высокой добавленной стоимостью, усиление позиций на мировом рынке в качестве экспортера аграрной продукции и наращивание объема транспортного сектора, за счет более полного использования транзитного потенциала региона.
Следует также отметить, что для достижения позитивных результатов необходимо усиление активизации взаимодействия в реальном секторе экономики и реализация межгосударственных целевых программ и совместных проектов.
Должны вестись работы по формированию и совершенствованию инвестиционной и инновационной политики.
Очевидна также необходимость продолжения работ по созданию общего научно -технологического пространства и проведение исследования приоритетных направлений науки и технологий государств-членов ЕАЭС.
Литература
1. Мусакожоев Ш. М. Государственное регулирование национальной экономики // Экономический вестник. 2014. № 2. С. 37-41.
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stat.kg/.
3. Мейманов Б. К. Эффективное управление формированием и развитием интеллектуального капитала // Вестник КазЭУ. 2012. № 4. С. 43-47.
Противоречия в системе управления устойчивым развитием
Ялмаев Р. А.
Ялмаев Рустам Алиевич / Yalmaev Rustam Alievich - кандидат экономических наук, доцент, кафедра управления региональной экономикой, факультет государственного управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего образования Чеченский государственный университет, г. Грозный
Аннотация: в статье раскрывается понятие устойчивого развития. Обосновывается необходимость формирования условий перехода к устойчивому развитию на государственном и региональном уровнях. Рассматриваются основные направления перехода к устойчивому развитию.
Abstract: the article reveals the notion sustainable development. Proves the necessity of of formation of conditions for transition towards sustainable development at national and regional levels. Article traces main trends transfer to sustainable development.
Ключевые слова: устойчивое развитие, эффективность управления, устойчивость. Keywords: sustainable development, good governance, stability.
Продолжающаяся тенденция глобализации и усиление мировых интеграционных процессов обуславливают видоизменение роли государств и регионов. В рамках теории устойчивого развития формируется иное понимание государственности, места и роли государства. В этих условиях одним из важных инструментов, обеспечивающих переход к устойчивому развитию, становится именно институт государства.
Переход к устойчивому развитию мирового сообщества - это переход к заранее разработанным целям, планомерное эволюционное изменение государства; государству предстоит изменить свои общественные функции, а в дальнейшем -измениться и качественно, приближаясь к желаемым целям и образу «устойчивого будущего» [2].
Организация процесса перехода к устойчивому развитию может быть осуществлена в нескольких вариантах. Три из них, как наиболее выразительные, можно рассмотреть более подробно.
Силовой вариант. Осуществляется через прямое управляющее воздействие на каждое государство и каждого человека. Вариант быстрый и эффективный, но нереальный по причине отсутствия (даже в будущем) субъекта, обладающего достаточными для такого воздействия ресурсами.
Вариант гуманитарный. Его содержание - действуя методами убеждения, доказать всем необходимость нового пути развития и убедить всех «жить по-другому». Вариант требует очень много времени и поэтому практически нереален.
Вариант самоорганизации. Он основывается на неизбежности самоорганизации нового мировоззрения и соответствующих действий человечества под влиянием надвигающихся проблем (катастроф). В этом случае реализуются элементы всех других вариантов. Причем, интенсивность воздействия и скорость изменения тем выше, чем выше вероятность катастрофического исхода.
Несмотря на кажущееся подобие третьего варианта с первыми двумя, он имеет кардинальное отличие своей случайностью. Самоорганизация - это, по сути, случайный процесс. Кроме того, случайности и риски перехода в условиях приближения к катастрофе возрастают из-за специфики кризисного состояния и возрастания степени беспорядка.
Представляется, что именно третий вариант является наиболее вероятным, и, значит, именно его следует брать за основу при прогнозировании. Этот вариант управления развитием в условиях дефицита управляющего ресурса часто используется в практике общественного управления.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что проблема перехода цивилизации к устойчивому развитию сегодня это не проблема экологии и ограниченности природных ресурсов, а проблема, прежде всего, механизма управления развитием сложной системы в условиях дефицита управляющего ресурса.
Стремительные изменения в экономике, глобализация, нарастающая борьба за рынки - всё это побуждает компании, регионы, страны искать новые ключевые компетенции и уникальные конкурентные преимущества. Происходит фундаментальное переосмысление самой сути экономических процессов. Экономика вступила в иной этап развития, характеризуемый исчерпанием возможностей для экстенсивного роста и переходом на рельсы интенсивного развития в условиях динамичности, многообразия и глобализации.
В последние десятилетия к траекториям развития человеческой цивилизации всё больше предъявляются требования устойчивости, формируемые в рамках так называемой «концепции устойчивого развития». Зародившаяся в процессе поиска новой модели цивилизации, концепция устойчивого развития означала такую модель социально-экономического развития, при которой реализуется высокий коэффициент будущего, т. е. достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений.
Осуществляемые в настоящее время трансформационные процессы предопределяют формирование основы устойчивого развития России с целью создания регулируемой социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей качественное воспроизводство человеческого капитала. Реализация национальной стратегии устойчивого развития требует устойчивого экономического развития регионов, поскольку связь, возникающая между уровнем развития экономики регионов и социально-экономическими приоритетами страны, подтверждает необходимость детализации исследований проблем устойчивого экономического развития и определения приоритетности их решения на местном уровне. Экономические и социальные преобразования, осуществляемые в России,
объективно требуют внесения изменений в методологию и практику территориального управления [3].
Сегодня в РФ продолжает использоваться малоэффективный административный ресурс подтягивания регионов к целям государственного управления без учёта их интересов и специфики развития. В этих условиях необходимость чёткого понимания региона как социально-экономической системы вышло на одно из ведущих мест при определении развития Российского государства. Российская Федерация как самое крупное по территории государство мира не может не уделять серьёзного внимания региональной составляющей. Политика регионализма при усилении глобализации позволяет разработать эффективные мероприятия по защите региональных интересов и использовать региональные особенности как преимущества для ускорения развития. Регионы интегрируются в мировую экономику и вынуждены всё сильнее конкурировать между собой за инвестиции, квалифицированную рабочую силу и возможности удовлетворения растущих потребностей населения в уровне и качестве жизни. Из простого места проведения экономических акций они становятся продавцами товаров и услуг, т. е. равноправными участниками рыночных отношений [4].
Для уровня государства проблема перехода к устойчивому развитию - это также проблема механизма управления, но совсем другая.
Государство - это локальная система, которая может обмениваться ресурсами с окружающим миром (и делает это постоянно с возрастающим темпом). Здесь нет принципиального ограничения на ресурсы, но есть потребность взаимодействия с другими системами (государствами). Отношения между ними, независимо от формы и содержания, неминуемо имеют характер конкурентных.
В этом случае устойчивое развитие государства - это нормальное его существование, при котором гражданам гарантируется сохранение благосостояния в будущем. Оно обеспечивается рациональным использованием собственных ресурсов и организацией эффективного взаимодействия с окружающими государствами [2].
Таким образом, устойчивое развитие для отдельного государства это гарантированное стабильное благосостояние его граждан в настоящем и будущем, которое достигается организованным взаимодействием внутри государства и во внешней среде. Особый переход к такому устойчивому развитию не требуется, поскольку такое развитие всегда было и остается целью любого государства, по крайней мере, на уровне деклараций.
Проблема перехода к устойчивому развитию для государства или для региона отсутствует. Существует вполне понятная задача эффективного управления, направленного на обеспечение перспективы развития.
Однако межгосударственные решения предусматривают принятие государственных программ устойчивого развития, направленных, в конечном счете, на решение общемировой проблемы. Именно это следует считать проблемой для суверенного государства. Но не проблемой устойчивого развития, а проблемой отношений с мировым сообществом по поводу устойчивого развития. Вариант решения - это выбор между двумя крайностями: отказ от участия в общемировом процессе по решению проблемы (экономия собственных ресурсов при потере авторитета на международной арене), либо активное участие в решении общемировой проблемы (сохранение авторитета при расходовании собственных ресурсов).
Литература
1. Золотухина А. В. Проблемы инновационного и устойчивого развития регионов:
КРАСАНД, 2010. - 240 с.
2. Фролов Д. П. Маркетинговая парадигма регионального развития: монография.
Федер. гос. авт. образоват. Учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос.
ун-т». - 2-е изд., доп. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. - 157 с.
3. Эскиев М. А. Пути совершенствования социально-экономического развития [Текст] / М. А. Эскиев, М. И. Чажаев, Р. А. Ялмаев // Молодой ученый. — 2015. — № 14. — С. 309-313.
4. Ялмаев Р. А. Разработка сценариев развития региона на основе социально-экономических показателей // 3-ая ежегодная итоговая конференция ППС ЧГУ (20 февраля 2014 г.) «Изд-во Чеченского госуниверситета», Грозный, 2014.
«Лишние» люди в создании «нового» общественно-политического строя страны Федоров В. А.
Федоров Владимир Анатольевич /Fedorov Vladimir Anatol'evich - кандидат экономических
наук, доцент,
кафедра государственного и муниципального управления НИУ, Высшая школа экономики, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассмотрены современные проблемы отношений между поколениями.
Abstract: the article deals with modern problems of relations between the generations.
Ключевые слова: поколение, нравственность, дифференциация населения по доходам.
Keywords: generation, morality, differentiation of the population by income.
УДК 331.1
Переход от всеобщей занятости с «уравнительной» системой распределения материальных благ в обществе, неизбежно приводит к появлению «лишних» людей из числа трудоспособного населения. За фасадом индивидуального персонифицированного подхода (чего стоит только смена последних парадигм от управления персоналом до управления человеческими ресурсами) скрывается кощунственное отношение людей друг к другу. Так, например, возможность реорганизации производства (услуг) в сознании молодых менеджеров заключается в том, чтобы произвести сокращение численности рабочих, в первую очередь, за счет людей старшего поколения, которые менее гибко реагируют на изменение. А экономию фонда оплаты труда поделить между оставшимися работниками, не задумываясь о том, что данный путь, в конечном итоге, приведет к утрате преемственности между поколениями, своего рода «разрыву» между поколениями и увеличению нагрузки между оставшимися работниками. В Западном мире проблема преемственности приобрела неожиданную остроту и актуальность в конце 60—70 гг. Массовая миграция людей из Азии и Африки в Европу, «бархатные революции» и «акции умиротворения» ломают сложившиеся традиции и стереотипы поведения, нарушают процессы наследования в масштабах, неизвестных за всю историю этнографических и социологических исследований. Те же проблемы возникли в последнее десятилетие и в нашей стране, что делает проблему преемственности поколений актуальной не только теоретически, но и практически.
За последние несколько лет безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей. Она не дает возможности им приложить свое умение в том виде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс [1].