Научная статья на тему 'Императивы инвестиционного развития регионов Российской Федерации в условиях рецессии (на примере Чеченской Республики)'

Императивы инвестиционного развития регионов Российской Федерации в условиях рецессии (на примере Чеченской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
166
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазуев А.И.

Рецессия мировой экономики, реализация инфраструктурных инвестиционных проектов в России делают проблему поиска дополнительных источников финансирования проектов, реализуемых в регионах, особенно актуальной. Экономика России дифференцирована по уровню регионального развития и стартовым условиям. В статье проанализированы различные инструменты активизации инвестиционной деятельности в регионах, проведена оценка их эффективности, определены перспективные направления реализации структурно-инвестиционной политики Чеченской Республики, ориентированной на стимулирование частных инвесторов и рост платежеспособного спроса внутри региона. В республике сформирован достаточный инструментарий и нормативная правовая база стимулирования прямых инвестиций в экономику. В работе сделан вывод о том, что в условиях сокращения масштабов прямого государственного финансирования, основной упор инвестиционной политики необходимо сделать на косвенные механизмы использования инвестиционного потенциала региона. Для стимулирования репродуктивных возможностей инвестиционного процесса в границах региона должны быть задействованы механизмы аккумуляции и эффективного использования инвестиционного потенциала как внутреннего императива его экономического роста на приоритетных направлениях дифференцированно-отраслевой структуры предпринимательской среды, особое место в составе которой в последнее время приобретают региональные инновационные модули территориально-производственные кластеры. Совокупность данных факторов, а также целый комплекс других причинно-следственных факторов инициируют углубленное исследование проблемы совершенствования механизма управления инвестиционными процессами в границах территориально-локализованных экономических систем, фундаментом которого является инструментальное обеспечение оценки и прогнозирования развития качества управления инвестиционными процессами в регионе с новых концептуальных позиций на основе уточнения экономического содержания и системообразующих функций в формировании вариантов структурно-инвестиционной политики в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Императивы инвестиционного развития регионов Российской Федерации в условиях рецессии (на примере Чеченской Республики)»

инвестиционная деятельность УДК 330.332:332. 146

императивы инвестиционного развития регионов российской федерации в условиях рецессии (на примере чеченской республики)

а.и. хазуев,

аспирант кафедры финансового менеджмента

E-mail: hazuevai@mail.ru Ростовский государственный экономический университет

Рецессия мировой экономики, реализация инфраструктурных инвестиционных проектов в России делают проблему поиска дополнительных источников финансирования проектов, реализуемых в регионах, особенно актуальной. Экономика России дифференцирована по уровню регионального развития и стартовым условиям.

В статье проанализированы различные инструменты активизации инвестиционной деятельности в регионах, проведена оценка их эффективности, определены перспективные направления реализации структурно-инвестиционной политики Чеченской Республики, ориентированной на стимулирование частных инвесторов и рост платежеспособного спроса внутри региона. В республике сформированы достаточный инструментарий и нормативная правовая база стимулирования прямых инвестиций в экономику.

В работе сделан вывод о том, что в условиях сокращения масштабов прямого государственного финансирования основной упор инвестиционной политики необходимо сделать на косвенные механизмы использования инвестиционного потенциала региона. Для стимулирования репродуктивных возможностей инвестиционного процесса в границах региона должны быть задействованы механизмы аккумуляции и эффективного использования инвестиционного потенциала как внутреннего императива его экономического роста на приоритетных направлениях дифференцированно-отраслевой структуры предпринимательской среды, особое место в составе которой в последнее время приобретают региональные инновационные модули -

территориально-производственные кластеры. Совокупность данных факторов, а также целый комплекс других причинно-следственных факторов инициируют углубленное исследование проблемы совершенствования механизма управления инвестиционными процессами в границах территориально-ло-кализованных экономических систем, фундаментом которого является инструментальное обеспечение оценки и прогнозирования развития качества управления инвестиционными процессами в регионе с новых концептуальных позиций - на основе уточнения экономического содержания и системообразующих функций в формировании вариантов структурно-инвестиционной политики в регионе.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, государственные программы, инвестиционный проект

В условиях рецессии, сокращения федерального финансирования и недостаточной финансовой базы региональных бюджетов в качестве основного источника инвестиционных проектов выступают средства предприятий и организаций, размещенные на территории региона, а также средства иностранных и отечественных инвесторов. Для увеличения масштабов прямого инвестирования органы государственной власти всех уровней должны создать благоприятные экономические возможности привлечения средств в перспективные отрасли регионов. Построение инвестиционной траектории развития регионов Российской Федерации предпо-

Создание дополнительных побудительных механизмов:

ступенчатое построение налоговых льгот, снижающихся по мере окупаемости проекта; ускоренная амортизация активов в соответствии с междунар одными стандартами;

особый таможенный режим для импорта оборудования и запасных частей;

помощь со стороны региональных властей в выборе удобных мест для осуществления инвестиционных проектов;

создание регионального агентства развития;

поощрение иностранных компаний, ведущих за собой новых инвесторов

Повышение коммерческой, бюджетной и социальной эффективности региональной инвестиционной политики

Создание особых (специальных) зон экономического и технологического развития:

квалифицированная рабочая сила и подготовленный офисный персонал; наличие развитых тр анспортных коммуникаций, современных средств и сетей связи;

финансовые учреждения;

облегченный режим

регистрации

предприятий;

благоприятная деловая атмосфера, нацеленная на поддержку

предпринимательства;

режим преференций для дополнительной мотивации инвесторов

Рис. 1. Система инструментов и механизмов региональной инвестиционной политики

лагает стимулирование развития малого бизнеса. Меры и комплексы мероприятий для привлечения прямых инвестиций представлены на рис. 1.

Положительный эффект проявляется в долгосрочном периоде, когда осуществляется концентрация ресурсов на тех направлениях деятельности, где инновации могут выступить в роли мощного катализатора [1]. Однако многие территории имеют низкий стартовый потенциал для развития инноваций: неразвитость инфраструктуры, отсутствие квалифицированного персонала, недостаточный платежеспособный спрос на товары и услуги малого бизнеса. В этой связи региональные власти должны содействовать практической реализации комплекса мер по обеспечению притока прямых инвестиций в реальный сектор экономики (рис. 2) [4, 6-8]. В России поддержка развивающихся регионов осуществляется за счет финансирования по федеральным целевым программам из фонда регионального развития и фонда адресной инвестиционной поддержки региональных программ, государственной поддержки инвестиционных проектов [2], а также

за счет программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»1.

Первоначально основной формой поддержки регионов может быть концентрация уже предусмотренных нормативными законодательными актами рычагов и механизмов поддержки предпринимательства, привлечения частных (в том числе иностранных) инвестиций, содействия инвестиционной активности, реструктуризации предприятий, переподготовки кадров в депрессивных регионах (рис. 3). В связи с этим, по мнению автора, можно предложить следующие мероприятия:

- преимущественное распределение средств фонда поддержки малого бизнеса (предпринимательства) в развивающихся регионах;

- первоочередное рассмотрение заявок для получения выделяемых средств на проведе-

1 О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)»: постановление Правительства РФ от 11.10.2001 № 717.

ние структурной реконструкции и санации производства;

льготный порядок рассмотрения заявок на получение инвестиционных субсидий, государственных кредитов, гарантий по банковским кредитам; получение налоговых кредитов в первоочередном порядке для реструктурируемых предприятий депрессивных регионов;

определение приоритетов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры. Вопрос активизации инвестиционной деятельности [9] приобретает первостепенное значение для экономики Чеченской Республики, которая выходит на этап развития и экономического поступательного роста.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Чеченской Республики осуществляется в следующих формах: - предоставление инвестиционных налоговых кредитов;

предоставление бюджетных субсидий, субвенций и кредитов;

возмещение из бюджета Чеченской Республики разницы процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях; предоставление государственных гарантий Чеченской Республики субъектам инвестиционной деятельности;

включение и последующее финансирование в рамках республиканской целевой программы

Рис. 2. Цели, задачи, инструменты и результат государственной поддержки инвестиционного развития регионов Российской Федерации в условиях рецессии

и (или) республиканской инвестиционной программы;

включение и (или) последующее финансирование в рамках целевого иностранного кредита (заимствования);

оплата за счет средств бюджета Чеченской Республики долгов и убытков хозяйствующего субъекта, включая задолженность по налогам и обязательным платежам, в том числе пени и штрафы;

передача в собственность или использование на льготных условиях различных объектов государственного имущества Чеченской Республики и (или) имущественных прав; содействие при процедуре предоставления земельных участков и других объектов недвижимости;

обеспечение стабильности прав субъектов инвестиционной деятельности в случаях принятия законов, устанавливающих для них иные правила, чем те, которые действовали при

инвестиционная деятельность Investing - 32 -

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Структурные формы поддержки:

- обеспечение исполнения обязательств субъектов инвестиционной деятельности, привлекающих заемные средства для реализации инвестиционных проектов за счет залогового фонда Чеченской Республики (постановления Правительства Чеченской Республики от 08.05.2007 № 75, от 22.05.2007 № 93);

- включение в республиканскую инвестиционную программу;

- предоставление площадки для строительства;

- включение проекта в перечень проектов, продвигаемых на государственном уровне (перечень приоритетных инвестиционных проектов);

- предоставление государственных гарантий инвесторам (ст. 15 Закона Чеченской Республики от 11.07.2006 № 18-рз)

Налоговые льготы:

- предоставление инвестиционного налогового кредита (Закон Чеченской Республики от 30.12.2009 № 77-РЗ);

- предоставление льгот по налогу на прибыль: снижение на 4%: с 17,5 до 13,5% в части регионального налога (Закон Чеченской Республики от 10.06.2006 № 16-рз «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике»);

- предоставление льгот по налогу на имущество (инвестиционные проекты, одобренные Правительством Чеченской Республики): снижение с 2,2 до 0%

Бюджетное финансирование

Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам (постановление Правительства Чеченской Республики от 31.10.2005 № 127).

Предоставление бюджетных средств:

- на возвратной основе (бюджетный кредит);

- на условиях передачи в государственную собственность Чеченской Республики части акций акционерных обществ

Рис. 3. Анализ нормативной базы поддержки инвестиций в Чеченской Республике

заключении договоров между ними на определенный срок, оговоренный законодательным актом;

- предоставление гарантий компенсации при национализации и реквизиции инвестиций;

- предоставление гарантий использования доходов, а для иностранных инвесторов - гарантий использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов,

прибыли и других правомерно полученных денежных сумм [3].

Порядка 75 проектов по строительству объектов промышленности и энергетики, агропромышленного комплекса и сферы услуг вошли в перечень приоритетных инвестиционных проектов и предложений Чеченской Республики. Соответствующее постановление утверждено Правительством Чеченской Республики. Так, например, среди наиболее крупных

проектов в промышленности и энергетике предполагается строительство первой очереди каскада ГЭС на р. Аргун, Грозненской ТЭС, газоперерабатывающего и нефтеперерабатывающего заводов, обувной фабрики, кожевенного завода и др. Согласно перечню в агропромышленном комплексе республики намечено строительство агрокомбината, молочного комбината (мощность 30 т продукции в сутки), рисоперераба-тывающего комплекса (мощность 40 т продукции в сутки), консервного и стеклотарного заводов. Кроме того, предполагается разведение форели, закладка садов, виноградников и строительство животноводческих комплексов в республике и т.д.

В сфере услуг намечено строительство туристических баз «Беной», «Эрта», «Кезеной-Ам»

(Веденский район), курорта «Серноводск-Кавказ-ский», санатория «Асса» в Сунженском районе, водолечебницы в Грозном, а также всесезонного горнолыжного курорта «Ведучи» в Итум-Калинском районе, сети спортивно-оздоровительных лагерей и т.д. Запланировано внедрение широкополосных беспроводных сетей WIMAX.

Основные параметры некоторых инвестиционных проектов, намеченных к реализации в Чеченской Республике, представлены в таблице.

В рамках решения данной задачи в республике сформирован портфель из 75 инвестиционных проектов, которые предусматривают реконструкцию существующих или строительство новых современных высокотехнологичных, наукоемких

Основные инвестиционные проекты в Чеченской Республике

Проекты Стоимость, млн руб. Продолжительность, лет

Краткосрочные проекты

Использование гидроэнергетических ресурсов на промышленном канале Чеченской Республики 400,0 2

Реконструкция предприятия по организации литейного производства 101,0 3

Восстановление предприятия по организации сборочного производства газовых счетчиков промышленного и гражданского назначения, ремонту и сервисному обслуживанию контрольно-измерительных приборов и автоматики, метрологического обеспечения средств производства 28,0 3

Реконструкция завода по производству металлополимерных, полиэтиленовых и стекло-пластиковых труб (с учетом % за кредит) 77,0 2

Восстановление предприятия по организации переработки местных твердолиственных пород древесины (бука, дуба, ясеня, карагача, вишни) 46,5 1,5

Использование глубинного тепла земли, государственным унитарным предприятием «Геотермальные воды» 28 1

Восстановление предприятия по организации производства столярных изделий и пиломатериалов из хвойных пород древесины 38,1 1,5

Восстановление и развитие мощностей вино-коньячной промышленности Чеченской Республики 71 1,5

Восстановление и дальнейшее развитие строительной индустрии в Чеченской Республике 56 1,5

Средне- и долгосрочные проекты

Восстановление комплекса по выпуску специальной автомобильной техники на базе шасси автомобиля ЗИЛ, производства резинотехнических изделий, кислорода и ацетилена 168,1 4,5

Использование гидроэнергетических ресурсов на р. Аргун 150,0 5

Строительство нефтеперерабатывающего завода на существующих площадях Заводского района г Грозного 24,0 3,5

Строительство предприятия по выпуску стеклотарной продукции 798,0 4

Реконструкция предприятия по переработке изношенных автомобильных шин, технологических отходов и производству тонкодисперсных резиновых порошков 79,1 3

Восстановление предприятия по организации переработки вторичных строительных материалов 32,0 3

Строительство предприятия по переработке и консервированию плодовоягодной и овощной продукции 280,0 4,2

Восстановление холодильника единовременного хранения емкостью на 1 000 т и цехов по переработке и фасовке рыбной и мясной продукции, строительство сети фирменных магазинов 76,9 3,5

Перевозка пассажиров, грузов, почты 1 640 10-12

производств [5, 10 При этом все проекты имеют бизнес-планы и проектно-сметную документацию, разработанные консалтинговой компанией. В республике разработана необходимая нормативная правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность, приняты законы об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике и о порядке предоставления государственных гарантий для привлечения кредитных ресурсов на нужды Чеченской Республики.

Отдельным республиканским законом регулируются взаимоотношения с иностранными инвесторами. Законодательством Чеченской Республики предусмотрены возможности предоставления инвестиционного налогового кредита, субсидирования процентных ставок по банковским кредитам, предоставления государственных гарантий с привлечением средств республиканского залогового фонда и многие другие преференции инвесторам, готовым плодотворно работать на территории региона.

Реализация указанных мер позволила улучшить инвестиционный климат в республике, повысить рост инвестиций в ее экономику. За последние пять лет в республику привлечено внебюджетных инвестиций на сумму 87,4 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За счет внебюджетных источников финансирования в республике построены многофункциональные комплексы «Грозный-Сити» (270,1 тыс. м2) и первая очередь комплекса «Гудермес-Сити» (135,1 тыс. м2), включающие в себя жилые дома, гостиницу и бизнес-центры, а также три предприятия агропромышленного комплекса по производству консервной, молочной продукции и розливу минеральной воды. Благоприятные природно-климатические условия, выгодное географическое положение, богатая минерально-сырьевая база открывают широкие возможности для ведения бизнеса в регионе.

В Чеченской Республике можно развивать практически все отрасли сельского хозяйства, начиная от производства зерновых культур, овощей и фруктов, заканчивая разведением овец, крупного рогатого скота. Имеющиеся в республике богатые источники лечебных и термальных вод способствуют развитию санаторно-курортной деятельности, организации производств по розливу минеральной воды и предприятий, работающих на термальных источниках энергии. Республика обладает значительным гидроэнергетическим потенциалом, освоение которого позволит удовлетворить потребности в электроэнергии самой республики, а в

перспективе обеспечить и ее экспорт. Уникальные историко-архитектурные памятники и заповедные места открывают широкие перспективы для развития туристического бизнеса.

Еще одной особенностью республики является наличие готовых производственных площадок на предприятиях, восстановленных в рамках реализуемой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики», которые могут быть предоставлены инвесторам для реализации инвестиционных проектов. В целях максимального использования имеющихся ресурсов разработана стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 г., определяющая основные приоритеты развития республики в долгосрочной перспективе, в числе которых нефтепереработка, энергетика, машиностроение, агропромышленный комплекс, инфраструктура, строительный комплекс, социальная сфера и туризм.

Инвестиционные планы республики находят поддержку в федеральном центре. В рамках Программы государственных гарантий Российской Федерации в федеральном бюджете на 2014 г. предусмотрены государственные гарантии в сумме. 15 млрд руб. для обеспечение кредитов, привлекаемых юридическими лицами на реализацию инвестиционных проектов на территории Чеченской Республики. Для этих целей отобрано 25 инвестиционных проектов с общей потребностью в инвестициях на сумму 26,1 млрд руб.

В настоящее время продолжается реализация следующих крупных инвестиционных проектов:

- всесезонный горнолыжный курорт «Ведучи» с объемом инвестиций 14 500,0 млн руб.;

- спортивно-туристический комплекс «Кезеной-Ам» с объемом инвестиций 3 725,2 млн руб.;

- закладка многолетних насаждений (виноградарство) по интенсивной технологии на площади 500 га с объемом инвестиций 1 867,14 млн руб.

В 2013 г. Правительством Чеченской Республики были заявлены 11 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций более 30 млрд руб., реализация которых будет осуществлена в рамках государственных гарантий, предоставляемых Правительством Российской Федерации под кредиты, получаемых инвесторами из коммерческих банков для реализации данных проектов. Реализация указанных проектов позволит использовать ресурсный потенциал республики, обеспечить запуск новых

современных высокотехнологичных производств в промышленности, энергетике, агропромышленном комплексе, строительной индустрии, здравоохранении, туризме и торговле. Это будет способствовать созданию свыше 15 тыс. рабочих мест.

Согласно постановлению Правительства Чеченской Республики «О перечне приоритетных инвестиционных проектов и предложений Чеченской Республики» в качестве приоритетных определен 41 инвестиционный проект Чеченской Республики. Анализ реализуемых программ и проектов на территории республики позволяет сделать вывод о эффективности региональной инвестиционной политики, одним из резервов которой может быть механизм государственно-частного партнерства.

Список литературы

1. Акаев А.А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом. М.: УРСС. 2009. С. 141-162.

2. Алексеев А.В., Кузнецова Н.Н. Инвестиционный процесс в России и задачи создания инновационной экономики: проблемы инновационного развития России / под ред. В.Н. Павлова, Л.К. Казанцевой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2009. С.131-145.

3. Балакина Г.Ф. Исследование инвестиционных процессов депрессивного региона // Регио-

нальная экономика: теория и практика. 2010. № 40. С.14-22.

4. Голайдо И.М. Инвестиционный потенциал региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 17. С. 59-68.

5. ЖелтоносоеВ.М., Мальсагов А.Х. К вопросу о привлечении финансового капитала для выравнивания уровней развития регионов в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 5. С. 40-44.

6. Мазур О.В. Обоснование приоритетов инвестирования в экономике региона // Вестник Московской академии труда и информационных технологий. 2006. № 40. С. 28-35.

7. Стратегический ответ России на вызовы нового века: монография / под ред. Л.И. Абалкина. М.: Экзамен, 2004. 606 с.

8. Суркова С.А. Депрессивные регионы: типологические особенности и механизмы преодоления депрессивности // Региональная экономика: теория и практика, 2009. № 1. С. 25-37.

9. Тимирясова А.В. Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности. Казань: Таглимат, 2004. 64 с.

10. Чернова О.А. Проблемы формирования траектории инновационно ориентированного развития депрессивных шахтерских территорий Ростовской области // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 13. С. 25-37.

Regional economics: theory and practice Investing

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

THE IMPERATIVES OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION REGIONS IN THE CONDITIONS OF RECESSION

(THE CHECHEN REPUBLIC CASE)

Akhmed I. KHAZUEV

Abstract

The author points out that the world economy recession, the execution of infrastructure investment projects in Russia, makes the problem of search for the additional sources of financing the projects being implemented in the regions, particularly relevant. The Russian economy differentiates with respect to the regional development and launching environment . The article analyzes different tools, which facilitate the enhancing of an invest-

ment activities in the regions, it makes an evaluation of their effectiveness, identifies the promising directions of realization of structural and investment policy of the Chechen Republic aimed at stimulating the private investors and at facilitating the growth of consumer demand in the region The author underlines that the Chechen Republic has formed an adequate regulatory framework and toolkit for promoting direct investment in the economy The paper sums up that in the condi-

tions of the reduction of the direct State financing, an emphasis of investment policies must be placed on the indirect mechanisms of the investment potential of the region . The paper emphasizes that in order to stimulate the reproductive possibilities of the investment process within the borders of the region, the authorities should engage the mechanisms of accumulation and effective use of the investment potential as an imperative of its economic growth in the priority areas of the business environment, which differ according to the sectoral structure. In recent times, the regional innovative modules, the territorial-production clusters, occupy the special place in the business environment The array of these factors, as well as a range of other cause-and-effect factors initiate an in-depth study of the problem of improving the mechanism of an investment process management within the boundaries of the geographically-localized economic systems. The paper discusses the issues of an instrument software application for assessing and forecasting of the development of the quality management of investment processes in the region from the new conceptual positions, which serve as the fundamental principle . The author emphasizes that the new conceptual positions are based on the clarification of the economic content and system-forming functions in shaping the options for the structural and investment policies of the region

Keywords: investment activities, State-run programs, project

References

1. Akaev A . A . Sovremennyi finansovo-ekonom-icheskii krizis v svete teorii innovatsionno-tekhno-logicheskogo razvitiya ekonomiki i upravleniya innovatsionnym protsessom [Modern financial and economic crisis in terms of the theory of innovation and technological development of economy and innovation process management]. Moscow, URSS Publ., 2009,pp.141-162.

2. Alekseev A.V., Kuznetsova N .N. Investitsionnyi protsess v Rossii i zadachi sozdaniya innovatsionnoi ekonomiki: problemy innovatsionnogo razvitiya Rossii [An investment process in Russia and the task of creating an innovative economy: problems of the Russian innovation development]. Novosibirsk, IEOIP, Siberian Branch of RAS Publ., 2009, pp. 131-145.

3 . Balakina G . F. Issledovanie investitsionnykh protsessov depressivnogo regiona [Research of invest-

ment processes of a depressed region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2010, no. 40, pp. 14-22.

4 . Golaido I . M . Investitsionnyi potentsial regiona [The investment potential of a region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2008, no. 17, pp. 59-68.

5. Zheltonosov V.M., Mal'sagov A.Kh. K voprosu o privlechenii finansovogo kapitala dlya vyravnivaniya urovnei razvitiya regionov v Rossii [On the issue of attracting the financial capital aimed at the equalization of the Russian regions development]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2010, no. 5, pp. 40-44.

6 . Mazur O . V. Obosnovanie prioritetov investirov-aniya v ekonomike regiona [Justification of investment priorities in the region's economy]. Vestnik Moskovskoi akademii truda i informatsionnykh tekhnologii - Bulletin of Moscow Academy of Labor and Information Technology, 2006, no. 40, pp. 28-35.

7. Strategicheskii otvet Rossii na vyzovy novogo veka [The Russian strategic response to the challenges of the new century]. Moscow, Ekzamen Publ., 2004, 606 p .

8. Surkova S.A. Depressivnye regiony: tipolog-icheskie osobennosti i mekhanizmy preodoleniya depres-sivnosti [The depressed regions: typological specifics and mechanisms for overcoming depression]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2009, no. 1, pp. 25-37.

9 . Timiryasova A . V. Teoretiko-metodologicheskie aspekty gosudarstvennogo regulirovaniya investitsion-noi deyatel'nosti [The theoretical and methodological aspects of the State regulation of investment activities]. Kazan, Taglimat Publ., 2004, 64 p.

10 . Chernova O . A . Problemy formirovaniya traek-torii innovatsionno orientirovannogo razvitiya depres-sivnykh shakhterskikh territorii Rostovskoi oblasti [The issues of formation of the innovation-oriented development of the depressed mining areas of the Rostov region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2010, no. 13, pp.25-37.

Akhmed I. KHAZUEV

Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, Russian Federation hazuevai@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.