внутренние, так и внешние. Причем значимость этих факторов неумолимо одинакова, так как неэффективное руководство предприятием может довести до банкротства, также и экономическая нестабильность может привести к такому же результату. В связи с этим для предотвращения и предупреждения реализации финансовых рисков и непосредственно риска банкротства рекомендуется руководству предприятию рассматривать и формировать систему антикризисного финансового менеджмента, которая при качественной ее реализации будет предотвращать причины банкротства [6].
Литература
1. Закон ПМР «О банкротстве (несостоятельности) хозяйствующих субъектов в ПМР», текущая редакция на 5.11.14 г.
2. Бланк И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2010. - 478 с.
3. Васильева Л. С. Финансовый анализ: учебник / Л. С. Васильева, М.В. Петровкая. -М.: КНОРУС, 2010. - 880 с.
4. Гаврилюк Т. Ю. Финансовые риски в системе управления финансовой безопасностью предприятия [Текст] / Т. Ю. Гаврилюк // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 204 - 207. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/archive/50/6422/ (дата обращения: 31.01.2016 г.)
5. Толмачева И. В. Финансовые риски предприятий в современных экономических условиях.// Экономика и предпринимательство. Москва. - № 1 (ч. 1), 2016. - С. 519-522.
6. Ядов Д. Банкротство: финансовое оздоровление. Информационно-аналитический портал «Банкротство в России». [Электронный ресурс]. URL: http://bankr-rus.ru/bankrotstvo-yuridicheskix-lic/bankrotstvo-finansovoe-ozdorovlenie.html (дата обращения 31.01.2016 г.).
Approaches to the evaluation the sustainable of development of region Yalmaev R. (Russian Federation) О подходах к оценке устойчивого развития региона Ялмаев Р. А. (Российская Федерация)
Ялмаев Рустам Алиевич / Yalmaev Rustam - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: переход к устойчивому развитию на государственном и региональном уровнях выдвигает необходимость выработки механизма оценки и системы индикаторов устойчивого развития региона. В статье рассмотрены основные подходы и критерии определения индикаторов устойчивого развития региона. Abstract: transition towards sustainable development at national and regional levels, puts the need to develop mechanism of evaluation and systems of sustainable development indicators in the region. The article discusses basic approaches and criteria for the identification indicators on sustainable of development the region.
Ключевые слова: устойчивое развитие, индикаторы развития, оценка развития. Keywords: sustainable development, indicators of development, assessment of development.
Управление устойчивым развитием на региональном уровне предполагает вписывание критериев и индикаторов устойчивого развития в реальный управленческий процесс. Современный политический процесс управления развитием региона должен быть адаптирован к принятию решений на основе системы показателей устойчивого развития. Любой региональный проект должен соответствовать всем сферам жизни региона; приоритетными должны являться те проекты, которые дают эффект не в одной области, а повышают общую конкурентоспособность региона. В связи с этим вопрос определения соответствующих систем индикаторов устойчивого развития региона является основополагающим с точки зрения совершенствования процесса принятия решений в области устойчивого развития и возможности оценить, насколько эффективными являются меры, предпринимаемые в данном направлении.
Критерии устойчивого развития - стратегические направления практической деятельности для осуществления принятых принципов развития [1]. Каждый критерий может быть оценён по совокупности характеризующих его индикаторов. Выработка системы критериев, позволяющих оценить современные тенденции в достижении устойчивости развития всего человеческого сообщества, отдельных стран и составляющих их регионов, а также рассматривать данный процесс в динамике, осуществлять прогнозы развития и сопоставления в данном контексте между странами и регионами, является одной из основных проблем перехода к устойчивому развитию.
Один из подходов к оценке устойчивости региона - оценка по индексу развития человеческого капитала [4]. Использование данного показателя в качестве оценки устойчивости связано с гуманизацией общества и тем, как стал оцениваться социальный прогресс. Разумеется, нельзя недооценивать важность экономической стабильности и роста ВВП: они оба имеют фундаментальное значение для устойчивого прогресса человечества, что становится очевидным на примере многих стран, которые страдают от их отсутствия. Однако самым надёжным критерием прогресса служит качество жизни людей.
Согласно рекомендательным документам ООН, уровень жизни характеризуется следующей системой показателей:
• частные показатели (питание, здоровье и здравоохранение, жилище, имущество, уровень культуры и платные услуги);
• стоимостные показатели (ВВП, структура ВВП. Доходы на душу населения, индекс потребительских цен, минимальная оплата труда и т. д.).
Однако развитие человека значительно многогранней и включат в себя не только благосостояние, но также расширение прав и возможностей и справедливость, и это затрудняет осуществление реальной оценки этого показателя. Программа развития ООН предлагает следующее определение: «Развитие человека представляет собой процесс расширения свободы людей жить долгой, здоровой и творческой жизнью, на осуществление других целей, которые, по их мнению, обладают ценностью; активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивости развития на планете».
Индикаторы устойчивого развития региона должны соответствовать следующим критериям [5]:
• Измеримость. Подразумевает наличие критериев (измерителей), которые позволяют определить, достигнута цель или нет.
• Достоверность и объективность. Выбор статистических данных должен основываться на принципах достоверности, точности и надёжности. Информационной основой для определения индикаторов должна выступать государственная статистическая и официальная ведомственная информация.
• Стратегическое значение. Индикаторы должны обладать аналитической важностью, быть теоретически и научно обоснованы.
• Приемлемость для принятия решений. Должен обладать информативностью и простотой передачи информации, характеризовать ход развития, степень чувствительности к изменениям и направленность.
• Полнота. Должны быть охвачены все влияющие сферы. Под интегрированной оценкой понимается оценка, проведенная с позиций согласованного сочетания всех сфер развития региона.
Можно выделить следующие этапы определения устойчивости региона:
1) Первый этап - выделение блоков показателей. Система устойчивого развития традиционно включает 3 компонента - экономику, социальную сферу и экологию. Позже понятие устойчивости стало расширяться и вписываться в общие модели социально-экономического развития, добавлялись новые блоки показателей -культура, политика, наука [3].
Таким образом, устойчивое развитие должно включать в себя 6 блоков -экономика, социальная сфера, экология, культура, политика, наука и инновации (рисунок 2).
Рис. 2. Расширенная модель устойчивого развития
2) Второй этап - отбор ключевых показателей для каждого блока. В таблице 1. представлены показатели для 5 блоков.
Таблица 1. Основные показатели устойчивого развития региона, классифицированные
по сферам
Направление Показатели
ЭКОНОМИКА ВРП на душу населения
Численность экономически активного населения, в% от всего населения
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника
НАУКАИ ИННОВАЦИИ Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 тысяч занятых в экономике (человек)
Доля инновационной продукции
Внутренние текущие затраты на исследования и разработки в % к валовому региональному продукту
СОЦИУМ Уровень безработицы (в % от трудоспособного населения)
Охват дошкольными образовательными учреждениями детей соответствующего возраста, %
Численность населения на одного врача (человек)
Всего зарегистрировано преступлений, на 100 000 населения
ЭКОЛОГИЯ Охраняемые территории (заповедники и национальные парки) в % к общей площади
КУЛЬТУРА Количество посещений театров на одного жителя
Число посещений музеев на одного жителя
Оптимальное состояние системы государственного управления - это, прежде всего, гармонично согласованные процессы целеполагания, ресурсообеспечения, что обеспечивается эффективной конфигурацией компонентных функций, внутренних динамичных и подчинённых общей миссии систем, рациональной организационной структурой, сбалансированным состоянием прямых и обратных связей [2].
Управление устойчивым развитием на региональном уровне требует определения соответствующих критериев и индикаторов. Опыт разработки систем индикаторов устойчивого развития территорий показывает, что большинство соответствующих систем являются специализированными и делают акцент на одной или нескольких сферах, влияющих на устойчивое развитие региона. Более полные модели представляют собой набор целевых показателей, так как создание интегрального индикатора затруднено ввиду методологических проблем, связанных с приведением большого числа показателей к сопоставимому виду.
Литература
1. Моттаева А. Б., Моттаева А. Б. Анализ типологии регионов для целей построения политики устойчивого развития России // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 4.
2. Чажаев М. И., Чажаева М. М. Основные проблемы реализации экономических функций государства в Чеченской республике // Вестник Чеченского государственного университета, 2015. - Выпуск 4. - С. 48-51.
3. Эскиев М. А. Основные проблемы социально-экономического развития региона [Текст] / М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, Р. А. Ялмаев // Молодой ученый. — 2015. — № 15. — С. 431-433.
4. Эскиев М. А. Пути совершенствования социально-экономического развития [Текст] / М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, Р. А. Ялмаев // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 309-313.