Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ'

О ПРОБЛЕМАХ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
объект таможенного контроля / повышенный уровень ионизирующего излучения / таможенный досмотр / радиационная безопасность / the object of customs control / increased level of ionizing radiation / customs inspection / radiation safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович, Сошникова Ольга Петровна

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения таможенного досмотра объектов таможенного контроля с повышенным уровнем ионизирующего излучения, выявленных в процессе таможенного наблюдения в пунктах пропуска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович, Сошникова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEMS OF CUSTOMS INSPECTION OF CUSTOMS CONTROL FACILITIES WITH AN INCREASED LEVEL OF IONIZING RADIATION

The article deals with the organization and conduct of customs inspection of customs control facilities with an increased level of ionizing radiation detected during customs surveillance at checkpoints.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ»

УДК 339.5

о проблемах таможенного досмотра объектов таможенного контроля с повышенным уровнем ионизирующего излучения

Гайфутдинов Васых Ахметович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, канд. техн. наук, e-mail: vag@spbrta.ru

Сошникова Ольга Петровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенного дела, e-mail: tkdrm@spbrta.ru

В статье рассматриваются вопросы организации и проведения таможенного досмотра объектов таможенного контроля с повышенным уровнем ионизирующего излучения, выявленных в процессе таможенного наблюдения в пунктах пропуска

Ключевые слова: объект таможенного контроля; повышенный уровень ионизирующего излучения; таможенный досмотр; радиационная безопасность

ON THE PROBLEMS OF CUSTOMS INSPECTION OF CUSTOMS CONTROL FACILITIES WITH AN INCREASED LEVEL OF IONIZING RADIATION

Gayfutdinov Vasykh A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Training Center for Customs Control of Fissile and Radioactive Materials, Candidate of Technical Sciences, e-mail: vag@spbrta.ru

Soshnikova Olga P.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of the Department of Customs Affairs, e-mail: tkdrm@spbrta.ru

The article deals with the organization and conduct of customs inspection of customs control facilities with an increased level of ionizing radiation detected during customs surveillance at checkpoints

Keywords: the object of customs control; increased level of ionizing radiation; customs inspection; radiation safety

Для цитирования: Гайфутдинов В.А. Сошникова О.П. О проблемах таможенного досмотра объектов таможенного контроля с повышенным уровнем ионизирующего излучения // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии.

2024. № 1 (89). С. 29-33.

В процессе таможенного контроля в пунктах пропуска время от времени выявляются различные товары, транспортные средства, международные почтовые отправления, а также и непосредственно физические лица, их сопровождаемый багаж - объекты таможенного контроля (ОТК) с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения (ИИ). Данные объекты выявляются в процессе таможенного наблюдения с использованием стационарной и/или переносной аппаратуры радиационного контроля с детекторами гамма- и нейтронного излучения. Как показывает практика таможенного контроля, их можно классифицировать следующим образом:

- делящиеся и радиоактивные материалы (урановая и радиоизотопная продукция) (далее - ДРМ), перемещаемые по внешнеторговым договорам. Коды ТН ВЭД ЕАЭС 2612, 2844, 8401 30 000 0;

- ДРМ (закрытые радионуклидные источники (далее - ЗРНИ)), которые являются неотъемлемой частью других товаров. Основные коды ТН ВЭД ЕАЭС 8709 19, 9022;

- порожние транспортно-упаковочные контейнеры (далее - ТУК), предназначенные для транспортирования ДРМ, в случае наличия в них неизвлеченных ДРМ, поверхностного загрязнения радионуклидами. Коды ТН ВЭД ЕАЭС 3923 90 000 0, 7310 10 000 0, 7508 90 000 9, 7806 00 1000 0, 8609 00 100 0, 8609 00 100 0;

- товары, имеющие повышенное содержание природных радионуклидов (минеральные удобрения и агрохимикаты, строительные материалы, минеральное сырье (огнеупорные составы, концентраты редкоземельных элементов)). Коды ТН ВЭД ЕАЭС 2505, 2506, 2507 00, 2508, 2510, 2513, 2515, 2517, 2520, 2523, 2530, 2620, 2621, 3103, 3105, 6801 00 000 0, 6802, 6804, 6805, 6810, 6815, 6901 00 000 0, 6902, 6903, 6904, 6905, 6907, 6908;

- физические лица, прошедшие лечение радиофармпрепаратами;

- сопровождаемый багаж физических лиц;

- международные почтовые отправления;

- другие товары, транспортные средства, содержащие ЗРНИ, другие источники ионизирующего излучения техногенного происхождения,

в том числе имеющие поверхностное загрязнение радионуклидами по самым различным причинам.

Срабатывание стационарной и/или переносной аппаратуры радиационного контроля при прибытии ОТК в пункт пропуска является неформализованным индикатором профиля риска. Риск заключается в возможности незаконного перемещения через российский участок таможенной границы ЕАЭС ДРМ, а также товаров, транспортных средств международной перевозки, международных почтовых отправлений с повышенным уровнем ИИ, не соответствующих санитарным нормам, действующим на территории ЕАЭС. Профилем риска предусмотрены следующие меры по минимизации риска:

- проверка товаросопроводительных документов и представленных сведений (является обязательной мерой);

- таможенный осмотр;

- таможенный досмотр, в том числе и личный.

Как известно, таможенный досмотр проводится по результатам таможенного осмотра и предполагает поиск, нахождение, излечение источника ИИ путем вскрытия закрытых объемов транспортных средств, переборки товаров, вскрытия упаковок товаров для проведения экспертизы и принятия решения.

Необходимо всегда исходить из того, что источники ИИ представляют реальную и потенциальную радиационную опасность для людей. Эта опасность обусловлена следующими факторами:

- источники ИИ испускают гамма- и (или) нейтронное излучение, что приводит к внешнему облучению должностных лиц таможенных органов (далее - ДЛТО), проводящих таможенный осмотр/ досмотр ОТК;

- присутствующие в ОТК источники ИИ могут быть в открытым виде, и при проведении таможенного досмотра возможно поступление радиоактивных веществ в окружающую среду, что приведет радиоактивному загрязнению товаров, транспортных средств, окружающей среды, в том числе ДЛТО, проводящих таможенный досмотр;

- поверхность ОТК может иметь снимаемое (нефиксированное) загрязнение радиоактивными веществами, что способно привести к радиоактивному загрязнению ДЛТО, проводящих таможенный досмотр ОТК.

Именно источники ИИ в открытым виде и ОТК, имеющие снимаемое (нефиксированное) загрязнение радиоактивными веществами, представляют наибольшую радиационную опасность для ДЛТО, проводящих таможенный досмотр, ибо заранее прогнозировать состояние источников ИИ внутри ОТК не представляется возможным.

Это, в свою очередь, налагает целый ряд ограничений (связанных с обеспечением радиационной безопасности должностных лиц таможенных

органов и населения) на проведение таможенного осмотра/досмотра ОТК, имеющих повышенный уровень ИИ, которые обусловлены необходимостью выполнения требований нормативных и правовых документов при работе с источниками ИИ.

Необходимость проведения таможенного досмотра ДРМ, товаров с повышенным содержанием природных радионуклидов, перемещаемых по внешнеторговым договорам, возникает крайне редко (относится к редким событиям). В многолетней практике таможенного контроля зафиксированы только единичные случаи. Объясняется это просто - грузоотправитель (продавец), грузо-перевозчик выполняют требования нормативных и правовых документов.

Обеспечение радиационной безопасности ДЛТО при проведении таможенного контроля на пунктах пропуска ОТК с повышенным уровнем ИИ достигается неукоснительным выполнением грузоотправителем, грузоперевозчиком требований, прежде всего, следующих документов:

- «Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ) СанПиН 2.6.1.1281-03» [1];

- «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-16) [2];

- Решение Комиссии Таможенного союза № 299 от 28 мая 2010 года «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» [3].

При проведении таможенного контроля выявляются также объекты таможенного контроля, которые содержат по разным причинам недек-ларированные источники ИИ техногенного происхождения. Это могут быть ядерные материалы, радиоактивные вещества в виде ЗРНИ или в открытом виде, снимаемое радиоактивное загрязнение на поверхности ОТК, предметы хозяйственно-бытового назначения. В этих случаях требования вышеперечисленных документов по обеспечению радиационной безопасности при транспортировании источников ИИ, как показывает таможенная практика, полностью игнорируются.

По своей сути извлечение этих выявленных источников ИИ из ОТК при таможенном досмотре является одним из видов обращения с источниками ИИ, а согласно «Основным санитарным правилам обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» - пункт 3.4.2 «Все виды обращения с источниками ионизирующего излучения, включая радиационный контроль, разрешаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками излучения санитарным правилам...» [4]. Таможенные органы такого санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы при извлечении источников ИИ из ОТК санитарным правилам при таможенном досмотре не имеют и не могут

иметь, поскольку не являются специализированной организацией, уполномоченной на проведение таких работ. Соответственно, ДЛТО таможенный досмотр таких ОТК проводить не могут. Это является нарушением требований ОСПОРБ-99/2010 [4].

Выявленные в составе ОТК источники ИИ относятся к радиоактивным отходам, так как они не имеют сопроводительных документов (в том числе санитарно-эпидемиологического заключения) в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ), ст. 31 «Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки и захоронения запрещен ...» [5], отсюда в соответствии с данным Федеральным законом, в ст. 14.1 четко обозначено «Обращение с радиоактивными отходами могут осуществлять организации, имеющие разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии» [5]. Соответственно, для проведения таможенного досмотра ОТК с повышенным уровнем ИИ следует, по согласованию с Роспотребнодзо-ром, привлекать организации, которые имеют необходимые разрешения (лицензии) на право ведения таких работ.

После окончания всех процессуальных действий по возбужденным административным (уголовным) делам, в случае их возбуждения, выявленный источник ИИ остается на балансе таможни. Передать его в Росимущество невозможно, так как он является радиоактивным отходом. Однако и таможенные органы не могут хранить радиоактивные отходы. Выход один -выявленный источник ИИ должен быть сдан в специализированную организацию по хранению радиоактивных отходов.

Федеральным законом № 190-ФЗ в ст. 10.3 определено, что финансовое обеспечение деятельности по обращению с радиоактивными отходами, в том числе их захоронению, осуществляется за счет средств организаций (в данном случае таможни), в результате деятельности которых образуются такие радиоактивные отходы [5].

Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закупки таможен планируются [6], причем ст. 16 гласит, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены, но в данном случае расходы на захоронение выявленного в процессе таможенного контроля источника ИИ не могут быть заранее определены и внесены в план-график закупок, соответственно и денег на его захоронение у таможни нет.

Рассмотрим особенности таможенного досмотра ОТК в пунктах пропуска в соответствии с вышеизложенными проблемами.

Порядок и особенности таможенного досмотра ДРМ, перемещаемых по внешнеторговым договорам:

1. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС. Если в результате проведенного таможенного осмотра по прибытию ДРМ в пункт пропуска установлено, что необходимо проводить их таможенный досмотр, то необходимо отметить, что такой досмотр в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора принимается решение о запрете ввоза ДРМ на таможенную территорию ЕАЭС, как не соответствующих требованиям нормативных и правовых документов по обращению с радиоактивными материалами.

2. Таможенный контроль ДРМ на таможенных постах приграничных таможен (Домодедовская, Пулковская и др.), наделенных компетенцией на совершение таможенных операций с ДРМ, при их декларировании. Если в результате проведенного таможенного осмотра установлено, что необходимо проводить таможенный досмотр ДРМ, то он организуется и проводится по согласованию с уполномоченным должностным лицом Рос-потребнадзора в организациях, которые имеют все необходимые разрешительные документы Рос-потребнадзора, Ростехнадзора на проведение таких работ.

Порядок и особенности таможенного досмотра ЗРНИ, являющихся неотъемлемой частью других товаров:

1. Ввоз данных товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Если в результате проведенного таможенного осмотра по прибытию ЗРНИ в пункт пропуска установлено, что необходимо проводить их таможенный досмотр, то такой досмотр в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора принимается решение о запрете ввоза ЗРНИ на таможенную территорию ЕАЭС как не соответствующих требованиям нормативных и правовых документов по обращению с радиоактивными материалами.

2. Таможенный контроль этих товаров на таможенных постах приграничных таможен (Домодедовская, Пулковская и др.), наделенных компетенцией на совершение таможенных операций с ДРМ, при их декларировании. Если в результате проведенного таможенного осмотра установлено, что необходимо проводить таможенный досмотр этих товаров, то он организуется и проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора с привлечением организаций, которые имеют все необходимые разрешительные документы Роспотребнадзора, Рос-технадзора на проведение таких работ.

Порядок и особенности таможенного досмот-

ра порожних ТУКов:

1. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС. Если в результате проведенного таможенного осмотра по прибытию порожних ТУКов в пункт пропуска установлено наличие в них недеклари-рованных неизвлеченных ДРМ, поверхностного загрязнения радионуклидами, то таможенный досмотр этих товаров в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора принимается решение о запрете их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС как не соответствующих требованиям санитарного законодательства.

2. Таможенный контроль порожних ТУКов на таможенных постах приграничных таможен при их декларировании. Если в результате проведенного таможенного осмотра установлено наличие в них неизвлеченных ДРМ, поверхностного загрязнения радионуклидами, то таможенный досмотр этих ТУКов организуется и проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора с привлечением организаций, которые имеют все необходимые разрешительные документы Роспотребнадзора, Ростехнадзора на проведение таких работ.

Порядок и особенности таможенного досмотра товаров, имеющих повышенное содержание природных радионуклидов:

1. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС. Если в результате проведенного таможенного осмотра по прибытию товаров, имеющих повышенное содержание природных радионуклидов, в пункт пропуска установлено наличие в них источники ИИ, то таможенный досмотр этих товаров в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора принимается решение о запрете ввоза этих товаров на таможенную территорию ЕАЭС как не соответствующих требованиям санитарного законодательства.

2. Таможенный контроль товаров, имеющих повышенное содержание природных радионуклидов, на таможенных постах приграничных таможен при их декларировании. Если в результате проведенного таможенного осмотра установлено наличие в этих товарах источники ИИ, то их таможенный досмотр организуется и проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора с привлечением организаций, которые имеют все необходимые разрешительные документы Роспотребнадзора, Ростехнадзора на проведение таких работ.

Порядок и особенности таможенного досмотра физических лиц, прошедших лечение радиофармпрепаратами:

1. Прибытие на таможенную территорию ЕАЭС физических лиц, прошедших лечение радиофармпрепаратами.

1.1. Прибытие на таможенную территорию ЕАЭС иностранных граждан. Если в результате

проведенного таможенного осмотра прибывшего в пункт пропуска иностранного гражданина установлено наличие в его предметах одежды, обуви источника ИИ, то личный таможенный досмотр этого гражданина в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора принимается решение о запрете его въезда на таможенную территорию ЕАЭС как не соответствующего требованиям санитарного законодательства. В случае отсутствия у данного гражданина источника ИИ (прошел лечение радиофармпрепаратами), решение о возможности его въезда принимается уполномоченным должностным лицом Роспотребнадзора.

1.2. Прибытие в пункт пропуска иностранного гражданина, убывающего с таможенной территории ЕАЭС. Если в результате проведенного таможенного осмотра прибывшего в пункт пропуска иностранного гражданина установлено наличие в предметах его одежды, обуви источников ИИ, то личный таможенный досмотр данного гражданина в пункте пропуска проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора только в том случае, если этот гражданин откажется добровольно выдать имеющиеся у него предметы, являющиеся источниками ИИ.

1.3. Прибытие в пункт пропуска российских граждан. Если в результате проведенного таможенного осмотра прибывшего в пункт пропуска российского гражданина установлено наличие в предметах его одежды, обуви источники ИИ, то личный таможенный досмотр данного гражданина в пункте пропуска проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора только в том случае, если этот гражданин откажется добровольно выдать имеющиеся у него предметы, являющиеся источниками ИИ (в истории таможенной практики не зафиксировано ни одного случая).

Порядок и особенности таможенного досмотра сопровождаемого багажа физических лиц:

1. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС сопровождаемого багажа иностранных граждан. Если в результате проведенного таможенного осмотра прибывшего в пункт пропуска иностранного гражданина установлено наличие в его сопровождаемом багаже источника ИИ, то таможенный досмотр этого багажа в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора принимается решение о запрете въезда данного иностранного гражданина на таможенную территорию ЕАЭС как лица, багаж которого не соответствует требованиям санитарного законодательства.

2. Вывоз с таможенной территории ЕАЭС сопровождаемого багажа иностранных граждан. Если в результате проведенного таможенного осмотра прибывшего в пункт пропуска

иностранного гражданина установлено наличие в его сопровождаемом багаже источника ИИ, то таможенный досмотр его багажа в пункте пропуска проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора.

3. Прибытие в пункт пропуска российских граждан с сопровождаемым багажом. Если в результате проведенного таможенного осмотра прибывшего в пункт пропуска российского гражданина установлено наличие в его сопровождаемом багаже источника ИИ, то таможенный досмотр его в пункте пропуска проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора.

Порядок и особенности таможенного досмотра международных почтовых отправлений:

1. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС. Если в результате проведенного таможенного осмотра по прибытию международных почтовых отправлений в пункт пропуска установлено наличие в них источников ИИ, то таможенный досмотр этих товаров в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора принимается решение о запрете их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС как не соответствующих требованиям санитарного законодательства.

2. Таможенный контроль международных почтовых отправлений на таможенных постах приграничных таможен при их декларировании. Если в результате таможенного осмотра установлено наличие в данных товарах источников ИИ, то таможенный досмотр этих товаров не проводится и на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора осуществляется их возврат АО «Почта России» или другой почтовой организации, которая их декларировала.

Порядок и особенности таможенного досмотра других товаров, транспортных средств, содержащих ЗРНИ, другие источники техногенного происхождения, имеющие поверхностное загрязнение радионуклидами по самым различным причинам:

1. Ввоз на таможенную территорию ЕАЭС. Если в результате проведенного таможенного осмотра по прибытию товаров, транспортных средств, содержащих ЗРНИ, другие источники техногенного происхождения, имеющие поверхностное загрязнение радионуклидами по самым различным причинам в пункт пропуска установлено наличие в них источников ИИ, то таможенный досмотр этих товаров в пункте пропуска не проводится. На основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнад-зора принимается решение о запрете их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС, как не соответствующих требованиям санитарного законодательства..

2. Таможенный контроль этих товаров на

таможенных постах приграничных таможен при их декларировании. Если в результате проведенного таможенного осмотра установлено наличие в указанных товарах, транспортных средствах источников ИИ, то таможенный досмотр этих товаров организуется и проводится на основании решения уполномоченного должностного лица Роспотребнадзора с привлечением организаций, которые имеют все необходимые разрешительные документы Роспотребнадзора, Ростех-надзора на проведение таких работ.

В заключение необходимо особо подчеркнуть, что таможенный досмотр ОТК с повышенным уровнем ИИ является радиационно-опасной технологической операцией таможенного контроля и должен проводиться по разрешению и под контролем уполномоченного должностного лица территориального управления Роспотреб-надзора. Следует также отметить при этом, что сопровождаемый багаж с повышенным уровнем ИИ физических лиц может быть досмотрен непосредственно должностными лицами таможенного поста, отнесенными к категории «персонал А», допущенными к работам с источниками ИИ с соблюдением мер радиационной безопасности под непосредственным руководством уполномоченного должностного лица территориального управления Роспотребнадзора на пункте пропуска, а товары с повышенным уровнем ИИ, перевозимые различными видами транспорта, -с привлечением по решению территориального управления Роспотребнадзора организации, которая обладает всеми разрешительными документами, техническими средствами, оснасткой для проведения таких работ.

Библиографический список:

1. Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ) СанПиН 2.6.1.1281-03 // СПС «КонсультантПлюс».

2. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов. НП-053-16 // СПС «КонсультантПлюс».

3. Решение Комиссии Таможенного союза № 299 от 28 мая 2010 года «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010). Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.