УДК 339.543.5
DOI 10.24866/1815-0683/2020-2/21-32
А. В. БОРИСЕНКО*
Формирование системы подготовки специалистов ТКДРМ - начало большого пути
Рассматривается история начала формирования системы подготовки кадров для таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) во Владивостоком филиале Российской таможенной академии.
Ключевые слова: таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, подготовка кадров, Учебный центр ТКДРМ, ядерная и радиационная безопасность.
БОРИСЕНКО
Александр Валентинович - кандидат химических наук, доцент, начальник Учебного центра таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами. [email protected].
BORISENKO A. V. - Candidate of Chemical Sciences, Docent, Head of the Training center for customs control of fissile and radioactive materials.
A. V. BORISENKO
The Formation of a Training System for CCFRM
Specialists - the Beginning of a Long Journey
The article considers the history of formation of personnel training system for customs control of fissile and radioactive materials (CCFRM) in the Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy from the beginning.
Keywords: customs control of fissile and radioactive materials, personnel training, CCFRM training center, nuclear and radiation safety.
В настоящее время в таможенных органах Российской Федерации создана и успешно функционирует система таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов (ТКДРМ) и других объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения, направленная на предотвращение их незаконного перемещения через российский участок таможенной границы ЕАЭС. Очевидно, что эффективность и качество
* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, Russian Federation, 690034.
такого контроля существенным образом зависит от уровня профессиональной подготовки осуществляющих его должностных лиц таможенных органов. Сознавая это, практически параллельно с организацией деятельности службы ТКДРМ, созданной приказом ГТК России от 05.05.1995 № 3031, руководство ГТК России большое внимание уделяло вопросам профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов РФ по направлению ТКДРМ, используя для этого на первом этапе (1995— 1998 гг.) материально-технические и кадровые ресурсы Учебного центра ВМФ России [3], а с 1999 г. - возможности Российской таможенной академии (РТА).
Сегодня в РФ создана многоуровневая система подготовки должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ, в основе которой - учебные центры таможенного контроля ДРМ (УЦ ТКДРМ) во всех филиалах РТА. За прошедшие 20 лет усилиями УЦ ТКДРМ подготовлено около 10 тыс. специалистов ТКДРМ не только для таможенной службы Российской Федерации, но и для таможенных и других правоохранительных органов более 100 иностранных государств. Учебные центры ТКДРМ пользуются заслуженным уважением в таможенных органах Российской Федерации и признанием со стороны иностранных коллег, в том числе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
В этой работе мы хотели поделиться опытом организации системы подготовки должностных лиц таможенных органов по направлению ТКДРМ во Владивостокском филиале РТА (ВФ РТА) в самый сложный для службы ТКДРМ период с 1994 по 2000 г. Надеемся, что он будет полезен и сегодняшним таможенникам.
Организация подготовки специалистов ТКДРМ во Владивостоке. Приказом ГТК России от 29.05.1997 № 300 подготовку специалистов для таможенных органов Российской Федерации было поручено осуществлять Владивостокскому и Санкт-Петербургскому филиалам РТА, которые должны были в сжатые сроки разработать учебные программы и приступить к обучению должностных лиц таможенных органов2.
Организация и проведение обучения специалистов по ТКДРМ в ВФ РТА, в отличие от Санкт-Петербургского, имела важные особенности.
Во-первых, с осени 1996 г. начальником ВФ РТА был назначен профессор Виктор Васильевич Горчаков, до прихода в филиал длительное время возглавлявший Дальневосточный государственный университет (ДВГУ) и заведовавший в нем кафедрой ядерной физики. С приходом в ВФ РТА
1 О введении в таможенные органы должностей специалистов таможенного контроля за радиоактивными и делящимися материалами: приказ ГТК России от 05.05.1995 № 303.
2 О дальнейшем развертывании работ по обеспечению таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов и опасных отходов: приказ ГТК России от 29.05.1997 № 300.
В. В. Горчаков, наряду с активной организаторской работой, занимался формированием научных направлений вуза, связанных с таможенной сферой, одно из которых - «Радиоактивные материалы как объект внешнеэкономической деятельности».
В рамках этого направления к середине 1997 г. был собран большой объем справочного и учебного материала, касающегося ядерных и радиоактивных материалов, и на его основе создано мультимедийное учебное пособие (на СБ-диске) «Радиоактивные материалы и технологии», включающее базу нормативных документов, электронный учебник и тренажер по ТКДРМ, другую техническую, экономическую и нормативную информацию. Это была первая на тот момент попытка разработки мультимедийного продукта для таможенных целей и первый значимый посыл руководству РТА и ГТК России о том, что для ВФ РТА тема, связанная с ядерными и другими радиоактивными материалами, не является чужой. Отметим, что при принятии решения об определении мест по подготовке специалистов по ТКДРМ этот факт был принят во внимание, как и то, что руководитель филиала был глубоко заинтересован в развитии радиоактивной тематики в вузе.
Во-вторых, к весне 1998 г. в филиале в рамках отдела технических средств обучения (ТСО) сформировалась профессиональная команда ученых-физиков - выпускников и бывших сотрудников ДВГУ В нее входили к.ф.-м.н., доцент, в.н.с. Леонид Григорьевич Елисеенко, к.ф.-м.н., с.н.с. Валерий Валентинович Темченко и м.н.с. Тамара Афанасьевна Скрыльник. Возглавлял команду к.х.н., начальник отдела Александр Валентинович Борисенко, перешедший на работу в филиал из ДВГУ в конце февраля 1998 г.
В ВФ РТА Л. Г. Елисеенко и В. В. Темченко работали практически с момента его образования, и к 1997 г. в сферу их научных интересов входили вопросы, связанные с разработкой и внедрением в оперативную практику новых методов и способов таможенного контроля товаров, в том числе комплексного метода идентификации металлов, руд, концентратов и минералов с применением рентгенорадиометрического спектрометра «Прим-1». В конце 1997 г. В. В. Горчаков, Л. Г. Елисеенко, В. В. Темченко и начальник отдела технических средств таможенного контроля (ТСТК) ДВТУ Н. А. Терпугов принимали участие в разработке программ обучения по ТКДРМ, варианты которых были приняты за основу и утверждены ГТК России [2].
В-третьих, важным фактором, существенно повлиявшим на процесс формирования системы подготовки специалистов по ТКДРМ в ВФ РТА, явилось то, что после получения известия от ГТК России об утверждении программ и необходимости двум филиалам немедленно приступить
к подготовке учебного процесса по направлению ТКДРМ приказом ВФ РТА от 25.05.1998 № 168 «О проведении мероприятий по ТКДРМ» вся работа по направлению ТКДРМ (организационная, учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, а также обеспечение радиационной безопасности в филиале при работе с радиационными источниками) сосредоточивалась в отделе ТСО, на базе которого создавался Учебно-научный центр делящихся и радиоактивных материалов (УНЦ ДРМ) [3].
В. В. Горчаков и А. В. Борисенко, октябрь 2017 г.
С целью осуществления организационной работы по началу учебного процесса быстро и с максимальной эффективностью отделу ТСО были предоставлены полномочия осуществлять контакты с таможенными органами, учреждениями, организациями и предприятиями не только г. Владивостока, но и других регионов страны, и активно их использовать в интересах организации учебного процесса, учебно-методического обеспечения и материально-технического оснащения. И это дало положительные результаты. Так, с началом учебного процесса в феврале 1999 г. активное участие в проведении учебных занятий на курсах принимал отдел ТКДРМ ДВТУ прежде всего Н. А. Терпугов, а также В. Г. Васильев и Ю. А. Горька-вый. Отделом были предоставлены на период подготовки и проведения курсов ряд приборов радиационного контроля и калибровочные источники; переданы в создаваемую библиотеку отдела ТСО для использования в учебных целях более двадцати книг по ядерной физике, радиационной безопасности и дозиметрии; разработаны три учебно-методических пособия, два учебных практикума.
Благодаря отделам ТКДРМ Владивостокской (рук. А. В. Помыканов) и Артемовской (рук. П. Н. Музыка) таможен в филиале без проблем смогли организовывать выездные занятия в аэропорту, морском и рыбном портах, где помощь в проведении выездных занятий обеспечивали сотрудники отдела ТКДРМ Владивостокской (А. В. Помыканов, М. А. Осипов, А. И. Шахмалиев, А. А. Григорьев) и Артемовской (П. Н. Музыка) таможен.
Немалую помощь в организации обучения по ТКДРМ оказал и Приморский отдел инспекции по надзору за радиационной безопасностью Госатомнадзора РФ под руководством В. П. Малеенка (Ю. А. Анискин, Ю. Ф. Петров, Ю. Т. Мельниченко). Сотрудники отдела проводили занятия по радиационной безопасности, помогали с обеспечением специальной литературой по радиационной безопасности и радиационному контролю, оказывали практическую помощь при организации работ по обеспечению радиационной безопасности в филиале, получении радиационных источников. Хорошие, деловые отношения складывались и с отделом радиологии Центра госсанэпиднадзора в Приморском крае (рук. Е. В. Русановская).
Заметное участие в деятельности отдела ТСО по подготовке специалистов ТКДРМ приняло ООО «ПримТехнополис» (рук. И. В. Морозов), являвшееся официальным представителем Научно-производственного центра «Аспект» (разработчик и производитель приборов радиационного контроля, в том числе стационарных таможенных систем обнаружения (СТСО) ДРМ «Янтарь») при ДВТУ По инициативе И. В. Морозова на территории ООО «ПримТехнополис» филиалу была предоставлена площадка-полигон для проведения мини-учений по ликвидации радиационных аварий, и, что самое важное, в учебной аудитории была установлена на безвозмездной основе СТСО ДРМ «Янтарь-1С», которую активно использовали в учебном процессе до середины 1999 г., пока не была получена по российско-американской программе «Вторая линия защиты» собственная СТСО ДРМ «Янтарь-1П». И. А. Морозов принял участие в разработке учебных материалов для проведения практических занятий с СТСО ДРМ «Янтарь» и чтении лекций.
Таким образом, на самом первом этапе формирования системы подготовки специалистов ТКДРМ в ВФ РТА была создана мощная организационная, учебно-методическая и научно-исследовательская структура -Учебно-научный центр ДРМ, занимавшаяся в филиале всеми вопросами ТКДРМ и имевшая хорошую поддержку со стороны руководства филиала, с непосредственным участием в деятельности УНЦ ТКДРМ начальника филиала В. В. Горчакова. Ядром Центра являлся отдел ТСО, который тесно работал с другими подразделениями филиала: ФПК (Н. Н. Просянников (рук.), В. В. Скворцова, Е. А. Примак, В. Г. Дурнов) - организация проживания, обеспечение документами о прохождении обучения, отчетность
по проведению обучения и соблюдению норм и правил учебной и учебно-методической работы; тыловая служба (В. И. Шалыгин (рук.), Г. Г. Луговой) - материально-техническое обеспечение аудиторий, и учебного процесса; научно-исследовательский отдел (О. В. Голодова (рук.), С. А. Реуц-кая, В. А. Моргунов) - помощь в информационной поддержке учебного и научно-исследовательского процесса; информационно-библиотечный отдел (Т. П. Суковатова (рук.), Т. Н. Приходько, М. Г. Замошина) - в сжатые сроки смог подобрать из фондов библиотек г. Владивостока и организовать их передачу в ВФ РТА более 100 книг (по темам: ядерная физика, дозиметрия, радиационная безопасность и радиационный контроль).
Подчеркнем, что решение о концентрации всей деятельности по ТКДРМ в ВФ РТА в одном подразделении дало весьма убедительные результаты. Позднее (в 2003 г.) это стало важным аргументом при принятии ГТК России решения об организации Учебно-методических центров таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами (УМЦ ТКДРМ) во Владивостокском и Санкт-Петербургском филиалах РТА. К тому времени идея создания мощной организационной, учебно-методической и научно-исследовательской структуры для подготовки специалистов ТКДРМ уже многократно озвучивалась на различных управленческих уровнях [4]. В частности, предложения по созданию Центра подготовки по ТКДРМ сразу после проведения первых курсов (02.-24.02.1999) были изложены в докладной записке руководителю службы ТКДРМ Н. Э. Кравченко, начальнику управления кадровой службы ГТК России В. Г. Шипкову, а также в письмах руководству ДВТУ, СЗТУ, ВСТУ, где был поставлен вопрос о создании в ВФ РТА Центра подготовки по ТКДРМ, с организацией на его базе Региональной лаборатории по экспертизе ДРМ.
Важным фактором, оказавшим существенное влияние на многие стороны процесса формирования системы подготовки специалистов ТКДРМ не только в ВФ РТА, но и в других филиалах, явилось международное сотрудничество между ГТК России и Министерством энергетики США (МЭ США), а также с МАГАТЭ, зарождавшееся практически одновременно с формированием основ системы подготовки специалистов ТКДРМ, к которому были привлечены оба филиала РТА.
Прежде всего, событием, которое в значительной степени повлияло на организацию работ по направлению ТКДРМ в ВФ РТА, стала поездка А. В. Борисенко в составе делегации должностных лиц ТКДРМ и руководства службы ТКДРМ в США в ноябре 1998 г.
Это был период налаживания отношений между таможенной службой РФ и МЭ США. В июле 1998 г. был подписан Протокол между ГТК России и МЭ США о сотрудничестве в области пресечения незаконного перемещения ядерных материалов через таможенную границу, давший старт развитию российско-американской программы «Вторая линия защиты».
Американские коллеги пригласили большую делегацию российских таможенников к себе. Планировалось решить несколько задач, в том числе провести обучение по программе ШТЕКБГСТ/КАБСАБ в учебном центре «Хаммер», а также получить из первых уст информацию о состоянии дел в этой области у российских таможенников3.
L
Посещение УЦ ТКДРМ председателем Законодательного Собрания Приморского края и руководством ВФ РТА по случаю 10-летия начала подготовки специалистов ТКДРМ в филиале, май 2009 г.
Поездка оказалась очень плодотворной и чрезвычайно полезной. Во-первых, для многих участников делегации это была первая зарубежная поездка, тем более в учебный центр, где уже более двух лет осуществлялось обучение по учебным программам, которые еще не начали реализовы-ваться в РТА.
Во-вторых, у членов делегации, а практически все являлись руководителями подразделений ТКДРМ таможен или региональных таможенных
3 Центр «Хаммер» был создан в 1996 г. как элемент конверсии, проведенной на месте центра по производству плутония, недалеко от г. Ричланд, штат Вашингтон, и Тихоокеанской СевероЗападной лаборатории. Расположенная на нескольких сотнях гектаров инфраструктура центра включала все необходимое для одновременного обучения нескольких групп слушателей по различным программам - от программы по пресечению ядерного терроризма до программ по обучению пожарников и полицейских. Программа INTERDICT/RADCAD (Radiation Academy) - совместный проект Министерства обороны и Таможенной службы США, разработанный с целью обучения должностных лиц таможенной службы и иных государственных органов США и иностранных государств вопросам обнаружения, идентификации и расследования контрабанды оружия массового уничтожения (ОМУ) и товаров, которые могли бы применяться при создании ОМУ.
органов, появилась хорошая возможность ближе познакомиться и обсудить многие вопросы с руководством службы ТКДРМ - в делегацию входили руководитель службы ТКДРМ Н. Э. Кравченко и заместитель руководителя службы ТКДРМ И. И. Васильев.
В-третьих, самое главное, по результатам поездки в ВФ РТА были внедрены в практику организации и проведения курсов ТКДРМ элементы, которые давали значительный эффект при обучении. Американские коллеги, в отличие от российских преподавателей, обучавшихся в условиях советского высшего образования, считали, что эффективность обучения многократно возрастет, если рассматривать каждый используемый элемент в системе организации и проведения учебного процесса как самый важный, цементирующий другие элементы этой системы. А их было предостаточно: организация встречи слушателей; поселение и контроль проживания в гостинице; обеспечение раздаточным учебно-методическим материалом; организация учебного процесса (независимо - лекции, практические занятия, семинары, контроль знаний, самостоятельная работа); применение информационно-технических средств обучения, приборов радиационного контроля и радиоактивных материалов. Даже такие элементы, как кофе-брейк, способ рассаживания в классной комнате, выдача сертификатов по окончании обучения, коллективное фотографирование на память и посещение местного музея, по мнению американских коллег, являются обязательными и важными в образовательном процессе.
Поэтому когда в ВФ РТА в феврале 1999 г. начались первые курсы по ТКДРМ, они вызвали определенное волнение среди преподавательского состава не только ФПК, но других факультетов. Никто еще при проведении обучения не использовал такое количество простых, но не совсем понятных элементов в организации и проведении курсов обучения: обязательное установление контакта со слушателями перед их прибытием на курсы; анкетирование; ознакомление иногородних с маршрутом следования до гостиницы; обеспечение всех слушателей комплектом раздаточного материала (указатель на столе с фамилией, пластиковая папка с оформленной программкой курсов, расписанием занятий, списком слушателей и преподавателей, комплектом учебных и методических материалов, а позднее еще и фирменным иллюстрированным конспектом лекций); электронное тестирование; проведение практических занятий с подгруппами не более 4-5 человек и др.
Еще один фактор, который в значительной степени повлиял на организацию учебного процесса - работа в рамках российско-американской программы «Вторая линия защиты» (ВЛЗ) [1].
Нужно признать, что общение американцев с российской делегацией в ходе поездки в США повлияло на их взгляды на деятельность программы ВЛЗ в целом. Если на первом этапе американцы рассматривали в основном
вопросы оснащения таможенной границы средствами радиационного контроля, то познакомившись поближе с российскими таможенниками, получив информацию из выступления Н. Э. Кравченко и А. В. Борисенко о состоянии дел в области подготовки кадров по ТКДРМ в ГТК России, американские партнеры признали, что железо без наличия подготовленных кадров может так и остаться железом. Поэтому в июне 1999 г. в г. Санкт-Петербурге в рамках выполнения решений подписанного 18.06.1998 Протокола между ГТК России и МЭ США прошла рабочая встреча представителей ГТК России (Н. Э. Кравченко, Д. Ю. Данько), Санкт-Петербургского (Г. И. Бякин), Владивостокского (В. В. Горчаков) филиалов РТА, ряда таможенных органов (В. И. Божко, Н. А. Терпугов, А. М. Нуриманов) и представителей Министерства энергетики США (Л. М. Кантутти и др.), на которой были поставлены первоочередные задачи по оказанию помощи российской стороне в подготовке специалистов ТКДРМ.
По результатам совещания было принято решение, что американская сторона принимает на себя обязательства оказать финансовую поддержку по разработке учебного пособия для оперативного персонала и поставке во Владивосток и Санкт-Петербург партии технических средств радиационного контроля, радиоактивных источников и технических средств обучения на общую сумму более 100 тыс. долл. США (июль 1999 г.). Тогда же американские партнеры выразили желание познакомиться с УНЦ ТКДРМ во Владивостоке.
Визит состоялся в октябре 1999 г., а его результаты превзошли ожидания обеих сторон. Российская и американская делегации увидели, что учебный процесс проходит на высоком уровне. ВФ РТА был польщен высокой оценкой своей работы такой высокой делегацией. Это ускорило разработку контракта на создание учебного пособия и поставку второй части оборудования СТСО ДРМ «Янтарь». Таким образом, напряженная работа была не напрасна. Она дала задел на многие годы вперед.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить следующее. Прошло уже два десятилетия с момента принятия решения ГТК России о начале подготовки специалистов по ТКДРМ. Пройден трудный и длинный путь. Сегодня система подготовки специалистов ТКДРМ включает в себя: научно-образовательные организационные структуры в Москве - Учебный центр технических средств таможенного контроля в Российской таможенной академии; во Владивостоке и Санкт-Петербурге - Учебные центры ТКДРМ; Ростове-на-Дону - Лабораторию применения ТКДРМ, которые проводят обучение по различным дополнительным профессиональным программам повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Кроме того, проводится огромная учебно-методическая, научно-исследовательская работа по направлениям, связанным с подготовкой специалистов ТКДРМ и практической деятельностью по направлению ТКДРМ.
Среди всех научно-образовательных организационных структур Учебный центр ТКДРМ ВФ РТА занимает особое место, обладая наиболее квалифицированным персоналом и реализуя учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую работу и международную деятельность.
За прошедшие годы в УЦ ТКДРМ по программам ДПО по направлению ТКДРМ и радиационной безопасности прошло обучение свыше 4,5 тыс. должностных лиц таможенных органов РФ, в том числе около 700 и специалистов организаций и предприятий Дальнего Востока.
В рамках международного сотрудничества было обучено 69 иностранных граждан: по программам МАГАТЭ (в 2002, 2013 и 2014 гг.) из 13 стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока (Вьетнама, Индонезии, Иордании, Камбоджи, Ливана, Малайзии, Мьянмы, Пакистана, Сингапура, Таиланда).
УЦ ТКДРМ явился инициатором и активным участником мероприятий по образовательному направлению российско-американской программы «Вторая линия защиты» в 1999-2013 гг. В рамках этой деятельности УЦ ТКДРМ был разработан комплекс основных мероприятий, направленных на совершенствование системы подготовки ДЛТО по направлению ТКДРМ.
С 2012 г. УЦ ТКДРМ начал активно сотрудничать с Главным Таможенным Управлением (ГТУ) КНР.
Активная международная деятельность УЦ ТКДРМ позволила дополнительно привлечь свыше 1,1 млн долл. США иностранных инвестиций на приобретение оборудования, приборов и учебных изданий.
Работники УЦ ТКДРМ при участии Санкт-Петербургского и Ростовского филиалов РТА и службы ТКДРМ ФТС России осуществляют разработку учебно-методических материалов для подготовки специалистов ТКДРМ. Всего с 1997 г. издано свыше 100 учебных изданий, включая учебники, учебные фильмы, электронные тренажеры.
Наряду с учебной и учебно-методической деятельностью, УЦ ТКДРМ проводит большую научно-исследовательскую работу (НИР) по разработке новых таможенных и образовательных технологий. Работники УЦ ТКДРМ принимали участие в выполнении более 90 НИР, в том числе по контрактам с МАГАТЭ и ФТС России (ГТК), опубликовали свыше 150 научных работ.
При непосредственном участии УЦ ТКДРМ в рамках программы «Вторая линия защиты» было организовано первое в системе ФТС России учение по пресечению незаконного перемещения ядерных и других материалов через таможенную границу - «Барьер-2005».
Все эти успехи и достижения в области подготовки специалистов по направлению ТКДРМ есть результат упорного, добросовестного труда многих работников ВФ РТА - администрации филиала, факультета повышения квалификации, редакционно-издательского,
справочно-библиографического, научно-исследовательского и административно-хозяйственного отделов, и прежде всего его УЦ ТКДРМ в нынешнем составе (А. В. Борисенко, В. Н. Кустов, В. В. Темченко, Ю. В. Чубов, Д. Б. Соловьев, Г. В. Драгомирова) и тех, кто по тем или иным причинам был вынужден его покинуть ( О. Г. Алехина, М. А. Сутормина-Гилевская, С. А. Доценко, Б. А. Семерков, Ю. А. Белов).
Вместе с тем, несмотря на значительные успехи УЦ ТКДРМ по подготовке специалистов ТКДРМ, проведения учебно-методической и научно-исследовательской работы, реалии сегодняшнего дня по обеспечению ядерной и радиоактивной безопасности на границе Российской Федерации требуют вновь, как и двадцать лет назад, предпринять серьезные усилия по дальнейшему развитию системы подготовки специалистов ТКДРМ и ее главных элементов - учебных центров ТКДРМ.
Об актуальности этой задачи свидетельствуют положения Указа Президента РФ от 13.10.2018 № 5854, а также энергичные действия ряда соседних государств по ЕАЭС и ШОС (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Китая) по развитию своих систем подготовки кадров и организации учебных центров радиационного контроля. Особенно в этом преуспели ГТУ КНР. Территория и оснащение Учебного центра радиационного контроля ГТУ КНР впечатляют уже сегодня, а в планах до конца 2020 г. расширение его учебных полигонов до 200 тыс. м2!
Какой будет ответ у нас, в таможенных органах РФ?
Как вариант - создание на о. Русском межведомственного учебно-тренировочного полигона по подготовке специалистов в области безопасности. Полигон необходимо оборудовать не только приборами радиационного контроля, но и другими специальными средствами поиска и обнаружения контрабанды оружия, наркотиков, ядерных и радиоактивных материалов, биологического и химического оружия (по последним двум у нас вообще подготовка таможенников отсутствует даже теоретически).
Почему на о. Русском? Потому что там развивается ДВФУ - крупнейший вуз Дальнего Востока и Сибири, уже сейчас обладающий достаточно развитой инфраструктурой; там же уже более пяти лет успешно работает академия МЧС; имеется достаточно земли для строительства полигона и соответствующей инфраструктуры, в том числе мест для проживания слушателей. Еще во время проведения Восточного экономического форума на о. Русском в сентябре 2016 г. президент РФ В. Путин поручил правительству до 1 июня 2017 г. подготовить и утвердить концепцию развития о. Русский, предусмотрев создание на его территории международного
4 Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: указ Президента РФ от 13.10.2018 № 585.
научно-образовательного и технологического кластера. С тех пор концепция была утверждена Правительством РФ5, а также вышел Указ Президента РФ № 585, определивший основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, в котором одной из важнейших задач по обеспечению ядерной и радиационной безопасности является совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, а инструментами реализации указа определяются в том числе «создание отраслевых специализированных учебных центров, оснащенных современными учебно-техническими средствами и использующих в своей деятельности учебно-методические разработки».
Главное - не опоздать. Нет, не потому, что опередят коллеги из КНР и мы вскоре поедем к ним не за ширпотребом, а на обучение по ТКДРМ, а потому, что усиливающаяся борьба с мировым терроризмом может ускорить их попытки приобретения оружия массового поражения, и тогда трагедия в аэропорту Домодедово может повториться, но в уже более серьезных масштабах... Не дай Бог...
Список литературы
1. Борисенко А. В. «Вторая линия защиты» // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 1999. № 3. С. 126-127.
2. Горчаков В. В. Радиационный контроль на границе: как все начиналось // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2. С. 5-20.
3. Радиационному контролю на границе России быть /Специалистам по таможенному контролю делящихся и радиоактивных материалов ФТС России посвящается. М., 2005. 205 с.
4. Учебно-методический центр таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов Владивостокского филиала Российской таможенной академии (1995-2011 гг.): Сб. документов и материалов / сост. А. В. Борисенко; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2011. 502 с.
© Борисенко А. В., 2020 © Бопяепко А. V., 2020
Для цитирования:
Борисенко А. В. Формирование системы подготовки специалистов ТКДРМ - начало большого пути // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 2(91). С. 21-32.
5 Об утверждении Концепции развития острова Русский: распоряжение Правительства РФ от 30.05.2017 № 1134-р (ред. от 28.09.2018).