Научная статья на тему 'Образовательные программы как позитивная практика подготовки кадров в области профилактики терроризма и экстремизма. Типовые программы Минобрнауки России. Опыт НЦПТИ'

Образовательные программы как позитивная практика подготовки кадров в области профилактики терроризма и экстремизма. Типовые программы Минобрнауки России. Опыт НЦПТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Обзор.НЦПТИ
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нерсисян Георгий Ваникович, Валитова Елена Рашидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные программы как позитивная практика подготовки кадров в области профилактики терроризма и экстремизма. Типовые программы Минобрнауки России. Опыт НЦПТИ»

Образовательные программы как позитивная практика подготовки кадров в области профилактики терроризма и экстремизма. Типовые программы Минобрнауки России. Опыт НЦПТИ

Нерсисян Георгий Ваникович - заместитель начальника отдела Департамента молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва

Валитова Елена Рашидовна - младший научный сотрудник Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Разработка и совершенство вание программ повышения квалификации специалистов, занимающихся противодейс твием идеологии терроризма и экстремизму, является актуальной сферой исследований.

По результатам проведен ной в 2016 году оценки качест ва программ повышения квали фикации различных категорий граждан в сфере противодейс твия идеологии экстремизма, терроризма и патриотического воспитания молодежи был сформулирован вывод о содер жательности и практичности такого рода программ ДПО. Про блемная структура осущест вленного анализа основывалась на таких критериях, как доступ ность и мобильность программ, выявление и дифференциация потребностей обучающихся, актуальность и вариатив

ность содержания, четкость формулировок, соответствие целеполагания планируемым результатам, использование современных информационных технологий и реализация проектной научно исследователь ской и практико ориентированной деятельности [1].

Основываясь на получен ной оценке, позитивной прак тикой можно считать те программы, в которых: 1) цель и задачи программы ДПО четко сформулированы и коррелиру ют с получаемыми результата ми обучения; 2) результаты из меримы, поскольку определен перечень компетенций, кото рые формируются/совершенс твуются в процессе обучения, и даны критерии оценки; 3) основанием программы является актуальная нормативно право вая база по тематике; 4) тема

27 0Б30Р.НЦПТИ

Образовательные программы как позитивная практика подготовки кадров

2020

^ГПЛирЬ

л

АНТИТЕРРОР

XV всероссийски* современные системы сгшииллизированный безопасности

22-24 мая

тическое содержание отражает федеральный уровень пробле мы и учитывает региональные особенности; 5) учтены осо бенности профессиональной деятельности и базовый уро вень подготовки каждой кате гории обучающихся; 6) исполь зованы четкие формулировки в названии и содержательной части программы ДПС), имеет ся нацеленность на професси ональную деятельность орга нов исполнительной власти с учетом рассматриваемой про блематики; 7) итоговая аттес тация соответствует предъяв ляемым требованиям: освоение краткосрочных программ по вышения квалификации (16-72 академических часа) должно завершаться итоговой аттеста цией в форме тестирования, а среднесрочных программ (108 академических часов) — в виде написания и защиты итоговой работы [1].

Основная цель обучения в данной сфере - это формирование уровня квалификации специалистов сферы, способ ных своей деятельностью на местах организовать профилактические меры, предписы ваемые соответствующими до кументами (в первую очередь Комплексным планом противо действия идеологии террориз ма в Российской Федерации на 2019 2023 годы); организовать профилактику, которая отвеча ет актуальным угрозам экстре мизма и идеологии терроризма с учетом их проникновения в сеть Интернет, а также доне сение обучающимся понятно го единого механизма реагиро вания на те или иные угрозы, обеспечение методической и экспертной базой, к которым можно обращаться при возник новении трудностей.

В 2019 году по поручению Министерства науки и высшего

образования Российской Федерации преподаватели Пятигорского государственного университета разработали комплект образовательных программ длительностью 72 академических часа, предназначенных для использования в качестве типовых при разработке собственных программ повышения квалификации в сфере противодействия идеологии терроризма: 1) «Профилактика терроризма», предназначенная для сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в рамках своих полномочий в реализации мероприятий по профилактике терроризма; 2) «Реализация мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации» для государственных и муниципальных служащих, ответственных за реализацию Комплексного плана в субъектах Российской Федерации; 3) «Деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию терроризму» для педагогических работников образовательных организаций, участвующих в обучении сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, участвующих в рамках своих полномочий в реализации ме-

роприятий по профилактике терроризма.

В конце 2019 года данные программы были направлены в учебно-методические центры по профилактике терроризма, созданные на базе федеральных университетов, для использования в педагогической деятельности.

Целью первой программы является обучение слушателей вопросам понимания феномена терроризма и его современных проявлений, а также принципов, правовых основ, организационных форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления в сфере противодействия терроризму в Российской Федерации.

Программа имеет ряд преимуществ: формирует правильное понимание того, какую роль и место занимают органы государственного и муниципального управления в реализации задач противодействия терроризму в Российской Федерации; формирует компетенции по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и мест массового пребывания людей; разъясняет особенности организации и проведения воспитательных и культурно-просветительских мероприятий, направленных на развитие у детей и молодежи неприятия идеологии терроризма с иллюстрацией опыта уже реализованных мероприятий; способствует выработке мо-

рально-психологической устойчивости, дипломатичности и инициативности специалистов. Однако в ней не освещен такой важный аспект организации профилактики идеологии терроризма, как превентивная работа в сети Интернет.

Целью программы «Реализация мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации» является формирование у государственных и муниципальных служащих, ответственных за реализацию данного документа в субъектах, умений и навыков в области реализации мероприятий, предписываемых Комплексным планом. Это направление подготовки, содержащее разъяснение пунктов Комплексного плана, помогающее овладеть навыками организации и реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма, предписываемых документом, является крайне востребованным и малоосве-щенным другими источниками. Уникальным является блок с пояснениями о требованиях к структуре и содержанию отчетов об исполнении мероприятий Комплексного плана, а также блок с разъяснением функций должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на которых возложено непосредственное руководство работой по исполнению мероприятий Комплексного плана (цели и задачи их деятельности, вопросы взаимо-

действия между различными организациями в целях эффективного исполнения мероприятий Комплексного плана). Тем не менее в этой программе тоже не уделяется внимание узкоспециализированной теме эффективного интернет-присутствия в рамках профилактики идеологии терроризма, нет пояснений относительно информационного сопровождения профилактических мероприятий, способов качественной оценки реализуемой профилактической деятельности в рамках исполнения Комплексного плана.

Целью ДПО «Деятельность органов государственной и муниципальной власти по противодействию терроризму» является передача знаний педагогическим работникам, занимающимся обучением сотрудников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В учебную программу включены такие важные аспекты, как организация и проведение мониторинга политических, социально-экономических и иных процессов в субъекте Российской Федерации, оказывающих влияние на ситуацию в области противодействия терроризму, рассматриваются информационные ресурсы, используемые в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности общегосударственной системы противодействия терроризму.

Описанный комплекс программ имеет много достоинств и целостно освещает систему профилактики идеологии терроризма в современной России.

При подготовке и повышении квалификации специалистов в данной сфере важно также учитывать особенности сети Интернет, которая является сейчас не только основной средой коммуникации молодежи, но и основным каналом воздействия на них со стороны представителей радикальных идеологий. Очевидно, что вопросы организации эффективной профилактической работы в интернете будут становится актуальнее с каждым годом. Национальным центром информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет (НЦПТИ) ФГАНУ НИИ «Спецвузавтоматика» разработаны программы повышения квалификации в сфере подготовки специалистов по профилактике экстремизма и идеологии терроризма.

Программы практикоори-ентированные, поскольку деятельность НЦПТИ сосре-

доточена на особенностях профилактической работы в интернете.

Начиная с 2017 года коллектив НЦПТИ в рамках действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности разработал несколько образовательных программ дополнительного профессионального образования, направленных на повышение квалификации специалистов по информационной безопасности, специалистов по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, специалистов образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Обучение по программам прошли более 200 человек из Ростовской, Белгородской, Челябинской областей, Москвы, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания, Краснодарского и Ставропольского краев.

Ключевыми направлениями подготовки являются:

— организационно-управленческие методы профилактики распространения идеоло-

гии терроризма и экстремизма в молодежной среде, в том числе в сети Интернет;

— предотвращение вовлечения молодежи в деятельность деструктивных организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации;

— эффективные методы формирования неприятия идеологии терроризма в молодежной среде через донесение законодательных норм Российской Федерации и пропаганду традиционных ценностей;

— создание полезного контента, способного заместить контент деструктивных организаций, а также его распространение в информационно-коммуникационной сети Интернет.

Каждое из перечисленных направлений представляет собой полноценный модуль в структуре образовательных программ длительностью от 16 до 108 академических часов.

Кроме того, отдельные навыки, например, по выявлению противоправного контента в сети Интернет, требуют практики и отработки, что и реализуется в рамках отдельных практических занятий.

Блок обучения, который направлен на формирование у специалистов, повышающих квалификацию, знаний в области последних изменений законодательства и права, включает подробный разбор судебной практики по делам об экстремизме и пропаганде идеологии терроризма в отношении лиц от 14 лет. Данный блок, по опыту НЦПТИ, являет-

ся обязательным и для руководителей образовательных организаций, и для педагогов, т. к. погружает слушателей в проблематику рассматриваемого вопроса и позволяет оценить ее масштабность.

Практические умения активно тренируются участниками обучения как самостоятельно, при поддержке лекторов, так и в групповой работе по методу case-study. Данный тип активного обучения заключается в описании ситуации, которая реально возникала или может возникнуть в процессе деятельности, и требует от обучающегося предложить решение представленной ситуации.

Отдельный проектный блок позволяет слушателям на практике реализовать полученные знания, умения и навыки и сформировать ими план работы в рамках своих обязанностей либо оценить недостающие элементы системы и суметь внедрить их в работу.

Одним из востребованных модулей является оценка эффективности проводимых мероприятий, поскольку федеральные и региональные органы исполнительной власти ежегодно отчитываются аппарату Национального антитеррористического комитета статистическими данными: количеством проведенных мероприятий, их охватом.

В рамках проектного подхода НЦПТИ сформирована многоаспектная качественная оценка деятельности по профилактике:

— социальное воздействие на целевую аудиторию усилий по профилактике распространения идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде;

— оценка информационной кампании по сопровождению данной деятельности в первую очередь в сети Интернет;

— оценка обратной связи от целевой аудитории.

Блоки теории и практики в курсах НЦПТИ включают не только алгоритмы и рекомендации, но и рассмотрение опыта отдельных образовательных организаций в области построения системы профилактики распространения идеологии терроризма и экстремизма в молодежной среде.

Первой в НЦПТИ была разработана и реализована образовательная программа «Профилактика экстремизма и идеологии терроризма и других информационных угроз в молодежной среде посредством сети Интернет» (72 академических часа) специально для регионального общественного движения Ростовской области «Интернет без угроз» в 2017 году. Всего в рамках данного курса было проведено пять потоков обучения, один из них в онлайн-формате.

При разработке учебного курса и концепции движения «Интернет без угроз» сотрудники НЦПТИ изучили и учли критические замечания к деятельности киберволонтерс-ких организаций подобного рода, что позволило разработать четкие требования к подготовке киберволонтеров [2].

Основной задачей обучения в этом случае была передача добровольцам накопленного опыта в области поиска противоправного контента в виде унифицированных инструкций по поиску материалов, связанных с распространением идеологии терроризма и экстремизма, деструктивных явлений в молодежной среде (например, распространение наркотических средств, суицидальный контент), не затрагивающих политических настроений граждан.

Будущие участники обучения проходили предварительное анкетирование, к обучению были допущены совершеннолетние соискатели с активной гражданской позицией (участвовали в волонтерских проектах ранее) и те, чья профессиональная деятельность связана с социологией, психологией, педагогической деятельностью, информационными технологиями.

Учебный план образовательного очно-заочного 72-часового курса предполагал двухнедельное обучение и состоял из следующих блоков:

— основы информационной безопасности в сети Интернет;

— изучение правовых основ информационного противодействия противоправному контенту в законодательстве Российской Федерации;

— изучение специальных теоретических знаний и практических умений по обеспечению результативности мероприятий по созданию и распространению материалов, направленных на профилактику

информационных угроз в сети Интернет;

— исследование видов и форм распространения противоправного контента в интернете;

— изучение методов безопасного поиска в открытых источниках информации в сети Интернет;

— изучение особенностей поиска информации на базе различных видов информационных ресурсов;

— изучение навыков эффективной коммуникации в сети Интернет;

— знакомство с видами, практикой создания и распространения позитивного контента;

— изучение методов проектной работы в команде и эффективной проектной деятельности в социальной сфере в сети Интернет и молодежной среде.

Важно отметить, что проектные работы участников являются не просто элементом аттестационного итогового контроля, — это проекты, которые реализуются участниками движения «Интернет без угроз» после прохождения обучения, помимо выполнения волонтерской работы в сети Интернет.

На протяжении всего времени НЦПТИ поддерживает связь со всеми участниками движения «Интернет без угроз». Сотрудники НЦПТИ осуществляют не только обучение, но координируют и сопровождают деятельность участников этого движения после выпуска.

Потребность в обучении выявлению противоправного контента есть не только у ки-берволонтеров, но и у специалистов в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизму (то есть у более подготовленной аудитории). Именно для данной целевой аудитории сотрудники НЦПТИ разработали программу «Выявление противоправного контента и организация профилактики распространения экстремизма в сети Интернет» (16 академических часов).

Данная программа позволит слушателям решить следующие задачи:

— повышение уровня информационной грамотности специалистов из различных сфер, работающих с молодежной аудиторией;

— ознакомление представителей органов исполнительной власти федерального и регионального уровня,сотрудников образовательных, молодежных, общественных и других организаций с законодательной базой противодействия терроризму и экстремизму;

— обучение методам выявления и блокировки противоправного контента в сети Интернет;

— обучение основам проектной работы в сфере профилактики экстремизма и идеологии терроризма.

Изучение курса предусматривает прохождение лекционных и практических форм занятий (кейсы, групповая работа - половина рабочего времени основана на практике). Преиму-

ществом данной программы является рассмотрение не только экстремизма и идеологии терроризма, но и других актуальных информационных угроз (распространение информации о скулшутинге, суицидального контента и др.). Также каждый слушатель получает рабочую тетрадь с перечнем ключевых слов и алгоритмом его обновления для выявления разного вида противоправного контента, кейсами, нормативно-правовой базой по теме и другими материалами, которые можно использовать в своей работе.

По поручению Минобрнауки России и аппарата НАК курс «Выявление противоправного контента и организация профилактики распространения экстремизма в сети Интернет» переводится в онлайн-формат для повышения доступности слушателям из различных регионов Российской Федерации. Преимуществом онлайн-кур-са является гибкость при прохождении и отсутствие времен-

но-географической привязки с сохранением полноценного доступа к базам знаний НЦПТИ, как и при очном обучении. Старт онлайн-платформы запланирован на вторую половину 2020 года.

Также в настоящее время разрабатывается программа ДПО по противодействию идеологии терроризма и экстремизму в Российской Федерации, рассчитанная на 108 академических часов. В рамках нее, кроме собственно противодействия идеологии терроризма и экстремизму, будут рассмотрены такие блоки, как исследование истории изучения и современные подходы к определению феноменов терроризма и экстремизма, рассмотрение функций органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления в противодействии терроризму и экстремизму, а также роли общественного сектора в сфере противодействия идеологии терроризма. Итоговая ат-

тестация будет проводиться в форме защиты проектов.

После завершения каждой образовательной программы сотрудники НЦПТИ проводят анонимное онлайн-анкетиро-вание слушателей, чтобы получить обратную связь. Результаты опроса, с одной стороны, стабильно демонстрируют вы-

сокую оценку проводимой работы, а с другой стороны, что особенно ценно, позволяют совершенствовать содержание программ. Последний опрос, проведенный после выездного обучения специалистов в Республике Северная Осетия-Алания, показал следующее (см. рис. 1-3):

Таким образом, можно заключить, что образовательные программы НЦПТИ являются востребованными и практико-ориентированными, результаты опросов обучившихся позволяют говорить о пользе и эффективности данных программ.

Возвращаясь к обозначенным в начале статьи критериям оценки качества программ ДПО в данной сфере, можно констатировать соответствие данным параметрам представленных образовательных программ, разработанных по поручению Министерства науки и высшего образования Российской Федерации преподавателями Пятигорского государственного университета и сотрудниками

НЦПТИ, что позволяет считать их успешной практикой в процессе подготовки кадров в сфере профилактики терроризма и экстремизма.

Литература:

1. Мухаметзянова Ф. Ш., Гильме-ева Р. Х. Организация мониторинга дополнительных образовательных программ в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма // Казанский педагогический журнал. 2016. № 3 (116). С. 9-10.

2. Брайко Д. Н., Чунин А. С. Реализация образовательной программы регионального общественного движения «Интернет без угроз» как инструмент методического сопровождения деятельности ки-бердобровольцев // Обзор.НЦПТИ. 2018. № 4 (15). С. 26.

Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия

Болдырев Евгений Вячеславович - кандидат педагогических наук, начальник отдела Департамента молодежной политики Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, г. Москва

Гонтаренко Надежда Николаевна - аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, г. Ростов-на-Дону

Невозможно сегодня представить молодое поколение без интернета. Создавая свои сообщества в глобальной сети по интересам, полу, верованиям и не только, молодые люди реализуют как фундаментальную человеческую потребность в социализации, так и транслируют свои установки и ценности миру. В последнее десятилетие российский социум столкнулся с негативными процессами, проявляющимися в социальных сетях: пропаганда экстремистских идей, вербовка в террористические организации, призывы к антиправительственным митингам, неофашисткие сообщества и т. д. Государственные органы и различные некоммерческие организации ведут борьбу с проявлениями экстремизма в интернет-пространстве. Актуальность анализа основных проявлений экстремизма моло-

дого поколения в популярных социальных сетях обуславливает и тот факт, что, изучая и осознавая правила и законы «виртуального» мира современного молодого человека, общество будет готово принять и ус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.