Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ / ТОВАРЫ С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ / ПРОФИЛЬ РИСКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гайфутдинов Васых Ахметович

В статье проанализирована возможность автоматизации принятия решения при проведении таможенного наблюдения в пунктах пропуска в случае выявления объектов таможенного контроля, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME ISSUES OF AUTOMATION OF DECISION-MAKING DURING CUSTOMS CONTROL

The article analyzes the possibility of automating decision-making during customs surveillance at check-points in the event of detection of customs control objects with an increased level of ionizing radiation

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 614.876

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Гайфутдинов Васых Ахметович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, начальник учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами, канд. техн. наук, e-mail: vag@spbrta.ru

В статье проанализирована возможность автоматизации принятия решения при проведении таможенного наблюдения в пунктах пропуска в случае выявления объектов таможенного контроля, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения

Ключевые слова: таможенный контроль; автоматизация принятия решения; товары с повышенным уровнем ионизирующего излучения; профиль риска

ABOUT SOME ISSUES OF AUTOMATION OF DECISIONMAKING DURING CUSTOMS CONTROL

Gayfutdinov Vasykh A.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Head of the Training Center for Customs Control of Fissile and Radioactive materials, Candidate of Technical Sciences, e-mail: vag@spbrta.ru

The article analyzes the possibility of automating decision-making during customs surveillance at checkpoints in the event of detection of customs control objects with an increased level of ionizing radiation

Keywords: customs control; decision-making automation; goods with high levels of ionizing radiation; risk profile

Для цитирования: Гайфутдинов В.А. О некоторых вопросах автоматизации принятия решения при проведении таможенного контроля // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2021. № 3 (79). С. 29-33.

Таможенные органы Российской Федерации в целях пресечения незаконного ввоза на территорию РФ и незаконного вывоза с территории РФ радиоактивных веществ, изделий из них, ядерных материалов и радиоактивных отходов в соответствии с Указом Президента Российской федерации от 13 октября 2018 года № 585 «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» [1] осуществляют таможенный контроль физических лиц, пересекающих таможенную границу РФ, товаров, транспортных средств, международных почтовых отправлений (объекты таможенного контроля (ОТК)), перемещаемых через таможенную границу РФ, другими словами - таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ). Данный контроль имеет исключительное значение для выполнения международных обязательств нашей страны в области нераспространения ядерного оружия, противодействия ядерному и радиологическому терроризму, а также для обеспечения радиационной безопасности населения.

Таможенное наблюдение с применением стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ) семейства «Янтарь», установленных в пунктах пропуска (ПП) на складах временного хранения (СВХ), позволяет выявлять суммарный повышенный

(относительно естественного радиационного фона) уровень ионизирующего излучения (ИИ) ОТК и, в соответствии с действующим профилем риска (ПР), принять прямые меры по минимизации риска.

В процессе таможенного наблюдения на ПП регистрируется огромное количество срабатываний СТСО ДРМ «Янтарь». За последние годы в среднем более 100 000 случаев в год.

В условиях ограниченности штатной численности подразделений ТКДРМ таможен, ответственных за ТКДРМ на таможенных постах (ТП), своевременное и качественное реагирование на срабатывания СТСО ДРМ «Янтарь» при таком их огромном количестве превращается в целую проблему. Естественно, возникает вопрос: а нет ли возможности автоматизировать процесс принятия решения в этих случаях с доработкой программ функционирования СТСО ДРМ «Янтарь», Ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения ДРМ через государственную границу РФ (ВАУИС) с привлечением ресурсов Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО). Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать типовые случаи срабатывания СТСО ДРМ «Янтарь» при проведении таможенного наблюдения на ПП. Их можно представить в следующем виде:

1. Ложные срабатывания.

1.1. Ложное срабатывание в отсутствии ОТК

О ъ

А

х s

А

.с s to s

я

А

Е

hi X S hi

А

Е

hi X X О

>

hi Я H

hi >

Сг X О

п

H сг

S

в зоне контроля СТСО ДРМ «Янтарь.

1.2. Ложное срабатывание в присутствии ОТК в зоне контроля СТСО ДРМ «Янтарь, который не содержит ИИ.

2. Срабатывание на следующие ОТК, которые имеют повышенный (относительно естественного радиационного фона) уровень ИИ:

2.1. ДРМ, которые перемещаются через таможенную границу по внешнеторговым контрактам. Коды ТН ВЭД ЕАЭС: 2612, 2844, 8401 30 000 0.

2.2. Товары, неотъемлемой частью которых являются ДРМ (закрытые радионуклидные источники (ЗРНИ)). Коды ТН ВЭД ЕАЭС: 8709 19, 9022.

2.3. Порожние транспортно-упаковочные контейнеры (ТУК), предназначенные для транспортировки ДРМ в случае наличия в них неиз-влеченных ДРМ, поверхностного загрязнения радионуклидами. Коды ТН ВЭД ЕАЭС: 3923 90 0000, 731010 000 0, 7508 90 000 9, 7806 00100 0, 8609 00100 0, 8609 00 100 0.

2.4. Товары, имеющие повышенное содержание природных радионуклидов. Коды ТН ВЭД ЕАЭС: 2505, 2506, 2507 00, 2508, 2510, 2513, 2515, 2516, 2517, 2520, 2523, 2530, 2620, 2621, 3103, 3105, 6801 00 000 0, 6802, 6804, 6805, 6810, 6815, 6901 00 000 0, 6902, 6903, 6904, 6905, 6907, 6908 [3].

2.5. Физические лица, прошедшие лечение радиофармпрепаратами.

2.6. ОТК, содержащие по различным причинам радионуклиды техногенного происхождения.

Разработка технического задания на доработку программ функционирования СТСО ДРМ «Янтарь», ВАУИС изначально требует проведения анализа реализуемости принятия автоматического решения по вышеобозначенным ситуациям при срабатывании СТСО ДРМ «Янтарь» в процессе таможенного наблюдения на ПП. Кроме того, следует выяснить необходимость конструктивных доработок СТСО ДРМ «Янтарь».

Подобные ситуации могут быть нетипичными, и их надлежит исследовать исчерпывающим образом. Далее автор представляет целый ряд возможных ситуаций в работе представленной системы.

Ситуация 1.1. Ложное срабатывание СТСО ДРМ «Янтарь» в отсутствии ОТК может быть идентифицировано по совокупности следующих признаков:

- нет видеоизображения ОТК с системы видеонаблюдения;

- нет сигнала с датчиков присутствия о наличии ОТК в зоне контроля СТСО ДРМ «Янтарь».

Автоматическое принятие решения, что срабатывание ложное, может быть осуществлено самой программой СТСО ДРМ «Янтарь» без привлечения информационных ресурсов ВАУИС, ЕАИС ТО после ее доработки. Никаких конструктивных доработок СТСО ДРМ «Янтарь» не требуется.

Ситуация 1.2. Ложное срабатывание СТСО ДРМ «Янтарь» в присутствии ОТК, который не содержит ИИ, может быть идентифицировано путем сравнения заранее определенного критерия

ложных срабатываний для данной модификации СТСО ДРМ «Янтарь» с вычисленным критерием ложного срабатывания для конкретного случая. Для этого необходимо:

- изучить статистику ложных срабатываний СТСО ДРМ «Янтарь» в условиях присутствия объекта контроля;

- определить критерий ложных срабатываний для данной модификации СТСО ДРМ «Янтарь»;

- разработать (доработать) программу автоматического принятия решений СТСО ДРМ «Янтарь»;

- провести экспериментальную проверку функционирования доработанной программы СТСО ДРМ «Янтарь» по автоматическому принятию решения при ложных срабатываниях.

Автоматическое принятие решения, что срабатывание ложное и в данном случае может быть осуществлено самой программой СТСО ДРМ «Янтарь» без привлечения информационных ресурсов ВАУИС, ЕАИС ТО после ее доработки. Никаких конструктивных доработок СТСО ДРМ «Янтарь» также не требуется.

Срабатывание СТСО ДРМ «Янтарь» в процессе таможенного наблюдения на ОТК свидетельствует о перемещении товаров, транспортных средств международной перевозки, физических лиц, международных почтовых отправлений с повышенным уровнем ИИ, в т.ч. и ДРМ, при этом главная опасность заключается в незаконном перемещении ДРМ. Незаконное перемещение делящихся и радиоактивных материалов опасно еще и тем, что может иметь далеко идущие политические последствия для страны. В силу этого вопросы возможности автоматизации принятия решения должны в первую очередь рассматриваться с этих позиций.

Ситуация 2.1. ДРМ, которые перемещаются через таможенную границу РФ по внешнеторговым контрактам, обычно подразделяют:

- на урановую продукцию;

- на радиоизотопную продукцию.

Данные делящиеся и радиоактивные материалы являются:

- объектами экспортного контроля. Их экспорт (импорт) осуществляется по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю;

- следует иметь в виду - «желанными» объектами, прежде всего для международных террористов;

- объектами, которые при перемещении в зону таможенного контроля вызывают срабатывание СТСО ДРМ «Янтарь».

Информация о перемещении ДРМ предварительно представляется декларантом в электронном виде в ЕАИС ТО. Данная система в целях выявления рисков, содержащихся в ПР, в автоматическом режиме осуществляет анализ сведений из предварительной информации с использованием специальных программных средств, по коду товара 2844, 8401 30 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС выявляет его, в автоматическом режиме принимает решение

о проведении таможенного осмотра товара и направляет его декларанту.

При прибытии товара (при этом СТСО ДРМ «Янтарь» срабатывает и тем самым риск выявляется непосредственно на ТП) в ЕАИС ТО представляется уточненная информация. После автоматической проверки представленных сведений система автоматически принимает решение о проведении таможенного осмотра товара и направляет его в ТП. Должностные лица ТП проводят таможенный осмотр товара и другие меры по минимизации риска в соответствии ПР.

Автоматизация мер по минимизации выявленного риска не представляется возможной ни доработкой программы функционирования, ни конструктивными доработками СТСО ДРМ «Янтарь».

Ситуация 2.2. Особенности товаров, неотъемлемой частью которых являются ДРМ (ЗРНИ):

- товар декларируется кодом ТН ВЭД ЕАЭС основного товара;

- сведения о ЗРНИ указываются в графе 31 декларации на товар;

- на ЗРНИ должны быть представлены все необходимые на ДРМ разрешительные документы;

- товар, несмотря на то что код ТН ВЭД ЕА-ЭС тот же, что и основного товара, может и не содержать ЗРНИ. В этом случае наличие в составе товара ЗРНИ уточняется по товаросопроводительным документам в процессе таможенного контроля.

Если ЗРНИ указан в декларации на товар, в этом случае функционирование ЕАИС ТО, действия должностных лиц ТП по минимизации риска осуществляются как и в ситуации 2.1. Если же ЗРНИ не указан в декларации на товар, риск выявляется непосредственно на ТП в момент срабатывания СТСО ДРМ «Янтарь» при прибытии товара. Далее должностные лица ТП осуществляют меры по минимизации риска по выявленному ПР. В случае, когда ЗРНИ не указан в декларации на товар, а СТСО ДРМ «Янтарь» при их прибытии на ТП не сработала, наличие ЗРНИ в составе товара уточняется путем изучения товаросопроводительных документов, представленных декларантом.

Автоматизацию мер по минимизации выявленного риска не представляется возможным осуществить ни доработкой программы функционирования, ни конструктивными доработками СТСО ДРМ «Янтарь».

Ситуация 2.3. В ряде случаев ТУК, предназначенные для транспортировки ДРМ, могут содержать их неизвлеченные остатки (ТУК 48У для транспортирования гексафторида обедненного, природного, обогащенного (до 1 %) урана) в соответствии с сертификатом-разрешением, неизвлеченные радиону-клидные источники, иметь поверхностное загрязнение радионуклидами.

В случае содержания ТУК 48У неизвлеченных остатков гексафторида урана порядок действий должностных лиц ТП аналогичен ситуации 2.1.

В случае наличия в ТУК неизвлеченных

радионуклидных источников, поверхностного загрязнения радионуклидами риск выявляется непосредственно на ТП по срабатыванию СТСО ДРМ «Янтарь» при их прибытии. Далее должностные лица ТП осуществляют меры по минимизации риска по выявленному ПР.

Автоматизация мер по минимизации выявленного риска не представляется возможной ни доработкой программы функционирования, ни конструктивными доработками СТСО ДРМ «Янтарь».

Ситуация 2.4. Подавляющее количество срабатываний СТСО ДРМ «Янтарь» в процессе таможенного наблюдения вызвано товарами, имеющими повышенное содержание природных радионуклидов. Таковыми являются:

- минеральные удобрения и агрохимикаты;

- строительные материалы (щебень, гравий, песок и др.), добываемые на месторождениях или являющиеся побочным продуктом промышленности, а также отходы промышленного производства, используемые для изготовления строительных материалов;

- концентраты ряда цветных металлов (цирконий, тантал, вольфрам и др.), редкоземельных металлов (скандий, иттрий, церий и др.), огнеупорные, абразивные материалы, полирующие порошки.

Возможность их применения по целевому назначению определяется удельной активностью, причем ее определение осуществляется только в лаборатории. Соответственно, таможенные органы в процессе таможенного контроля этот параметр товара, путем проведения приборных измерений, не контролируют.

Данные товары, с точки зрения таможенного контроля, имеют следующие особенности:

- при ввозе на территорию РФ мощность дозы гамма-излучения на поверхности транспортного средства должна быть не более 1 мкЗв/ч [2];

- могут быть использованы для перемещения ДРМ с сокрытием от таможенного контроля (товары прикрытия).

В случае перемещения этих товаров риск выявляется непосредственно на ТП по срабатыванию СТСО ДРМ «Янтарь» при их прибытии. Далее должностные лица ТП осуществляют меры по минимизации риска по выявленному ПР.

Автоматизация мер по минимизации выявленного риска не представляется возможным ни доработкой программы функционирования, ни конструктивными доработками СТСО ДРМ «Янтарь».

Ситуация 2.5. Физические лица, прошедшие лечение радиофармпрепаратами, являются достаточно удобным потенциальным прикрытием для незаконного перемещения ДРМ через таможенную границу. Так, согласно нормам радиационной безопасности НРБ-99/2009 (НРБ-99/2009) [3] выписка пациента из клиники разрешается, если мощность эквивалентной дозы на расстоянии 1 м от поверхности их тела достигнет 100 мкЗв/ч и менее. Эта ситуация может предполагать следующие варианты

при срабатывании СТСО ДРМ «Янтарь» на физическое лицо:

- объект прошел лечение радиофармпрепаратами;

- ИИ в предметах одежды;

- ИИ в сопровождаемом багаже;

- ИИ и в предметах одежды, и в сопровождаемом багаже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У такого физического лица при таможенном осмотре как в сопровождаемом багаже, так и в предметах одежды могут быть выявлены следующие товары:

- являющиеся ядерными материалами;

- являющиеся радиоизотопной продукцией;

- содержащие ядерные материалы, радиоизотопную продукцию;

- содержащие техногенные радионуклиды (например, прицельные приспособления стрелкового оружия для стрельбы ночью, часы, компасы и др.);

- имеющие снимаемое загрязнение техногенными радионуклидами (например, различные товары из зон радиационных аварий);

- с повышенным содержанием природных радионуклидов (например, различные образцы минералов).

В процессе таможенного наблюдения за физическими лицами, пересекающими таможенную границу РФ, риск выявляется непосредственно на ПП в результате срабатывания СТСО ДРМ «Янтарь». Далее должностные лица ТП осуществляют меры по минимизации риска по выявленному ПР.

Автоматически идентифицировать и автоматически принять решение в отношении физического лица, прошедшего лечение радиофармпрепаратами, и однозначно установить, что в его предметах одежды, сопровождаемом багаже нет незаявленных ИИ, ни доработкой программного обеспечения, даже с привлечением информационных ресурсов ВАУИС, ЕАИС ТО, ни конструктивными доработками пешеходной модификации СТСО ДРМ «Янтарь» не представляется возможным.

Ситуация 2.6. В процессе таможенного наблюдения с использованием СТСО ДРМ «Янтарь» выявляются различные ОТК, содержащие радионуклиды техногенного происхождения: металлический лом, загрязненные радионуклидами транспортные средства, различные товары, имеющие светосостав на основе Иа-226, сварочные электроды, содержащие ТЬ-232, некоторые товары из зоны Чернобыльской аварии (ягоды, грибы) и др. Ввозимые (вывозимые) на территорию РФ эти товары, включая их упаковку, транспортные средства, международные почтовые отправления не должны содержать неизвлеченные ЗРНИ, радиоактивные вещества, иметь наведенную активность, загрязнение радионуклидами, что строго регламентируется следующими федеральными законами: Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ

(ред. от 30.04.2021) «Об использовании атомной энергии» [4], Федеральным законом от 09.01.1996 № З-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О радиационной безопасности населения» [5], Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды» [6], Федеральным законом от 11.07.2011 № 190-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [7], Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [8] и регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) [9].

В случае перемещения товаров, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, риск выявляется непосредственно на ТП по срабатыванию СТСО ДРМ «Янтарь» при прибытии объектов (товаров) на ПП. Далее должностные лица ТП осуществляют меры по минимизации риска по выявленному ПР.

Автоматизация мер по минимизации выявленного риска не представляется возможной ни доработкой программы функционирования, ни конструктивными доработками СТСО ДРМ «Янтарь».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:

- фактическое отсутствие возбужденных административных, уголовных дел по результатам проводимого таможенными органами ТКДРМ не является показателем его неэффективности. Наоборот, это свидетельствует о качественном реагировании участников ВЭД на проводимый ТКДРМ и является показателем его эффективности;

- автоматическое принятие решения на ложное срабатывание СТСО ДРМ «Янтарь» может быть осуществлено самой программой без привлечения информационных ресурсов ВАУИС, ЕАИС ТО после ее доработки;

- автоматическая идентификация физического лица, прошедшего лечение радиофармпрепаратами, но не содержащего в предметах одежды, сопровождаемом багаже ДРМ и автоматическая идентификация физического лица, прошедшего лечение радиофармпрепаратами и автоматическое выявление у него незаявленных ДРМ в предметах одежды, сопровождаемом багаже доработкой программных средств СТСО ДРМ «Янтарь» невозможна;

- автоматическая идентификация товаров, имеющих повышенное содержание природных радионуклидов, доработкой программных средств СТСО ДРМ «Янтарь» невозможна;

- измерение мощности дозы излучения на поверхности транспортного средства, перевозящего товары с повышенным содержанием природных радионуклидов (не более 1 мкЗв/ч в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (ред. от 08.12.2020)

«О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» [2]), программными средствами СТСО ДРМ «Янтарь» в принципе невозможно.

Следует констатировать: в случае перемещения объектов таможенного контроля, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, риск выявляется непосредственно на ТП при срабатывании СТСО ДРМ «Янтарь» по прибытии объектов (товаров) на ПП. Меры по минимизации риска по выявленному ПР осуществляют должностные лица ТП. При проведении таможенного контроля риск-ориентированным методом автоматизация мер по минимизации выявленного риска не представляется возможной ни программными, ни конструктивными доработками СТСО ДРМ «Янтарь».

Библиографический список:

1. Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2018 года № 585 «Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

2. Письмо ФТС России от 09.03.2021 № 09-105/12519 «О направлении копии докладной записки» // Портал ФТС России.

3. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» // СПС КонсультантПлюс.

4. Нормы радиационной безопасности. НРБ-99/2009. Санитарные правила и нормативы. СанПиН 2.6.1.2523-09. СПб: ЦОТПБСППО. 2014. 116 с.

5. Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» // СПС КонсультантПлюс.

6. Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СПС КонсультантПлюс.

7. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СПС КонсультантПлюс.

8. Федеральный закон от 11.07.2011 № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

9. Федеральныйзакон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС КонсультантПлюс.

10. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // СПС КонсультантПлюс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.