Научная статья на тему 'О проблемном поле реализации информационнопропагандистских мер противодействия идеологии терроризма'

О проблемном поле реализации информационнопропагандистских мер противодействия идеологии терроризма Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
341
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Быкадорова Александра Сергеевна, Непейвода Кира Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемном поле реализации информационнопропагандистских мер противодействия идеологии терроризма»

О проблемном поле реализации информационно пропагандистских мер противодействия идеологии терроризма

Быкадорова Александра Сергеевна - кандидат филологических наук, заместитель директора Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет по аналитической работе, г. Ростов-на-Дону

Непейвода Кира Михайловна - кандидат филологических наук, научный сотрудник Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет по аналитической работе, г. Ростов-на-Дону

Совершенствование мер ин-формационно-пропагандист-ского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма — одна из задач «Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы» (утвержден Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 г. № Пр-2665, далее Комплексный план) [1]. Две из пяти приоритетных задач, обозначенных в документе, касаются информационной и медийной работы субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, а именно:

— реализация мер по формированию у населения Российской Федерации антитеррористического сознания;

— совершенствование мер ин-формационно-пропагандист-ского характера и защиты информационного пространства Российской Федерации от идеологии терроризма.

Исполнение Комплексного плана в регионах находится в зоне ответственности органов исполнительной власти. Актуальными направлениями обозначены производство профилактических материалов антитеррористического характера, их распространение в сети Интернет и других источниках информации, мониторинг и блокировка экстремистских публикаций (в том числе в сети Интернет).

Проблемными вопросами остаются оценка информационного воздействия и его эффективности, а также критерии эффективности профилакти-

ческих материалов того или иного содержания и жанра, т. к. качественные исследования такого плана не обозначены в Комплексном плане.

Анализ отчетов субъектов Российской Федерации о реализации Комплексного плана в 2019 году (58 отчетов от субъектов Российской Федерации) позволяет выделить несколько типичных проблем профилактической работы. Деятельность по формированию антитеррористического сознания и совершенствованию мер информационно-пропагандистского характера в субъектах Российской Федерации определены несколькими пунктами Комплексного плана. Здесь же обозначена целевая аудитория — молодежь в возрасте от 14 до 30 лет:

— создание антитеррористических материалов,ответственность за выполнение в субъекте лежит на органах исполнительной власти (п.п. 2.2.3, 3.1.1, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5, 4.3.4);

— распространение материалов антитеррористического содержания, в рамках которого предполагается сотрудничество между органами исполнительной власти субъекта (п.п. 3.1.2);

— информационное сопровождение антитеррористических мероприятий, в том числе в сети интернет (п.п. 2.1., 4.5.1).

Методическое сопровождение деятельности и помощь субъектам Российской Федерации согласно «Порядку организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, орга-

нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы» [2] осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Например, Росмолодежью в 2019 году выпущен сборник «Сборник практик реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации» [3], где отмечены и антитеррористические проекты. Минобрна-уки России разработаны методические рекомендации по информационному сопровождению мероприятий антитеррористического характера для образовательных организаций высшего образования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральное агентство по делам национальности проводит методические семинары для сотрудников органов исполнительной власти [4].

Тем не менее проблемы содержательного характера остаются. Так, в отчетах о реализации п. 2.1. Комплексного плана преобладают патриотические лекции, хотя в самом пункте есть четкая формулировка: «в целях развития у населения, прежде всего молодежи, активной гражданской позиции, направленной на неприятие идеологии терроризма, проводить общественно-политические, культурные и спортивные мероприятия, посвященные Дню солидарности в борьбе с тер-

роризмом (3 сентября)». Кемеровская область по этому пункту отчитывалась лекцией «Последствия размещения информации и личных взглядов в виртуальном пространстве»: «С 29 апреля по 14 мая специалисты Центра изучения этно-конфессиональных конфликтов и противодействия экстремизму в молодёжной среде проводят для обучающихся вуза просветительские лекции на тему толерантности и профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде [5]. Тематика мероприятия лишь косвенно затрагивает противодействие идеологии терроризма, так же как и Торжественные мероприятия, приуроченные к 78-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны из отчета Брянской области [6]. Естественно, что такие мероприятия необходимо проводить и их информационное сопровождение необходимо включать в планы работы по патриотической и воспитательной работе, но они не имеют никакого отношения к реализации п. 2.1. Комплексного плана.

Удачным примером реализации п. 2.1 Комплексного плана может быть опыт Вологодской области, где акции ко Дню солидарности в борьбе против терроризма» проходят круглый год [7]. Это помогает поддерживать антитеррористическую тематику в информационной повестке дня региона, а также позволяет формировать интерес к деятельности правоохранительных и правоприменительных органов у молодежной аудитории.

Создание информационных антитеррористических материалов — одно из ключевых направлений в противодействии идеологии терроризма. Тем не менее на региональном уровне практически нет информационных и методических материалов по развитию у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма либо эти материалы не доступны широкой аудитории. Лишь 32 % отчетов субъектов о реализации п. 2.2.3 Комплексного плана содержат информацию о разработках на уровне регионов, и только в 19 % отчетов содержится информация о направлении в Национальный антитеррористический комитет информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма для размещения на официальном портале Национального антитеррористического комитета и для последующего использования в практической деятельности (п. 3.1.3 Комплексного плана).

Менее 10 регионов смогли привлечь лидеров общественного мнения, популярных бло-геров к созданию и распространению в СМИ и сети Интернет информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) в области противодействия идеологии терроризма (п. 3.1.1 Комплексного плана). Успешный опыт отмечен в Республике Дагестан, Республике Татарстан, Москве и Санкт-Петербурге. Большая часть материалов имела разовое массовое распространение,

медийный охват не выходил за рамки одного субъекта.

В рамках информационно-пропагандистских мер Национальный антитеррористический комитет аккумулирует базу информационных антитеррористических материалов, однако зачастую в адрес комитета направляются отчетные пресс-релизы о заседаниях антитеррористических комиссий и проведении учебных сборов, которые не пользуются высоким спросом читательской аудитории сети Интернет.

Базами информационных материалов антитеррористического характера, по замыслу авторов Комплексного плана, должны были стать и официальные сайты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 3.1.4 Комплексного плана). В августе 2019 года и марте-апреле 2020 года НЦПТИ проводился мониторинг официальных интернет-ресурсов администраций и правительств 85 регионов, в 26 случаях ссылка на страницу «Антитеррор» на главной странице сайта отсутствует. В 60 % случаев страницы антитеррористического контента — это страницы о деятельности региональных антитеррористических комиссий с краткими информационными материалами о заседаниях и учебных сборах, которые редко обновляются и могут содержать неактуальную информацию. Только 15 регионов смогли обеспечить регулярное обновление страниц «Антитеррор» и публикуют на них инфографику, статьи, сборни-

ки конференций, круглых столов по профилактике идеологии терроризма.

Успешными примерами создания и информационно-пропагандистского наполнения страниц «Антитеррор» по итогам мониторинга НЦПТИ признаны страницы органов исполнительной власти Владимирской, Орловской, Смоленской, Свердловской областей, Республики Татарстан, Чувашской Республики и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Комплексный план предполагает, что до 2023 года антитеррористические разделы сайтов в соответствии с текущим развитием информационных коммуникаций аккумулируют большую часть создаваемых информационных материалов в текстовых и аудиовизуальных форматах. Потенциал многих регионов в данном направлении не раскрыт: в отчетных материалах Воронежской, Еврейской автономной, Смоленской областей отмечена разработка памяток, циклов видео- и текстовых материалов антитеррористического характера. Например, листовка «Это экстремизм», подготовленная сотрудниками ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» и сотрудниками Регионального ресурсного центра по работе с детьми группы риска: в ней описывается, что такое экстремизм, памятка распространялась в Тамбовской области (см. рис. 1). Также интересен опыт СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный тех-

никум» по массовому распространению памятки «Источники пропаганды терроризма и экстремизма в сети Интернет» [8], в которой рассматривались правила безопасного поведения пользователей в сети Интернет, ответственность за распространение экстремистских материалов и ложных сообщений о планируемых терактах.

Основным методом информационно-пропагандистской работы остается распространение информации о проводимых антитеррористических конференциях, форумах, семинарах, круглых столах. Анализ отчетных документов по реализации п. 4.5.1. Комплексного плана показал, что тематика конференций, посвященных противодействию идеологии терроризма зачастую подменяется исследованием проблем межнационального взаимодействия, истории Великой Отечественной войны, антитеррористической защищенности объектов массового пребывания, а также комплексной или информационной безопасности образовательных организаций высшего образования. Например, II Международная научно-практическая конференция «Проблемы региональной и глобальной безопасности в современном мире (политико-правовые и экономические аспекты)» в отчете Владимирской области содержит следующее описание: «Во Владимирском государственном университете обсудили проблемы региональной и глобальной безопасности в рамках проведения II Между-

Рис. 1. Листовка «Это экстремизм»

народная научно-практическая конференция «Проблемы региональной и глобальной безопасности в современном мире (политико-правовые и экономические аспекты)». В мероприятии приняли участие ученые, преподаватели и студенты, специалисты в международном праве, теории государства и права, уголовном и гражданском праве, а также философы, экономисты, историки педагоги, социологи, студенты На пленарном заседании обсудили, в частности, цифровые аспекты правовой безопас-

ности, оценку экономической и инновационной безопасности региона, финансовое обеспечение системы здравоохранения как фактора национальной безопасности России, защиту нематериального культурного наследия. Своим видением проблем безопасности поделились как зарубежные исследователи из Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, так и российские - из Владимира, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга»1 [9]. Из описания видно, что вопросы информационного противодействия терроризму учеными рассмотрены не были.

В отчете Ярославской области в мероприятиях по реализации п. 4.5.1 Комплексного плана была обозначена областная акция «Неделя безопасного поведения детей в сети Интернет», главная цель которой — «обеспечение информационной безопасности детей: расширение знаний подростков, их родителей о киберугрозах, формирование навыков распознания и оценки таких рисков, знакомство обучающихся и родителей с полезными интернет-ресурсами» [10]. В задачи организаторов не входило формирование антитеррористического сознания у населения области.

Успешной практикой информационного сопровождения данных мероприятий можно назвать проведение ежегодного Всероссийского форума «Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде», который

1 Авторская орфография и пунктуация сохранена.

проводит Департамент образования г. Москвы совместно с НАК и ведущими российскими университетами.

Важно отметить, что сами по себе описанные выше мероприятия без привязки к реализации мероприятий Комплексного плана проводить можно и нужно.

Здесь же речь идет о появлении нетематических мероприятий в отчетности о реализации субъектами Российской Федерации Комплексного плана, что свидетельствует о непонимании сути формирования антитеррористического сознания органами исполнительной власти. Анализ отчетов 58 регионов позволил выделить 5 групп проблемных вопросов, решение которых поможет повысить выполнение требований документа.

Первая группа — слишком широкое понимание тематики антитеррористических мероприятий и материалов, где собственно профилактика идеологии терроризма подменяется патриотическими темами, темами межнационального согласия и иными. Объясняется такая подмена смешением направлений государственной молодежной политики и сосредоточением усилий по формированию неприятия идеологии терроризма на молодежной аудитории.

В Российской Федерации государственная молодежная политика сфокусирована на нескольких приоритетах, активно пропагандируемых в рамках официальной позиции Российской Федерации, и зафиксирова-

на в ряде документов. К ключевым направлениям относятся:

— гражданско-патриотичес-кое воспитание, ориентированное на развитие правовых норм, ответственного отношения к стране и ее гражданам, уважение и следование законам, формирование активной жизненной позиции;

— духовно-нравственное воспитание — предполагает развитие гуманистических качеств личности;

— способствование развитию творческого потенциала личности, раскрытию природных задатков. Для студентов организуются мероприятия различной направленности: выставки, конкурсы, студенческие концерты, творческая самодеятельность, дополнительные кружки, спортивные соревнования и т. д.;

— пропаганда здорового образа жизни — направлена на повышение значимости физической культуры, студенческой активности в спортивном направлении, следование основным санитарным правилам и гигиеническим нормам, поддержания и защиту собственного здоровья [11].

Формирование антитеррористического сознания как одна из задач повышения эффективности противодействия идеологии терроризма закреплена в третьем разделе Комплексного плана, и эта задача, с одной стороны, смежна перечисленным выше направлениям, с другой -не может заменять их, и наоборот. По смыслу перечисленные направления пересекаются с

общими направлениями, обозначенными в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации. Однако в последнем документе они лишь призваны сформировать необходимый информационный фон для формирования антитеррористического сознания и влияют косвенным образом. В то время как в рамках государственной молодежной политики (и, например, в проекте закона о молодежной политике) эти направления решают задачу воспитания социализированной активной полноценной личности гражданина Российской Федерации.

Вторая группа проблем — преобладание традиционных форматов донесения информации и распространения антитеррористических материалов. Это связано с инертностью восприятия информационных источников самими органами исполнительной власти. Интернет-коммуникация довлеет над традиционными форматами общения в молодежной среде. Несмотря на солидные цифры в 20 тысяч антитеррористических материалов в год, социологические измерения показывают, что до целевой аудитории — молодежи — такие материалы доходят в 20 % случаев.

Социсследование, проведенное НЦПТИ в 2019 году в образовательных организациях высшего образования Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, выявило, что студенты практически не взаимодействуют с антитеррористическим контентом [12].

Причин сложившейся ситуации несколько:

— форматы антитеррористического контента;

— высококонкурентная среда, в которой публикуются ме-диапродукты антитеррористического содержания;

— несоответствие ожиданием целевой аудитории от материалов подобной тематики.

Например, в 2019 году вышли сразу несколько авторских фильмов, посвященных беслан-ской трагедии 2004 года:

— Юрий Дудь «Беслан. Помни» — более 20 млн просмотров (на 1.05.2020);

— Ксения Собчак «БЕСЛАН. День незнаний» — более 1,2 млн просмотров (на 1.05.2020);

— Новая газета «Школа номер один» — 996 тыс. просмотров (на 1.05.2020).

Фильмы были опубликованы на одном и том же видеохос-

тинге с разницеи в несколько дней, а на федеральных каналах они не демонстрировались. При этом медиапродукт, собравший за прошедшие месяцы больше всего просмотров, по хромет-ражу превосходит другие работы в 3 раза — он длится более трех часов. Конкуренция за внимание пользователей УоиШЬе была высокой, но средства выразительности практически идентичны. Фильм Ю. Дудя оказался наиболее соответствующим аудитории УоиШЬе медиа-продуктом (см. рис. 2).

Третья группа проблем — распространение созданных антитеррористических материалов. Российская аудитория, как и мировая аудитория в целом, наращивает общее потребление медиа, однако главным трендом остается интерес к интернету и мобильным медиа. В отчетах Федерального агентства по де-

Всем привет!

И 0:01/3:10:0«

¡a о га □ ::

Беслан. Помни / Etesian Remember (eriglish & español subs)

20,20В,692 views ■ Seo 2, го 19

ф 1М Щ1 Э0К a* SHARE

Рис. 2. Кадр из фильма Ю. Дудя

лам печати и массовым коммуникациям приводится статистика взаимодействия с медиа в сутки. Среднестатистический человек на нашей планете в 2018 году тратил на медиапот-ребление 479 минут (почти 8 ча-

сов) в день, что на 12 % больше, чем в 2011 году. По прогнозу исследователей в 2020 году время на потребление медиа должно вырасти до 492 минут в день (см. таблицу 1)

Таблица 1. Среднесуточное потребление медиа в России (в минутах)

Год Газеты Журналы ТВ Радио Кино Интернет Desktop МоЬПе Всего

2011 6,3 5,3 196,7 182,0 2,0 59,4 59,4 - 451,7

2012 5,6 4,6 215,4 179,0 2,2 68,0 68,0 - 474,8

2013 5,0 4,4 212,5 177,5 2,7 65,7 65,7 - 467,7

2014 4,6 4,1 214,3 175,5 2,0 74,0 74,0 - 474,4

2015 3,9 3,4 213,0 176,0 2,3 130,9 78,8 52,1 529,5

2016 3,2 2,8 213,7 179,5 2,3 130,0 67,9 62,2 531,6

2017 4,4 4,2 202,2 188,1 2,9 117,5 63,8 53,7 519,3

2018 4,1 3,9 202,2 184,3 2,9 119,7 60,6 59,1 517,1

2019 3,8 3,6 200,2 182,5 2,9 122,5 57,6 65,0 515,5

2020 3,6 3,4 198,2 180,7 2,9 126,2 54,7 71,5 514,8

Источник: компания МеШавсоре

Традиционные СМИ (газеты, журналы, телевидение) остаются востребованными у аудитории старше 30 лет [13]. Самыми востребованными среди россиян интернет-ресурсами остаются социальные сети, мес-сенджеры, интернет-магазины, поисковые сервисы, видеосервисы [14], где материалы антитеррористической тематики сложно обнаружить в большом информационном потоке.

По данным МеШавсоре, аудитория Рунета в 2019 году достигла 93 млн человек, за последние три года она выросла на 7 % — в основном за счет мо-байла и пользователей старшего возраста. По данным за сентябрь 2018 — февраль 2019, хотя бы раз в месяц пользовались интернетом 76 % населения страны в возрасте от 12 лет [15]. Возраст активного пользования

социальными сетями снизился, несмотря на официальные правила регистрации молодых людей от 14 лет (такая оговорка есть в правилах «ВКонтакте», например) (см. рис. 3).

Качественный медиакон-тент требует не только хорошей идеи и воплощения, но и соответствия ожиданиям целевой

СРЕДНЕСУТОЧНОЕ ВРЕМЯ ВЫХОДА В ИНТЕРНЕТ ПО ТИПАМ УСТРОЙСТВ

ВСЕ

УСТРОЙСТВА

3:01 3-01 1:58

—В 9-®-^^

н М1 110

3-Щ-

я я

12-64 ЛЕТ

12-24 ЛЕТ

25-34

ЛЕТ

35-64 ПЕТ

ис Т0*ШНК| »««лкйт А

Рис. 3. Время выхода в Интернет

аудитории. Поэтому конкурировать с развлекательным контентом антитеррористические информационно-пропагандистские материалы практически не могут. Повысить ценность профилактики для молодежи помогают форматы, вовлекающие ее в создание публикаций: например, онлайн-фестивали социального медиаконтента, онлайн-акции антитеррористического и антиэкстремистского характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертая группа проблем — органы исполнительной власти на местах практически не привлекают к информационно-пропагандисткой работе общественные организации и НКО. С принятием закона о добровольческой деятельности в 2018 году общественные движения получили импульс к взрывному развитию общественных движений, в том числе религиозных объединений, землячеств, ки-берволонтерских организаций Анализ отчетов 58 субъектов Российской Федерации показал, что потенциал НКО органами исполнительной власти не используется. Отдельные примеры успешного сотрудничества в области формирования антитеррористического сознания у населения есть в Ростовской, Белгородской областях и Пермском крае.

Пятая группа проблем, с которыми сталкиваются органы исполнительной власти субъектов РФ, связана с отсутствием четких критериев оценки информационного воздействия антитеррористической пропаганды на молодежь и населе-

ние России в целом. Цель действующего Комплексного плана — это повышение эффективности противодействия идеологии терроризма. В многочисленных рекомендациях федеральных органов исполнительной власти и методических материалах представлены разрозненные шкалы оценок медиавоздей-ствия или социального воздействия. Эффективным решением данной группы проблем может стать развитие медиаисследо-вательского направления в регионах.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что проблемное поле реализации информационно-пропагандистских мер противодействия идеологии терроризма связано со слишком широкой трактовкой тематики антитеррористических мероприятий и материалов, преобладанием традиционных форматов донесения информации целевой аудитории, распространением созданных антитеррористических материалов, отсутствием налаженного взаимодействия в рамках инфор-мационно-пропагандисткой работы органов исполнительной власти на местах с общественными организациями и НКО, отсутствием четких критериев оценки информационного воздействия антитеррористической пропаганды на молодежь и население России в целом. Решение проблемных вопросов, связанных с информационно-пропагандистской работой и формированием антитеррористического сознания, становится актуальной задачей на бли-

жайшие два года. От осознания и устранения этих болевых точек напрямую зависит эффективность реализации Комплексного плана в целом.

Литература и ссылки:

1. Комплексный план [Электронный ресурс] // URL: http://nac.gov.ru/ zakonodatelstvo/ukazy-prezidenta/ kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii.html (дата обращения 1.04.2020).

2. Порядок организации и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы [Электронный ресурс] // URL: http://nac.gov.ru/ zakonodatelstvo/inye-pravovye-akty/ poryadok-organizacii-i-koordinacii. html (дата обращения 1.04.2020).

3. Сборник практик реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: https:/ fadm.gov.ru/documents/downIoad/959/ (дата обращения 1.04.2020).

4. Официальный сайт Федерального агентства по делам национальностей [Электронный ресурс]// URL: http://fadn.gov.ru/system/attachments/ attaches/000/029/934/originaI/%D0%B 4%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0% D0%B4_%D0%BE_%D0%B2%D1%8B%D 0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0% B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B F%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0_ %D0%B7%D0%B0_2018_%D0%B3%D0 %BE%D0%B4.pdf?1553760938

5. Сайт Кемеровского государственного университета [Электронный ресурс] // URL: https:// kemsu.ru/news/3562-v-kemgu-startovali-prosvetitelskie-Iektsii-posvyashchyennye-voprosam-

toIerantnosti-i-profiIaktiki-ek/ (дата обращения 1.04.2020).

6. Сайт ГАПОУ «Брянский медико-социальный техникум имени академика Н. М. Амосова» [Электронный

ресурс] // URL: http://amosov.brkmed. ru/ (дата обращения 1.04.2020).

7. Сайт Вологодского МУДО «Дворец творчества детей и молодежи» [Электронный ресурс] // URL: http://dtdm.edu.ru/ (дата обращения 1.04.2020).

8. Сайт СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум» [Электронный ресурс] // URL: http://yarcevskiytehnikum.ru/zmu. php?sphrase_id=23609 (дата обращения 1.04.2020)

9. В ВлГУ обсудили проблемы региональной и глобальной безопасности [Электронный ресурс] // URL: http://www.vlsu.ru/ index.php?id=140&no_cache=1&tx_ ttnews%5Btt_news%5D=6098 (дата обращения 15.05.2020).

10. Материалы для подготовки информации муниципальными органами управления образованием ЯО по реализации Программы информационной безопасности детей и молодежи за 1 квартал 2020 года [Электронный ресурс] // URL: https://www. edu.yar.ru/safety/] (дата обращения 1.05.2020).

11. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // URL: https:// rg.ru/2014/12/08/moIodej-site-dok.htmI (дата обращения 15.05.2020).

12. Материалы форума «Безопасность в науке и образовании» — 2019 [Электронный ресурс] // URL: forum. niisva.ru (дата обращения 1.05.2020).

13. Отчет Федерального агентства по делам печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс] // URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2019/pechat1.htmI (дата обращения 24.04.2020).

14. Отчет Федерального агентства по делам печати и массовым коммуникациям [Электронный ресурс] // URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/ activities/reports/2019/teIeradio.htmI (дата обращения 24.04.2020).

15. Аудитория Рунета выросла на 7 % за три года [Электронный ресурс] // URL: https://mediascope.net/ news/1035826/ (дата обращения 24.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.