Научная статья на тему 'Основные направления инвестиционной политики Чеченской Республики'

Основные направления инвестиционной политики Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENT / INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ялмаев Рустам Алиевич

В статье дана краткая оценка преимуществам и недостаткам Чеченской Республики в области привлечения инвестиций, рассмотрены основные индикаторы Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025, приведены основные направления совершенствования инвестиционной составляющей экономики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления инвестиционной политики Чеченской Республики»

затратами факторов производства. Исходя из этого, Л. Вальраса считают первооткрывателем не только производственной функции, но и методов анализа «затраты - выпуск».

С именем Л. Вальраса связаны изменения в методе исследования. Его предшественники оперировали односторонними причинно-следственными связями. Он трактовал хозяйственные отношения как систему функциональных зависимостей -зависимостей, которые можно читать в обоих направлениях. Это позволяло учесть не только прямые, но и обратные связи, дать более четкое представление о возможности развития в недрах рыночной экономики кумулятивных процессов (прообраз мультипликатора Дж. М. Кейнса): рост цен факторов производства - повышение цен готовой продукции - новый рост цен факторов производства.

Таким образом, в модели Л. Вальраса предусматривалось, что потребители знают свои функции спроса и предложения, технические коэффициенты и многие другие данные. Модель общего равновесия исходит из совершенной конкуренции, которая предполагает идеальную мобильность всех ресурсов, полную информированность участников, абсолютизирует состояние равновесия, т. е. является идеальной моделью. Она статична, так как не учитывает научно-технического прогресса, факторов неопределенности в экономике. Однако ее можно усложнять и упрощать, включать новые переменные, что придает ей универсальный характер и позволяет использовать и сегодня.

Литература

1. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1983 Т. II.

2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000. - 448 с.

3. Кириякова Н. И. Теория общего равновесия и неравновесная экономика: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2009. - 93 с.

The basic directions of investment policy of the Chechen Republic Yalmaev R. (Russian Federation)

Основные направления инвестиционной политики Чеченской Республики Ялмаев Р. А. (Российская Федерация)

Ялмаев Рустам Алиевич / Yalmaev Rustam - кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный

Аннотация: в статье дана краткая оценка преимуществам и недостаткам Чеченской Республики в области привлечения инвестиций, рассмотрены основные индикаторы Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025, приведены основные направления совершенствования инвестиционной составляющей экономики региона.

Abstract: the article provides a brief assessment of the advantages and disadvantages of the Chechen Republic in the field of attracting investments, describes the main indicators Strategy for Socioeconomic development of the Chechen Republic of 2025, describes the main directions of improvement of the investment component of the regional economy.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, стимулирование инвестиций. Keywords: investment, investment climate, investment incentives.

97

В Российской Федерации и в ее регионах наблюдается необходимость принятия радикальных мер по преодолению инвестиционной депрессии. Устойчивое развитие регионов России нуждается в инвестиционной активности, и в этой связи стало важным регулирование инвестиционных процессов со стороны региональных органов власти. Исходя из этого, оценка инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности, разработка механизма стимулирования инвестиционных процессов в регионах страны является актуальным.

Чеченская Республика располагает целым рядом конкурентных преимуществ, которые могут быть использованы для формирования благоприятной среды: стабильная общественно-политическая ситуация; выгодное географическое положение; богатый природно-ресурсный потенциал; возможности развития конкурентоспособных производств (нефтегазовая промышленность, туризм и сфера услуг, отдельные отрасли сельского хозяйства, производство строительных материалов); туристско-рекреационный потенциал [1].

Инвестиционный потенциал Чеченской Республики следует рассматривать с точки зрения выделения направлений способных привлечь в республику потенциальных инвесторов, как российских, так и зарубежных.

Дадим краткую оценку преимуществам и недостаткам Чеченской Республики в области привлечения инвестиций.[3]

- Природные ресурсы. В Чеченской Республике имеются промышленные запасы нефти на 20-30 лет. Также республика обладает большими запасами гидроэнергетических ресурсов горных рек. Еще Чеченская Республика обладает запасами стронция, природного камня и облицовочных материалов.

- Трудовые ресурсы. Существующая в Чеченской Республике безработица является для инвесторов фактором. Поскольку, вкладывая средства в инвестиционные проекты, они будут уверены, что им не придется сталкиваться с дефицитом рабочей силы.

- Сельское хозяйство. Для развития сельского хозяйства Чеченская Республика обладает теплым климатом, обширными пастбищами и плодородными землями. И это дает возможность выращивать в республике любые культуры и развивать любые отрасли животноводства.

- Промышленный сектор. По сравнению с промышленным сектором ЧИАССР, число промышленных предприятий Чеченской Республики в десятки раз меньше. Это говорит о том, что для промышленного сектора Чеченской Республики есть, куда стремится.

В целом Чеченская Республика обладает низким инвестиционным потенциалом. Но в республике проводятся активные меры по созданию привлекательного инвестиционного климата.

Основной задачей в развитии Чеченской Республики является формирование развитой, сбалансированной и конкурентоспособной экономики путем внедрения инновационных технологий. В качестве механизма реализации названной задачи выступают основы, заложенные в Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года, Схеме развития и размещения производительных сил Чеченской Республики. В качестве основного источника финансирования мероприятий, программ развития республики должны выступать средства федерального бюджета. При этом, осознавая ограниченность средств федерального бюджета, важнейшим условием успешной реализации намеченных задач является привлечение внебюджетных источников, в том числе инвестиций частно-государственного партнерства [4]. В связи с этим, Правительство Чеченской Республики особое значение придает созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности в республике. Для создания повышенной инвестиционной привлекательности республики, создания благоприятных условий развития бизнеса, обеспечения безопасности и защиты интересов инвесторов в

98

республике сформирована законодательная база, которая направлена на регулирование деятельности, защиту интересов инвесторов и стимулирование предпринимательской деятельности.

Реализация инновационного сценария Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 года позволит говорить о том, что уровень доходов и качество жизни в Чеченской Республике к 2025 году достигнет показателей, характерных для регионов-лидеров. Реализация данного сценария по прогнозу приведет к изменению социально- экономических показателей, прогнозные значения которых отображены в таблице 1 [2].

Таблица 1. Оптимистический сценарий реализации Стратегии социально-экономического

развития Чеченской Республики

Показатель 2008 2012 2013- 2015 2016- 2017 2018- 2020 2021- 2025

Всего 50380 72460 145371 131173 162702 189294

Агропромышленный комплекс 2 166 7 580 13 262 13 610 11 032 11 076

Промышленный комплекс 605 5 115 5 561 4 606 1 868 800

Нефтехимический комплекс 1 146 4 257 17 254 32 642 39 377 47 751

Энергетический комплекс 2 034 11 571 5 352 404 34 423 39 670

Комплекс ЖКХ 8 444 3 199 4 058 2 878 2 266 1 381

Строительный комплекс 2 721 21 146 28 368 32 108 33 245 49 960

Т оргово -транспортно -логистический комплекс 5 085 4 453 23 989 12 238 7 468 2 838

Туристско-рекреационный комплекс 2 371 3 653 15 598 3 598 3 490 4 504

Инновационный комплекс 6 096 2 249 12 794 13 739 14 978 14 811

Социальный комплекс 19 713 5 529 11 552 9 179 9 322 11 112

Экономика в целом 0 3 708 7 585 6 170 5 234 5 393

Индикаторы социально-экономического развития Чеченской Республики рассматриваются в разрезе экономических комплексов по реперным точкам. Сопоставимость обеспечивается за счет сравнения показателей в ценах базового года планирования.

К 2025 году в экономике Чеченской Республики, согласно Стратегии социальноэкономического развития Чеченской Республики до 2025 года, распределение результатов экономической деятельности будет сбалансированным.

Лидирующие позиции будут по-прежнему принадлежать строительному и социальному комплексам, но их суммарная доля снизится с 61% выпуска до 32%. Структура создаваемой добавленной стоимости на территории Чеченской Республики будет практически соответствовать структуре выпуска. Строительный комплекс к 2025 году останется основным реципиентом инвестиций в основной капитал, но при этом его доля в структуре инвестиционных вложений практически не изменится. Основным налогоплательщиком к 2025 году станет нефтехимический комплекс, который будет продуцировать около 30% налоговых платежей Чеченской Республики [2].

Решение проблемы интенсификации государственной инвестиционной политики на региональном уровне во многом будет способствовать социально-экономическому развитию. В отношении политики по привлечению инвестиций региональные власти должны придерживаться следующих рекомендаций:

1. В регионе должна быть четко выражена политика привлечения инвестиций. Намерение привлекать инвестиции должно быть сформулировано в документах (политика, стратегия), а также закреплено на уровне законов и программ развития. Политика должна отражать существенные аспекты инвестиционной деятельности.

99

2. Властями должны быть определены приоритетные направления инвестирования. Понимание потенциала субъекта и его сильных и слабых сторон должно быть учтено в стратегии развития региона, а также должно определять приоритетные направления инвестирования. Наилучший вариант - выделение приоритетных направлений в краткосрочном периоде (за счет существующей инфраструктуры и ресурсов), и в долгосрочном периоде, учитывая глобальные тенденции и желаемое направление развития [3].

3. Для преодоления административных барьеров наилучшими вариантами являются: практика «одного окна», кураторство инвестиционных проектов.

4. Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона. Срок предоставления налоговых льгот целесообразно увязывать со сроком реализации инвестиционного проекта. Предоставление этих льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заемные средства.

5. Организация рынка свободных производственных и строительных площадей. Реализацию новых проектов выгоднее осуществлять на уже имеющейся инфраструктуре. Это касается и среднего, и малого бизнеса, для которых создается реестр пестующих офисных помещений, и крупного бизнеса с целыми пустующими производственными площадками [4].

6. Регулирование земельных отношений. Для крупных инвестиций принципиальным вопросом остается необходимость приобретения земли в собственность. Для решения этого вопроса должен быть закреплен порядок передачи земли, порядок приобретения земли в собственность. Также должен быть определен размер или хотя бы порядок расчета величины арендной платы за землю.

7. Содействовать инвесторам в обеспечении рабочей силой. Помимо развития района как привлекательного места для жилья, власти должны брать на себя часть вопросов подготовки рабочей силы нужной квалификации. Эта задача может решаться как выдачей субсидий на частичное финансирование обучения, так и организацией специализированных обучающих программ для одобренных инвестиционных проектов.

8. Целесообразно иметь путеводитель инвестора, который поможет сориентироваться на территории субъекта, а также найти все необходимые организации (финансовые, страховые, другие участники инвестиционного процесса), также раздел «что и сколько стоит для инвестора» - стоимость офисных помещений, зарплата, стоимость жилья, стоимость квадратного метра земли, стоимость промышленной недвижимости, тарифы, прожиточный минимум, потребительская корзина.

9. Заинтересованность в привлечении инвестиций на уровне муниципалитетов, особенно в решении земельного вопроса.

Литература

1. Противоречия в системе управления устойчивым развитием // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 12 (42). С. 110-113.

2. Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2025 г. [Электронный ресурс]: // Инвестиционная карта Чеченской республики. URL:

http://www.investchechnya.ru/upload/docs/strategija-socialno-yekonomicheskogo-raz5368d0aee72b61399378094.pdf (дата обращения: 24.01.2015).

3. Эскиев М.А. Основные проблемы социально-экономического развития региона /М.А. Эскиев М.И. Чажаев Р.А. Ялмаев //Молодой ученый. -2015. -№ 15. -С. 431-433.

4. Ялмаев РА., Аслаханова С.А., Абдурахманова М.М. Низкая активность российских банков как сдерживающий фактор развития малого бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2 (63-2). С. 947-950.

100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.