В.Н. ШЛЕИН
Задачи эксплуатации технических средств ТКДРМ
Подразделения таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (ТКДРМ) были созданы в 1995 г. для пресечения незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации делящихся и радиоактивных материалов (в число которых могут входить обычные товары, но имеющие уровень ионизирующего излучения (ИИ), отличающийся от фоновых значений). Данным подразделениям был поставлен ряд основных задач.
1. Проведение досмотра с помощью специальной аппаратуры при таможенном оформлении радиоактивных и делящихся материалов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, на пограничных и внутренних таможнях, осуществляющих производство таможенного оформления этих материалов.
2. Осуществление постоянного радиационного контроля с помощью стационарной дистанционной автоматизированной аппаратуры всех транспортных средств, товаров и пассажиров (багажа) при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации с регистрацией фактов превышения естественного гамма-нейтронного фона.
3. Обеспечение правильной эксплуатации технических средств ТКДРМ, источников ионизирующего излучения, имеющихся в таможенных органах, и обучения сотрудников таможенного органа работе со средствами ТКДРМ и по вопросам радиационной безопасности (РБ).
4. Контроль за соблюдением правил эксплуатации средств ТКДРМ и правил РБ в таможенном органе Российской Федерации.
Все эти задачи, так или иначе, связаны с использованием технических средств.
В 1995 г. функции по проведению радиационного контроля (РК) товаров, перемещаемых через границу РФ, были переданы от Федеральной пограничной службы Государственному таможенному комитету. Оснащение таможенных органов аппаратурой РК было начато с создания в мае 1995 г. приказом ГТК России от 05.05.1995 № 303 Службы ТКДРМ, а в конце 1995 г. была организована передача от Федеральной пограничной службы имею-
ШЛЕИН Валентин Николаевич - гл. государственный таможенный инспектор отдела ТКДРМ Службы особого технического контроля ДВТУ, г. Владивосток.
щейся у нее аппаратуры РК. Приборы радиационного контроля, перешедшие на баланс таможенных органов, на 60-70 %, а в некоторых таможнях на 90 %, были разукомплектованы или имели выработанный ресурс, поэтому практически все пришлось начинать заново.
Централизованно технические средства ТКДРМ начали поступать на оснащение таможенных органов Российской Федерации только в середине 1996 г. Это были индивидуальные дозиметры РМ1203, предназначенные для контроля доз радиации, полученных должностными лицами таможен при выполнении процедур таможенного оформления и таможенного контроля товаров.
Именно индивидуальными дозиметрами РМ1203 в 1996-1997 гг. была закрыта большая часть потребности таможенных органов в переносных дозиметрах. Индивидуальные или персональные дозиметры РМ1203 были удобны в работе - малогабаритны, достаточно точны и в то же время многофункциональны: ими можно было измерять как мощность дозы гамма-излучения, так и накопленную дозу. В 1996-1998 гг. с помощью этих приборов и, частично, дозиметров ДБГ-04А был выявлен не один десяток радиационно опасных товаров, перемещаемых через таможенную границу России в зоне ответственности таможенных органов ДВТУ.
С 1998 г. в таможенные органы стали поступать самые современные приборы: радиометры-спектрометры РСУ-01 «Сигнал», способные измерять альфа-, бета-, гамма- и нейтронное излучения; радиометры ЕЬ-1119 для определения гамма- и рентгеновского излучений; комплекс СКС-50 - полупроводниковый гамма-спектрометр, предназначенный для определения изотопного состава радиоактивных источников и ядерных материалов без вскрытия упаковки. Начиная с 1999 г. при таможенном контроле ДРМ применяется высокочувствительный поисковый дозиметр ДРС РМ-1401, специально созданный для поиска радиоактивных материалов.
Работа по проведению радиационного контроля с использованием переносных поисковых дозиметров имеет ряд особенностей, в числе которых так называемый «человеческий фактор», поскольку каким бы совершенным ни был прибор, он находится в руках человека, который может невольно ошибиться. Кроме того, время, затрачиваемое на проведение радиационного контроля, например 20-футового контейнера, переносным дозиметром, достаточно велико, и поэтому для целей таможенного досмотра была специально разработана автоматизированная стационарная аппаратура РК.
Первые поставки стационарных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов (СТСО ДРМ) в Дальневосточный регион начались в конце 1997 г., когда на таможенных пунктах пропуска «Сосновая Падь», «Полтавка» Гродековской таможни и в аэропорту г. Хабаровск появились СТСО ДРМ «Янтарь», разработанные ЗАО НПЦ «Аспект» (г. Дубна, Московская обл). В 1998-2000 гг. практически все основные пограничные пункты пропуска таможен региона были оснащены стационарными системами
радиационного контроля «Янтарь». В 2006 г. их количество составляло: 113 ед. на таможенных постах и пунктах пропуска, 40 ед. на СВХ.
Технические средства (ТС) обнаружения ДРМ продолжают совершенствоваться. С конца 2004 г. таможенные органы стали оснащаться поисковыми дозиметрами ИСП-РМ1401К-01, обнаруживающими как гамма-, так и нейтронное излучения. В декабре 2006 г. руководством ФТС России было принято решение о 100-%-ном обеспечении этими дозиметрами инспекторов на пунктах пропуска.
Начиная с 2003 г. стационарные таможенные системы обнаружения стали преобразовывать в комплексы автоматизированного контроля за перемещением делящихся и радиоактивных материалов на базе системы «Янтарь», в состав которых входят: СТСО ДРМ «Янтарь», системы видеонаблюдения, сбора, обработки, документирования и отображения информации, причем просмотр информации на мониторе возможен как в режиме реального времени, так и в записи. Результатом оснащения таможенных органов аппаратурой радиационного контроля для выполнения мероприятий по ТКДРМ, а также для доработки и детализации уже имеющихся схем проведения таможенного радиационного контроля, стало увеличение количества задержания товаров, имеющих повышенный радиоактивный фон, - с 3 случаев в 1995 г. до 73 в 2006 г. (рис. 1).
По мере увеличения в таможенных органах количества СТСО ДРМ увеличилось и число задержаний товаров с использованием этого вида аппаратуры: с 6 случаев в 1999 г. (29 % от общего количества задержаний в 1999 г.) до 47 в 2006 г. (64 %).
Для России в целом также характерно увеличение количества задержанных товаров с помощью стационарных систем обнаружения ДРМ (рис. 2).
300 250 200
50
73
4 -■16-
со 1 1 7 1 оо
СП СП СП
СП СП СП
количество ТС
количество задержаний
Рис. 1. Зависимость количества задержаний ДРМ от количества ТС
0
За период с 1999 г. по настоящее время в Европейской части РФ отмечено устойчивое и значительное превышение доли задержаний, произведенных с помощью стационарных систем, над задержаниями, произведенными переносными поисковыми приборами. Причина этого - более высокий уровень оснащенности СТСО ДРМ, чем на Дальнем Востоке. Поэтому для проведения более тщательного радиационного контроля таможенные органы, в соответствии с нормативными документами ГТК (ФТС) России, проводят радиационный контроль товаров с помощью технических средств ТКДРМ, приобретенных владельцами складов временного хранения и переданных специалистам таможен (рис. 3).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
69,64 ^4^73 8 ^ 74,7 74,17
Обнаруженные с использованием / / 71,36 /64,04
^54,17 \ СТСО
/*"\48,5 Обнаруженные
29,46 ! ^^37,92 с использованием переносных приборов
223^__2184 20,25
/ 19",37
♦4^X36
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Годы
Рис. 2. Процент обнаружения незаконного перемещения товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения стационарными и переносными средствами радиационного контроля ДРМ
(1996-2006 гг.) по России
90 80 70
I 60
О
| 50 00
£ 40
20 10
0 • I ■—I-1-1-1-1-1-1-1-1-
1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Годы
Рис. 3. Размещение СТСО ДРМ «Янтарь» на СВХ и ПЗТК
§ 30
Увеличение количества технических средств в таможенных органах, их усложнение и, как следствие, высокая стоимость (рис. 4) накладывают на таможенные органы большую ответственность за их эксплуатацию. Поэтому количество лиц, ответственных за эксплуатацию ТС ТКДРМ, увеличено согласно приказу ГТК РФ от 17.04.2001 г. № 372 за счет представителей досмотровых подразделений, которые работают на этой аппаратуре. Для того чтобы должностные лица таможенных органов могли успешно выполнять все требования эксплуатационной и нормативной документации по организации эксплуатации, проведению технического обслуживания и ремонта, необходима высокая профессиональная подготовка. Алгоритм подобной подготовки отражен в Руководстве по эксплуатации технических средств (РЭТЕС-2001), утвержденном приказом ГТК РФ от 17.04.2001 № 372.
2000 1800 1600 1400
а
!2 1200 Н
л 1000
н
и
§ 800
ю
о
600 400 200 0
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Годы
Рис. 4. Балансовая стоимость ТС ТКДРМ в пересчете на одного специалиста ТКДРМ Дальневосточного региона
Основными особенностями использования современных технических средств в работе службы ТКДРМ являются: 1) все увеличивающееся количество ТС ТКДРМ в таможнях, на таможенных постах, пунктах пропуска и складах временного хранения; 2) усложнение и удорожание аппаратуры радиационного контроля, поставляемой в таможенные органы; 3) дополнительная поставка в таможенные органы стационарной аппаратуры по российско-американской программе «Вторая линия защиты»; 4) удаленность мест эксплуатации приборов от таможни на значительное расстояние; 5) неурегулированность правовых отношений в проведении радиационного контроля на складах временного хранения аппаратуры РК, в соответствии с требованиями приказа ГТК РФ от 26.09.2003 г. № 1070, приобретенной владельцами СВХ.
В связи с этим необходимо: а) в соответствии с требованием нормативно-правовой документации, прежде всего Руководства по эксплуатации
технических средств, назначать ответственными за эксплуатацию именно тех должностных лиц, которые осуществляют таможенное наблюдение или таможенный контроль, т.е. представителей досмотровых подразделений; б) должностными лицами отдела ТКДРМ ДВТУ, решать возникающие юридические характеристики совместно с правовой службой ДВТУ.
Кроме теоретического изучения методов организации эксплуатации ТС ТКДРМ, в соответствии с требованиями РЭТЕС-2001 необходима разработка программы подготовки должностных лиц, ответственных за эксплуатацию ТС ТКДРМ и других информационно-технических средств, эксплуатирующихся в таможенных органах, и порядка проведения стажировки инспектора по ТКДРМ: форма подготовки и сдачи зачета комиссии таможенного органа, документирование с выдачей удостоверения на право самостоятельной работы с ТС, и т.д.
Для отработки организации правильной эксплуатации ТС ТКДРМ с момента их поступления до списания и утилизации в таможенном органе проводится большое количество мероприятий:
- разработка ежегодных и ежемесячных планов эксплуатации технических средств информационно-техническими подразделениями таможенного органа, выписки из которых направляются для исполнения на ТП, ПП и в структурные подразделения таможенного органа, где эксплуатируется данное ТС; организация подготовки должностных лиц, назначаемых ответственными за эксплуатацию ТС;
- организация планового контроля, а также внезапных проверок состояния ТС и осуществления правильной эксплуатации ТС на таможенных постах, пунктах пропуска, в структурных подразделениях таможенного органа;
- организация получения, проверки и приема ТС в таможенный орган; проведение мероприятий по вводу ТС в эксплуатацию;
- проведение мероприятий по закреплению ТС за подготовленным и допущенным к выполнению этой обязанности должностным лицом таможенного органа;
- организация метрологического обеспечения, рекламационной работы, категорирования, списания и утилизации ТС.
Только точное выполнение мероприятий, указанных в нормативной и эксплуатационной документации на данное техническое средство, а также постоянный и действенный контроль своевременного, полного и тщательного выполнения этих мероприятий как должностными лицами таможенного органа, так и представителями организаций, привлекаемых к проведению технического обслуживания или ремонта ТС, дадут необходимый эффект от их применения.