Научная статья на тему 'Вопросы интеграции в инновационной деятельности стран ЕАЭС'

Вопросы интеграции в инновационной деятельности стран ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / INNOVATION / INTEGRATION / REGIONAL ECONOMY / INNOVATION POLICY / MODERNIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мейманов Бактыбек Каттоевич

В статье анализируются интеграционные процессы в инновационной деятельности стран ЕАЭС, вопросы углубления сотрудничества в инновационном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы интеграции в инновационной деятельности стран ЕАЭС»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вопросы интеграции в инновационной деятельности стран ЕАЭС

Мейманов Б. К.

Мейманов Бактыбек Каттоевич /Meimanov Baktybek Kattoevich - SPIN-код: 4673-0951, доктор экономических наук, и. о. профессора, кафедра экономики, экономический факультет, Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье анализируются интеграционные процессы в инновационной деятельности стран ЕАЭС, вопросы углубления сотрудничества в инновационном секторе.

Abstract: the article analyzes the integration processes in the innovation of the EAEC countries, the issues of deepening cooperation in the innovation sector.

Ключевые слова: инновация, интеграция, региональная экономика, инновационная политика, модернизация экономики.

Keywords: innovation, integration, regional economy, innovation policy, modernization of the economy.

В национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013 -2017 гг. отмечено, что основным механизмом технологической модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности, является создание инновационной экономики. Однако внедрение инноваций предприятиями республики остается крайне низким и не соответствует потребностям устойчивого экономического роста. Недостаток инноваций во многом обусловлен отсутствием ключевых ресурсов, а для решения данной проблемы необходимо участие страны в региональной интеграции. Региональная интеграция позволит решить большинство задач стран Центральной Азии, т. к. ни одно государство самостоятельно, отдельно не сможет бороться с современными потенциальными угрозами и рисками [1].

Если суммировать все потенциальные выгоды от интеграции в области торговли, транспорта, транзита, проведения реформ, относящихся к деловым и финансовым условиям внутри стран Центральной Азии, то доходы на душу населения в ближайшие 10 лет могут увеличиться на 50 %.

В этом аспекте заслуживает одобрения и поддержки ряд уже принятых мер в рамках ЕАЭС. Так, в рамках подготовки документов, необходимых для формирования правовой базы ЕЭП (единого экономического пространства) в рамках ЕАЭС, принято Соглашение о согласованной экономической политике.

В рамках проведения согласованной инновационной политики совместно с Межпарламентской Ассамблеей ЕАЭС подготовлены Рекомендации по гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС об инновациях и инновационной деятельности. Была принята Концепция (стратегия) создания единого инновационного пространства в ЕАЭС. Вопрос прорабатывался в соответствующих министерствах и ведомствах Сторон.

В целях гармонизации законодательства в бюджетно-налоговой сфере совместно с МПА ЕАЭС проведен сравнительно-правовой анализ бюджетного и налогового законодательств государств-членов Сообщества, приняты Концепции Основ бюджетного и налогового законодательства государств-членов ЕАЭС.

Завершилась работа по имплементации в национальные законодательства государств-членов ЕАЭС положений Общих принципов формирования и применения железнодорожных тарифов и Порядка установления понижающих коэффициентов и сквозных тарифных ставок на перевозки грузов между станциями железных дорог

государств-членов ЕАЭС, которые уже вступили в силу в Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Таджикистан.

Повсеместно на территории большинства государств-членов ЕАЭС применяется международный сертификат взвешивания грузовых транспортных средств (МСВТС), что позволяет сократить простои транспортных средств при пересечении границ стран Сообщества из-за многократного их взвешивания.

Таким образом, следует отметить, что на сегодняшний день в Сообществе фактически функционирует режим свободной торговли товарами и услугами.

Для стран-участниц ЕАЭС в среднесрочном и долгосрочном периоде участие в интеграции предполагает широкое освоение инновационных технологий во всех сферах промышленного производства, а для большинства индустриально развитых стран мира является ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни людей. Исследованы возможности получения максимальных выгод от интеграции, учитывая, что среди стран-членов Таможенного союза показатели объема ВВП по сравнению с Кыргызстаном выше в Белоруссии -10, в Казахстане - 30, в России - 331 раз. ВВП на душу населения в Белоруссии - 5,8 раза, в Казахстане - 10,3 раза, в России - 12,3 раза больше чем в Кыргызстане.

Таблица 1. Показатели развития внешней конкурентоспособности стран ЕАЭС за 2013 г. [2]

ВВП на Экспорт промышленной Внешние Уровень

душу продукции на душу инвестиции на бедности

населения населения душу населения

Россия $ 14302 $ 3718 $ 3586 0 %

Казахстан $ 11983 $ 5237 $ 6322 2 %

Беларусь $ 6739 $ 4848 $ 1537 0 %

Кыргызстан $ 1158 $ 339 $ 494 25 %

Таджикистан $ 953 $ 474 $161 32 %

Инновационная деятельность в экономическом контексте - это любой новый способ создания экономической добавленной стоимости, например, с помощью нового производственного или распределительного процесса, новой бизнес-модели, нового способа организации работы или посредством создания новых рынков, либо изыскания новых источников поставок (ресурсов). А инновационная политика - это любая мера политики или механизм, оказывающие влияние на инновационный процесс [3].

В рамках региональной интеграции вопросам углубления сотрудничества в инновационном секторе необходимо уделять первостепенное внимание. В его ускоренном развитии нуждаются все страны — участницы региональной интеграции, серьезно отстающие по фундаментальным показателям финансирования и внедрения инноваций не только от развитых, но и уже от многих развивающихся государств.

Необходимо обеспечение тесного взаимодействия стран региональной интеграции в инновационной сфере, что диктуется рядом объективных факторов. Прежде всего, оно позволило бы сконцентрировать усилия, интеллектуальный и финансовый потенциал отдельных государств на наиболее важных, прорывных направлениях фундаментальных и прикладных исследований, избежать дублирования дорогостоящих разработок. Кроме того, увеличение выпуска наукоемкой продукции предполагает адекватное расширение рынков ее сбыта. В этой связи определение общих правил торговли такой продукцией и формирование для нее единого пространства в рамках региональной интеграции становятся важными условиями успеха инновационной деятельности в каждом государстве региона.

Предложенная нами модель региональной интеграции обеспечивает устойчивый социально-экономический рост региона. Достижение этой цели предполагает диверсификацию национального экспорта и увеличение в нем доли продукции с

высокой добавленной стоимостью, усиление позиций на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции и наращивание объема транспортного сектора, за счет более полного использования транзитного потенциала региона.

Следует также отметить, что для достижения позитивных результатов необходимо усиление активизации взаимодействия в реальном секторе экономики и реализация межгосударственных целевых программ и совместных проектов.

Должны вестись работы по формированию и совершенствованию инвестиционной и инновационной политики.

Очевидна также необходимость продолжения работ по созданию общего научно -технологического пространства и проведение исследования приоритетных направлений науки и технологий государств-членов ЕАЭС.

Литература

1. Мусакожоев Ш. М. Государственное регулирование национальной экономики // Экономический вестник. 2014. № 2. С. 37-41.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.kg/.

3. Мейманов Б. К. Эффективное управление формированием и развитием интеллектуального капитала // Вестник КазЭУ. 2012. № 4. С. 43-47.

Противоречия в системе управления устойчивым развитием

Ялмаев Р. А.

Ялмаев Рустам Алиевич / Yalmaev Rustam Alievich - кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье раскрывается понятие устойчивого развития. Обосновывается необходимость формирования условий перехода к устойчивому развитию на государственном и региональном уровнях. Рассматриваются основные направления перехода к устойчивому развитию.

Abstract: the article reveals the notion sustainable development. Proves the necessity of of formation of conditions for transition towards sustainable development at national and regional levels. Article traces main trends transfer to sustainable development.

Ключевые слова: устойчивое развитие, эффективность управления, устойчивость. Keywords: sustainable development, good governance, stability.

Продолжающаяся тенденция глобализации и усиление мировых интеграционных процессов обуславливают видоизменение роли государств и регионов. В рамках теории устойчивого развития формируется иное понимание государственности, места и роли государства. В этих условиях одним из важных инструментов, обеспечивающих переход к устойчивому развитию, становится именно институт государства.

Переход к устойчивому развитию мирового сообщества - это переход к заранее разработанным целям, планомерное эволюционное изменение государства; государству предстоит изменить свои общественные функции, а в дальнейшем -измениться и качественно, приближаясь к желаемым целям и образу «устойчивого будущего» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.