санкционированные государством действия, направленные на решение сиюминутных проблем, не могут устранить первопричин терроризма и выявить его истоки. Эти действия носят скорее оборонительно-ответный, чем наступательно-упреждающий характер. [3, с. 8].
Современные условия диктуют другие правила: необходимо создание общегосударственной многоуровневой системы предупреждения террористических проявлений, сплочение всех здоровых сил общества в профилактике терроризма. [1; с. 218].
В настоящее время с учетом изложенного акценты смещаются по направлению предупреждения терроризма. Анализ функционирования российской антитеррористической системы показывает, что она в большей степени стала носить упреждающий характер.
Для профилактики и пресечения террористической деятельности в Российской Федерации был создан соответствующий институционально-правовой режим, неотъемлемой частью которого выступают правовые средства профилактики терроризма. Целью данных правовых средств является создание эффективных институтов, позволяющих эффективно функционировать общественным механизмам государства для предотвращения распространения терроризма, а также укрепление в обществе законности, правопорядка, формирование высокого уровня правовой культуры общества и личности,
создание условий для невозможности распространения террористической идеологии в обществе.
К правовым средствам профилактики терроризма следует отнести в первую очередь нормативно-правовую базу, регламентирующую способы и методы профилактики, практику применения правовых инструментов, способствующую снижению уровня распространения идеологии терроризма.
Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.
Правовую основу предупреждения терроризма, а также борьбы с ним составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Основным документом, регламентирующим борьбу с терроризмом, является Федеральный закон «О противодействии терроризму» [11]. Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан. Закон устанавливает права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.
Федеральный закон «О противодействии терроризму» создал правовую основу, которая позволяет объединить три центральных направления антитеррористической деятельности: профилактику (предупреждение), борьбу с терроризмом и устранение последствий террористической деятельности.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05 октября 2009 года предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
Особая роль в предупреждении (профилактике) терроризма принадлежит
эффективной реализации административно-правовых мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает решение таких задач, как разработка мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий,
способствующих возникновению и распространению терроризма, противодействие распространению идеологии терроризма путем обеспечения защиты единого информационного пространства Российской Федерации; совершенствование системы информационного противодействия терроризму, прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз, информирование о них органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественности, усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и укрепление международного сотрудничества в области противодействия терроризму, обеспечение скоординированной работы органов государственной власти с общественными и религиозными организациями (объединениями), другими институтами гражданского общества и гражданами и многие другие [5].
Также огромную роль в профилактике терроризма играет оперативно-разыскная деятельность, которая «является самым эффективным средством выявления и ликвидации очагов организованной преступной деятельности и терроризма» [7].
Органы, осуществляющие борьбу с терроризмом должны работать на опережение, «они обязаны целенаправленно выявлять и ликвидировать «террористическое подполье», лишать его инфраструктуры, связей и лишать источников финансирования» [9].
Рассматривая исторические аспекты предупреждения терроризма нельзя не согласиться с мнением С.И. Гирько, который отметил, что «... именно в России, в отличие от других стран, была разработана наиболее эффективная форма борьбы с этим видом тяжких преступлений. Мы считаем, что при разработке сейчас актуальной программы борьбы с терроризмом необходимо опираться на положительный опыт, имевшийся в России век назад. В первую очередь, речь идет об организации агентурной работы в среде лиц, подверженных влиянию террористических идей, блокирование финансирования террористических групп и организаций. Достаточно вспомнить, что ни одна экспроприация, проведенная террористическими группами в России, не достигла реальных целей финансирования террора, так как деятельность финансовых и правоохранительных органов была согласованной и предельно эффективной» [2].
Несмотря на то, что в Российской Империи второй половины XIX в. - начала ХХ в не был создан соответствующий институционально-правовой режим по предупреждению терроризма, государственными органами предпринимались все меры по борьбе с ним, а именно совершенствовалось законодательство, внедрялась агентура в подпольные организации, организовывалось наружное наблюдение (филерская служба).
А.С. Палазян писал, что «комплекс мер по противодействию экстремизму реализовывался всем полицейским аппаратом Российской империи» [8].
Широкие круги интеллигенции оправдывали деятельность террористов и придерживались принципа «цель оправдывает средства». Например, профессор Ю.Р. Носов писал, что «никаких случайностей не произошло, все дело в том, что общество хотело, точнее сказать, общество жаждало пришествия терроризма. . общество само накликало на себя терроризм, благословило его (потом спохватилось - да поздно)» [6].
Преуменьшение властью сил террористов, вера в то, что «власть шефа жандармов так еще велика, что особа шефа недосягаема, обаяние к жандармской власти так еще сильно, что эти намерения стоит отнести к области фантазий и бабьих сплетен, а не к действительности» [3, с.258], привели к череде громких террористических актов. Все это
привело к пересмотру действующей в то время системы борьбы и предупреждения терроризма.
Однако сложность работы государственных органов по предупреждению терроризма заключалась еще и в том, что отсутствовало прямое осуждение террористов со стороны части общества, интеллигенции. Это «трактовалось некоторыми государственными деятелями, журналистами, служителями церкви как некая симпатия к ним, что провоцировало дальнейшую радикализацию позиций» [10].
Существующая в обществе благоприятная атмосфера для эскалации терроризма способствовала его распространению и усложняла работу полицейского аппарата. Полицейскому аппарату приходилось работать тайно, так как в обществе не было поддержки.
В связи с этим, системы профилактики в то время не существовало как таковой. Вся деятельность по борьбе с терроризмом была направлена на получение информации о неблагонадежных подданных, об обнаружении противоправительственной деятельности. Деятельность государственных органов была направлена на предотвращение последствий совершенных террористических актов и наказание виновных в совершениях их.
Опыт, накопленный полицией по предупреждению терроризма в Российской Империи, позволил в настоящее время создать эффективную систему не только борьбы с терроризмом, но и профилактики.
Приоритетной задачей является совершенствование эффективных правовых средств профилактики различных видов терроризма, развитие нормативно-правовой базы на основе исторического и международного опыта.
Основой обеспечения эффективной системы профилактики служит организация разветвленной системы мер по разработке и реализации общегосударственных комплексных программы, включающих правовой, идеологический, специальный (оперативный, розыскной) и другие аспекты.
Литература
1. Акопян, О.А. Противодействие терроризму как общая задача властей и граждан. Зарубежный опыт / О. А. Акопян // Национальный институт развития современной идеологии.: [сайт]. - URL: http://www.nirsi.ru/PublicPolicy/n68/ Antiterror_&_Civil_Society.pdf/ (дата обращения: 10.02.2012).
2. Гирько, С.И. Научно-методическое обеспечение деятельности ОВД по борьбе с организованной преступностью и терроризмом // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и терроризмом: Тезисы выступлений на научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания Службы по борьбе с организованной преступностью и НИЛ-3 ВНИИ МВД России (17 декабря 2003 г.). М., 2005. С. 27.
3. Горбунов, Ю.С. К вопросу о правовом регулировании противодействия терроризму / Ю. С. Горбунов // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 38-44.
4 Жандармы России / Сост. В.С. Измозик. - СПб.: Издательский Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. - 640 с.
5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // Российская газета. 2009. N 198.
6. Носов, Ю.Н. Никто не хочет слушать пророков// Независимая газета. 1998. 1 апреля.
7. Нургалиев Р.Г. Вступительное слово // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью и терроризмом: Тезисы выступлений на научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания Службы по борьбе с организованной преступностью и НИЛ-3 ВНИИ МВД России (17 декабря 2003 г.). М., 2005. С. 9-10.
8. Палазян, А.С. Полицейский аппарат Российской империи начала ХХ в. в борьбе с экстремизмом и терроризмом: историко-правовой анализ // Общество и право. - 2014. - № 1. С. 19 - 23.
9. Сибиряков, И.В. Интеллигенция и террор: исторический опыт России начала XX века / И. В.Сибиряков // Интеллигенция и мир. - 2011. - № 1. - С. 7-18.
10. Фалалеев М. Президент обратился в милицию и потребовал ввести гражданский контроль за правоохранительными органами // Российская газета. 2007. 18 февр.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. N 48.
^ Rudenok K.V. Pravovye sredstva profilaktiki terrorizma v Rossijskoj Imperii i
Rossijskoj Federacii II Nauka. Mysl'. - № 5-2. - 2016.
© К.В. Руденок, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
Abstract. The article is devoted to comparative analysis of organizational and legal means of preventing terrorism in the Russian Empire and the Russian Federation. The further prerequisites research and improvement of the institutional and legal mechanisms to counter terrorist activities.
Keywords: terrorism, the Russian Empire, prevention, legal means.
— • —
Сведения об авторе
Ксения Вячеславовна Руденок, заведующий кабинетом кафедры административного
права и процесса, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия)
— • —
Подписано в печать 10.04.2016.
© Наука. Мысль, 2016.