Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ДЕЛЯЩИЕСЯ И РАДИОАКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / FISSILE AND RADIOACTIVE MATERIALS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАГИРОВАНИЯ / EFFECTIVENESS OF THE RESPONSE / ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING / УЧЕНИЯ / TRAINING EXERCISES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Билько Геннадий Евгеньевич, Вербов Владимир Федорович, Данько Дмитрий Юрьевич

В статье рассмотрены вопросы повышения практической направленности подготовки должностных лиц по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) на основе проведения учений по пресечению их незаконного перемещения. Приведены рекомендации по подготовке сценариев и планов учений, а также вариант сценария учения, проводимого в рамках таможни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE PRACTICAL ORIENTATION IN TRAINING CUSTOMS OFFICIALS FOR CARRYING OUT CUSTOMS CONTROL OF FISSILE AND RADIOACTIVE MATERIALS

The article considers the problems of improving the practical orientation in training officials for customs control of fissile and radioactive materials (FRM) based on carrying out trainings to interdict their illegal movement. Recommendations concerning the preparation of scenarios and plans of training exercises as well as scenariotraining variant conducted by customs are submitted for consideration in the article.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Г. Е. Билько, В. Ф. Вербов, Д. Ю. Данько

ПОВЫШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ ДЕЛЯЩИХСЯ И РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ

В статье рассмотрены вопросы повышения практической направленности подготовки должностных лиц по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) на основе проведения учений по пресечению их незаконного перемещения. Приведены рекомендации по подготовке сценариев и планов учений, а также вариант сценария учения, проводимого в рамках таможни.

Ключевые слова: таможенный контроль; делящиеся и радиоактивные материалы; эффективность реагирования; практическая направленность обучения; учения.

В настоящее время мировое сообщество уделяет повышенное внимание вопросам пресечения незаконного оборота делящихся и радиоактивных материалов (ДРМ) с учетом реальных угроз их использования для совершения террористических актов [1].

Таможенные органы являются важным элементом системы противодействия незаконному обороту таких товаров в части пресечения их перемещения через границу.

В Российской Федерации таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) реализуется по двум основным направлениям:

- проведение радиационного контроля с применением технических средств в пунктах пропуска и иных местах совершения таможенных операций в отношении всех объектов, пересекающих границу (товаров, транспортных средств, физических лиц и перемещаемых ими товаров для личного пользования, международных почтовых отправлений);

- проверка с применением технических средств декларируемых характеристик ДРМ, перемещаемых в рамках внешнеэкономической деятельности, осуществляемая в местах совершения таможенных операций с указанными товарами.

Оснащение таможенных органов специальной аппаратурой радиационного контроля является важным, но не единственным фактором, влияющим на эффективность ТКДРМ.

Для такого специфического вида контроля весьма актуален вопрос подготовки специалистов, которые наряду со знаниями основ ядерной физики, дозиметрии и радиометрии должны владеть навыками применения приборов и уметь

принимать обоснованные решения по результатам контроля с учетом требований по радиационной безопасности [2].

В Российской таможенной академии (Академия) и ее филиалах проводится подготовка специалистов по ряду дополнительных профессиональных программ по ТКДРМ, которые имеют прикладную направленность: на занятиях используются штатные поисковые и индивидуальные дозиметры, радиометры, спектрометры, стационарные таможенные системы обнаружения (СТСО) ДРМ «янтарь»; в рамках деловых игр моделируются ситуации по поиску, локализации, идентификации объектов с повышенным уровнем излучения, теоретически освещаются вопросы, касающиеся порядка и особенностей действий должностных лиц при выявлении нелегальных объектов с ДРМ [3].

Вместе с тем технология таможенного контроля ДРМ предполагает в том числе взаимодействие различных подразделений таможни, а также межведомственное взаимодействие таможни с государственными контрольными и надзорными органами, которое направлено, прежде всего, на обеспечение радиационной безопасности и минимизацию негативных последствий при выявлении опасных объектов в пунктах пропуска через границу, а также на привлечение к ответственности виновных лиц.

В то же время в учебном заведении проводить полноценные практические занятия по данным темам не всегда представляется возможным, поэтому необходимы дополнительные способы для реализации практического обучения.

Одним из направлений повышения практической направленности обучения по вопросам ТКДРМ является проведение учений как эффективного метода практической подготовки в реальных условиях, которые служат проверкой уровня подготовки должностных лиц, а также их готовности к взаимодействию с иными контрольными органами в пунктах пропуска.

Учения можно рассматривать как продолжение профессиональной подготовки, полученной в Академии и ее филиалах, непосредственно на рабочих местах. В таможенных органах учения по тематике пресечения незаконного перемещения ДРМ через границу проводятся практически с момента формирования системы нормативных правовых актов и штатной структуры подразделений ТКДРМ [4].

С каждым годом цели, сценарии и планы учений становятся более совершенными. этому способствует координирующая и аналитическая деятельность центрального аппарата ФТС России и региональных таможенных управлений, проводящих ежегодные семинары специалистов, на которых происходит обмен опытом и обсуждаются проблемные вопросы.

Практика проведения учений по реагированию на факты выявления попыток незаконного перемещения ДРМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения в масштабах региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов является действенным и полезным фактором роста профессионального уровня таможенников и повышения эффективности комплекса мероприятий по пресечению противоправных действий в отношении ДРМ.

Начиная с 2005 г. был проведен ряд крупных учений таможенных органов в разных регионах России:

- морской порт Находка («Барьер-2005»);

- воздушный пункт пропуска Кольцово («Рубеж-2007»);

- железнодорожный пункт пропуска Светогорск («Рубеж-2008»);

- морской пункт пропуска Санкт-Петербург («Морской рубеж-2009»);

- пункт пропуска Ростовский морской порт («Морской рубеж-2010»);

- воздушный пункт пропуска Сочи («Рубеж-2012»);

- автомобильный пункт пропуска Куршская коса («Рубеж-2013»).

К данным учениям привлекались должностные лица региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов, представители контролирующих органов и администраций пунктов пропуска, специалисты подразделений МВД России, Минобороны России, Ростехнадзора, Роспотребнадзора, ГОичС, а также специальных аварийных формирований Госкорпорации «Росатом». В качестве наблюдателей в учениях принимали участие руководители и специалисты подразделений ТКДРМ из всех регионов России. эти учения позволили скоординировать и наладить взаимодействие ответственных представителей различных ведомств и организаций.

Однако проведение региональных учений требует значительных затрат сил, средств и времени. По мнению авторов статьи, большее значение могут иметь учения, проводимые в масштабе таможни, так как это, помимо снижения затрат, позволяет привлечь в качестве исполнителей и наблюдателей более широкий круг лиц, прямо или косвенно связанных с реагированием на факты выявления попыток незаконного перемещения ДРМ.

Кроме того, цели, замысел и сценарий учений, проводимых в рамках таможни, приобретают более конкретный характер благодаря учету специфики деятельности таможенного органа и возможностей сторонних ведомств и организаций, взаимодействующих с таможней.

Учения по пресечению незаконного оборота ДРМ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ проводятся в целях:

1) проверки эффективности использования технических средств обнаружения ДРМ при решении задачи пресечения незаконного оборота ДРМ в пункте пропуска через границу, оборудованном СТСО ДРМ «янтарь»;

2) проверки организации реагирования должностных лиц таможенного поста (дежурной смены) при срабатывании СТСО ДРМ «янтарь»;

3) отработки применения прямых мер по минимизации рисков, предусмотренных профилями риска по направлению ТКДРМ;

4) отработки межведомственного взаимодействия с территориальными органами исполнительной власти и государственными контрольными и надзорными органами, направленного на обеспечение радиационной безопасности и минимизацию негативных последствий при выявлении опасных объектов в пунктах пропуска через границу, а также на привлечение к ответственности виновных лиц.

Итоги учения должны обсуждаться в ходе проведения «круглого стола». По завершении каждого учения целесообразно готовить учебный фильм, который впоследствии можно тиражировать и использовать в качестве учебно-методического материала при обучении слушателей Академии и филиалов по дополнительным профессиональным программам.

Ниже приведен типовой сценарий проведения учения по пресечению попытки незаконного перемещения через границу радиоактивного источника (контрабанды ДРМ) легковым автотранспортом на автомобильном пункте пропуска.

Имитатором контрабанды ДРМ являются закрытые источники излучения в защитных контейнерах, которые помещаются в багажник либо в конструктивную полость (например, за обшивкой двери автомобиля).

Важно, чтобы источник излучения не представлял радиационной опасности, однако его характеристики должны быть достаточными для проведения инструментального контроля. Как правило, такие источники предоставляются специализированными организациями по договору, при этом вопросы обеспечения радиационной безопасности и физической защиты источников в месте проведения учения заблаговременно согласовываются с территориальными органами Роспо-требнадзора и Ростехнадзора.

При въезде автотранспортного средства в зону, контролируемую стационарными таможенными системами обнаружения ДРМ, происходит срабатывание СТСО ДРМ «Янтарь». Информация о срабатывании СТСО ДРМ «Янтарь» и о том, по каким каналам оно произошло, автоматически по линиям связи передается на автоматизированное место оператора ТКДРМ пункта пропуска.

Должностные лица таможенного органа, допущенные к таможенному контролю ДРМ:

- убеждаются в достоверности факта срабатывания технических средств обнаружения ДРМ;

- осуществляют прямые меры по минимизации рисков;

- вносят сведения по выявленным товарам и транспортным средствам с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения в электронный протокол СТСО ДРМ «Янтарь» или ведомственной автоматизированной управляющей информационной системы оперативного реагирования на незаконное перемещение ДРМ через Государственную границу РФ.

Старший дежурной смены таможенного поста дает указание инспектору, ответственному за радиационный контроль, провести таможенный осмотр с помощью штатной аппаратуры радиационного контроля.

Инспектор устанавливает, что на одной из сторон автомобиля обнаружено повышенное ионизирующее излучение, превышающее естественный радиационный фон в зоне таможенного контроля.

Начальник таможенного поста дает поручение на проведение таможенного досмотра с помощью технических средств ТКДРМ.

Должностное лицо подразделения ТКДРМ при проведении таможенного досмотра измеряет мощность эквивалентной дозы ионизирующего излучения на поверхности автомобиля, оценивает степень радиационной опасности, с помощью радиометра-спектрометра проводит идентификацию источника ионизирующего излучения без вскрытия места его расположения на легковом автомобиле. В ходе проведения углубленного радиационного обследования выясняется, что в боковой обшивке передней двери с правой стороны автомобиля находится источник излучения.

По окончании досмотра автомобиль со скрытым источником помещается на специальную площадку под охрану, выставляются средства ограждения и знаки радиационной опасности.

На основании результатов таможенного досмотра принимается решение о вызове представителей правоохранительного блока таможни.

В целях подготовки предложений и рекомендаций руководителю таможенного органа о дальнейших действиях с задержанным транспортным средством и товаром, а также о безопасном обращении с выявленным источником излучения в пункте пропуска собирается местная межведомственная комиссия, в ходе заседания которой вырабатываются рекомендации об организации временного хранения радиационно опасного объекта, а также о месте проведения экспертизы выявленного источника ионизирующего излучения.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа оформляет документы на проведение экспертизы выявленного источника излучения в организации, аккредитованной в соответствующей области деятельности.

По результатам экспертизы осуществляются действия, направленные на привлечение лица, совершившего попытку контрабанды ДРМ, к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Выявленный в ходе таможенного контроля источник излучения в качестве вещественного доказательства передается на хранение в специализированную организацию, имеющую лицензию на соответствующий вид деятельности.

План проведения учения составляется в произвольной форме и должен содержать детальное, привязанное к астрономическому или оперативному времени описание действий, сил и средств по проведению радиационного контроля, обеспечению радиационной безопасности, фиксации обстоятельств правонарушения, докладу и принятию решения по задержанию товара, транспортного средства или физического лица. Очевидно, что план проведения учения в таможне должен утверждаться начальником таможни.

Выявление попытки незаконного перемещения ДРМ в пункте пропуска через границу рассматривается как радиационная авария. С учетом этого для обеспечения эффективного реагирования на аварийные ситуации целесообразно предусмотреть программы регулярной подготовки персонала, осуществляющего аварийное реагирование.

В нормах МАГАТЭ по безопасности («Готовность и реагирование в случае ядерной и радиационной аварийной ситуации» № GS-R-2) указано, что «...оператор и организации, осуществляющие реагирование, должны принимать меры для подбора персонала и обучения с целью обеспечения того, чтобы персонал обладал необходимыми знаниями, квалификацией, компетенцией, оборудованием, процедурами и другими средствами для выполнения порученных им функций реагирования» [5].

Далее в этом документе содержится требование о том, что «.должны осуществляться программы учений для обеспечения того, чтобы в соответствующие сроки проводились проверки всех указанных функций, требующихся для выполнения аварийного реагирования и всех организационных взаимосвязей». эти же требования изложены в Руководстве МАГАТэ по аварийной готовности и аварийному реагированию и серии изданий по безопасности для проверки готовности (подготовка, проведение и оценка) на случай аварий на ядерных установках [6; 7].

Руководители таможенных органов, планируя и проводя учения по реагированию на незаконное перемещение ДРМ через границу, продолжают тем самым углубленную профессиональную практическую подготовку должностных лиц, ранее проходивших обучение в Академии и ее филиалах по дополнительным профессиональным программам [4].

Следует отметить, что в настоящее время такой механизм подготовки наиболее актуален в связи с подготовкой к проведению в нашей стране массовых мероприятий, во время которых на таможенные органы ложится дополнительная нагрузка с учетом увеличения транспортного и пассажирского потоков в пунктах пропуска, а также повышения мер безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

Примером является деятельность таможенных органов в период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в г. Сочи в 2014 г., когда радиационный контроль, проводившийся таможенными органами, стал одним из элементов общей системы радиационной безопасности. При этом успешному решению указанных задач способствовала комплексная подготовка должностных лиц, которая включала плановое обучение в Академии и филиалах, выездное обучение по вопросам ТКДРМ должностных лиц Сочинской таможни силами Ростовского филиала Академии, а также проведение в конце 2012 г. в международном аэропорту г. Сочи учений по пресечению незаконного перемещения ДРМ через границу «Рубеж-2012» [8].

Таким образом, проведение учений по пресечению незаконного перемещения ДРМ через границу является одним из значимых направлений повышения практической направленности подготовки должностных лиц по таможенному контролю таких товаров. Оно обеспечивает отработку в реальных условиях пунктов пропуска, наряду с навыками применения сложного оборудования, механизма межведомственного взаимодействия, направленного, прежде всего, на обеспечение радиационной безопасности.

Использованные источники

1. Ядерное нераспространение: учебное пособие / под общ. ред. В. А. Орлова, И. Н. Сокова. М.: Изд-во ПИР-Центра, 2000. 504 с.

2. Ядерное нераспространение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. I / И. А. Ахтамзян и др.; под общ. ред. В. А. Орлова. 2-е изд., перераб. и расшир. М.: ИР-Центр, 2002. 528 с.

3. Организация таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (программа № 1): учебно-методическое пособие / Д. А. Бабич и др.; Федеральная таможенная служба; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. М.: ФТС России; Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2013. 228 с.

4. Учения по реагированию на незаконное перемещение ДРМ через таможенную границу Российской Федерации: организация и проведение: учебно-методическое пособие / Д. А. Бабич и др.; под общ. ред. Н. Э. Кравченко; Федеральная таможенная служба; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. М., 2007. 144 с.

5. Подготовка, проведение и оценка учений по проверке готовности к ядерной или радиологической аварийной ситуации: руководство по аварийной готовности и аварийному реагированию / МАГАТЭ. Вена, 2009. 195 с.

6. Рекомендации по физической ядерной безопасности, касающейся ядерных и других радиоактивных материалов, находящихся вне регулирующего контроля. Вена, 2011. № 15 (Серия изданий МАГАТЭ по физической ядерной безопасности).

7. Учения для проверки готовности на случай аварий на ядерных установках: подготовка, проведение и оценка. Вена, 1987. № 73 (Серия изданий МАГАТЭ по безопасности).

8. Основы таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (программа № 3): учебно-методическое пособие / Д. А. Бабич и др.; Федеральная таможенная служба; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. М.: ФТС России; Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2013. 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.