Научная статья на тему 'О проблеме финансирования инновационных проектов'

О проблеме финансирования инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / INNOVATION / INVESTMENT / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялмаев Рустам Алиевич

В статье дана краткая характеристика основных источников финансирования инновационных проектов, рассмотрены основные механизмы поддержки инновационной деятельности в Чеченской Республике и определены основные направления его совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме финансирования инновационных проектов»

About the problem of financing of innovative projects Yalmaev R. (Russian Federation) О проблеме финансирования инновационных проектов Ялмаев Р. А. (Российская Федерация)

Ялмаев Рустам Алиевич / Yalmaev Rustam - кандидат экономических наук, доцент,

кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье дана краткая характеристика основных источников финансирования инновационных проектов, рассмотрены основные механизмы поддержки инновационной деятельности в Чеченской Республике и определены основные направления его совершенствования.

Abstract: in the article gives a brief characteristic of basic sources of financing for innovative projects, describes the main mechanisms to support innovation in the Chechen Republic and the main directions of its perfection.

Ключевые слова: инновации, инвестиции, финансирование. Keywords: innovation, investment, financing.

В аспекте ускорения темпов социально-экономического развития важную роль играет инновационный комплекс. Развитие инновационного комплекса коррелирует с улучшением социально экономической ситуации в силу того, что комплекс запускает механизмы интенсивного роста экономики за счет повышения производительности труда и эффективности использования ресурсов в условиях ограниченности возможностей экстенсивного развития.

Рыночная экономика требует от хозяйствующих субъектов обеспечения высокого качества производимых товаров, своевременного обновления продукции, максимальной заинтересованности во внедрении новейших разработок. Как показывает накопленный опыт, для соответствия таким вызовам рынка, предприятиям объективно необходима государственная поддержка инновационной деятельности, так как подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования, но в то же время требует значительных финансовых ресурсов.

В настоящее время необходимым условием эффективности инновационных программ выступает наличие в сфере научных разработок отлаженной системы инвестирования, кредитования и налогообложения. Все это создает минимальные условия для повышения инновационной активности в стране и перехода на преимущественно инновационный путь развития экономики.[2] В связи с этим, решение вопросов определения эффективной формы финансирования инновационной деятельности экономических субъектов, приобретают особую актуальность.

Система финансирования инновационной деятельности включает в себя следующие элементы[3]:

• источники инвестиционных ресурсов;

• механизм аккумулирования финансовых ресурсов и их инвестирование в инновационные проекты;

• механизм управления инвестиционными ресурсами для обеспечения их эффективного использования и возвратности заемного капитала.

Источники финансирования инновационной деятельности можно объединить в несколько групп:

• собственные средства предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

• привлеченные средства (выпуск акций и других ценных бумаг, взносы, целевые поступления, пожертвования, средства, предоставляемые на безвозвратной основе);

• заемные средства (бюджетные, коммерческие и банковские кредиты).

Из существующих форм финансирования инноваций наибольший интерес в современных условиях представляют следующие.

Государственное финансирование. Через специализированные государственные фонды и бюджеты различных уровней выделяются финансовые ресурсы на инновационные проекты, имеющие приоритетное общенациональное значение. За счет бюджетных ассигнований выполняются федеральные целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты и перспективные инновационные проекты на конкурсной основе.

Акционерное финансирование. Компании с акционерной формой капитала для реализации своих инновационных проектов имеют возможность мобилизовать дополнительные значительные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов.

Банковские кредиты. Позволяют привлечь под инновационные проекты значительный объем финансовых ресурсов, при этом такие проекты должны характеризоваться реальными сроками окупаемости, значительным приростом инвестиционного капитала и гарантиями возврата кредитных средств.

Венчурное финансирование. Реализуется специализированными рисковыми фондами путем предоставления денежных ресурсов на беспроцентной основе без гарантий их возврата. При такой форме финансирования не является обязательным наличие гарантий возврата вложенных средств, и срок предоставления капитала может быть значительным. Венчурные фонды несут значительные риски, однако в случае успешной реализации проекта они покрываются сверхприбылью.

Финансовый лизинг. Это форма привлечения долгосрочных финансовых ресурсов в натуральной форме с полной выплатой стоимости имущества. Характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку эксплуатации и амортизации всей или большей части стоимости имущества.

Смешанное финансирование. Осуществляется путем привлечения финансовых средств, необходимых для реализации инновационных проектов, из различных источников. Данная форма считается наиболее предпочтительной, так как позволяет максимально диверсифицировать долговой портфель заемщика.

Механизм финансирования инновационных проектов в России пережил несколько этапов развития. Если вначале преобладало государственное финансирование инновационных проектов, то в настоящее время преимущественно используются собственные средства предприятий.[4] Отход государства от финансирования инвестиционных проектов и ограниченность собственных средств предприятий, особенно их сокращение на фоне последних кризисных явлений в экономике страны, определяют необходимость формирования смешанной системы финансирования инновационных проектов.

Отсутствие единой стратегии государства, к сожалению, не позволяет сегодня обеспечить финансовую базу, способную существенно увеличить активность инновационного предпринимательства в России. Однако, не смотря на это, на региональном уровне идет активная работа, направленная на создание максимально комфортных условий для инновационной активности.

В целях создания благоприятных условий развития инновационной и инвестиционной сфер в регионе Правительством Чеченской Республики разработаны и утверждены документы, направленные на совершенствование нормативной правовой базы инновационной и инвестиционной деятельности в том числе, касающиеся системы финансирования инновационных проектов.

В действующем законодательстве Чеченской Республики предусмотрен набор различных форм государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов, в частности предоставление государственных гарантий Чеченской Республики, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, предоставление льгот по уплате налога на прибыль (снижение до 13,5% в части, зачисляемой в региональный бюджет) и налога на имущество (снижение с 2,2 % до 0%), предоставление налоговых каникул и др.[1]

С учетом специфики, характеризующейся отсутствием у хозяйствующих субъектов Чеченской Республики собственных средств на проработку инновационных проектов и залоговой базы для привлечения на их реализацию кредитных ресурсов, Правительство Чеченской Республики учредило Инвестиционно-венчурный фонд. Он создан в целях повышения инновационного и инвестиционного потенциала республики, расширения наукоемких производств и применения новых технологий, развития государственно-частного взаимодействия, экономического роста в приоритетных отраслях экономики региона, поиска инвестиционного и венчурного капитала, который мог бы предоставить средства для приоритетных проектов.

Не смотря на активную позицию руководства региона в вопросе создания условий для инновационной деятельности, республика значительно отстает от средних показателей инновационной активности регионов страны. В отношении политики по стимулированию инноваций региональные власти должны максимально эффективно использовать весь имеющийся в распоряжении инструментарий по поддержке и привлечению финансовых ресурсов в инновационный сектор региона [5]. Ключевыми элементами регионального механизма финансирования инновационной деятельности должны стать: прогнозирование инновационного развития региона, система многоканального финансирования, основанная на рациональном распределении финансовых ресурсов из различных источников финансирования между всеми стадиями инновационного процесса, система корректировки финансового механизма с учетом сложившейся ситуации в региональной инновационной сфере.

Процесс финансирования инновационной деятельности не может быть унифицированным для всех регионов. Для эффективного развития инновационной деятельности каждый регион должен разработать гибкий механизм финансового обеспечения, способный учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал региона.

Литература

1. Yalmaev R. The basic directions of investment policy of the Chechen Republic // International Scientific Review № 2 (12). p. 97-100.

2. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2013. - 448 c.

3. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: ЮНИТИ, 2001. — 527 с.

4. Эскиев М. А., Чажаев М. И., Ялмаев Р. А. Основные проблемы социально-экономического развития региона // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 431-433.

5. Ялмаев Р. А. Противоречия в системе управления устойчивым развитием // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 110-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.